Способы и источники финансирования инновационной деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Инновационный менеджмент
  • 3737 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 29.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность инноваций
1.2 Источники финансирования инноваций
1.2.1 Структура источников финансирования инновационной деятельности предприятия
1.2.2 Способы мобилизации инвестиционных ресурсов
1.2.3 Привлечение иностранных инвестиций
1.2 Эффективность использования инноваций
2 ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ
2.1 Инновационный подход к туристическому бизнесу
2.2 Инновационный проект
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

, (1.1)
где
Тр – расчетный год;
Рt – результат в t-й год;
Зt – инновационные затраты в t-й год;
t – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель) (11, стр.275).
Интегральный эффект имеет также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект.
2. Индекс рентабельности инноваций Jr.
Рассмотренный нами метод дисконтирования - метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно.
В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.
В качестве же показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.
Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.
Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:
, (1.2)
где
JR – индекс рентабельности
Дj – доход в периоде j
Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t (11, стр.276).
Приведенная формула отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.
Или иначе можно сказать – здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.
Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен(11, 276).
Предпочтение в условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.
3. Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.
, и (1.3)
Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.
Показатель нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности. Внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций.
За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%.
Норма рентабельности определяется аналитически, как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций.
Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины.
Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным.
В случае, когда имеет место финансирование из других источников, то нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом (11, стр.277).
2 Инновации в туризме
2.1 Инновационный подход к туристическому бизнесу
Рыночная экономика, несмотря на ее положительные моменты, не может автоматически регулировать инновационную деятельность. Под инновационной политикой государства в области туризма понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для субъектов хозяйствования с целью оживления инновационной активности, повышения эффективности развития туризма и более полного удовлетворения туристических потребностей населения.
Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристических организаций являются: предоставление налоговых льгот инновационно активным организациям; осуществление научно-технической, налоговой и кредитно-финансовой политик; создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристическую отрасль; совершенствование амортизационной политики; установление приоритетных направлений развития науки.
Конечной целью инновационной политики является активация инновационной деятельности в российском туризме. Человеческий ресурс является основой нововведений, гарантом реализуемой в туризме инновационной политики. Инновационная активность туристической организации зависит от развития инновационного предпринимательства, преодоления сопротивления нововведениям. (9, стр.27)
В результате анализа информационных технологий в туризме установлено, что они преимущественно развиваются в следующих направлениях глобальной сети Интернет; локальных компьютерных сетей; прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации туристического продукта; локальной автоматизации офиса.
Инновация - главный фактор в большинстве положительных изменений к достижению целей во всевозможных секторах и уровнях. Это означает, что внедрение нововведений самый важный момент во всех видах деятельности, так или иначе связанных с развитием каких-либо отраслей. Следовательно, понимание инновационных процессов необходимо как административно, так и научно.
Необходимо проанализировать специфическую роль туризма как арены для нововведений, а также дать ответ на два ключевых вопроса: какие условия могут способствовать появлению инноваций, и может ли современный туризм предложить некую специфическую опору для инноваций?
Туризм способен предложить различные виды содействия новым инновационным процессам (9, стр.27).
Инновации устанавливают новый вид деятельности или метод создания вещей, вносящих значительные усовершенствования по сравнению со старой практикой. По определению, инновация включает в себя новизну, которая может многое изменить. Каждое новшество имеет некоторые характерные черты, например нововведение всегда означает изменение старой деятельности и достижение функциональных усовершенствований. Понятные изменения, таким образом, неотъемлемая часть в инновациях - они представляют собой новые структуры или новые методы создания вещей для дальнейшего развития. Эти новые технологии могут влиять на работу и качество жизни, положение рынка (рыночную ситуацию), силовые структуры, основную деятельность частных структур, предпринимательство и общество в целом. Нельзя забывать, что инновации представляют собой не только новый, улучшенный метод создания вещей тем или иным способом, но и обладают другими особенностями, одна из которых - их функциональная практичность. Нововведения всегда нужно применять на практике, чтобы доказать их достоинства и эффективность.
Хотя инновации хорошо защищены различными агентами и пользуются огромным спросом, они в то же время вызывают определенное отторжение. Это обусловлено тем, что нововведения имеют тенденцию изменять существующий "статус-кво", а некоторые люди и организации боятся структурных изменений: как потенциальные неудачники они предпочитают сохранять существующую модель производства и потребления.
Инновации могут быть более эффективны при правильном распределении капитала.
Возможность использования новых доступных ресурсов способствует возникновению стремления к переменам, которое усиливается при сопоставлении существующей системы и возможных усовершенствований. Поиск новых путей развития туризма способствует получению новой полезной информации и является причиной видения вещей в новом образе.
Туризм имеет несколько специфических особенностей, которые могут быть благоприятны для инновационной деятельности, если их правильно использовать. В туристической среде можно выделить несколько возможных особенностей стимулирования инноваций. Туризм обычно способствует накоплению опыта и впечатлений, что может служить источником идей для новых открытий. Расширение кругозора, духовное обогащение происходит благодаря двум другим компонентам, типичным для туризма: обстановки и межличностному общению. Как известно, туристическая обстановке воодушевляет людей, и именно поэтому они начинают воспринимать привычные вещи немного по-другому (9, 29 стр.).
Следует заметить, что инновации стимулируют открытие новых видов деятельности, идей и возможностей развития туризма.
Разработка программы тура может быть улучшена и усовершенствована, если тщательно продумать доступ туристов к различным сферам и областям развлечений, причем идеи могут подавать сами туристы. Багаж знаний, опыт и индивидуальные представления туристов об отдыхе иногда являются основой для открытия новых возможностей того или иного тура.
Для эффективности инноваций необходимо не только находить новые открытия, но и углублять знания о существующих ресурсах.

2.2 Инновационный проект
Для привлечения новых клиентов, руководство турфирмы «Х» приняло решения разместить в глобальной сети Интернет сайт, посвященный деятельности данной фирмы. С помощью Интернета вероятность завоевания новых клиентов очень высока. Например, реклама «своего сайта» на уже существующих сайтах других организаций.
Это решение является инновационным.
Для осуществления этой задачи необходимо определиться с финансированием данной инновации.
Руководством турфирмы принято решения о финансировании из собственных источников (финансовых источников данной организации).
Общий объем финансирования инновации 70 тыс. д.е.
Ежегодный приток наличности в течении двух лет фирмы «Х» составляет 250 тыс. д.е.
Процентная ставка 10%.
Определим целесообразность инновации.
1. Рассчитаем коэффициенты дисконтирования
для первого года:
для второго года:
Следовательно, чистая текущая стоимость за годы реализации проекта равна:
(250·0,909)+(250·0,826)=227,25+206,5=433,75 тыс. д.е.
Для принятия решения о целесообразности инвестиций в проект необходимо найти разницу между чистой текущей стоимостью и первоначальной суммой инвестиции.
Рассматриваемый нами проект выгоден, так как доход больше, чем первоначальные инвестиции в проект: 433,75-70=363,75 тыс. д.е.
Чистую текущую стоимость называют также «чистым приведенным доходом».
Предположим, что в первый год размер инвестиций составит 70 тыс. д.е., а в следующем году – 30 тыс. д.е. («поддержка» сайта, обновления информации и т.д.).
Планируемый доход в первый год составит 300 тыс. д.е., а в следующем году – 330 тыс. д.е.
2. Рассчитаем эффект от инновации (формула 1.1 данной работы).
Э=(300-70)·0,909+(330-30)·0,826=209,07+247,8=456,87 тыс. д.е.
3. Данная инновация окупится за один год.
Рассчитаем индекс рентабельности инновации (формула 1.2 данной работы)

Таким образом, данная инновационный проект является экономически эффективен, так как JR больше единицы.



Заключение
Инновационные концепции развития организации, в том числе туристической компании, - представляют собой совокупность рационалистских подходов, сформировавшихся во второй половине 60-х - начале 70-х годов XX в. на Западе (9, стр.26).
Организация рассматривается как искусственная система, а организационное развитие связывается процессом, именуемым нововведением, под которым понимается инициируемый менеджером планируемый и управляемый процесс внедрения в организацию качественных изменений, новшеств. Новшества могут быть разделены: по характеру, направленности, отношению к предшествующим изменениям и т.д.
Нововведение обычно рассматривается, с одной стороны, как поэтапный процесс внедрения и распространения, а с другой - как процесс, связанный с изменением структуры, функций организации и ценностно-нормативной системы ее членов.
Источниками финансирования науки и инноваций в России являются собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные исследования и разработки или осуществляющих инновации; средства бюджета, в том числе федерального (для научных исследований и разработок), бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, получаемые организацией непосредственно или по договорам с заказчиком; средства внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, российского фонда технологического развития и др.); иностранные источники (средства, получаемые от юридических и физических лиц, находящихся вне политических границ государства, а также от международных организаций) (11, стр. 17).
Внедрение новшества - это процесс вторжения элементов новой культуры в старую культуру отношений, который именуется интервенцией. Организация трактуется как проектируемая, искусственно создаваемая под цель пластичная инструментальная система и изучается через призму внедрения новшества. Менеджер при этом выступает в качестве фигуры, определяющей логику и направления развития организации (агент изменений). Проблематика инновационных концепций развития организации объединяет такие разнородные направления в социологии организаций и психологии, как исследование жизненных циклов инноваций и условий внедрения новшества, изучение восприятия новшества работниками, формирования инновационной культуры, инновационного потенциала организации, анализ характеристик работников, склонных к инновационной деятельности и др.
В данной работе рассмотрены сущность инновационных проектов, определения эффективности инновационных проектов. Более подробно рассмотрены источники и способы финансирования инновационного процесса, самих инноваций.
В практической части предложен инновационный проект для туристической фирмы. Проект направлен на привлечение новых клиентов, освоение новых рынков сбыта (в том числе и зарубежных).
Проект является рентабельным, исходя из расчетов, приведенных в данной работе.

Литература
Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005, 487 стр.
Бекетов Н. Государственная политика инноваций/ Экономист – 2004 №9 стр. 64-70
Бухонова С.М., Ю.А. Дорошенко Выбор способа финансирования инновационной деятельности в условиях ограниченности финансовых ресурсов./Журнал «Инновации»№6, 2005. – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/
Винокуров. В.И.. Основные термины и определения в сфере инноваций./Журнал «Инновации»№4, 2005 . – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/
Гамидов Г.С. Классификационные признаки инноваций./Журнал «Инновации». №8, 2005. – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/
Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132с.
Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. — М.: Юристъ, 2002. — 480 с – электронная версия в Интернете http://www.vusnet.ru/biblio/archive/igonina_investicii/
Игнатьев А.А., Захаров А.Н. Инновации в международной торговле на примере туризма./Российский Внешнеэкономический Вестник №8. 2006 стр. 26-34
Ильина Е.Н.. Туроперейтинг: стратегия и финансы. Учебник. – М. Финансы и статистика, 2005 192 стр.
Инновационный менеджмент.: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 – 327 стр. эл. вариант на официальном сайте http://www.vusnet.ru/biblio/archive/ilenkova_innovacionniy/
Мостовая И.В, Дзыбов К.М.. Инновационный менеджмент в современном производстве (Развитие социальных технологий). - Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1998. 105 стр.
Н.А. Платонова, А.А Путилов Инновационный маркетинг в сфере услуг./Журнал «Инновации»№7, 2005. – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/
Родионов Д.Г., О.В. Заборовская Влияние научно-технического прогресса на развитие сферы услуг в современной экономике Журнал «Инновации»№7, 2003. – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/
Унтура Г.А. Типология инновационных проектов/ Г.А. Унтура, М.А. Ягольницер, Л.С. Марков/ ЭКО – 2005 №10 стр. 53-63
Шабыкова Н.Э. "Инновационная политика предприятия" \Российский экономический журнал. 2006 г. электронный вариант http://www.e-rej.ru/Speakers.htm#details
Яковец Ю.В., Инновации в гуманитарной сфере./Журнал «Инновации»№5-6, 2005. – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/











37

1.Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005, 487 стр.
2.Бекетов Н. Государственная политика инноваций/ Экономист – 2004 №9 стр. 64-70
3.Бухонова С.М., Ю.А. Дорошенко Выбор способа финансирования инновационной деятельности в условиях ограниченности финансовых ресурсов./Журнал «Инновации»№6, 2005. – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/
4.Винокуров. В.И.. Основные термины и определения в сфере инноваций./Журнал «Инновации»№4, 2005 . – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/
5.Гамидов Г.С. Классификационные признаки инноваций./Журнал «Инновации». №8, 2005. – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/
6.Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132с.
7.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
8.Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. — М.: Юристъ, 2002. — 480 с – электронная версия в Интернете http://www.vusnet.ru/biblio/archive/igonina_investicii/
9.Игнатьев А.А., Захаров А.Н. Инновации в международной торговле на примере туризма./Российский Внешнеэкономический Вестник №8. 2006 стр. 26-34
10.Ильина Е.Н.. Туроперейтинг: стратегия и финансы. Учебник. – М. Финансы и статистика, 2005 192 стр.
11.Инновационный менеджмент.: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 – 327 стр. эл. вариант на официальном сайте http://www.vusnet.ru/biblio/archive/ilenkova_innovacionniy/
12.Мостовая И.В, Дзыбов К.М.. Инновационный менеджмент в современном производстве (Развитие социальных технологий). - Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1998. 105 стр.
13.Н.А. Платонова, А.А Путилов Инновационный маркетинг в сфере услуг./Журнал «Инновации»№7, 2005. – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/
14.Родионов Д.Г., О.В. Заборовская Влияние научно-технического прогресса на развитие сферы услуг в современной экономике Журнал «Инновации»№7, 2003. – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/
15.Унтура Г.А. Типология инновационных проектов/ Г.А. Унтура, М.А. Ягольницер, Л.С. Марков/ ЭКО – 2005 №10 стр. 53-63
16.Шабыкова Н.Э. "Инновационная политика предприятия" \Российский экономический журнал. 2006 г. электронный вариант http://www.e-rej.ru/Speakers.htm#details
17.Яковец Ю.В., Инновации в гуманитарной сфере./Журнал «Инновации»№5-6, 2005. – эл. вариант в Интернете http://www.mag.innov.ru/

Вопрос-ответ:

Какая сущность имеют инновации?

Инновации представляют собой внедрение новых идей, технологий или продуктов, которые могут привести к улучшению производительности, качества или конкурентоспособности предприятия.

Каковы структура источников финансирования инновационной деятельности предприятия?

Структура источников финансирования инновационной деятельности предприятия включает в себя собственные средства, кредиты и займы, государственные и приватные гранты, венчурные инвестиции, а также привлечение иностранных инвестиций.

Какие способы мобилизации инвестиционных ресурсов существуют?

Для мобилизации инвестиционных ресурсов предприятия могут использовать самофинансирование, привлечение кредитов, эмиссию акций, облигаций или других финансовых инструментов, а также привлечение венчурного капитала или грантов.

Как можно привлечь иностранные инвестиции?

Для привлечения иностранных инвестиций предприятие может использовать прямые инвестиции, приобретение акций или долей предприятий, получение кредитов или займов от иностранных инвесторов, а также участие в международных инвестиционных проектах.

Какова эффективность использования инноваций?

Эффективность использования инноваций может быть определена по различным критериям, таким как увеличение объема продаж, снижение затрат, улучшение качества продукции или услуг, увеличение конкурентоспособности предприятия. В целом, успешная реализация инноваций может привести к росту прибыли и развитию предприятия.

Что такое инновации?

Инновации - это внедрение новых и усовершенствованных продуктов, услуг, технологий или организационных методов, которые приводят к улучшению эффективности и конкурентоспособности предприятия.

Какие источники финансирования инноваций существуют?

Источники финансирования инноваций могут быть внутренними и внешними. Внутренние источники включают собственные средства предприятия и прибыль от его деятельности. Внешние источники могут быть государственными субсидиями, банковскими кредитами, венчурным капиталом и т.д.

Какие способы мобилизации инвестиционных ресурсов существуют?

Существуют различные способы мобилизации инвестиционных ресурсов, такие как привлечение займов, выпуск акций, привлечение венчурного капитала, получение грантов и субсидий, использование краудфандинга и другие.

Как можно привлечь иностранные инвестиции для финансирования инноваций?

Для привлечения иностранных инвестиций можно использовать различные способы, такие как привлечение иностранных инвесторов через венчурные фонды, создание совместных предприятий с иностранными партнерами, привлечение иностранных кредиторов, участие в программе инвестиционной иммиграции и др.

В чем заключается инновационный подход к туристическому бизнесу?

Инновационный подход к туристическому бизнесу заключается в разработке и внедрении новых продуктов и услуг, которые отвечают современным потребностям туристов, использовании новых технологий в области бронирования и организации путешествий, улучшении качества обслуживания и других инновационных подходах, направленных на повышение конкурентоспособности и прибыльности туристического предприятия.

Что такое инновации?

Инновации - это внедрение новшеств, новых технологий и идей в различные сферы деятельности с целью улучшения результативности и конкурентоспособности.