Исследование иконы из земной жизни Христа(на выбор до 16в)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 13 13 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 08.01.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Они изображены только потому, что их нельзя было не изобразить, но изображены так, чтобы лишить трактовку сюжета каких бы то ни было моментов жанровости и реальной событийности. Поскольку, как мы видели, вся мировоззренческая система исключает возможность реального вписывания фигуры в соизмеримое, трехмерное пространство и последнее у того же Феофана остается абстрактным, поскольку реальность трактовки гор в «Преображении» не только не уменьшает, но усиливает масштабный разрыв между фигурами и их ландшафтным фоном.
6. Строго следуют слову Евангелия уже древнейшие византийские изображения Преображения Господня. Они несут все главные обстоятельства события, в них воплощено в известной мере его чудесное таинственное начало. Именно этими чертами отмечено «Преображение» в иллюстрациях к «Хлудовской Псалтыри» IX века. Темно-розовыми линиями вся целиком — от подошвы до вершины — вычерчена гора Фавор. Посредине на ее уступах в позах удивления изображены апостолы: воздевшие руки Петр и Иаков и павший «на лице свое» юный Иоанн. А на вершине горы — собственно Преображение. Очерченный резкой линией голубой овал — знак света — покрывает ее, и в этом овале в голубом хитоне и ослепительно белом плаще предстают Иисус Христос в крестчатом нимбе и почтительно склонившиеся перед ним седобородый старец Илия и темноволосый Моисей.
Основные черты, которые есть в этой миниатюре, сохранила русская иконопись и именно на их основе создала в период своего расцвета образы Преображения, постигающие те таинственные глубины события, о которых размышляли поколения христиан.
Помимо работы Фоефана Грека, прославленно и еще одно русское «Преображение» — написанное, по преданию, Андреем Рублевым и сейчас находящееся в Благовещенском соборе Московского Кремля. В нем нет тех подробностей, которые есть в переяславской иконе: только участники чуда располагаются здесь на легких, охристых горках — горе Фавор. Лежат повергнутые ниц внизу горы апостолы в темно-зеленых, охристо-желтых и темно-розовых одеждах. Стоят на вершине склонившиеся перед Спасом пророки. Ослепительно сияют и здесь его проникнутые светом одежды, но, изливаясь из Спаса, этот свет таинственно обретает в звезде зелено-малахитовый оттенок, светлеющий в замыкающем ее круге. И тихо ложатся отсветы на одежды пророков, на горки, на лики апостолов.
«Икона изнутри сияет легким и ровным светом,— пишет исследователь творчества Рублева В. Сергеев.— Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей, землю и растения. Лица людей обращены не на внешнее, они сосредоточены, в движениях фигур больше задумчивости, длящегося, нежели выражения пронзительного и потрясающего мгновения. Таинственный свет повсюду, но к нему нужно восходить, готовиться, и лишь тогда человек, насколько это ему возможно, им освещается».
Размышляя об этой иконе, ясности ее построения, о благородной сдержанности ее цвета, тот же исследователь делает еще одно очень интересное наблюдение: «В „Преображении» очень тонко, ассоциативно передан Андреем Рублевым образ летней природы в день самого праздника, когда едва блекнут краски, отсветы лета становятся прозрачней, и холодней, и серебристей, и еще издали чувствуется начавшееся движение к осени».
Эту черту — прозрение смысла праздника в образах самой природы того времени, когда он празднуется,— исследователь справедливо считает чисто русской. Подтверждая это наблюдение, свидетельствуя о стойкости этой черты, русский поэт, пятью веками отделенный от Рублева, наш современник Борис Пастернак так говорит в своих стихах о празднике Преображения:
«Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры».
И действительно, лучшие русские «Преображения» XV века роднит с «Преображением» А. Рублева — даже при сильных видимых от него отличиях — и глубинное понимание сущности излившегося на Фаворе света, и отблеск осеннего дня, ложащийся на эти иконы. К таким иконам можно отнести «Преображение» из Кремлевского собора Спаса на бору, находящееся сейчас в музеях Московского Кремля. Ослепительный свет, идущий от Спаса, сгущается здесь в великолепную бирюзу звезды и круга, и нежный бирюзовый отблеск проникает собой землю, деревья, фигуры пророков и апостолов. Отсвет осени безусловен здесь в какой-то благородной «пожухлости» господствующих в иконе оттенков зеленого и охристого. А само соединение бирюзы и золотистого фона невольно заставляет вспомнить цветовую гамму конца лета: «лазурь Преображенскую и золото второго Спаса», о которых также говорит в своем стихотворении Пастернак.
В дальнейшем древнерусское искусство сохранило практически без изменения тот канон Преображения, которым пользовались мастера XV века. Не всегда с такой глубиной, как в том столетии, но неизменно стремились передать мастера то «чудо страшно и велико», которое искони виделось в этом событии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.
Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.
Муратов П. Древнерусская живопись. М., 2005.
Сергеев В.Н. Рублев. М., 1981.












2

1.Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
2.Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.
3.Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.
4.Муратов П. Древнерусская живопись. М., 2005.
5.Сергеев В.Н. Рублев. М., 1981.

Вопрос-ответ:

Зачем икона изображает земную жизнь Христа?

Икона изображает земную жизнь Христа, потому что это важный момент в его богочеловеческом предназначении. Отображение этих событий позволяет верующим лучше понять и проникнуться значимостью и значением Христовой миссии на земле.

Почему исследование иконы до 16 века?

Исследование иконы до 16 века имеет свою значимость, так как этот период считается золотым веком искусства и иконописи. Именно в этот период было создано множество великолепных икон, которые являются уникальными произведениями искусства.

В чем особенность изображений икон до 16 века?

Особенностью изображений икон до 16 века является стремление к передаче духовного содержания и смысла событий, вместо учета жанровости и реальности. Иконописцы старались передать глубину и духовность изображаемых событий, а не просто воплотить реалистическую картину.

Почему иконы изображают фигуры без соизмеримого пространства?

Иконы изображают фигуры без соизмеримого пространства, потому что таким образом они обретают свой особый символический и духовный смысл. Изображенные фигуры не ограничены пространством и могут быть восприняты как вечные и божественные.

Какую роль играют иконы в религиозном образовании?

Иконы играют важную роль в религиозном образовании, так как они помогают верующим визуализировать и представить духовные и религиозные понятия. Они служат средством коммуникации с божественным и помогают верующим ощутить присутствие Бога в своей жизни.

Почему изображают иконы из земной жизни Христа?

Изображение икон из земной жизни Христа происходит потому, что эти моменты невозможно не изобразить. Они являются важными для христианства и имеют глубокий символический смысл.

Зачем изображают иконы из земной жизни Христа?

Изображение икон из земной жизни Христа помогает христианам воспринять и понять главные моменты из жизни Христа. Оно служит для вдохновения и напоминает о его учениях и деяниях.

Каким образом изображаются иконы из земной жизни Христа?

Иконы из земной жизни Христа изображаются таким образом, чтобы не создавать жанровости и реалистичности. Они имеют абстрактный характер и не вписываются в трехмерное пространство. Такое изображение позволяет сосредоточиться на символическом значении событий и учений Христа.