Финансовые вопросы охраны окружающей среды

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 2828 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 06.09.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План
Введение
1. Необходимость, источники и направления финансового обеспечения охраны окружающей среды
2.Государственное финансовое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды
3. Финансовое стимулирование охраны окружающей среды
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Приведенный перечень мер экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, предусмотренных Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 24), не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов могут быть установлены и другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.
Важнейшей задачей развития эколого-экономических систем является максимальное использование природных материалов, превращение производства по возможности в более замкнутую систему, так как вмешательство человека в биосферные системы нарушает их сбалансированность и внутренние связи.
Сейчас общество все больше сталкивается с проблемами обеспечения экологической безопасности сформировавшихся эколого-экономических систем и их структурных элементов разных иерархических уровней. Производство, сконцентрировав в себе колоссальные запасы различных видов энергии, вредных веществ и материалов, стало серьезным источником экологической опасности, а постоянное стремление общества к наиболее полному удовлетворению своих материальных и духовных потребностей влечет за собой увеличение масштабов производства, что создает дополнительные угрозы экологии, здоровью и безопасности жизни людей. Таким образом, на передний план выходит проблема рационального использования такого элемента природно-ресурсной базы предприятий, как качество окружающей среды. Оно часто не принимается во внимание природопользователями при использовании природных ресурсов, но при этом влияет и на сам производственный процесс, и на качество природных ресурсов.
Анализ используемых методов управления охраной окружающей среды в зарубежной практике позволяет сделать вывод о необходимости акцентировать внимание в основном на экономических методах. Результаты анализа российской практики использования методов управления охраной окружающей среды свидетельствуют о доминировании административных инструментов над экономическими. При этом российский механизм охраны окружающей среды имеет ряд ключевых достоинств, которые способствовали его формированию и развитию в достаточно сложный период жизни страны, но вместе с тем существуют и серьезные недостатки в его функционировании (см. рисунок 1).
К ним можно отнести: коррупционную уязвимость административных методов, завышенные требования некоторых экологических нормативов, недостаточный размер платежей за загрязнение по сравнению с наносимым ущербом, отсутствие поддержки природопользователей, осуществляющих приро-доохранные мероприятия, достаточно сложная система контроля и мониторинга.
Переход предполагает формирование федеральной и региональной структуры экологических институтов, которая в дальнейшем будет положена в основу экологического рынка и поможет сформировать отношение природопользователей к состоянию окружающей среды как к особому виду эколого-экономического ресурса.
Существующая система экономического стимулирования охраны окружающей среды укладывается в рамки понятия «экономический механизм рационального природопользования». В настоящий момент на практике этот механизм разработан и внедрен только на федеральном уровне. На региональном уровне представлены только некоторые его элементы, не позволяющие добиться существенных результатов.

Рисунок 1 – Методы управления охраной окружающей среды, применяемые в России
Для усиления роли качества окружающей среды как объекта природопользования автором предлагается выделить понятие «экономический механизм охраны окружающей среды», являющееся одним из составляющих понятия «экономический механизм рационального природопользования». Соотношение этих понятий можно определить через анализ связей между их элементами, представленный на рисунке 2.
Экономический механизм охраны окружающей среды является составной частью общего механизма регулирования отношений в сфере «общество – природа». Таким образом, это прежде всего система, инфраструктура (правовая, организационная, институциональная), необходимая для направления действия указанных экономических фактов в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.

Рисунок 2 – Соподчиненность элементов экономического механизма рационального природопользования и охраны окружающей среды

Учитывая результаты анализа, значения термина «экономический механизм охраны окружающей среды», автор определяет его как систему методов, способов и приемов, воздействующих на природопользователей, способных создать их материальную заинтересованность в соблюдении экологических требований.
Заключение

Важнейшим вопросом для экологизации экономики и перехода ее к устойчивому типу развития является вопрос о механизмах реализации такого эколого-ориентированного развития. Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективного экономического механизма природопользования, сущность которого заключается в создании у природопользователей экономической заинтересованности в осуществлении природоохранных мер и экономической ответственности за нарушение установленных правил и норм природопользования.
Важнейшей задачей развития эколого-экономических систем является максимальное использование природных материалов, превращение производства по возможности в более замкнутую систему, так как вмешательство человека в биосферные системы нарушает их сбалансированность и внутренние связи.
Учитывая результаты анализа, значения термина «экономический механизм охраны окружающей среды», автор определяет его как систему методов, способов и приемов, воздействующих на природопользователей, способных создать их материальную заинтересованность в соблюдении экологических требований.
Важную роль в защите экологии играют экологические фонды, они обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики.
Созданная в 90-х годах 20 столетия система экологических фондов России стала важным источником, который существенно дополнил бюджетные и собственные средства предприятий, направляемые на цели охраны окружающей среды.
Взаимосвязанность и взаимообусловленность природных процессов вызывает необходимость принципиально нового подхода в регулировании общественных отношений, где приоритет отдается сохранению естественной среды обитания человека, что, безусловно, требует адекватного правового обеспечения.
Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство, гармонично сочетающее использование различных экономических инструментов, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательства нет, в том числе и у Российской Федерации.
Список использованной литературы

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года)
ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ,
Андреева Т.А. Экологические основы природопользования: Учебное пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 65 с.
Андреева Т.А. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 184 с.
Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – XXVI, 501 с. 2 экз.
Гальперин М.В. Общая экология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.
Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 256 с
Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 448 с. 2 экз.
Кожухар В.М. Практикум по экономике природопользования: Учеб.пособ. – М.Дашков иК, 2005. – 208с.
Экология: Учебник. / Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 512 с.
Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 448 с. 2 экз.
Кожухар В.М. Практикум по экономике природопользования: Учеб.пособ. – М.Дашков иК, 2005. – 208с.
Холина В.Н. Основы экономики природопользования: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 672 с.
Шимова О.С., Соколовский Н.К. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 377 с.
Папенов К.В. Экономика природопользования: Курс лекции. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. – 303 с.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года)

Холина В.Н. Основы экономики природопользования: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 672 с
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года)

Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 256 с

Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 448 с. 2 экз
Кожухар В.М. Практикум по экономике природопользования: Учеб.пособ. – М.Дашков иК, 2005. – 208с
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года)

Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – XXVI, 501 с. 2 экз.

Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – XXVI, 501 с. 2 экз.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года)

Папенов К.В. Экономика природопользования: Курс лекции. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. – 303 с.

Шимова О.С., Соколовский Н.К. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 377 с
Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 448 с. 2 экз.

Экология: Учебник. / Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 512 с.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года)

Кожухар В.М. Практикум по экономике природопользования: Учеб.пособ. – М.Дашков иК, 2005. – 208с.

Холина В.Н. Основы экономики природопользования: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 672 с.

Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 256












26

Список использованной литературы

1.Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года)
2.ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ,
3.Андреева Т.А. Экологические основы природопользования: Учебное пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 65 с.
4.Андреева Т.А. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 184 с.
5.Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – XXVI, 501 с. 2 экз.
6.Гальперин М.В. Общая экология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.
7.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 256 с
8.Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 448 с. 2 экз.
9.Кожухар В.М. Практикум по экономике природопользования: Учеб.пособ. – М.Дашков иК, 2005. – 208с.
10.Экология: Учебник. / Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 512 с.
11.Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 448 с. 2 экз.
12.Кожухар В.М. Практикум по экономике природопользования: Учеб.пособ. – М.Дашков иК, 2005. – 208с.
13.Холина В.Н. Основы экономики природопользования: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 672 с.
14.Шимова О.С., Соколовский Н.К. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 377 с.
15.Папенов К.В. Экономика природопользования: Курс лекции. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. – 303 с.


Вопрос-ответ:

Какие источники финансового обеспечения охраны окружающей среды?

Охрана окружающей среды может финансироваться из различных источников, включая государственные бюджетные средства, средства международных организаций, пожертвования от частных лиц и организаций, экологические фонды и вознаграждения за экологические услуги.

В чем заключается государственное финансовое обеспечение мероприятий по охране окружающей среды?

Государство может предоставлять финансовую поддержку различным программам и проектам по охране окружающей среды. Это может включать выделение грантов, субсидий, льготных кредитов, налоговых льгот и других форм поддержки.

Какие меры экономического стимулирования предусмотрены для рационального природопользования и охраны окружающей природной среды?

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривает различные меры экономического стимулирования, такие как налоговые льготы для предприятий, осуществляющих экологически чистое производство, вознаграждение за экологические услуги, субсидирование экологических проектов и другие формы поддержки.

Откуда берутся деньги для финансового стимулирования охраны окружающей среды?

Деньги для финансового стимулирования охраны окружающей среды могут поступать из различных источников. Например, это могут быть средства из государственного бюджета, средства экологических фондов, средства, выделенные международными организациями или пожертвования от частных лиц и организаций.

Какие направления финансового обеспечения охраны окружающей среды существуют?

Финансовое обеспечение охраны окружающей среды может осуществляться в различных направлениях. Например, это может быть финансирование научных исследований, разработка и внедрение новых технологий, создание и поддержка экологических программ и проектов, обучение и повышение квалификации специалистов в области охраны окружающей среды и другие меры, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую природную среду.

Какие источники финансирования используются при охране окружающей среды?

Источники финансирования охраны окружающей среды могут включать государственный бюджет, средства от экологических налогов и сборов, инвестиции частных компаний, международные фонды и программы, а также пожертвования граждан и некоммерческих организаций.

Какие направления финансового обеспечения охраны окружающей среды существуют?

Финансовое обеспечение охраны окружающей среды может происходить через финансирование экологических проектов, проведение экологических аудитов и оценок, разработку и реализацию экологических программ и инициатив, компенсацию ущерба природной среде, финансирование научных исследований в области экологии и другие направления.

Какое государственное финансовое обеспечение существует для мероприятий по охране окружающей среды?

Государственное финансирование мероприятий по охране окружающей среды может осуществляться через выделение средств из государственного бюджета, создание специальных фондов или программ, предоставление льгот и субсидий организациям, занимающимся охраной окружающей среды, а также через осуществление закупок экологического оборудования и технологий.

Какие меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды предусмотрены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды»?

Предусмотренные Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» меры экономического стимулирования могут включать предоставление налоговых льгот и субсидий экологически ориентированным предприятиям, введение экологических сборов и налогов, установление экологических стандартов и нормативов, а также использование экологических сертификатов и прочих инструментов экономической стимуляции.

Какие источники финансового обеспечения охраны окружающей среды существуют?

Источниками финансового обеспечения охраны окружающей среды являются как государственные, так и частные средства. Государственные источники включают в себя бюджетные ассигнования, налоги и сборы, а также средства, выделяемые из различных специальных фондов. Частные источники включают пожертвования и благотворительные взносы физических и юридических лиц, а также доходы от использования природных ресурсов.