Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Бюджетный Федерализм.

  • 31 страница
  • 16 источников
  • Добавлена 04.06.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1Сущность понятия «бюджетный Федерализм»
1.1 Понятие и сущность бюджетного Федерализма
1.2 Модели бюджетного Федерализма
2Бюджетный Федерализм в России и зарубежных странах
2.1Бюджетный Федерализм в России
2.2Бюджетный Федерализм в зарубежных странах
3Современный бюджетный Федерализм
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

руб.;
в 2009 г. - 2 797,6 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1 006,4 млрд. руб.;
в 2010 г. — 3 221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1 149,4 млрд. руб1.
При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.
Доходы федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний период, должны составить: в 2008 г. — 534,5 млрд. руб., в 2009 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно.
Таким образом, положение бюджета в цело по стране, а также бюджетов субъектов Федерации улучшится по прогнозу на 2008-2010 год.

Бюджетный Федерализм в зарубежных странах


Необходимо отметить, что в чистом виде не существует ни кооперативного, ни конкурентного федерализма. С одной стороны, невозможно сделать единые правила игры всеобъемлющими. Всегда останутся определенные «зазоры», которые будут заполнены субъектами федерации, а следовательно, возникнет конкуренция за наиболее удачное дополнение и/или исполнение общенациональных правил игры. С другой стороны, даже абсолютно независимым друг от друга и от федерального центра субъектам федерации придется вести переговоры по установлению общенациональных правил игры (например, Collecting Tax Agreement в Канаде). Следовательно, говоря о конкурентном или кооперативном федерализме в какой-либо стране, необходимо понимать, что речь идет только о преобладании того или иного принципа в построении федеративных отношений. В этой связи Германия и США — это не «чистые» типы соответственно конкурентного и кооперативного федерализма, а страны, где два эти принципа наиболее ярко выражены.
В Германии доминирует кооперация между уровнями власти, хотя там, безусловно, существует и конкуренция между землями. А в США наиболее ярко выражены принципы конкуренции штатов друг с другом и с федеральным центром, хотя существует также и кооперация между различными уровнями власти. В других федеративных государствах принципы кооперации и конкуренции применяются более равномерно, чем в двух названных странах.
Соотношение принципов конкуренции и кооперации различается не только по странам, но и в зависимости от исторических условий существования одного и того же государства. США традиционно считаются страной с конкурентным федерализмом, однако термин кооперативный федерализм возник именно в США применительно к практике федеративных отношений, сложившихся в этой стране в 1 950—1960-х годах (в этот период федеральный центр совместно с регионами осуществлял приоритетные национальные проекты: строительство дорог между штатами, строительство жилья и т. д.).
Но даже в этот период в США были сильны черты конкурентного федерализма: власти штатов сохраняли права самостоятельного осуществления расходов и установления собственных налогов. Следует иметь в виду, что данная классификация моделей федерализма, как и любая другая, является относительной: федерализм в США в 1950—1960-х годах можно назвать кооперативным по сравнению с конкурентным федерализмом в этой же стране в XIX веке. Однако, если сравнить федерализм США с германским федерализмом, очевидно, что в американской модели всегда доминировал принцип конкуренции над принципом кооперации. Таким образом, доминирование принципов конкуренции или кооперации в построении федеративных отношений зависит от исторических условий. Необходимость решать общенациональные задачи (участвовать в войнах, обустраивать страну после войны, развивать общенациональную инфраструктуру, осуществлять масштабные социальные проекты и т. д.) делает более адекватной кооперативную модель федерализма, тогда как для обеспечения устойчивых темпов экономического роста, учета местной специфики в организации общественного сектора, проведения масштабных институциональных реформ следует предпочесть принципы конкурентного федерализма.

Современный бюджетный Федерализм


Характерной чертой современного государственного устройства является наличие нескольких уровней государственного управления1:
центрального правительства, отвечающего за постановку и достижение общенациональных целей и задач,
других уровней власти, осуществляющих свои функции на субнациональном уровне и/или на уровне муниципального образования.
Даже формально унитарные государства делегируют часть своих бюджетных полномочий субнациональным и местным органам власти (Примером формально унитарного государства со значительной степенью децентрализации бюджетных полномочий может служить Китайская Народная Республика).
Индекс федерализации — это интегральный показатель уровня независимости региональных и местных властей в том числе и в области бюджетной политики, рассчитанный на основе экспертных оценок и принимающий значения от 0 до 4. Индекс федерализации строится на основе следующих показателей и характеристик:
финансовые показатели: доля расходов федерального бюджета в консолидированном бюджете, доля расходов на потребление (государственные закупки товаров и услуг) федерального бюджета в консолидированном бюджете;
характеристики политической системы: степень конкуренции между политическими партиями, демократичность законодательства о политических партиях, степень разделения властей, порядок замещения государственных должностей (по конкурсу или без него), ограничения для высшего исполнительного органа (имеют ли нормативные акты высшего исполнительного органа власти подчиненный характер по отношению к законам); характеристики децентрализации власти: формальное государственное устройство (унитарное или федеративное), наличие или отсутствие выборов в региональные органы исполнительной власти, наличие или отсутствие выборов муниципальных властей, возможность федерального центра отстранять глав исполнительной власти регионов от власти и/или изменять решения, принятые на региональном уровне, возможность региональных и местных властей самостоятельно собирать налоги, степень дотационности региональных и местных властей.
Как видно из рисунка 1, в большинстве регионов мира происходит устойчивый процесс федерализации.

Рисунок 1 – Индекс Федерализации по странам

Заключение



Бюджетный Федерализм - распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
Любая федерация — это набор правил игры для субъектов, в нее входящих.
В зависимости от порядка установления этих правил можно выделить две модели федерализма — конкурентный и кооперативный.
Конкурентный федерализм — правила игры определяются каждым участником самостоятельно. Возникает конкуренция между субъектами федерации за мобильные ресурсы с помощью установления наиболее выгодных правил игры.
Кооперативный федерализм — правила игры формулируются всеми участниками (федеральным центром и региональными властями) сообща. Концепция конкурентного федерализма впервые была представлена в работах канадского политолога А. Бретона.
Существующая в настоящее время российская модель федерализма нуждается в повышении, с одной стороны, эффективности, а с другой — гибкости, с тем чтобы без социальных потрясений и экономического застоя (а затем и кризиса) перейти к более конкурентной модели федерализма Иными словами, необходимо обеспечить баланс между специфической («суверенной») моделью российского федерализма (восприятие регионов федеральным центром как филиалов единой корпорации) и принципами кооперативного и конкурентного федерализма.
Так, важнейшим направлением усиления конкурентных черт российского федерализма должно стать развитие местного самоуправления: обеспечение его финансовой и политической независимости от региональных и федеральных властей.
Общенациональные проекты должны быть совместно разработаны федеральными и субнациональными властями, а не спускаться регионам сверху в виде субсидий и субвенций с обязательством отчитаться в расходовании выделенных средств. Долговременное доминирование одних принципов федерализма делает переход к другим принципам все более желательным: при успешном выполнении приоритетных национальных проектов в рамках кооперативного федерализма важно вовремя переориентироваться на конкурентные принципы построения федеративных отношений, а не скатиться к унитарному государству1.

Список использованной литературы



Алиев А.Б. Финансы. Книга 2. Москва: «Ади-ЛАТ».-2005.- 399 с.
«Ведомости» от 17.08.2001, №148 (471)
Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – С. 17.
Доклад всемирного банка об экономике России (июнь 2007)//обществоИЭ.-2007.-№5-6.-с.74-103
Зиберт Х. Эффект Кобры: Как можно избежать заблуждений в экономической политике. Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.- 349 с.
Л.А.Васильева. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9.
Назаров В., Трунин И. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы в 2005 г. // Российская экономика в 2005 г.: тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2006.- 519 с.
Наталья Типенко. Бюджетный Федерализм и трансфертная политика. «Экономика образования» от 31 мая. 2007 года
Портнов А. На развалинах- бюджет России [о проблемах российской экономики] /А.Портнов//Молодая гвардия.-2006.-№11/12.-с.198-199
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М.,.-2006.-602 с.
Родионова В. М. Бюджетный федерализм: содержание, правовые основы и перспективы развития в России // Материалы научно-практической конференции «Бюджетный федерализм: современные проблемы и тенденции развития». – Москва.- 2005.- с. 14
Трунин И., Катамадзе А., Назаров В. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы в 2004 г. // Российская экономика в 2004 г.: Тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2005
Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002. – С. 7.
Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного Федерализма// Вопросы экономики, 2005, №8
Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998—2002. М.: Дело, 2003.-499 с.
Электронный ресурс www.budgetrf.ru


1 Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – С. 17.

Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002. – С. 7.
1 Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998—2002. М.: Дело, 2003.-499 с., с. 231
1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М.,.-2006.-602 с., с. 79-83

2 Родионова В. М. Бюджетный федерализм: содержание, правовые основы и перспективы развития в России // Материалы научно-практической конференции «Бюджетный федерализм: современные проблемы и тенденции развития». – Москва.- 2005.- с. 14.
1 Электронный ресурс www.budgetrf.ru
1 Зиберт Х. Эффект Кобры: Как можно избежать заблуждений в экономической политике. Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.- 349 с.,с. 76
1 Наталья Типенко. Бюджетный Федерализм и трансфертная политика. «Экономика образования» от 31 мая. 2007 года
1 Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного Федерализма// Вопросы экономики, 2005, №8
1 Назаров В., Трунин И. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы в 2005 г. // Российская экономика в 2005 г.: тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2006.- 519 с., с. 86.
1 Алиев А.Б. Финансы. Книга 2. Москва: «Ади-ЛАТ».-2005.- 399 с., с. 152

2 Л.А.Васильева. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9.

1 Портнов А. На развалинах- бюджет России [о проблемах российской экономики] /А.Портнов//Молодая гвардия.-2006.-№11/12.-с.198-199

1 Доклад всемирного банка об экономике России (июнь 2007)//обществоИЭ.-2007.-№5-6.-с.74-103

1 «Ведомости» от 17.08.2001, №148 (471)

1 Трунин И., Катамадзе А., Назаров В. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы в 2004 г. // Российская экономика в 2004 г.: Тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2005




30

1.Алиев А.Б. Финансы. Книга 2. Москва: «Ади-ЛАТ».-2005.- 399 с.
2.«Ведомости» от 17.08.2001, №148 (471)
3.Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – С. 17.
4.Доклад всемирного банка об экономике России (июнь 2007)//обществоИЭ.-2007.-№5-6.-с.74-103
5.Зиберт Х. Эффект Кобры: Как можно избежать заблуждений в экономической политике. Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.- 349 с.
6.Л.А.Васильева. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9.
7.Назаров В., Трунин И. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы в 2005 г. // Российская экономика в 2005 г.: тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2006.- 519 с.
8.Наталья Типенко. Бюджетный Федерализм и трансфертная политика. «Экономика образования» от 31 мая. 2007 года
9.Портнов А. На развалинах- бюджет России [о проблемах российской экономики] /А.Портнов//Молодая гвардия.-2006.-№11/12.-с.198-199
10.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М.,.-2006.-602 с.
11.Родионова В. М. Бюджетный федерализм: содержание, правовые основы и перспективы развития в России // Материалы научно-практической конференции «Бюджетный федерализм: современные проблемы и тенденции развития». – Москва.- 2005.- с. 14
12.Трунин И., Катамадзе А., Назаров В. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы в 2004 г. // Российская экономика в 2004 г.: Тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2005
13.Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002. – С. 7.
14.Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного Федерализма// Вопросы экономики, 2005, №8
15.Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998—2002. М.: Дело, 2003.-499 с.
16.Электронный ресурс www.budgetrf.ru

ВЫВОД

Таким образом, финансово-бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области финансов, и, в частности, в бюджетной сфере. Основная идея финансово-бюджетного федерализма состоит в обеспечении целостного развития федеративного государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, получение ими гарантированного государством минимума социальных благ, независимо от места жительства и деятельности. Он осуществляется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Бюджетным кодексом РОССИЙСКОЙ федерации, законом закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации [2, c. 172]:

1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами публичной власти всех уровней управления;

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них функций;

3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличие единых для каждого звена бюджетной системы формальных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

5) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетной системе.

Россия явно не стремится, ни к одной из рассмотренных ранее моделей бюджетного федерализма, в нынешних условиях, хотя можно заметить некоторое сходство с центрального типа бюджетного устройства. В то же время, кажется, что синтез романо-германского и канадского модели могут служить основой для построения и совершенствования бюджетной системы в России. Прежде всего, это связано с тем, что в немецкой модели четко разграничены распределительные функции бюджетной системы. В условиях дефицита бюджетных вопросов распределительных отношений выступает на первый план. В канаде, модель, несомненный интерес представляет налоговая система и механизм выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения. Бюджетный федерализм в РОССИИ в настоящий момент сводится к регулированию межбюджетных отношений и стимулирование регионов к достижению финансовой самодостаточности.

Весь процесс формирования российской модели бюджетного федерализма, в первую очередь, должен включать законодательное оформление трех приоритетных составляющих бюджета аппарата [18, c. 3-9]:

Узнать стоимость работы