Социальная философия Аристотеля.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 2222 страницы
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 25.09.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Социальная философия Аристотеля


Оглавление
Введение
Социальная философия Аристотеля
Классификация форм познания у Аристотеля
Человек и общество
Этические воззрения Аристотеля
Учение Аристотеля о государстве
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В дальнейшем, по мере индустриализации происходило все большее усложнение общества и общественных связей.
Опираясь на знание полиса, Аристотель мог, по большому счету, трактовать политику и этику как рациональное и открытое взаимодействие, как праксис, а риторику и поэзию как пойезис, то есть как способ воздействия на людей (и создание нового). «Учение Аристотеля о государстве (политика), таким образом, не включало каких-либо моментов Realpolitik в духе Макиавелли или эмпирической социологии в духе Конта». Для Аристотеля политика как дисциплина включает прежде всего: 1) сбор информации о различных городах-государствах и ее классификацию (классификацию политических систем); 2) выявление правил и способов жизни, которые обеспечивают наилучшую жизнь для граждан (нормативная политическая наука и учение о справедливости). Было бы анахронизмом требовать, чтобы Аристотель включал сюда эмпирическую социологию и политику манипуляции.
Мы уже касались аристотелевского учения о справедливости, поэтому скажем только несколько слов, относящихся к классификации политических систем и к нормативной политической науке.
Аристотель пытается определить наилучшие формы государства. «Исследователю видов государственного строя и присущих им свойств надлежит прежде всего подвергнуть рассмотрению вопрос о государстве вообще и разобрать, что такое собственно государство».
Философ подчеркивает, помимо прочего, важность политической стабильности: необходимо принимать во внимание мнение народа, иначе государство оказывается нестабильным. Государство должно управляться на основе закона, в противном случае оно может стать опасным, коррумпированным и подверженным произвольным прихотям правителей. Итак, государство должно управляться на основе закона и позволять людям выражать свои мнения.
В противоположность Платону Аристотель полагает, что народ может высказывать обоснованные и разумные точки зрения. Для Платона всем заслуживающим внимания знанием обладают только «эксперты», мнение народа являлось лишь второстепенным.
Аристотель считал, что «хорошая тирания» никогда не является подлинной альтернативой обществу, управляемому законом. Оказаться в подчинении другого человека означает утратить свободу, стать рабом. В этом случае воля другого человека решает, какой «образ жизни» (ethos) необходимо вести. Однако, чтобы жить добродетельно и сохранять человеческое достоинство, необходимо лично реализовать свою собственную жизнь, а не быть «погоняемым» другим, как это свойственно животным. Подчиняясь общему закону, мы можем в его границах свободно реализовать в обществе наши способности. Правление, согласно закону, по Аристотелю, является условием реализации наилучших человеческих способностей и возможностей.
Поэтому Аристотель подчеркивает необходимость учета народного мнения и управления государством на основе законов. В этих двух аспектах он расходится с платоновским учением об идеальном государстве, выраженном в Государстве.
Тем не менее, по Аристотелю, закон писан не для каждого. Закон прежде всего определяет права и правила, имеющие силу для свободных греков. Он не распространяется на рабов и варваров. Итак, закон не является универсально применимым1.
Как отмечалось, Аристотель обсуждая и вопрос о равенстве. Равенство относительно количества (субъектов права) ведет к демократии, правлению народа. Равенство относительно собственности ведет к плутократии, правлению богатых. Здесь Аристотель усматривает конфликт различных притязаний на власть. Чем в этом случае являются справедливые притязания? Как они могут быть сбалансированы? Собственность, согласно Аристотелю, требует ответственности, что хорошо для государства. В большинстве случаев она указывает на наличие определенных ценных способностей у собственника. В идеале мудрость и добродетель должны оцениваться наиболее высоко, однако их трудно измерить, тогда как богатство может быть измерено. Следует также учитывать и народное мнение, мнение большинства. От большинства могут исходить разумные идеи, отказавшись от которых, правление может стать нестабильным.
При рассмотрении вопроса о власти, по мнению Аристотеля, должны учитываться все вышеперечисленные факторы. Собственность, образованность, происхождение, связи, их количество, - всего «понемногу» -должно приниматься во внимание при распределении власти.
После тщательного обсуждения Аристотель заключает, что умеренная демократия является наилучшей формой правления из возможных. Она является «смешанным правлением», основанном на демократическом принципе количества и аристократическом принципе качества. В ней управляют согласно законам так, что каждый может быть свободным и многие имеют право высказаться по поводу происходящего. Многие, но не все. Снова Аристотель избегает крайностей. «Средний класс» должен обладать наибольшей властью. Он не богат и не беден. Он является достаточно многочисленным, чтобы государство имело широкую поддержку в народе, и достаточно малочисленным, чтобы обеспечить фундаментальную «прозрачность» отношений в полисе. Умеренная демократия является формой правления, которая обеспечивает наилучший баланс между народным мнением и разумным правлением. Для Аристотеля важно и то, что она является наиболее осуществимой формой правления. Он мало говорит о платоновском недостижимом идеальном государстве.
Следует отметить, что в качестве данного состояния Аристотель рассматривает богатство немногих и бедность многих. Теоретическая возможность иметь много богатых и мало бедных не интересна для тех, кто отталкивается от реалий времен Аристотеля.
Аристотель трактует большое различие между богатыми и бедными в качестве политически опасного (оно ведет к нестабильности), а не только заслуживающего морального осуждения. Вместе с Платоном он верит в то, что главной этической целью государства является хорошая жизнь.
Спустя несколько лет после того, как Аристотель закончил сбор и классификацию информации о греческих полисах, они лишились своей независимости. Однако аристотелевское политическое мышление продолжало существовать и вдохновлять живших после него теоретиков, а его идеи трансформировались в соответствии с изменявшимися социальными условиями последующих эпох.
Заключение

Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является ее многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его произведений, посвященных изучению государства и общества, бесспорно, занимает «Политика».
Совершенно явственно видна практическая направленность социально-политического учения Аристотеля в тех частях его произведения, где представлена классификация видов государственного устройства. В соответствии со своими этическими взглядами Аристотель в правильных видах государственного устройства усматривает проявление надлежащей добродетели, в неправильных – отсутствие добродетели.
Вопрос о соотношении политики как специфической сферы жизнедеятельности общества с экономикой интересовал социальную философию издревле. Так, размышляя об оптимальной форме государственного устройства и правления, Аристотель пытался напрямую связать эту форму с определенными большими группами в социально-экономической структуре общества, а именно с так называемым средним классом, выделяющимся, по его мнению, из общей массы народа известным образовательным (следовательно, и имущественным) цензом. Если же власть принадлежит наиболее богатому меньшинству («аристократия», по Аристотелю), она имеет тенденцию деформироваться в такую «неправильную» форму, как олигархия, в узкокорыстную власть немногих. Минорно настроен Аристотель и по отношению к власти бедного большинства, к «политии», которая тоже способна деградировать, превращаясь в демократию. Заметим, что в данном случае Аристотель негативно оценивает демократию, сводя ее, про сути дела, к охлократии, к власти толпы, хотя во многих местах своей «Политики» он отзывается о политии и демократии положительно. Но во всех случаях он связывает «правильные» и «неправильные» формы политической власти с определенными социально-экономическими слоями.
Не может быть сомнения в том, что даже чисто теоретические построения античных мыслителей, вроде «Государства» и «Законов» Платона или тех проектов, которые рассматриваются во второй книге «Политики» Аристотеля, в большей или меньшей степени связаны с реальной жизнью греческих полисов, что и дает право современным исследователям использовать названные сочинения как источники для уяснения некоторых сторон бытия этих полисов.
Таким образом, в области социальной философии Аристотель выдвинул своеобразные, глубокие идеи, что дает основание рассматривать его как мыслителя, стоявшего у истоков наших современных представлений об обществе, государстве, семьи, человеке, праве, равенстве.

Список литературы

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Перс. с древнегреч.; Общ. ред. Доватура А. И. – М.: Мысль, 1983.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. - Волгоград: Комитет по печати, 1996.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. С. 133.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. - Волгоград: Комитет по печати, 1996. С. 34.
Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Перс. с древнегреч.; Общ. ред. Доватура А. И. – М.: Мысль, 1983. С. 377.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 126.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. С. 140.
Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Перс. с древнегреч.; Общ. ред. Доватура А. И. – М.: Мысль, 1983. С. 324 - 325.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. С. 144.
Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Перс. с древнегреч.; Общ. ред. Доватура А. И. – М.: Мысль, 1983. С. 444.












21

Список литературы

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
2.Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Перс. с древнегреч.; Общ. ред. Доватура А. И. – М.: Мысль, 1983.
3.Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. - Волгоград: Комитет по печати, 1996.
4.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.

Вопрос-ответ:

Какова классификация форм познания у Аристотеля?

У Аристотеля можно выделить три формы познания - сенсорное, логическое и интуитивное. Сенсорное познание основывается на восприятии через органы чувств. Логическое познание основывается на рассуждениях и логических закономерностях. Интуитивное познание является наивысшей формой познания, которая основывается на разумном интеллекте и открытии первопричин.

Какие этические воззрения имел Аристотель?

Аристотель развивал этику как науку о поведении людей и постулировал счастье как главную цель жизни. Он выделял такие этические понятия, как добродетель, моральные качества и справедливость. Аристотель считал, что добродетели, такие как мудрость, справедливость и мужество, являются средствами достижения счастья и гармонии в жизни.

Каково учение Аристотеля о государстве?

Аристотель считал государство естественным и необходимым образованием, способствующим счастью и благополучию людей. Он считал, что государство должно быть основано на принципе справедливости и законах и должно стремиться к общему благу всех граждан. Аристотель также выделял различные формы правления и анализировал их преимущества и недостатки.

Какова роль полиса в социальной философии Аристотеля?

Полис, или город-государство, играл важную роль в социальной философии Аристотеля. Он считал, что полис является естественным окружением человека и предоставляет возможность для развития его потенциала. Полис обеспечивает социальную организацию, справедливость и безопасность для всех граждан, а также возможность участвовать в общем благе и принимать решения о важных вопросах.

Каковы основные принципы взаимодействия в социальной философии Аристотеля?

Аристотель третировал политику и этику как рациональное и открытое взаимодействие. Он считал, что общество должно основываться на справедливости, равенстве и взаимной поддержке. Аристотель также подчеркивал необходимость общественной ответственности и сотрудничества между гражданами для достижения общего блага.

Какую классификацию форм познания предлагает Аристотель?

Аристотель выделяет три формы познания: теоретическое познание, практическое познание и продуктивное познание. Теоретическое познание направлено на познание истины и объяснение вселенной. Практическое познание связано с этикой, где основной целью является обретение счастья и благости. Продуктивное познание относится к созданию и производству материальных объектов.

Как Аристотель понимал взаимоотношения человека и общества?

Аристотель считал, что человек является общественным существом, и только в обществе он может достичь своего полного развития. Идеальное общество, по мнению Аристотеля, должно обеспечивать благополучие и счастье своих граждан, а индивидуальные цели должны быть направлены на общие цели общества.

Какие этические воззрения выдвигает Аристотель?

Аристотель считает, что этика основывается на поиске счастья и благоденствия. Он утверждает, что счастье достигается через достижение внутренней гармонии и развитие своих потенциалов. Аристотель также говорит о важности взаимодействия с другими людьми и справедливого общественного устройства.

Каково учение Аристотеля о государстве?

Аристотель считает государство естественным образованием, возникающим из потребности людей жить вместе. Он видит государство как средство к достижению благополучия и счастья. Для Аристотеля идеальное государство должно быть справедливым, где каждый гражданин имеет свою роль и выполняет ее для общего блага.

Каковы основные идеи социальной философии Аристотеля?

Одной из основных идей социальной философии Аристотеля является понимание человека как общественного существа, и только в обществе он может полностью раскрыть свой потенциал. Аристотель также подчеркивает важность справедливого общественного устройства и взаимодействия между людьми. Его учение о государстве выдвигает идею о том, что идеальное государство должно обеспечивать благополучие и счастье своих граждан.