Вам нужен реферат?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Феофан Грек и Андрей Рублев

  • 18 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 08.01.2008
250 руб. 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Жизнь и творчество Феофана Грека
1.1 «Троица»
1.2 Московский период творчества, «Донская Богоматерь»
1.3 «Преображение»
1.4 Личность Феофана
Глава 2 Новая волна – Андрей Рублёв
1.1 Начало творческой деятельности
1.2 «Троица»
1.3 Рублёв и Феофан
Заключение
Библиография


Фрагмент для ознакомления

Центром композиции является чаша с головой жертвенного тельца. Средний из ангелов — Христос. В задумчивой сосредоточенности, склонив голову влево, он благословляет чашу, изъявляя тем самым готовность принять на себя жертву за искупление грехов человеческих. На этот подвиг его вдохновляет Бог-Отец (левый ангел), лицо которого выражает глубокую печаль. Дух Святой (правый ангел) присутствует как вечно юное и вдохновенное начало, как «утешитель». Таким образом, здесь представлен акт величайшей, по учению христианской церкви, жертвы любви (Отец обрекает Сына на искупительную жертву за мир). Но этим художник не ограничивается. Он запечатлевает одновременно и акт величайшего послушания — изъявление сыном готовности на страдание и принесение себя в жертву миру. Рублев претворяет здесь традиционный иконографический тип в глубочайший символ, который заставляет нас совершенно по-новому воспринимать эту старую тему.
«Троица» Андрея Рублёва говорит нам, что в мире должны царить согласие и любовь. Три кротких ангела излучают необыкновенные покой и гармонию. Сияют нежные краски, потрясяющ рублёвский «голубец» - чистейшая ляпис-лазурь. Всё в этой работе выверено, соразмерно, устойчиво.
1.3 Рублёв и Феофан

К сожалению, время и люди оказались немилостивы к творения Андрея Рублёва. Большинство фресок и икон, созданных великим мастером, не сохранились. Утрачена и последняя его работа – росписи в Спасском соборе Спасо-Андронникова монастыря, где ныне находится музей имени Андрея Рублёва.
Многим обязан Рублёв Феофану Греку. В момент приезда гениального византийца в Москву Рублёву было около двадцати лет. Творчество Феофана, по-видимому, произвело на него впечатление, и в 1405г. он сотрудничает с мастером при росписи собора. Вполне возможно, что такое сотрудничество началось и раньше, еще в конце 90-х годов XIV века, когда Феофан работал над украшением Евангелия Хитрово . Сам он исполнил миниатюру с изображением евангелиста Иоанна, диктующего Прохору и эмблему евангелиста Матфея — ангела в круге. Другую руку, менее искушенную, обнаруживают миниатюры с изображениями евангелистов Матфея, Марка, Луки. Здесь, в отличие от строгого Иоанна, лица носят более открытый и добродушный характер, в них явно проступают русские черты (особенно в Матфее). Мотивы палеологовской архитектуры использованы не очень удачно, утяжелены и друг с другом нескоординированы. Все указывает в этих миниатюрах на руку еще не вполне сложившегося русского мастера, пытающегося овладеть всеми тонкостями палеологовской живописи. Весьма соблазнительно отождествить этого мастера с молодым Рублевым, обучавшимся в мастерской Феофана. На воздействие последнего указывает и рублевская фреска с изображением св. Лавра в Успенском соборе на Городке в Звенигороде. Эти произведения, могущие быть приписанными молодому Рублеву лишь предположительно, таят в себе глубокое противоречие: с одной стороны, они показывают, что истоки искусства Рублева восходят к лучшим традициям палеологовской живописи, в частности к московской мастерской Феофана, с другой — они свидетельствуют об упорном стремлении молодого художника не пожертвовать своим пониманием образа, гораздо более просветленным и ясным, чем мы это находим в работах византийских живописцев.
Заключение

Главные слова в русской иконописи были сказаны двумя великими мастерами – Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. Несмотря на всю их непохожесть и даже антагонизм, их живописные каноны, породившие целые школы русской иконописной живописи, явились наиболее полными собраниями характерных черт русской иконописи. Мрачная, экзальтированная, пронизанная тревогой манера Феофана имела поистине готические черты, принятые рядом иконописных школ, оставшаяся же часть лучше восприняла ностальгические, задумчивые и мечтательные образы Рублёва, пронизанные светом и надеждой. Между этими двумя мастерами ярко наметился переход от одного иконописного стиля к другому, это подтверждается тем, что художники были связаны между собой. Андрей Рублев, будучи уже зрелым мастером, вел внутренний диалог со своим предшественником и отчасти учителем. И действительно, многое в их композициях на один и тот же сюжет решено принципиально по-разному. Феофан пишет ветхозаветный сюжет Троицы, не отходя от текста Библии. Рублев воплощает образ божественного триединства, любимый в среде Сергия Радонежского. Мир, изображенный византийским мастером, охвачен волнением, встреча земного и небесного приводит в движение все материи, она понимается как пронзительное откровение, переживаемое на пределе духовных возможностей человека. Рублев, напротив, открывает перед нами божественное как мир мудрого созерцания, ясности и немногословности.
Мастера русской иконописи создавали необычайно прекрасные работы, позволившие их потомкам восстановить внутренний мир своих предков, понять их страхи и переживания. Своеобразная красота древнерусских икон сохраняет своё эстетическое и религиозное значение и по сей день.



Библиография

Андрианова И.А., «Великие живописцы», М., «АСТ-Астрель», серия «Великие и знаменитые», 2002
Кондаков Н.П., «Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения», М., «Паломникъ», 1999
Лазарев В.Н., «Русская иконопись от истоков до начала 16 века», М., «Искусство», 1983
Моисеева Т.В., «История иконописи. Истоки. Традиции. Современность», М., «Арт-БМБ», 2002
Leek Peter, “Russische Malerei”, Berlin, “Baseline”, 2005














Древнерусское название иконописцев
1340-1410гг.
Генуэзская колония












1

1.Андрианова И.А., «Великие живописцы», М., «АСТ-Астрель», серия «Великие и знаменитые», 2002
2.Кондаков Н.П., «Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения», М., «Паломникъ», 1999
3.Лазарев В.Н., «Русская иконопись от истоков до начала 16 века», М., «Искусство», 1983
4.Моисеева Т.В., «История иконописи. Истоки. Традиции. Современность», М., «Арт-БМБ», 2002
5.Leek Peter, “Russische Malerei”, Berlin, “Baseline”, 2005



Феофан Грек в Новгороде и в Москве

Введение.

Иконопись появилась в России в 10 веке, после того, как в 988 год Русь получила от Византии христианство. В то время в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, каноническую, система образов. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианской веры и культа. Русь получила икону как одно из "оснований" новой религии.

Однако, со временем, икона в России начала приобретать свои собственные изменения, и постепенно, но неуклонно отходить от canon. Очень выражение свободомыслием в России в 14 веке стала в Новгороде и Пскове ересь стригольников: стригольники учили, что религия есть внутреннее дело каждого и каждый человек имеет право быть учителем веры. Они отрицали церковь, они отрицали духовенство, церковные обряды и таинства. Искусство Новгорода и Пскова в 14 веке, в целом, ярко отображает рост мысли. Художники, как правило, к образам более живым и динамичным, чем прежде. Появляется интерес к тем драматическим. Просыпается интерес к внутреннему миру человека. Художественные искания мастеров 14 века объясняют, почему Новгород мог стать местом деятельности одного из самых мятежных художников средневековья - византийца Феофана Грека.

Работа в Новгороде.

Феофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. До этого он работал в Константинополе. В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде: ручная роспись фресками церкви Спаса - Преображения. Персонажи от Феофан не только внешне не похожи друг на друга, они живут, проявляется по-разному. Каждый персонаж Феофана - незабываемые впечатления человека, через движение, позу, жест художник умеет сделать хорошего "внутреннего человека". Феофан мыслит в форме трехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как это тело в пространстве, поэтому, несмотря на условный фон, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Большое значение фоновом режиме i передаче в живописи объема. Его способ моделировки впечатляет, хотя на первый взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Основной тон лица и одежды Феофан кладет широкими, свободными мазками. За тон основы, в некоторых местах – над бровями, на носу, под глазами - резкими, меткими ударами кисти он применяется яркий свет и пространство. С помощью бликов художник не только передает объем, но и ищет впечатления выпуклости формы, чего не достигли мастера более раннего времени. Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана приобретают особую трепетность, подвижность.

Узнать стоимость работы