Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Правовое регулирование имущественных основ не коммерческих организаций.

  • 26 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 15.04.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Общие положения о некоммерческих организациях
1.1 Отличия некоммерческих организаций от коммерческих организаций
Глава 2. Особенности правового статуса, классификация организационно правовых форм некоммерческих организаций
2.1. Правовое регулирование имущественных основ потребительских кооперативов
2.2 Правовое регулирование имущественных основ общественных организаций
2.3. Правовое регулирование имущественных основ политических партий
2.4 Правовое регулирование имущественных основ учреждения
2.5. Правовое регулирование имущественных основ фондаЗаключение
Список использованных источников





Фрагмент для ознакомления

Общественные организации обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона «Об общественных объединениях»). Участники общественных организаций имеют равные права и обязанности. Высшим органом управления является съезд или общее собрание, которые избирают исполнительные органы и имеют исключительную компетенцию, определенную Законом и уставом. К компетенции исполнительных органов относится решение всех вопросов, не составляющих исключительной компетенции ее высшего органа. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественной организации в совершении сделки от ее имени такая сделка подлежит предварительному одобрению со стороны коллегиального органа под страхом признания ее недействительной. Территориальные общественные организации, входящие в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию) являющуюся, по организационно-правовой форме общественной организацией являются собственниками принадлежащего им имущества. При этом союз (ассоциация) является собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом (ч.3 ст.32 Закона РФ).
Правовое регулирование имущественных основ политических партий
С федеральным законом «Об общественных объединениях» тесно связан Закон «О политических партиях». Политические партии рассматриваются как особый вид общественных объединений. От всех других видов общественных объединений политические партии отличаются тем, что они активно участвуют в политической жизни и стремятся к завоеванию и осуществлению государственной власти. В Российской Федерации в настоящее время процесс формирования партий идет весьма интенсивно. Несомненным достоинством Федерального закона «О политических партиях» является то, что он тесно взаимоувязан с Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и с базовым законом «Об общественных объединениях», что позволяет в значительной степени избежать противоречий и разночтений в законодательстве. Регулируя отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на идеологическое и политическое многообразие. Закон «О политических партиях» представляет широкие демократические права политическим партиям в плане их образования и деятельности. Важная роль в становлении и развитии гражданского общества отводится таким общественным формированиям как профсоюзы. Специфика задач и положение профсоюзов в социально-политической системе гражданского общества предопределяет особенность их правового статуса. Права профсоюзов направлены, прежде всего, на обеспечение защиты прав и интересов наемных работников в их отношениях с работодателем и жизнедеятельности самих профсоюзов как организации трудящихся.



2.4 Правовое регулирование имущественных основ учреждения

Некоммерческая организация в форме учреждения — единственная в гражданском законодательстве, не являющаяся собственником находящегося у нее имущества. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются учредителем-собственником в соответствии со ст. 296 ГК РФ. Создать некоммерческую организацию в форме учреждения может любой собственник: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица и граждане. Наиболее распространенные виды — государственные и муниципальные учреждения. К ним относятся: управленческие организации, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды), учреждения в системе внутренних дел. Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного им и зарегистрированного устава или положения, а иногда — общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость). В уставе учреждения собственник определяет его задачи и цели деятельности (поскольку учреждение как некоммерческая организация всегда имеет ограниченную, целевую правоспособность). Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственных сумм. В связи с этим права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст. 296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК). В силу этого участие учреждения в имущественном обороте обычно происходит в весьма узких пределах. Уставом или положением учреждению в рамках его специальной правоспособности может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (т. е. предпринимательской). Доходы, как и приобретенное за их счет имущество, остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК). Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения (образовательных и научно-исследовательских, культурных и воспитательных, медицинских и спортивных и т. п.). Учреждение не вправе само создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника (если только речь не идет о доходах от разрешенной ему предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим). В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей.
2.5 Правовое регулирование имущественных основ фонда

Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, создаваемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Учредителями фонда могут выступать любые субъекты гражданского права, при этом допускается наличие всего одного учредителя. Учредители обязаны сделать имущественный взнос в уставный капитал фонда (минимальный размер взноса в настоящее время законодательством не установлен). Для контроля над целевым использованием имущества, полученного фондом, в нем должен быть создан попечительский совет, в котором образуются коллегиальный (правление, совет) и единоличный (председатель, президент) органы, назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительскими органами. Фонд использует имущество для целей, указанных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей общественно полезного характера, ради которых был создан фонд, соответствующий этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Для фондов характерны публичность и открытость их деятельности. В связи с этим фонды обязаны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Еще раз следует отметить, что основу правового регулирования некоммерческих организаций как разновидности юридических лиц составляют нормы ГК РФ. Поскольку некоммерческие организации создаются в различных, обладающих особой спецификой, формах, причем каждая из которых, в свою очередь, может существовать в разнообразных видах, то и правовое регулирование соответствующих некоммерческих организаций весьма специфично. Естественно, что удельный вес в нем имеют нормы законов, определяющих правовое положение и особенности тех или иных разновидностей некоммерческих организаций.



Заключение


Федеральный закон «О некоммерческих организациях» во многом восполнил пробелы и исправил несовершенства, имеющиеся в параграфе 5, главы 4 ГК Российской Федерации «Некоммерческие организации». Данный закон определил основные формы некоммерческих организаций и закрепил основные принципы их функционирования. Однако, естественно, он не в состоянии содержать подробного регулирования всех аспектов некоммерческой деятельности, осуществляемой в самых различных организационно-правовых формах. Проблема имущественного обособления потребительских кооперативов требует скорейшего и единообразного разрешения Федеральными законами, поскольку кооперативы, так называемый малый бизнес целью своей деятельности всегда ставят обеспечение самодостаточности для самих себя, решая социальные задачи своих членов, но следует учесть, что «прибыль от предпринимательской деятельности необходима кооперативам как средство достижения этой цели». Федеральный закон «Об общественных объединениях» кардинально меняет правовую основу отношений между государством и гражданским обществом. Закон закрепляет «принципы добровольности, равноправия, самоуправления и законности» деятельности общественных объединений свободы ассоциаций и закрепляет право граждан «создавать по своему выбору общественные организации без предварительного разрешения государственных органов». Новый закон четко разделяет сферу государственной деятельности и общественной инициативы. Имущественные права общественных организаций на закрепленное за ними имущество в ныне действующем законодательстве определяются Законом РФ «Об общественных объединениях». Еще раз следует отметить, что основу правового регулирования некоммерческих организаций как разновидности юридических лиц составляют нормы ГК РФ. Поскольку некоммерческие организации создаются в различных, обладающих особой спецификой, формах, причем каждая из которых, в свою очередь, может существовать в разнообразных видах, то и правовое регулирование соответствующих некоммерческих организаций весьма специфично. Естественно, что удельный вес в нем имеют нормы законов, определяющих правовое положение и особенности тех или иных разновидностей некоммерческих организаций.

























Список используемых источников

1.Гражданский Кодекс Российской Федерации. М., текст Кодекса приводится по состоянию на 01.11.2006. глава 4. Параграф. 5.
2.Федеральный закон «О некоммерческих организациях». М., 1996., Ст. 9-27.
3.Федеральный закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации» М., 2001. Ст. 1093.
4.Федеральный Закон «Об общественных объединениях». №82 М., 1995., Ст. 8.
5. А.Н. Гуев. Гражданское право. Том 1. М., 2006., С. 99, С. 174-185.
6. Т.А. Гусева. Предпринимательское право. Учебное пособие. М., 2004., С.23
7. И.В. Елисеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право. Учебник. 6-е изд. М., 2007., С. 140-157, С. 199-213.
8. О.Н. Садикова. Гражданское право России: Курс лекций. Ч. 1., М., 1996.,С. 92-93.
9. А.П. Фоков, Ю.Г. Попонов, И.Л. Черкашина. Гражданское право. Общая и особенная части. М., 2007., С. 57-60, С. 98-105.
10. В.И. Казанцев, В.Н. Васин. Терминологический словарь. Гражданское право. М., 2007., С. 255.

Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1994., Ст. 48
О.Н. Садикова. Гражданское право России: Курс лекций. Ч. 1., М., 1996.,С. 92-93
Т.А. Гусева. Предпринимательское право. Учебное пособие. М., 2004., С.23
А.П. Фоков, Ю.Г. Попонов. Гражданское право. М., 2007., С.58
А.Н.Гуев. Гражданское право. Том 1. М., 2006., С.103
Закон РФ № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". М., 1991., п. «з», Ст. 4
И.В. Елисеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право. Учебник. 6-е изд. М., 2007., С. 200-202
Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1996., п. 1.,Ст. 116
А.Н.Гуев. Гражданское право. Учебник. Том 1. М., 2006., С. 177
Федеральный Закон от 19.05.95. №82 «Об общественных объединениях». Ст. 8
Федеральный закон «О некоммерческих организациях». №7., М., 1996., Ст.27
А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право. 6-е изд., М., 2007., С. 204-206
Федеральный закон «О некоммерческих организациях». М., 1996., п. 2., Ст. 9




1

1.Гражданский Кодекс Российской Федерации. М., текст Кодекса приводится по состоянию на 01.11.2006. глава 4. Параграф. 5.
2.Федеральный закон «О некоммерческих организациях». М., 1996., Ст. 9-27.
3.Федеральный закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации» М., 2001. Ст. 1093.
4.Федеральный Закон «Об общественных объединениях». №82 М., 1995., Ст. 8.
5. А.Н. Гуев. Гражданское право. Том 1. М., 2006., С. 99, С. 174-185.
6. Т.А. Гусева. Предпринимательское право. Учебное пособие. М., 2004., С.23
7. И.В. Елисеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право. Учебник. 6-е изд. М., 2007., С. 140-157, С. 199-213.
8. О.Н. Садикова. Гражданское право России: Курс лекций. Ч. 1., М., 1996.,С. 92-93.
9. А.П. Фоков, Ю.Г. Попонов, И.Л. Черкашина. Гражданское право. Общая и особенная части. М., 2007., С. 57-60, С. 98-105.
10. В.И. Казанцев, В.Н. Васин. Терминологический словарь. Гражданское право. М., 2007., С. 255.

Введение

Актуальность темы. Коллективные образования некоммерческого характера имеют давнюю историю, который начал принимать в законодательстве Древнего Рима. Присущие древнеримскими юристами правовые основы статуса некоммерческих организаций, в значительной степени, были превращены в современное законодательство. В развитых странах, правовая база регулирования деятельности некоммерческих организаций традиционно уделяют должное внимание. В нашей стране в советский период в организации, которые не занимались торговли и других видов деятельности, связанных с извлечением прибыли, были отнесены общественных организаций и кооперативов, правовой статус которых достаточно полно регулировалось законодательством, и такой термин, как "non-profit" во время прогулки не было. Таким образом, можно констатировать, что развитие гражданского права в отличие от права иностранного юридического категорию "некоммерческие организации" является относительно молодой.

Стали в России в 90-х годах XX века реформы, ставившие перед тем, как одна из целей перехода к рыночной экономике, дали мощный импульс для развития субъектов предпринимательской деятельности, тем не менее, крайне негативно влияет на судьбу некоммерческих организаций. Лишенные поддержки государства "в борьбе за выживание" многие религиозные, культурные, благотворительные и другие некоммерческие организации прекратили свою деятельность.

В то же время, активизируется процесс формирования национального законодательства о некоммерческих организациях. Так, в 1991 году были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР, взяли в st 18 отдельных критериев разграничения юридических лиц, коммерческих и некоммерческих организаций. Более четкой системы классификации коммерческих и некоммерческих организаций получили закрепление только в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года. В этом случае основным критерием для такого разграничения выдается цель создания организации: для коммерческих прибыли, а некоммерческие - удовлетворение общественно полезных интересов.

В последнее десятилетие был принят ряд федеральных законов и статус нормативных актов, регламентирующих деятельность некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе общественных объединений, религиозных организаций, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, национально-культурной автономии, профсоюзов, объединений работодателей, различных саморегулируемых организаций, адвокатских сообществ и др. В то же время принципиально в вопросе, области нормативный правовой акт - Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года, нет. 7-ФЗ (далее - Закон о некоммерческих организациях) - установив возможность создания других федеральных законов некоммерческих организаций в различных организационно-правовых формах, не дает в данном случае четкое представление об уровне гражданско-статус некоммерческой организации. В данном случае, не определено понятие гражданско-правового статуса некоммерческой организации, структура, особенности содержания элементов статуса применительно к определенным видам некоммерческих организаций. Достаточно широкий спектр организационно-правовых форм, некоммерческих организаций, гражданского права, статус которых имеет определенную специфику, обусловливает необходимость их классификации. Комплекс научно-практического исследования данных проблем в настоящее время, объективно необходимое.

Узнать стоимость работы