Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Референдум в России, понятие, виды, правовые регулирования, практика проведения

  • 23 страницы
  • 15 источников
  • Добавлена 16.01.2008
282 руб. 940 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Референдум: понятие и виды
2. Правовое регулирование проведения референдума
3. Практика проведения референдума
3.1. Инициатива проведения и назначение референдума РФ
3.2. Подготовка референдума РФ
3.2.1. Комиссии референдума
3.2.2. Информационное обеспечение референдума
3.3. Голосование на референдуме РФ и определение его результатов
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за десять дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за три дня до дня досрочного голосования. Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Предписывается дублировать информацию о месте нахождения помещения для голосования в более поздний срок.
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» участковые комиссии при голосовании референдуме вместо стационарных ящиков для голосования используют технические средства подсчета голосов по решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению соответствующей ИКС РФ. Перечень участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов, определяется ЦИК России или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ.
Бюллетени для голосования на референдуме выдаются участникам референдума, включенным в списки участников референдума, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа, а в случае, когда участник референдума голосует по открепительному удостоверению - по предъявлении наряду с паспортом или заменяющим его документом открепительного удостоверения. Бюллетень участнику референдума выдает член комиссии с правом решающего голоса, ответственный за выдачу бюллетеней. При получении бюллетеня участник референдума проставляет в списке участников референдума серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия участника референдума либо по его просьбе эти данные могут быть внесены в список участников референдума членом комиссии с правом решающего голоса. Участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении бюллетеня. Избиратель может проставить в бюллетене знаки в таком количестве квадратов, в каком это предписано законом.
Перечисленное обеспечивает реализацию принципа тайного голосования. Не рассматриваются как нарушение тайны голосования случаи, когда участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, сообщит комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом ФКЗ «О референдуме РФ» установил ограничения круга лиц, которые могут оказать эту помощь участнику референдума. Сведения о лицах, оказывающих помощь участнику референдума, - их фамилия, имя, отчество, серия паспорта или заменяющего его документа - заносятся членом комиссии в соответствующую графу (графы) списка участников референдума.
Статья 80 ФКЗ «О референдуме РФ» устанавливает общие правила определения результатов референдума. В статье закреплено, что о результатах референдума должен составляться протокол, в котором должны содержаться суммарные данные поступивших из нижестоящих комиссий протоколов об итогах голосования. Определение результатов референдума производится на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов избирательных комиссий субъектов РФ об итогах голосования, протоколов специальных территориальных комиссий, указанных в ч. 2 ст. 25 ФКЗ «О референдуме РФ», об итогах голосования (если указанные территориальные комиссии не формировались, - и на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов участковых комиссий об итогах голосования, сформированных на участках референдума, образованных за пределами территории РФ, в том числе данных, переданных по техническим каналам связи из указанных участковых комиссий). Центральная избирательная комиссия РФ после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты референдума. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса.
Протокол о результатах референдума содержит в себе элементы протокола об итогах голосования, о которых говорилось выше, и имеет свои особенности. При условии вынесения на референдум нескольких вопросов данные о числе голосов участников референдума, поданных за вопрос референдума, и числе голосов участников референдума, поданных против вопроса референдума, вносятся в протокол последовательно по каждому вопросу либо составляется протокол о результатах референдума по каждому вопросу референдума.
В случаях, когда на референдум выносились альтернативные вопросы, в составленный протокол о результатах референдума вместо данных о числе голосов участников референдума, поданных за вопрос референдума, и числе голосов участников референдума, поданных против вопроса референдума, вносятся данные о числе голосов, поданных за каждый вопрос референдума.
Центральная избирательная комиссия РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.
Признать референдум недействительным может решить только Центральная избирательная комиссия РФ. Референдум признается недействительным, если итоги голосования признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем 25 процентов от общего числа участников референдума, включенных в списки участников референдума на момент окончания голосования.
Решение о результатах референдума принимается на основании протокола о результатах референдума Центральной избирательной комиссией РФ. В случае если референдум признан состоявшимся, результаты референдума - действительными, решение - принятым на референдуме, в решении ЦИК РФ о результатах референдума приводится вопрос (приводятся вопросы), принятый (принятые) на референдуме (так как они были сформулированы в бюллетене для голосования), а если на референдум выносился проект нормативного акта, Центральная избирательная комиссия РФ прилагает к решению текст принятого нормативного акта.
Заключение
Для права избирать и быть избранным характерны периодичность реализации и общие демократические принципы избирательной системы. Статья 32 не содержит перечня этих принципов. Они указаны в Конституции в ст. 81 о выборах Президента. Эти выборы проводятся «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».
Указанные принципы относятся ко всем видам выборов. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции ст. 32 действует во взаимосвязи со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека и ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Нормы международного права определяют права избирать и быть избранными на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. На основе этих принципов в период 1994 - 1995 гг. интенсивно развивалось законодательство в сфере избирательного права.
Действующее законодательство определяет право избирать как активное, право быть избранным - как пассивное. Установлены равные права и возможности быть зарегистрированным в качестве кандидата и получить определенную сумму государственного финансирования, свободно агитировать в свою пользу или в пользу своего объединения, иметь доступ к средствам массовой информации, учредителем или соучредителем которых является государство.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Это имеет существенное значение для интеллектуального и эмоционального состояния избирателей. В обществе с демократической избирательной системой такое состояние - чрезвычайно важный фактор. Практика проведения выборов свидетельствует об огромном значении эмоциональной поддержки большинства, выражающейся в состоянии доверия, симпатии либо страха, агрессии, при проведении референдума.
Библиография
Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). М., 1993.
Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
О референдуме РФ: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // Российская газета, № 137-д, 30.06.2004.
Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10. 2003 № 131-ФЗ // Российская газета, № 202, 08.10.2003.
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Российская газета, № 106, 15.06.2002.
О выборах депутатов государственной думы федерального собрания РФ: Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ // Российская газета, № 108, 24.05.2005.
О гражданских и политических правах: Международный пакт от 16.12.1966 , № 12, 1994. // Бюллетень Верховного Суда РФ.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Феникс, 1997. – 328 с.
Конституционное право РФ / Под ред. О.Е.Кутафина. М., 2001.
Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2001.
Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2004.
Мушинский В.О. Конституционное право. М., 2006.
Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / Под О.Н. Булакова. М., 2005.
Шабо Ж. Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Политические исследования. 1999. № 3.
Шувалов И. И. Правительство РФ в законотворческом процессе. М.: Норма, 2004.
Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). М., 1993.
Конституционное право РФ / Под ред. О.Е.Кутафина. М., 2001. С. 147.
О референдуме РФ: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // Российская газета, № 137-д, 30.06.2004.
Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10. 2003 № 131-ФЗ // Российская газета, № 202, 08.10.2003.
Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2004. С. 98.
Мушинский В.О. Конституционное право. М., 2006. С. 82.
Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / Под О.Н. Булакова. М., 2005. С. 283.
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Российская газета, № 106, 15.06.2002.












2

1.Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года). М., 1993.
2.Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
3.О референдуме РФ: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // Российская газета, № 137-д, 30.06.2004.
4.Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10. 2003 № 131-ФЗ // Российская газета, № 202, 08.10.2003.
5.Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Российская газета, № 106, 15.06.2002.
6.О выборах депутатов государственной думы федерального собрания РФ: Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ // Российская газета, № 108, 24.05.2005.
7.О гражданских и политических правах: Международный пакт от 16.12.1966 , № 12, 1994. // Бюллетень Верховного Суда РФ.
8.Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Феникс, 1997. – 328 с.
9.Конституционное право РФ / Под ред. О.Е.Кутафина. М., 2001.
10.Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. М., 2001.
11.Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2004.
12.Мушинский В.О. Конституционное право. М., 2006.
13.Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / Под О.Н. Булакова. М., 2005.
14.Шабо Ж. Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Политические исследования. 1999. № 3.
15.Шувалов И. И. Правительство РФ в законотворческом процессе. М.: Норма, 2004.

Опубликовано

Опубликовано

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы института референдума

1.1 Понятие института референдума

1.2 История развития института референдума в российской Федерации,

1.3 Виды референдума в российской Федерации,

Глава 2. Правовое регулирование института референдума в российской Федерации,

2.1 Порядок проведения программы референдума

2.2 Порядок проведения референдума на уровне субъектов

2.3 Порядок проведения референдума на местном уровне

Глава 3. Практика программы референдума

3.1 Анализ практики проведения программы референдума

3.2 Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации, на спрос, связанные с контролем конституционности норм законодательства российской федерации о референдуме,

Вывод

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы определяется следующими обстоятельствами. Институт референдума на равных условиях с свободные выборы, самое непосредственное выражение власти народа. Эта конституционная формулировка предопределило актуальность исследования проблем, так или иначе связанных с референдумом. Путем референдума, гражданам Российской Федерации бесплатно осуществляется народовластие, что является одним из признаков демократического государства. Также, следует отметить, что данный правовой институт является относительно новым для российского конституционного права и практика проведения референдумов показывает, что есть большое количество пробелов и противоречий в законодательстве о референдуме.

Эти обстоятельства и определяют все больший интерес исследователей к проблемам института референдума в российской Федерации.

Исследование института референдума получили широкое освещение в трудах ученых, таких как С. А. Авакьян, М. В. Баглай, Н. С. Бондарь, И. В. Гранкин, Ю. А. Дмитриев, А. Н. Кокотов, В. В. Комарова, М. И. Кукушкин, В. О. Лучин, В. Н. Марченко, В. В. Пылин, Г. В. Синцов, В. А. Толстик, И. А. Филиппова и др. Во многих работах рассматриваются проблемы законодательства о референдуме, вопросы соотношения института референдума с другими формами прямой демократии, а также вопросы общественного контроля за соблюдением законодательства на выборах и референдуме и ответственность за его нарушение.

Узнать стоимость работы