Социально-исторический аспект демографического кризиса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 3939 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 08.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Социально-исторический аспект
демографического кризиса
Фрагмент для ознакомления

Семья учит ребенка жить среди людей, прививает ему основы определенных идейно политических взглядов, мировоззренческих установок, нравственных норм и правил. Ребенок в семье познает и усваивает нравственные нормы. Здесь у ребенка вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты, закладывается фундамент психического здоровья.
Взаимная забота членов семьи друг о друге, особенно престарелых; ответственность детей за благополучие родителей, их обеспеченную и спокойную старость, а также постоянная и взаимная морально-психологическая поддержка членов семьи.
Организация и использование свободного времени, прежде всего – досуга. Ее цель – помочь супругам наиболее плодотворно реализовать свои способности, в разумном потреблении духовных ценностей, в обеспечении активного отдыха.

Воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный аспект, связанный с воспитанием и обучением детей. Установлено, что в воспитании и обучении детей семью заменить никакими общественными учреждениями нельзя. Только в семье ребенок естественно и наиболее эффективно получает первую социализацию своей личности, обретает свое «Я». Именно в семье ребенок познает азы жизни, встречается и с соотношениями авторитета – должностного, родительского и функционального, основанного на более высокой компетентности родителей или старших братьев и сестер, их развитых навыков и умениях, успешности их деятельности. Нравственно-психологический потенциал, заложенный ребенку семьей, остается на долгие годы, а может быть на всю жизнь.
Заканчивая эту главу, можно сделать следующие промежуточные выводы:
1. история развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума;
2. семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом;
3. семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации;
4. Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения – это и здоровье нации в целом.
Глава 2. Кризис современной семьи

Современная семья лишь отдаленно напоминает семью XIX и даже начала XX столетия как по физическим характеристикам: составу, размерам, образу жизни, так и по тем нравственно-этическим, социально-психологическим функциям, которые общество и личность возложили на семью. В то же время она все еще носит черты традиционной ее формы и на уровне установок является наиболее востребованной ценностью для личности.
Целый ряд негативных явлений отрицательно сказывается на семейных отношениях и стремлении вступить в брачные отношения: высокий темп жизни, практицизм, массовые установки на карьеру и получение прибыли, высокий уровень урбанизации, когда все строится на целесообразности и выгоде, - все это расстроило социальный механизм бракосочетания. Поиск брачного партнера требует душевных, временных и определенных материальных затрат. Брачные страницы СМИ, Интернета становятся в перспективе основной службой знакомств. Одиночество с присущим ему набором комплексов и психических нарушений становится атрибутом современного человека.
По мнению некоторых авторов (А. Вишневский, Н. Луман и др.) включить механизм перемен в брачно-семейных отношениях позволили такие фундаментальные факторы экономически развитых обществ, как рост эффективности производства, что привело к тому, что семья освободилась от необходимости выполнять производственную функцию как основную; рост демографической эффективности семьи из-за снижения уровня детской смертности; повышение значимости социально-культурной и социально-психологической функций семьи.
В.О. Рукавишников добавляет к этим факторам и так называемый «ценностный сдвиг», который, в отличие от вышеперечисленных факторов, детерминирующих перемены в институте семьи на протяжении всего XX столетия, играет в конце девяностых годов роль мощного катализатора.
Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность,- смена акцентов в системе "общество – семья - человек". Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду. Происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности.
В то же время, два фактора все еще удерживают большинство людей от полного отказа от рождения детей: психологический, когда дети как духовная потребность остаются приоритетной ценностью в системе ценностей личности, и социальный, когда факт появления ребенка становится некоторым фактором социального престижа семьи.
Если общество будет оставаться ценностно - ориентированным не на семью, не поддержит ее в соответствии с еще сохраняющимися потребностями в детях, то может произойти такое переосмысление отношения к рождению детей, которое приведет к радикальной трансформации самой жизненной основы рождаемости. Следовательно, очевидна необходимость изменения государственной идеологии, культуры, психологии в таком направлении, при котором ценность детей для родителей повысилась бы до общественно необходимых потребностей.




Список использованной литературы


Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ.
Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М.: Эдиториал. УРСС, 1999. – 216 с.
Волков Ю.Г. Социология: курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 512 с.
Лисовский В.Т. Молодежь, любовь, брак. – Спб.: 2003. – 268 с.
Мердок Дж. Социальная структура. – М.: ОГИ, 2003. – 608 с.
Русская молодежь. Демографическая ситуация. Миграции. Сборник статей/Под ред. Е.С. Троицкого. – М., АКИРН, 2004. – 314 с.
Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М.: Эдиториал. УРСС, 1999. – С.99.
Мердок Дж. Социальная структура. – М.: ОГИ, 2003. – С. 27.
Волков Ю.Г. Социология: курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 454.












16

Список использованной литературы

1.Антонов А.И. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996. – 345 с.
2.Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России//Социс. – 2002. - №7. – С. 108 – 110.
3.Архангельский В. Н. Демографическое поведение и его детерминация//Демографические исследования. - 2005. - №3. - С.208 - 210
4.Боков М. Бегство из-под венца//Новое время. – 2005. - №24. – С.14 – 15.
5.Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М.: Эдиториал. УРСС, 1999. – 216 с.
6.Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. – М.: Эксмо, 2005. – 267 с.
7.Волков Ю.Г. Социология: курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 512 с.
8.Всеобщая история//Под ред. Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского. – М.: Искусство, 1960. – Т.2. – кн.1. - 634 с.
9.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: Образование – Культура, 1998. – 367 с.
10.Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1998. – 256 с.
11.Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины//Социс. – 2002. - №11. – С. 92 – 99.
12.Кашепов А. Социально-экономические детерминанты
демографической ситуации в России/Общество и экономика. – 2001. - №9. – С.138 – 160.
13.Копылов В.А. Демографические проблемы России//География в школе. – 2005. - №5. – С.10 – 17.
14.Кризис семьи и депопуляция в России («Круглый стол»)//Социс. – 1999. - №1. – С.50 – 57.
15.Лисовский В.Т. Молодежь, любовь, брак. – Спб.: Астрель, 2003. – 268 с.
16.Луман Н. Общество как социальная система. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 453 с.
17.Мердок Дж. Социальная структура. – М.: ОГИ, 2003. – 608 с.
18.Московская семья – 2001. Информационно-аналитический доклад по материалам исследования. – М., 2002. – С.12.
19.Резник С.Д. Семейная бухгалтерия: как ее вести//ЭКО. – 2003. - №1. – С. 158 – 172.
20. Россиян стало меньше на 615 тысяч. - http://www.ami-tass.ru/print/3131.html.
21.Русская молодежь. Демографическая ситуация. Миграции. Сборник статей/Под ред. Е.С. Троицкого. – М., АКИРН, 2004. – 314 с.
22.Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
23.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ.- http://www.ism-m.ru.
24.Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» №712 от 14 мая 1996 г. - http://www.ism-m.ru
25.Чеботаревская А.Н. Женщина настоящего и женщина будущего. Доклад на Первом всероссийском женском съезде//Преображение. – 1995. - №3. – С.81.
26.Шевченко И.О. Большая семья – какая она?//Социс. – 2005. - №1. – С.95 – 101.
27.Яковлева Е. Не любить по-русски//Российская газета. – 2.11.2004. – С.1,8.

Вопрос-ответ:

Зачем семья учит ребенка жить среди людей?

Семья играет важную роль в социализации ребенка, она учит его взаимодействовать с окружающими людьми, адаптироваться к общественным нормам и правилам поведения.

Какие навыки и черты развивает ребенок в семье?

В семье ребенок учится объединяться с другими, развивает коммуникативные навыки, усваивает нравственные ценности, образцы поведения и правила жизни в обществе.

Какова роль семьи в формировании идейно-политических взглядов ребенка?

Семья передает ребенку определенные идейно-политические взгляды, мировоззренческие установки, которые могут влиять на его позицию в обществе и политическую активность в будущем.

Как влияет семья на формирование психического здоровья ребенка?

Семья является основой для формирования психического здоровья ребенка. В ней ребенок получает эмоциональную поддержку, развивает свою самооценку и учится строить здоровые отношения с окружающими людьми.

Что является основой для нравственного воспитания ребенка?

Семья является основой для нравственного воспитания ребенка. Именно в семье ребенок усваивает нравственные нормы, учится отличать правильное поведение от неправильного, развивает этические принципы и ценности.

Для чего семья воспитывает ребенка?

Одной из главных задач семьи является воспитание ребенка. Семья учит ребенка жить среди людей, прививает ему основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, нравственных норм и правил.

Какие навыки ребенок получает в семье?

В семье ребенок получает первичные навыки и образцы поведения. Здесь шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты, закладывается фундамент психического здоровья.

Что познает и усваивает ребенок в семье?

В семье ребенок познает и усваивает нравственные нормы. Здесь он узнает, что есть правильное и неправильное поведение, учится отличать добро от зла, а также формирует свои моральные ценности и установки.

Какие основы прививает семья ребенку?

Семья прививает ребенку основы определенных идейно-политических взглядов и мировоззренческих установок. Ребенок учится тому, что люди имеют разные мнения и взгляды на жизнь, и учится уважать и ладить с этим разнообразием.

Почему воспитание в семье важно для ребенка?

Воспитание в семье важно для ребенка, так как именно здесь формируются его первичные навыки, установки и ценности. Семья является основой для развития его личности и осознания себя частью общества.

Какие навыки и образцы поведения формируются у ребенка в семье?

В семье ребенок приобретает первичные навыки и образцы поведения, которые в дальнейшем влияют на его развитие и адаптацию в обществе. Здесь он учится взаимодействовать с другими людьми, уважать их права, устанавливать границы своих действий, разрешать конфликты, проявлять эмпатию и солидарность. Также в семье формируются основные нравственные ценности, такие как честность, ответственность, терпимость, справедливость и др.

Какое значение имеют первичные навыки и образцы поведения, формируемые в семье?

Первичные навыки и образцы поведения, приобретаемые ребенком в семье, являются фундаментом его дальнейшего развития и адаптации в обществе. Они помогают ребенку управлять своими эмоциями, взаимодействовать с другими людьми, решать проблемы, адаптироваться к изменчивому окружению и строить здоровые и прочные отношения. Таким образом, первичные навыки и образцы поведения в семье имеют огромное значение для формирования личности и психического здоровья ребенка.