Масса и терроризм

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 77 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 15.01.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

В этом аспекте природная катастрофа должна восприниматься нами также как мифическое выражение катастрофы социального, катастрофы крушения власти и исчезновения масс. Нас не должна удивлять смелость этого предположения: Бодрийяр доказывает, что любая техногенная или даже природная катастрофа могла бы быть устроена группой террористов: «терроризм порожден не стремлением к насилию, а характерен для нормального состояния социального - в той мере, в какой это нормальное состояние в любой момент может превратиться в нечто прямо противоположное, абсурдное, неконтролируемое».

Итак, подводя итоги, необходимо выделить несомненную актуальность исследования Ж. Бодрийяра. Практичность полученного им знания лишь на первый взгляд сомнительна (поскольку его значение прежде всего деструктивно). Не выглядит убедительным также и несколько спекулятивный характер аргументации философа, которого можно обвинить в «жонглировании терминами». Однако здесь необходимо отметить два важных момента.
Во-первых, Бодрийяр касается не просто вечных «больных» вопросов европейской цивилизации, но затрагивает те темы, которые стали ключевыми сегодня: прежде всего взаимоотношения в роковом треугольнике «массы – средства массовой информации - терроризм». Каждая из трех «вершин» этого треугольника является важным фактором современной жизни, и во многом развитие общества будет зависеть от того, насколько успешными будут попытки ученых, власти и общественности решить проблему мирового терроризма (особенно обострившуюся в начале 2000-х гг. после террористических актов в Соединенных Штатах), разобраться в ситуации, когда средства массовой информации стали практически четвертой ветвью власти (в условиях информационного общества) и определить место масс в политическом и социальном пространстве сегодня.
Вторым фактором является то, что деструктивность Бодрийяра (как равно и вообще деструктивность постмодернизма и культуры второй половины XX века) оказывается на проверку псевдо-деструктивностью или даже конструктивностью. На наш взгляд, не следует забывать, что периоды резких сломов в культуре всегда характеризовались отрицанием старого. Между тем, именно эти изменения вели человечество по пути прогресса. Не отрицая качественное отличие происходивших изменений, мы осмелимся сравнить деструктивную логику Бодрийяра с теми сдвигами в сознании масс, которые произошли с началом Ренессанса и Реформации или в эпоху fin-de-siècle, на рубеже XIX-XX столетий. Отказ от средневековой замкнутости религиозного сознания или от позитивистской логики XIX в. в конечном итоге позволил освоить новые горизонты человеческого знания. В этой связи нам представляется важным подчеркнуть некоторый социальный оптимизм, с которым связано творчество Ж. Бодрийяра: деконструкция смыслов и критика симулятивного общества есть лишь база, фундамент для конструирования новых смыслов и открытия новой, качественно иной социальной реальности.



Философский термин (фр. simulacre), обозначающий подобие, иллюзию, видимость.
Термин, калькированный с французского (involution – «свертывание»).
To есть нечто не "взрывающееся" (в отличие от «эксплозивного»), не распространяющееся вовне, а, наоборот, вбирающее, втягивающее в себя.
Психологический феномен, сочувствие, эмпатия заложников по отношению к террористам, захватившим их. Наблюдался во время террористических актов в 1970-е гг. в Швеции, Восточной Африке и др.












3

нет

Вопрос-ответ:

Почему природная катастрофа должна восприниматься нами как мифическое выражение катастрофы социального?

Согласно Бодрийяру, природная катастрофа может рассматриваться как мифическое выражение катастрофы социального, потому что любая техногенная или даже природная катастрофа могла бы быть устроена группой террористов. Такой подход предполагает, что терроризм является не стремлением к насилию, а характерен для нормального состояния социального. Таким образом, природные катастрофы могут использоваться как средство уничтожения власти и исчезновения масс.

Каковы аргументы Бодрийяра в пользу того, что любая катастрофа могла бы быть устроена группой террористов?

Бодрийяр утверждает, что техногенная или даже природная катастрофа могла бы быть устроена группой террористов, так как терроризм характерен для нормального состояния социального. Он указывает на то, что терроризм не является простым стремлением к насилию, но является внутренней частью социальной динамики. Поэтому, согласно Бодрийяру, любая катастрофа может быть порождена группой террористов и использована в целях разрушения власти и исчезновения масс.

Какие примеры техногенных или природных катастроф могут быть устроены группой террористов, согласно Бодрийяру?

Бодрийяр не приводит конкретных примеров техногенных или природных катастроф, которые могли бы быть устроены террористами. Он лишь утверждает, что любая катастрофа, будь то вызванная человеком или природой, могла бы быть организована группой террористов. Его точка зрения заключается в том, что терроризм является частью нормального состояния социального и может быть использован для достижения определенных целей, таких как разрушение власти и исчезновение масс.

В чем заключается связь между массовыми катастрофами и терроризмом?

Согласно Бодрийяру, массовые катастрофы и терроризм имеют общие корни. Он утверждает, что любая катастрофа может быть организована группой террористов, так как терроризм является не просто актом насилия, а вполне себе нормальным состоянием социального.

Почему природные катастрофы должны восприниматься как выражение социальной катастрофы?

Бодрийяр считает, что природная катастрофа, также как и социальная, может быть мифическим выражением катастрофы масс, катастрофы крушения власти и исчезновения масс. Такая интерпретация объясняется тем, что власть формируется на основе массового сознания и ее крах может привести к катастрофическим последствиям.

Может ли любая катастрофа быть организована группой террористов?

По мнению Бодрийяра, любая техногенная или природная катастрофа могла бы быть устроена группой террористов. Терроризм, по его мнению, не просто стремление к насилию, а нормальное состояние социального. Таким образом, террористы могут использовать катастрофы для достижения своих целей.

Почему терроризм характерен для нормального состояния социального?

Бодрийяр доказывает, что терроризм является характеристикой нормального состояния социального. Он считает, что терроризм не только является выражением насилия, но и способом поддержания социального порядка и власти. В этом контексте любая катастрофа может быть использована террористами для достижения своих целей.

Какова роль масс в природных и социальных катастрофах?

Бодрийяр считает, что массы играют важную роль как в природных, так и в социальных катастрофах. Он утверждает, что крушение власти и исчезновение масс являются частью социальной катастрофы. Терроризм и массовые катастрофы, по его мнению, имеют общие корни и могут быть связаны между собой.