Мировая история формирования и развития менеджмента

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Менеджмент
  • 1616 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 10.07.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Зарождение менеджмента
1.1. Понятие менеджмента
1.2. Предпосылки к формированию менеджмента
1.3. Формирование менеджмента в России
2. Развитие менеджмента
2.1. Научная школа менеджмента
2.2. Административная школа менеджмента
2.3. Школа человеческих отношений
2.4. Кибернетика – основа управления
2.5. Бихевиористская школа
2.6. Менеджмент на современном этапе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

behaviour – поведение). Наиболее яркими ее представителями были американские социальные психологи Ренсис Лайкерт (1903-1981), Дуглас МакГрегор (1906-1964) и Абрахам Маслоу (1908-1970). Они считали, что эффективность управления в фирме следует повышать воздействием на каждого человека в отдельности с помощью различных видов стимулирования. Работы представителей этой школы явились основой для относительно самостоятельной области менеджмента – управления персоналом. Наиболее известна «пирамида потребностей Маслоу», согласно которой потребности человека удовлетворяются в следующем порядке: физиологические потребности; потребности в безопасности; социальные потребности (любовь, дружба, принадлежность к группе); потребности в уважении (признании и самоутверждении); потребности в самореализации (самовыражении). Из научных результатов бихевиористской школы вытекает, что люди трудятся не только из-за денег, а потому материальное стимулирование не является панацеей, отнюдь не всегда позволяет поднять эффективность работы. Согласно исследованиям Фредерика Герцберга (университет штата Юта, США) размер вознаграждения относится к т.н. «гигиеническим» факторам. В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия. Однако отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом. Другими словами, величина оплаты труда может побудить уйти с работы, но не может стимулировать повышение производительности, особенно если вознаграждение фиксировано (повременная оплата).
2.6. Менеджмент на современном этапе
Теория и практика управления продолжают развиваться. Укажем две «точки роста».
 Интенсивно ведутся работы по теории активных систем, согласно которой участники системы не просто реагируют на управляющие воздействия, но сами проявляют активность. Модель активной системы определяется заданием, в частности, множеств допустимых действий участников этой системы – управляющих органов и управляемых субъектов, их целевых функций и той информации, которой они обладают на момент принятия решений. При классификации задач управления в организационных системах естественно исходит из того, какая компонента управляемой системы целенаправленно меняется. Выделяют институциональное управление (изменение множеств допустимых действий), мотивационное управление (изменение целевых функций), информационное управление (изменение объемов информации, которую участники системы используют при принятии решений).
 В нашей стране бурно развивается теория и практика контроллинга. Так называют современную концепцию системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование. Методы контроллинга – это методы информационно-аналитической поддержки принятия решений на предприятии (в организации). В последние годы создано Общество контроллеров и журнал «Контроллинг», начата подготовка специалистов по контроллингу.
 
Заключение
В работе была рассмотрена мировая история формирования и развития менеджмента.
Развитие менеджмента происходило под воздействием нескольких школ: научной, административной, школы человеческих отношений, поведенческой и кибернетики.
Научной школе свойственно отношение к менеджменту как к предмету научного изучения. Стали тщательно анализироваться бизнес-процессы с целью повышения производительности путем рационализации трудового процесса.
 Административная школа менеджмента примыкает к научной школе. Она ориентирована на управление организациями, регионами, странами.
Школа человеческих отношений показала необходимость индивидуального подхода к каждому работнику для повышения общей производительности труда. Была установлена важность адекватной системы коммуникаций, прежде всего каналов передачи информации от работников к управляющим.
Кибернетика - система взглядов, знаний, навыков, которой должен был обладать управляющий для того, чтобы эффективно управлять людьми и ресурсами, находящимися в его распоряжении.
Представители поведенческой школы считали, что эффективность управления в фирме следует повышать воздействием на каждого человека в отдельности с помощью различных видов стимулирования. Работы представителей этой школы явились основой для относительно самостоятельной области менеджмента – управления персоналом.
Теория и практика управления продолжают развиваться.  Интенсивно ведутся работы по теории активных систем, согласно которой участники системы не просто реагируют на управляющие воздействия, но сами проявляют активность.
 В нашей стране бурно развивается теория и практика контроллинга. Так называют современную концепцию системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование.
Список литературы
Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. – М.: Синтег, 1999. – 128 с.
Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Второе издание. – М.: Советское радио, 1968. – 326 с.
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990. – 456 с.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск, Новое здание, 2002. – 323 c.
Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г.Фалько. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.
Менеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.
Менеджмент: Учебник/ Орлов А.И. - М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298 с., - Электронная версия книги в сети Интернет http://www.aup.ru/books/m151/
Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 224 с.
Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент). Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А.Одинцова и др.: Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А.Некрасова. – М.: Высшая школа, 2003, - 470 с.
Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
Платон. Государство / Собрание сочинений. Т.3. – М.: Мысль, 1993. С. 79-420.
Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М.: Республика, 1992. – 642 с.
Фалько С.Г. Научная школа организации производства в МГТУ им. Н.Э. Баумана: история, современность, перспективы. – В сб.: 70 лет кафедры «Экономика и организация производства». Сборник статей под ред. С.Г.Фалько. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. - С.5-16.
Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 368 с.
Черчилль У. Вторая мировая война. Т.3. – М.: Воениздат. 1991. – 484 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. – М.: Юрид. Лит., 1995. – 240 с.
Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с.5
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990. – 456 с.
Менеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. – с.12
Менеджмент: Учебник/ Орлов А.И. - М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298 с., - Электронная версия книги в сети Интернет http://www.aup.ru/books/m151/
Там же
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. – М.: Юрид. Лит., 1995. – 240 с.
Платон. Государство / Собрание сочинений. Т.3. – М.: Мысль, 1993. С. 79-420
Менеджмент: Учебник/ Орлов А.И. - М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298 с., - Электронная версия книги в сети Интернет http://www.aup.ru/books/m151/
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск, Новое здание, 2000. - с.16-19

Там же
Там же
Там же
Там же
Фалько С.Г. Научная школа организации производства в МГТУ им. Н.Э. Баумана: история, современность, перспективы. – В сб.: 70 лет кафедры «Экономика и организация производства». Сборник статей под ред. С.Г.Фалько. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. - С.5-16.
Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент). Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А.Одинцова и др.: Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А.Некрасова. – М.: Высшая школа, 2003, - 470 с.
Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М.: Республика, 1992. – 642 с.
Черчилль У. Вторая мировая война. Т.3. – М.: Воениздат. 1991. – 484 с.
Менеджмент: Учебник/ Орлов А.И. - М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298 с., - Электронная версия книги в сети Интернет http://www.aup.ru/books/m151/

Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Второе издание. – М.: Советское радио, 1968. – 326 с.
Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 224 с.
Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 368 с.
Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. – М.: Синтег, 1999. – 128 с.
Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г.Фалько. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.












16

Список литературы
1.Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. – М.: Синтег, 1999. – 128 с.
2.Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Второе издание. – М.: Советское радио, 1968. – 326 с.
3.Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990. – 456 с.
4.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск, Новое здание, 2002. – 323 c.
5.Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г.Фалько. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.
6.Менеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.
7.Менеджмент: Учебник/ Орлов А.И. - М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298 с., - Электронная версия книги в сети Интернет http://www.aup.ru/books/m151/
8.Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 224 с.
9.Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент). Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А.Одинцова и др.: Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А.Некрасова. – М.: Высшая школа, 2003, - 470 с.
10.Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
11.Платон. Государство / Собрание сочинений. Т.3. – М.: Мысль, 1993. С. 79-420.
12.Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М.: Республика, 1992. – 642 с.
13.Фалько С.Г. Научная школа организации производства в МГТУ им. Н.Э. Баумана: история, современность, перспективы. – В сб.: 70 лет кафедры «Экономика и организация производства». Сборник статей под ред. С.Г.Фалько. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. - С.5-16.
14.Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 368 с.
15.Черчилль У. Вторая мировая война. Т.3. – М.: Воениздат. 1991. – 484 с.
16.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. – М.: Юрид. Лит., 1995. – 240 с.

Вопрос-ответ:

Каково понятие менеджмента?

Менеджмент — это область знаний, методов и практик, связанных с организацией, планированием, контролем и управлением ресурсами и процессами в организации или предприятии. Он включает в себя такие аспекты, как управление персоналом, финансами, производственными процессами, маркетингом и другими функциональными областями управления.

Какие были предпосылки к формированию менеджмента?

Формирование менеджмента было обусловлено быстрым ростом промышленности и развитием крупных предприятий в конце XIX - начале XX века. Необходимость более эффективного управления ресурсами и процессами привела к появлению понятия менеджмента и развитию его методов и теорий.

Как менеджмент сформировался в России?

В России менеджмент начал формироваться в начале XX века, однако его развитие было ограничено политическими и экономическими факторами. Только после развала Советского Союза и перехода к рыночной экономике менеджмент получил возможность развиваться более активно. Сейчас в России активно используются современные методы менеджмента.

Какова роль кибернетики в развитии менеджмента?

Кибернетика является одной из основ управления и играет важную роль в развитии менеджмента. Она предлагает методы и подходы к анализу и управлению сложными системами, включая организации. Кибернетика позволяет применять математические модели для прогнозирования и оптимизации процессов управления.

В чем состоит роль менеджмента на современном этапе?

На современном этапе менеджмент играет ключевую роль в успешном функционировании организаций. Менеджеры отвечают за принятие стратегических решений, управление ресурсами и процессами, развитие персонала и достижение поставленных целей. Они также должны учитывать изменения во внешней среде и применять инновационные подходы в управлении.

Какое понятие лежит в основе менеджмента?

В основе менеджмента лежит понятие управления. Управление представляет собой процесс планирования, организации, руководства и контроля деятельности организации с целью достижения поставленных результатов.

Какие предпосылки способствовали формированию менеджмента?

Формированию менеджмента способствовали такие предпосылки, как: разделение труда, промышленная революция, научно-технический прогресс, увеличение размеров и сложности организаций, профессионализация управления и др.

Как формировался менеджмент в России?

В России формирование менеджмента происходило под влиянием западных идей и опыта. Наиболее значимыми этапами становления менеджмента в России были: начало XX века - появление первых институтов менеджмента, 1920-е годы - развитие научных исследований в области управления, 1990-е годы - переход к рыночной экономике и развитие менеджмента как самостоятельной дисциплины.

Какие школы менеджмента существуют?

Существует несколько школ менеджмента, включая научную школу, административную школу, школу человеческих отношений, кибернетику, бихевиористскую школу. Каждая из этих школ предлагает свой подход к управлению и выделяет различные аспекты и принципы менеджмента.

Что такое бихевиористская школа менеджмента?

Бихевиористская школа менеджмента сосредоточена на изучении поведения людей в организации. Она придает особое значение мотивации, стимулированию и удовлетворению потребностей работников, а также находит способы повышения их производительности через систему поощрений и наказаний.

Что такое менеджмент?

Менеджмент - это процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля ресурсов, направленных на достижение определенных целей в организации или компании.

Какие были предпосылки к формированию менеджмента?

Предпосылки к формированию менеджмента включают развитие промышленности, появление крупных корпораций, необходимость эффективного управления большими рабочими коллективами, развитие технологий и международной торговли.