Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Право в системе регуляторов общественных отношений

  • 33 страницы
  • 26 источников
  • Добавлена 20.11.2006
246 руб. 820 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
Глава 1. Основные направления учения о праве и периоды в развитии права
Глава 2. Современное нормативное понимание права: понятие, признаки, сущность
Глава 3 Принципы и функции права
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

На примере законности особенно наглядно проявляется связь между общими принципами права и его межотраслевыми и отраслевыми принципами, каждый из которых, обладая известной самостоятельностью, вместе с тем является производным от общеправовых принципов, развивает и конкретизирует их применительно к двум или нескольким отраслям права или к какой-либо одной из них. Одним из основополагающих принципов является сочетание убеждения и принуждения. Следует, однако, иметь в виду, что убеждение и принуждение, равно как и их сочетание, не являются специфически юридическими явлениями. Убеждение и принуждение – универсальные методы функционирования любой разновидности общественной власти, осуществления всякого социального управления. Их использование свойственно всем известным разновидностям социальных регуляторов – обычаям, нравственным, корпоративным, религиозным и другим социальным нормам. Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочетания в праве состоит в том, что они связаны с регламентируемой правовыми нормами деятельностью государства, правовыми формами выполнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государственными, т.е. такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер, когда они используются в качестве средств, метода осуществления правом своей роли официально-властного регулятора общественных отношений .
Тесно связанным с рассмотренным выше и столь же распространенным в праве является принцип сочетания стимулирования и ограничений. Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т.д., с другой – запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности и т.п. Данный принцип пронизывает всю правовую материю.
В литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды (С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, В.Г. Смирнов и др.). Представляется необходимым хотя бы кратко обобщить эту проблему с учетом современного уровня развития правовой науки.
В функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия. Функции права есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права. Многообразие путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает наличие у него множества функций, вследствие чего важное научно-практическое значение приобретает вопрос об их классификации. Необходимо выделить основные и иные общие функции права; производные от основных общие и частные, а также функции отраслей, правовых институтов и отдельных норм. В качестве основания для выделения указанных функций права может служить двуединый критерий, предполагающий оценку воздействия права на общественные отношения – его характер и цель. В науке различаются органически взаимосвязанные, но не полностью совпадающие понятия «воздействие права» и «правовое регулирование». Первое из названных понятий шире по объему, оно включает в себя: во-первых, правовое регулирование как воздействие права на отношения между людьми специальными юридическими средствами (нормы права, права и обязанности сторон, правоспособность, дееспособность, правосубъектность, юридическая ответственность, юридические факты, правоотношения и т.п.); во-вторых, общесоциальное, культурное, воспитательное воздействие, свойственное морали, науке, искусству и иному надстроечному явлению, в том числе и праву. Правовое регулирование, следовательно, представляет собой основную, важнейшую часть правового воздействия на общественные отношения.
Сообразно этому по характеру воздействия на общественные отношения у права выступает на первый план главная и определяющая функция – регулятивная. Данная функция на основании сочетания характера воздействия права со второй стороной двуединого критерия рассматриваемой классификации – целью этого воздействия (статической, динамической, охранительной) получает практическое воплощение в трех общих основных, собственно юридических функциях права, распространяемых на действующую систему права в целом, – в регулятивно - статической, регулятивно - динамической и охранительной.
Регулятивно - статическая функция направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально - культурный фундамент общества и государства, их последующего развитая. Содержанием этой функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения власти, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права. Регулятивно - динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата. Здесь правовое воздействие оказывает влияние на отношения между людьми, находящиеся в движении, динамике Оно нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно» данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права. Наряду с двумя рассмотренными основными функциями права, осуществляющими позитивное регулирование, существует еще и третья основная функция права – регулятивно - охранительная, которая отличается от первых двух тем, что является функцией негативного регулирования. Регулятивно - охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно - статической и регулятивно - динамической функций права, на охрану от нарушений права в целом. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права. Тем самым данная функция нацелена также на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом отношений. Поэтому трудно согласиться с высказанным в литературе мнением, согласно которому «охранительная функция является своеобразным дополнением к рассмотренным выше двум основным функциям. Она проявляется лишь постольку, поскольку нарушается право... выступает в качестве функции, подкрепляющей и дополняющей действие основных»1. В действительности регулятивно - охранительная функция вместе с регулятивно - статической и регулятивно - динамической входит в число общих основных функций права, каждая из которых имеет относительно самостоятельное значение в механизме действия права и является необходимым условием и средством правового регулирования. Вместе с тем разграничение перечисленных основных функций права не следует абсолютизировать. Все они в реальной жизни, в процессе правового регулирования органически взаимосвязаны. При этом регулятивно - охранительная функция, даже если она при регулировании тех или иных отношений не проявляет себя наглядно, все равно оказывает на них превентивное воздействие, как бы незримо «присутствует» при осуществлении практически любой, как статической так и динамической функции, олицетворяя собой специфический признак права, заключающийся в его охране от нарушений возможностью государственного принуждения.
Таким образом, с осуществлением рассмотренных выше основных функций непосредственно связана необходимость в самом праве как особом социальном явлении. На основе упомянутого выше критерия классификации функций права – сочетания характера и цели воздействия, помимо трех общих основных функций права, логично вычленить еще одну общую, четвертую функцию права – воспитательную. Эта функция – не основная, не собственно юридическая. Действуя в неразрывной связи с моралью и другими формами общественного сознания, она выражает общесоциальную, так называемую идеологическую часть воздействия права на поведение людей .
Заключение
Современного нормативное понимания права охватывается понятием права, что составляет сущность, содержание, форму и назначение права, образующих в своей совокупности правовую систему общества.
Право – государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права. Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании). В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как" права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий) .
Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений. Право, существующее в реальной жизни, необходимо рассматривать с учетом конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного признаков применительно к определенной ступени исторического развития и особенностям той или иной страны. Право - это обусловленное природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения .
Таким образом, в ходе исследования дано определение права; охарактеризованы его признаки; охарактеризовано его место системе социальных регуляторов общественных отношений.

Список литературы:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Российская газета 1995. 28 дек; Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации // Российская газета. 1998.30 июня.
Алексеев С. С. Общая теория социалистического права Вып 1 Свердловск, 1963 С. 66
Алексеев С.С. Право – институционное социальное образование // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1983. С. 9–10.
Бабаев В К Теория современного советского права. Н Новгород, 1991. С. 24.
Байтии М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал Российского права. 1999. № 1. С. 98-99.
Галаган И.А. О природе правового регулирования // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. Воронеж, 1996. С. 32.
Иоффе О.С, Шаргородский МД. Вопросы теории права М., 1961. С. 81.
Керимов Д.Л. (Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986. С. 193-194.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. М: Юрист, 1997г
Кудрявцев В.II. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3. С. 6.
Ленин В И. «Полн. собр. соч». Т. 32. С. 340.
Лившиц Р.З. Теория права. М. «БЕК», 1994г.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.
Мальцев Г.Ц. Социальная справедливость и право. М., 1977. С. 223. 1984. №11. С. 22.
Маркс К, Энгельс Ф Соч Т. 1 С 416.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 19.
Матузов И.А. Право как нормативная основа правопорядка / Становление правового порядка в Российском государстве: реальность и перспектива (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995. С. 19-20.
Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права. Историко-теоретический очерк // Закон: основание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998.
Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983. С. 342-343; 0« же. Право - математика свободы. М., 1996. С. 17-20.
Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.
Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 274.
Советское государство и право. 1979 № 7. С. 56-74; № 8. С. 48-67.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.
Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988. С. 7.
Шебапов А.Ф. Форма советского права. М., 1968. С. 24-25.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. М: Юрист, 1997г с.36.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.с.126
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.с.129
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.с.130
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.с.131


Маркс К, Энгельс Ф Соч Т. 1 С 416.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.с.133


Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.с.134-135


Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 322.
См.: Лившиц Р.З. Теория права. М. «БЕК», 1994г. с.24
См.: Советское государство и право. 1979 № 7. С. 56-74; № 8. С. 48-67.

См.: Байтии М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал Российского права. 1999. № 1. С. 98-99.
Ленин В И. «Полн. собр. соч». Т. 32. С. 340.
См.: Байтии М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал Российского права. 1999. № 1. С. 100.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.с.139

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.с.140-

Шебапов А.Ф. Форма советского права. М., 1968. С. 24-25.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.с.141
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
Подробнее об этом см.: Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права. Историко-теоретический очерк // Закон: основание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998.


См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Российская газета 1995. 28 дек; Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации // Российская газета. 1998.30 июня.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 19.

Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. с.78
Мальцев Г.Ц. Социальная справедливость и право. М., 1977. С. 223. 1984. №11. С. 22.

Керимов Д.Л. (Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986. С. 193-194.

Галаган И.А. О природе правового регулирования // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. Воронеж, 1996. С. 32.
Матузов И.А. Право как нормативная основа правопорядка / Становление правового порядка в Российском государстве: реальность и перспектива (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995. С. 19-20.

См.: Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983. С. 342-343; 0« же. Право - математика свободы. М., 1996. С. 17-20.
См.: Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988. С. 7.
Кудрявцев В.II. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3. С. 6.
См.: Алексеев С.С. Право – институционное социальное образование // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1983. С. 9–10.
См Бабаев В К Теория современного советского права. Н Новгород, 1991. С. 24.

См.: Иоффе О.С, Шаргородский МД. Вопросы теории права М., 1961. С. 81.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.

Алексеев С. С. Общая теория социалистического права Вып 1 Свердловск, 1963 С. 66

Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 274.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.с.139
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. М: Юрист, 1997г с.38













2

Список литературы:
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2.Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых во-просах применения судами Конституции Российской Федерации при осуще-ствлении правосудия» // Российская газета 1995. 28 дек; Постановление Кон-ституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации // Российская газета. 1998.30 июня.
3.Алексеев С. С. Общая теория социалистического права Вып 1 Свердловск, 1963 С. 66
4.Алексеев С.С. Право – институционное социальное образование // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1983. С. 9–10.
5.Бабаев В К Теория современного советского права. Н Новгород, 1991. С. 24.
6.Байтии М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал Российского права. 1999. № 1. С. 98-99.
7.Галаган И.А. О природе правового регулирования // Право и по-литика: современные проблемы соотношения и развития. Воронеж, 1996. С. 32.
8.Иоффе О.С, Шаргородский МД. Вопросы теории права М., 1961. С. 81.
9.Керимов Д.Л. (Философские основания политико-правовых ис-следований. М., 1986. С. 193-194.
10.Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. М: Юрист, 1997г
11.Кудрявцев В.II. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3. С. 6.
12.Ленин В И. «Полн. собр. соч». Т. 32. С. 340.
13.Лившиц Р.З. Теория права. М. «БЕК», 1994г.
14.Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.
15.Мальцев Г.Ц. Социальная справедливость и право. М., 1977. С. 223. 1984. №11. С. 22.
16.Маркс К, Энгельс Ф Соч Т. 1 С 416.
17.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 19.
18.Матузов И.А. Право как нормативная основа правопорядка / Ста-новление правового порядка в Российском государстве: реальность и пер-спектива (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995. С. 19-20.
19.Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского пра-ва. Историко-теоретический очерк // Закон: основание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998.
20.Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983. С. 342-343; 0« же. Право - математика свободы. М., 1996. С. 17-20.
21.Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.
22.Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 274.
23.Советское государство и право. 1979 № 7. С. 56-74; № 8. С. 48-67.
24.Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузо-ва и А.В. Малько.-М.: Юрист, 1997.
25.Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988. С. 7.
26.Шебапов А.Ф. Форма советского права. М., 1968. С. 24-25.

Право в системе социального регулирования

Министерство образования и науки Украины

Одесский национальный университет им. I. I. Мечникова

Экономико-правовой факультет

Кафедра общеправовых дисциплин

и международного права




Курсы теории государства и права на тему:

&';Право в системе социального регулирования&';














Одесса – 2008

План

Введение

Глава 1. Право

Глава 2. Социальные нормы

2.1 Мораль и право

2.2 Соотношение права и обычаев

2.3 Право и социально-технические нормы

Глава 3. Система социального регулирования

3.1 Подходы к проблеме социального регулирования

3.2 Законы существования и развития социальных, регулятор

3.3 Инфраструктуры. Индивидуальное и нормативное регулирование в социальной жизни

3.4 методы влияния на участников социальных отношений

3.5 Система социальных регуляторов и место права в ней

Вывод

Список литературы

Введение

Построение правового государства является одной из самых важных задач на перспективу, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но тем не менее никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Это объясняется действием целого ряда факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Новые знания о происхождении права общественной регулятивной системе, появившейся одновременно с государством в результате перехода человечества от присваивающей к производящей экономике в iii-II тыс. е., который имеет глобальной целью обеспечение нового социально-экономического, духовного и даже бытового уклада и способа существования человечества, объективно предписывают теории права глубоко разобраться с самой проблемой социального регулирования. Что это, что другие, кроме права, регулятивные системы действуют в обществе, какие взаимодействия или противоречия существуют между ними, что имеет место права в социальном регулировании – эти и другие вопросы сразу возникают, как только выясняется, что основное назначение права – быть регулятором общественных отношений, складывающихся по всему спектру нового социально-экономического порядка человеческого бытия. И, кроме того, следует решить вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.

Узнать стоимость работы