Вам нужна дипломная работа?
Интересует Налоги?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Механизмы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

  • 87 страниц
  • 39 источников
  • Добавлена 13.02.2007
930 руб. 3 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц
1.1. Сущность, функции и классификация налогов РФ
1.2. Эволюция подоходного налогообложения
1.3. Международная практика подоходного налогообложения
Глава 2. Механизмы исчисления налога на доходы физических лиц
2.1 Действующее законодательство по налогу на доходы физических лиц
2.2 Характеристика ЗАО Росэксимбанк
2.3 Особенности исчисления налога на доходы физических лиц в ЗАО Росэксимбанк
Глава 3. Пути совершенствования налога на доходы физических лиц
3.1 Проблемы в действующем законодательстве по налогу на доходы физических лиц
3.2 Пути совершенствования налога на доходы физических лиц
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Приказ Минфина России опубликован в "Российской газете" 07.02.2006 N 24(3990) и размещен на Интернет-сайте ФНС России по адресу www.nalog.ru.
Декларация представляется в налоговую инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 "Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002, регистрационный N 3437).
В соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. Таким образом, налогоплательщики, заполняя налоговую декларацию 3-НДФЛ по итогам 2005 года, указывают в ней все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, суммы налога, уплаченные у источника выплаты, суммы налога, уплаченные на основании налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц, а также уплаченные самостоятельно, и суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату из бюджета.
Сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую уплате (доплате), налогоплательщик должен был уплатить в бюджет за 2005 год не позднее 15 июля 2006 года.
Таблица 1. Динамика декларирования доходов ЗАО «РОСЭКСИМБАНК»
по налогу на доходы физических лиц за период 2003 - 2005 годы
2003 2004 2005 Изменения 2005 года к 2004 году Общая сумма налога на доходы физических лиц (млн. руб.) 957 1230 1624 +394 Сумма предоставленных социальных налоговых вычетов (млн.руб.) 123 214 324 +110 Порядок расчета и уплаты НДФЛ в ЗАО «РОСЭКСИМБАНК» рассмотрим на примерах.
Пример 1. Работник ЗАО «РОСЭКСИМБАНК» Горюнов С.В. не имеет права на стандартные налоговые вычеты в размере 3000 или 500 руб.
Поэтому ему полагается стандартный налоговый вычет в размере 400 руб.
Месячный оклад Горюнова в 2005 г. - 7000 руб.
Доход работника превысит 20 000 руб. в марте 2005 г., то есть спустя три месяца с начала года:
7000 руб. x 3 мес. = 21 000 руб.
Следовательно, начиная с этого месяца доход работника не будет уменьшаться на вычет в размере 400 руб.
В январе и феврале 2005 г. ежемесячный доход Горюнова, облагаемый НДФЛ, составит:
7000 руб. - 400 руб. = 6600 руб.
Начиная с марта 2005 г. ежемесячный доход сотрудника, облагаемый налогом, составит 7000 руб.
Пример 2. ЗАО «РОСЭКСИМБАНК» 12 января 2005 г. выдало своему сотруднику Романцеву беспроцентный заем в размере 100 000 руб. сроком на шесть месяцев. Деньги были возвращены 12 июля.
Ставка рефинансирования на момент получения займа составляла 13 процентов годовых. Сумму материальной выгоды бухгалтер фирмы рассчитал так:
100 000 руб. x 13% x 3/4 : 365 дн. x 181 дн. = 4834,93 руб.,
где 365 дн. - количество дней в году, а 181 дн. - продолжительность договора займа.
Налог на доходы физлиц с нее составит 1692 руб. (4834,93 руб. x 35%). В учете фирмы были сделаны такие проводки.
12 января:
Дебет 45507 субсчет "Кредит, предоставленный физическим лицам"
Кредит 20202 - 100 000 руб. - выдан заем Романцеву.
12 июля:
Дебет 20202 Кредит 45507 субсчет "Кредит, предоставленный физическим лицам" - 100 000 руб. - возвращен заем;
Дебет 60305 Кредит 60301 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физлиц" - 1692 руб. - удержан налог на доходы физлиц с материальной выгоды.
Пример 3. 1 февраля 2005 г. ЗАО «РОСЭКСИМБАНК» приняло на постоянную работу по контракту иностранца - водителя грузовика с окладом 8000 руб. С февраля по июль включительно бухгалтер начислял водителю зарплату и удерживал налог на доходы по ставке 30 процентов. В учете банка ежемесячно делались проводки:
Дебет 70206 Кредит 60305 - 8000 руб. - начислена зарплата работнику;
Дебет 60305 Кредит 60301 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физлиц" - 2400 руб. (8000 руб. x 30%) - удержан налог на доходы с водителя;
Дебет 60305 Кредит 20202 - 5600 руб. (8000 - 2400) - выдана зарплата из кассы банка;
Дебет 60301 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физлиц" Кредит 301 - 2400 руб. - перечислен налог в бюджет.
Поскольку с 1 августа работник перешел в категорию налоговых резидентов, то в августе бухгалтер пересчитал его налог на доходы по ставке 13 процентов начиная с февраля.
При этом облагаемый заработок был уменьшен на сумму стандартных налоговых вычетов. Расчет излишне начисленного НДФЛ был таким:
(8000 руб. x 6 мес. x 30%) - (8000 руб. x 6 мес. - 400 руб. x 6 мес.) x 13% = 8472 руб.
Эту сумму бухгалтер должен вернуть работнику. В учете надо сделать проводки: Дебет 60305 Кредит 60301 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физлиц"
┌─────────┐
- │8472 руб.│ - сторнирован излишне удержанный налог;
└─────────┘
Дебет 60305 Кредит 20202 - 8472 руб. - излишне удержанный налог выплачен работнику из кассы банка.
Пример 4. Оклад работника ЗАО «РОСЭКСИМБАНК» Михайлова О.П. в I квартале 2005 г. составляет 15 000 руб. в месяц. Сотрудник женат и у него есть дочь 5 лет. Поэтому Михайлов имеет право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 400 руб., а также на "детский" вычет в сумме 600 руб.
В январе 2005 г. облагаемый доход работника составит:
15 000 руб. - 400 руб. - 600 руб. = 14 000 руб.
Сумма налога с него будет равна 1820 руб. (14 000 руб. x 13%).
В феврале доход Михайлова с начала года превысит 20 000 руб. и составит 30 000 руб. (15 000 + 15 000). Следовательно, работник потеряет право на вычет в сумме 400 руб., а вот право на "детский" вычет за ним останется. Сумма НДФЛ, которую нужно удержать бухгалтеру из дохода работника в феврале, составит:
(15 000 руб. - 600 руб.) x 13% = 1872 руб.
В марте доход работника с начала года составит 45 000 руб. (30 000 + 15 000). Эта сумма больше 40 000 руб., поэтому Михайлов теряет право на оба вычета: НДФЛ будет облагаться вся сумма зарплаты. Сумма налога с зарплаты за март составит 1950 руб. (15 000 руб. x 13%).
Пример 5. Работник ЗАО «РОСЭКСИМБАНК» Семенов П.А. в августе 2005 г. приобрел квартиру за 1 400 000 руб.
Семенов решил оформить имущественный вычет у своего работодателя. Для этого он отнес в инспекцию по месту жительства следующие документы:
- заявление на вычет;
- договор о покупке квартиры;
- документы об оплате;
- свидетельство о праве собственности на квартиру;
- копию свидетельства о постановке фирмы на учет.
В сентябре инспекторы выдали ему разрешение на вычет в размере 1 000 000 руб. Именно этой суммой ограничена его максимальная величина.
Предположим, в 2005 г. Семенов получит на фирме 240 000 руб. В этом случае банк не должен удерживать из его заработной платы НДФЛ в течение всего года. Естественно, до того момента, когда работник предъявил разрешение, то есть до сентября, банк удерживал налог.
Поэтому бухгалтер должен вернуть Семенову весь исчисленный за 2005 г. НДФЛ. При этом остаток вычета в размере 760 000 руб. (1 000 000 - 240 000) Семенов сможет использовать в течение следующих лет.




Глава 3. Пути совершенствования налога на доходы физических лиц
3.1 Проблемы в действующем законодательстве по налогу на доходы физических лиц
В настоящее время внесено множество поправок в законодательство по налогу на доходы физических лиц. Однако можно утверждать, что одной из главных проблем государственного уровня является использование черных схем выплаты заработной платы. Борьба с ней, к сожалению, пока так и не увенчалась успехом. Стратегия властей по борьбе за честность налогоплательщиков включала в себя реализацию таких мер, как проведение обширной рекламной кампании, усиление налоговых проверок по единому социальному налогу (ЕСН) и налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), а также политику постепенного снижения налоговых ставок.
Чтобы стимулировать вывод доходов граждан из тени, проводились широкие рекламные кампании, призывавшие "заплатить налоги и спать спокойно". Однако надежды властей не оправдались, и некоторое время спустя правительство осознало, что материальные стимулы могут быть более востребованы. С той же самой целью оно инициировало снижение налоговых ставок: введение "плоской" (а фактически регрессивной) шкалы подоходного налога и последовавшее несколько лет спустя снижение других налогов. Именно в рамках мероприятий по легализации доходов российских граждан были приняты поправки к Налоговому кодексу, снизившие с 1 января 2005 года базовую ставку ЕСН с 35,6% до 26%. Однако, вопреки ожиданиям, эффект от широко анонсировавшихся изменений оказался не только недостаточным, но, по сути, обратным. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, поступления от ЕСН в 2005 году сократились пропорционально снижению ставок налога, даже несмотря на зафиксированный Росстатом значительный рост реальных доходов жителей страны.
Конечно, не стоит исключать того, что снижение ставок ЕСН окажется мерой пролонгированного действия, и последствия изменений проявятся лишь через некоторое время. По сути ЕСН представляет собой совокупный обязательный взнос работодателя для финансирования социальных расходов работника, к которым относятся здравоохранение, получение социальных пособий и т. д. Возникает немало вопросов с тем, почему законодательство относит ЕСН именно к числу налогов - ведь некоторые свойства налога для него нехарактерны. К примеру, налог должен отличаться индивидуальной безвозмездностью.
Формально это требование соблюдается посредством того, что в качестве плательщика ЕСН выступает не работник, а работодатель. Однако фактически ЕСН напоминает единый взнос социального страхования. Он лишь частично опосредуется в едином государственном фонде денежных средств, а другая его часть резервируется на пенсионном счете работника. Иначе говоря, норма о безвозмездности не соблюдается - по достижении пенсионного возраста бывший работник получает доступ к зарезервированным средствам. В этой связи налоговую форму логично было бы изменить на форму социального сбора, уплачиваемого самим работником. С другой стороны, именно консолидация части средств в едином фонде делает ЕСН налогом, поскольку он расходуется не на индивидуальные цели плательщика, а на цели финансирования социальных расходов всего общества. Безусловно, это вызывает недоумение у многих потенциальных плательщиков. Они не понимают, почему, уплачивая НДФЛ, они должны также принимать на себя дополнительные расходы по социальному обеспечению других лиц.
Кроме того, налог выглядит единым только внешне. На деле работодатель при его уплате осуществляет расчет суммы и выплаты сразу в четыре бюджета: федеральный, бюджет Фонда социального страхования (ФСС), а также в бюджеты федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования (ОМС).
В большей степени работодателя удручает тот факт, что в качестве плательщика налога выступает компания, а не сам сотрудник. На первый взгляд, установление в качестве плательщика налога работника вместо работодателя не может привести к существенным изменениям, однако это не совсем так. Гражданин, став плательщиком налога, получит возможность большей свободы действий даже в рамках действующего законодательства. К примеру, это касается определения размеров вычетов с учетом фактически понесенных расходов на цели социального страхования. Практика показывает, что на данный момент эта возможность гражданами практически не используется.
То же самое касается и уменьшения суммы налога при переходе гражданина на обязательное пенсионное страхование в негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Такая возможность предусмотрена Налоговым кодексом, однако на деле меняется лишь получатель платежа. Вместо Пенсионного фонда установленные суммы страховых пенсионных взносов перечисляются в НПФ. При этом гражданин не имеет права на уменьшение суммы, которую он хочет перечислить в НПФ. То же самое касается и расходов, связанных с медицинским обслуживанием. На данный момент налогоплательщик не имеет возможности отказаться от уплаты налога в части, перечисляемой в фонды ОМС. Однако часть граждан, в особенности тех, чьи доходы существенно превышают средний показатель, вообще не прибегают к пользованию медицинскими услугами в государственных и муниципальных клиниках. Вместо этого они приобретают полис добровольного медицинского страхования. Однако уменьшить налог на сумму понесенных в этой связи расходов они не могут. Наиболее простым и эффективным методом решения этой проблемы стало бы предоставление гражданам возможности не уплачивать налог в части, связанной с расходами на пенсионное и медицинское страхование, в случае их перехода в НПФ и приобретения полиса обязательного медицинского страхования. Безусловно, тогда государство недополучит в свое распоряжение часть средств на социальное обслуживание менее обеспеченных граждан. Однако легализация доходов, которая в этом случае представляется более вероятной, обеспечит рост поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), что сможет компенсировать возможные потери.
Кроме того, государству необходимо точнее определиться с целями борьбы за вывод доходов из тени. Необходимо стимулировать вывод из тени взносов именно крупных налогоплательщиков. Учитывая социальную значимость ЕСН, следует понимать, что налог используется не только для финансирования социальных расходов того лица, в пользу которого он уплачивается, но и для оплаты аналогичных расходов других лиц, а отчисляемые федеральным бюджетом в пользу пенсионного фонда средства – для финансирования выплаты пенсий многомиллионной и все возрастающей армии пенсионеров. В такой ситуации ЕСН рассматривается как некая мера, на практике реализующая принципы социальной справедливости.
А для финансирования все возрастающих расходов на выплаты пенсий и иные формы социального обеспечения воспользоваться взносами оставшейся части плательщиков, реально пользующихся услугами государственного пенсионного страхования и здравоохранения, а также вернуться к практике взимания НДФЛ по прогрессивной ставке. При этом государству придется коренным образом пересмотреть существующий механизм финансирования социальных расходов. Однако цель вывода большей части доходов из тени и, как следствие, повышения собираемости налогов будет достигнута. Сейчас доход граждан фактически ежемесячно уменьшается на 39% за счет уплаты 26% ЕСН и 13% НДФЛ. Даже если ставка НДФЛ поднимется на 10%, граждане наверняка с большей охотой будут платить 23-25% вместо 39%.
Таким образом, для реализации задачи по выводу доходов из тени правительству следует отказаться от текущей фискальной политики в этой области и существенным образом изменить механизм финансирования социальных расходов. В том случае, если эти расходы будут покрываться не за счет ЕСН, а за счет других налогов, в частности НДФЛ, и граждане получат возможность свободно выбирать размер своих расходов на социальное обеспечение, честных налогоплательщиков в России станет намного больше.
В настоящий момент рассматривается перспектива перейти на уплату НДФЛ по месту жительства гражданина, а не по месту его работы. Идея привлекательна, но реализовать ее технически непросто. Предлагаемый механизм состоит в том, что налоги, в частности НДФЛ, должны уплачиваться по месту жительства гражданина, потому что именно там он и его семья используют инфраструктуру, поддерживаемую местными властями.
Для этого каждый работодатель должен будет вести отдельный лицевой счет по каждому работнику, учитывая его место жительства. Соответственно вместо единого платежа в бюджет, который работодатель уплачивает сегодня, появится большое количество платежей, причем в разбивке по местным бюджетам и в различных пропорциях. И все эти платежи должны будут отслеживать налоговые органы.
Есть и другие сложности. Например, гражданин может жить за пределами России, но получать доходы от российских источников. Возникнут также вопросы и о праве регионов на свою долю налогов с доходов, полученных от источников на их территории. Руководители мегаполисов, в которых работает много жителей из соседних регионов, отстаивают это право на том основании, что приезжие наравне с местными жителями пользуются городской инфраструктурой, в частности общественным транспортом. С ростом мобильности населения проблемы только усложняются. В межгосударственных отношениях такие проблемы решаются через межправительственные соглашения об избегании двойного налогообложения. Вряд ли практику таких соглашений следует распространять на отношения между российскими регионами.
3.2 Пути совершенствования налога на доходы физических лиц
Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы» внесены изменения в следующие статьи части второй НК РФ касательно порядка исчисления и уплаты НДФЛ: ст. 219 «Социальные налоговые вычеты» и ст. 220 «Имущественные налоговые вычеты» главы 23 «Налог на доходы физических лиц» (изменения вводятся с 1 января 2007 года);
В отношении изменений в ст. 219 и 220 главы 23 НК РФ следует отметить, что это изменения, улучшающие положение отдельных категорий налогоплательщиков — физических лиц.
С 1 января 2007 года в п. 1 ст. 219 НК РФ в абзаце первом подп. 2 цифры «38 000» заменяются цифрами «50 000». Это означает, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик будет иметь право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50 тыс. руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 тыс. рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях. Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
С 1 января 2007 года также увеличивается до 50 тыс. руб. (с 38 тыс. руб.) предельный размер социального налогового вычета, предусмотренного подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ. Этот вычет предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
Кроме того, при применении данного социального налогового вычета с 1 января 2007 года будут учитываться суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.
По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ сумма налогового вычета, как и в настоящее время, будет приниматься в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства РФ.
Вычет сумм оплаты стоимости лечения (а с 1 января 2007 года — также уплаты страховых взносов) предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов (с 1 января 2007 года — также на уплату страховых взносов).
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения, приобретенных медикаментов (с 1 января 2007 года — также оплата страховых взносов) не были произведены организацией за счет средств работодателей.
С 1 января 2007 года в п. 1 и 2 ст. 220 «Имущественные налоговые вычеты» НК РФ вносится несколько изменений в п. 1 ст. 220 НК РФ.
Все многочисленные изменения в п. 1 и 2 ст. 220 НК РФ означают, что законодатель устраняет прежде существовавшие различия в правилах налогообложения доходов физических лиц (предоставления имущественных налоговых вычетов) при продаже (приобретении) физическими лицами комнаты или доли в квартире (жилом доме). Для продажи (приобретения) комнаты (доли в комнате) устанавливаются те же правила, которые в настоящее время применяются в отношении продажи (приобретения) квартиры или жилого дома (доли в квартире или жилом доме).
Представляется, что прежде существовавшие различия в условиях налогообложения в зависимости от того, что было предметом сделки — комната в квартире или доля в той же квартире, не создавались законодателем намеренно. Вероятно, ни Правительство РФ, ни Госдума, ни Совет Федерации не стремились при подготовке и рассмотрении главы 23 НК РФ установить для лиц, продающих или покупающих комнаты в коммунальных квартирах, условия значительно худшие, чем для лиц, продающих или покупающих доли в таких же квартирах. Однако именно такое положение создалось в результате того, что в тексте ст. 220 НК РФ нет упоминания комнат. Продавец комнаты, которая принадлежала ему на праве собственности менее трех лет, по итогам 2005 года был вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным 1 ст. 220 НК РФ, лишь в размере, не превышающем 125 тыс. руб., в то время как для продавца доли в квартире соответствующий предел составлял 1 млн. руб.
Покупатель доли в квартире (жилом доме) имел право получить имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, а покупателю комнаты в аналогичной квартире налоговые органы отказывали в предоставлении такого вычета. В ряде налоговых инспекций налогоплательщику — покупателю комнаты говорилось, что вычет будет ему предоставлен непременно, но только после того, как он подтвердит факт приобретения доли в собственности на квартиру. Но такие налогоплательщики могли лишь принести документ, выданный органом Федеральной регистрационной службы РФ, подтверждающий право собственности на комнату, но не долю. Не заканчивались успехом ни дискуссии с аргументами о том, что в соответствии с Жилищным кодеком РФ приобретение комнаты означает приобретение права на общее имущество в квартире и в доме, ни предпринимавшиеся отдельными лицами попытки получить в органе Федеральной регистрационной службы документ о том, что собственник комнаты является одновременно и собственником доли в квартире. Сотрудники налоговых органов совершенно справедливо утверждали, что перечень видов недвижимого имущества, с приобретением (строительством) которого законодатель связывает возникновение права на имущественный налоговый вычет (жилые дома, квартиры и доли в них), является исчерпывающим.
Важно отметить, что все рассмотренные изменения в ст. 219 и 220 НК РФ вступают в силу с 1 января 2007 года, но особенность как социальных налоговых вычетов, так и имущественных налоговых вычетов состоит в том, что они предоставляются по итогам налогового периода по налогу на доходы физических лиц (календарного года) при подаче налогоплательщиком налоговой декларации за истекший год. Таким образом, налогоплательщики уже по доходам 2006 года вправе использовать положения указанных статей НК РФ в новой редакции.
Было рассмотрено еще одно направление совершенствования законодательства по НДФЛ. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроекты, призванные дать возможность гражданам легализовать свои доходы, которые не подверглись налогообложению в предыдущие годы: «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» (№ 294432-4) и «О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами”» (№ 294439-4). По сути в новых законопроектах речь идет о налоговой амнистии.
Как отмечают разработчики законопроекта «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» (№ 294432-4) в пояснительной записке к нему, документ направлен на повышение эффективности привлечения капитала в национальную экономику, на создание отношений доверия между властью и бизнесом посредством легализации доходов граждан, которые в силу неоднозначности в прошлом налогового законодательства и неурегулированности ряда базисных экономических институтов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, получали доходы без декларирования их налоговым органам. Гражданам предоставляется возможность декларирования таких доходов в упрощенном порядке с освобождением от уплаты ранее не уплаченных налогов.
Законопроектом устанавливается декларационный платеж, уплачиваемый физическими лицами в случае принятия ими добровольного решения о декларировании доходов, что позволяет не вводить данный временный платеж в сферу законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Предусматривается, что декларационный платеж исчисляется и уплачивается физическим лицом самостоятельно исходя из 13% декларируемого дохода. В этом случае его можно рассматривать как эквивалент неуплаченного налога на доходы физических лиц.
Период, в течение которого предполагается провести упрощенное декларирование, должен быть достаточен по срокам для того, чтобы граждане могли осознанно и взвешенно принять решение о легализации своих доходов. В то же время такой период не должен растягиваться. По мнению представителей Правительства РФ, оптимальным является период в девять месяцев, если начинать его отсчет с 1 июля 2006 года.
В целях обеспечения возможности получения свидетельств о декларировании доходов всеми гражданами, задекларировавшими доходы в установленный срок, соответствующие свидетельства предлагается выдавать до 1 июля 2007 года.
Следует иметь в виду, что в соответствии с законопроектом упрощенному декларированию подлежат доходы, полученные гражданами до 1 января 2005 года, то есть до наступления налогового периода, за который доходы должны будут декларироваться в общеобязательном порядке в 2006 году.
Авторами законопроекта предлагается при осуществлении упрощенного декларирования доходов гражданами не устанавливать минимальных или максимальных ограничений по суммам декларируемых денежных средств и видам валют. В качестве условия упрощенного декларирования доходов устанавливается только уплата декларационного платежа.
Процедура упрощенного декларирования должна быть завершена выдачей специального свидетельства, подтверждающего выполнение физическим лицом требований федерального закона, о котором идет речь.
Декларационный платеж устанавливается в качестве неналогового дохода бюджетов субъектов Российской Федерации.
То есть с точки зрения чисто юридической, проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами”» предусматривается считать исполненной обязанность налогоплательщика по уплате налога и представлению налоговых деклараций в случае осуществления физическими лицами и индивидуальными предпринимателями упрощенного декларирования доходов и уплату декларационного платежа, с приданием данному положению обратной силы.
Освобождение от уголовной ответственности в области налогов и сборов лиц, осуществивших упрощенное декларирование доходов и уплативших декларационный платеж, предлагается осуществить путем декриминализации неуплаты налога на доходы физических лиц (подоходного налога), а также единого социального налога (в части доходов индивидуальных предпринимателей) по доходам, полученным до 1 января 2005 года. Таким образом, в отношении лиц, осуществивших упрощенное декларирование доходов, оснований для применения мер административной и уголовной ответственности возникать не будет.
В Госдуме отношение к законопроектам № 294432-4 и № 294439-4 далеко не однозначное. Некоторые депутаты полагают, что предложенные Правительством РФ законопроекты в случае их принятия будут стимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. То есть будет выполнено требование Президента РФ о том, чтобы эти деньги работали на российскую экономику в нашей стране, а не в офшорных зонах.


Заключение
Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.
В рациональной системе с единым централизованным управлением действует единая законодательная и нормативная база с минимальным или оптимально-необходимым количеством достаточно четких, понятных и доступных для понимания и расчетов нормативных документов, регулирующих налоговые отношения и не дублирующих налоговый и таможенный кодексы, а лишь разъясняющих их отдельные положения.
Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира один из таких видов налога с населения, как подоходный налог с физических лиц, является основной частью дохода федерального бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложится на юридические лица.
Первая попытка введения подоходного налогообложения относится к 1810 году. Война с Наполеоном значительно истощила бюджет российского государства и для его пополнения к налогообложению были привлечены состоятельные люди – помещики. Их подоходное обложение начиналось с 500 рублей дохода и прогрессивно повышалось до 10% чистого дохода.
Настоящий подоходный налог был установлен лишь законодательным актом от 6 апреля 1916 года. Введение его было обусловлено острой потребностью государства в дополнительных средствах из-за роста задолженности и военных расходов.
Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.
Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется 23 главой Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
ЗАО «РОСЭКСИМБАНК» является налоговым агентом, на которого возлагается обязанность исчислить, удержать непосредственно из доходов налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму налога доходы физических лиц.
Порядок исчисления налога налоговыми агентами установлен ст. 225 НК РФ. Заметим, что исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
Бухгалтерией ЗАО «РОСЭКСИМБАНК» применяются для своих работников стандартные налоговые вычеты.
В настоящее время внесено множество поправок в законодательство по налогу на доходы физических лиц. В настоящий момент рассматривается перспектива перейти на уплату НДФЛ по месту жительства гражданина, а не по месту его работы. Идея привлекательна, но реализовать ее технически непросто.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ внесены изменения в статьи части второй НК РФ касательно порядка исчисления и уплаты НДФЛ. Важно отметить, что все рассмотренные изменения в ст. 219 и 220 НК РФ вступают в силу с 1 января 2007 года, но особенность как социальных налоговых вычетов, так и имущественных налоговых вычетов состоит в том, что они предоставляются по итогам налогового периода по налогу на доходы физических лиц (календарного года) при подаче налогоплательщиком налоговой декларации за истекший год. Таким образом, налогоплательщики уже по доходам 2006 года вправе использовать положения указанных статей НК РФ в новой редакции.


Список используемой литературы
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Налоговый кодекс РФ, части I и II
3. Трудовой кодекс РФ
4. Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц"
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении поправок в статью 207 НК РФ»
6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 144-ФЗ «О внесении поправок в статью 218 НК РФ»
7. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - "Бератор-Пресс", 2002 г.
8. Бабленкова И.И. Основы теории государственных финансов и налогообложения. Курс лекций. М., «Налоговый Вестник», 2003
9. Береснева Н.В. Как платить налоги в 2006 году. М.: САФИ Консалтинг, 2005 г. – 187 с.
10. "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 8
11. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 2002. – 406с.
12. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. Пособие. М: «ИНФРА – М», 2003.
13. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2004
14. ИНФОРМАЦИЯ ФНС РФ от 16 марта 2006 года «О ДЕКЛАРИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
15. Макурова Т. «Налоговый вычет при покупке жилья: что к чему?» // Наши деньги, №3 2006, с.40
16. Матвеев С Единый социальный налог в 2005 году. 2-е изд. М.: Бизнес Книга, 2005 г. – 328 с.
17. Налоги и налогообложение. 4-е изд./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2004
18. Налоги и налогообложение / под ред. Юриновой Л.А. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.
19. Налоговая система России: Учеб. пособие. / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: «АКДИ «Экономика и жизнь»,2005.
20. Налоги и налогообложение./ Ходов Л.Г., Худолеев В.В., Издательство – Форум, - 2002
21. Налоги: Уч. пос. /Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 687 с.
22. Налоговый словарь - справочник. М.: «ИНФРА-М», 2000.
23. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. – М.: Финстатинформ, 2003. – 222с.
24. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ, Издательство: МЦФЭР, - 2004.
25. Пушкарёва В.М. История финансовой. мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 191с.
26. Смирнов И.Е. Правительство предложило налоговую амнистию // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, № 6(88)/2006
27. Соколов А.А. Налоги и налогообложение. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003– 258с.
28. Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: «Юристъ», 2001. – 432 с.
29. Толкушкин А.В. Изменения части второй НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, № 9(91)/2006
30. Топорнин Б.Н Комментарий к Налоговому кодексу РФ. – М.: Юристъ, 2005
31. Финансово – кредитный словарь. – М.: Финансы и статистика. 1986. т.2. –с. 282.
32. Хван Л.Б. Налоговое право.- Т., 2001. –с. 18 и др.
33. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 383 с.
34. .Шилкин С.А «Все об НДФЛ с работников», опубликованная в журнале "Главбух", 2005
35. материалы официального сайта Информационно-аналитического комплекса "Бюджетная система РФ" www.budgetrf.ru
36. материалы официального сайта ФНС России www.nalog.ru.
37. Электронная справочно-правовая система «Консультант Плюс»



Налоги и налогообложение / под ред. Юриновой Л.А. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.
Налоги: Уч. пос. /Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 687 с.
Налоги и налогообложение. 4-е изд./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2004
Налоговая система России: Учеб. пособие. / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: «АКДИ «Экономика и жизнь»,2005.
Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 2002. – 406с.
Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - "Бератор-Пресс", 2002 г.
Пушкарёва В.М. История финансовой. мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 191с.
Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: «Юристъ», 2001. – 432 с.
35. материалы официального сайта Информационно-аналитического комплекса "Бюджетная система РФ" www.budgetrf.ru
Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. – М.: Финстатинформ, 2003. – 222с.
Пушкарёва В.М. История финансовой. мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 191с.
Топорнин Б.Н Комментарий к Налоговому кодексу РФ. – М.: Юристъ, 2005
Топорнин Б.Н Комментарий к Налоговому кодексу РФ. – М.: Юристъ, 2005
Налоговая система России: Учеб. пособие. / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: «АКДИ «Экономика и жизнь»,2005.
Макурова Т. «Налоговый вычет при покупке жилья: что к чему?» // Наши деньги, №3 2006, с.40
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 8

ИНФОРМАЦИЯ ФНС РФ от 16 марта 2006 года «О ДЕКЛАРИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Толкушкин А.В. Изменения части второй НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, № 9(91)/2006
Толкушкин А.В. Изменения части второй НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, № 9(91)/2006
Смирнов И.Е. Правительство предложило налоговую амнистию // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, № 6(88)/2006












76

1.Гражданский Кодекс РФ
2.Налоговый кодекс РФ, части I и II
3.Трудовой кодекс РФ
4.Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц"
5.Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении поправок в статью 207 НК РФ»
6.Федеральный закон от 27.07.2006 № 144-ФЗ «О внесении поправок в статью 218 НК РФ»
7.Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - "Бератор-Пресс", 2002 г.
8.Афанасьева Н.В. Двойной вычет на одного // Учет, налоги, право от 22.08.2005
9.Бабленкова И.И. Основы теории государственных финансов и налогообложения. Курс лекций. М., «Налоговый Вестник», 2003
10.Береснева Н.В. Как платить налоги в 2006 году. М.: САФИ Консалтинг, 2005 г. – 187 с.
11."Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 8
12.Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 2002. – 406с.
13.Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. Пособие. М: «ИНФРА – М», 2003.
14.Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2004
15.Информация ФНС РФ от 16 марта 2006 года «О декларировании доходов физическими лицами»
16.Макурова Т. «Налоговый вычет при покупке жилья: что к чему?» // Наши деньги, №3 2006, с.40
17.Матвеев С Единый социальный налог в 2005 году. 2-е изд. М.: Бизнес Книга, 2005 г. – 328 с.
18.Налоги и налогообложение. 4-е изд./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2004
19.Налоги и налогообложение / под ред. Юриновой Л.А. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.
20.Налоговая система России: Учеб. пособие. / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: «АКДИ «Экономика и жизнь»,2005.
21.Налоги и налогообложение./ Ходов Л.Г., Худолеев В.В., Издательство – Форум, - 2002
22.Налоги: Уч. пос. /Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 687 с.
23.Налоговый словарь - справочник. М.: «ИНФРА-М», 2000.
24.Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. – М.: Финстатинформ, 2003. – 222с.
25.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ, Издательство: МЦФЭР, - 2004.
26.Пушкарёва В.М. История финансовой. мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 191с.
27.Смирнов И.Е. Правительство предложило налоговую амнистию // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, № 6(88)/2006
28.Соколов А.А. Налоги и налогообложение. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003– 258с.
29.Соколова С. Стандартный налоговый вычет. Копить или не копить? // "Спутник главбуха" №5, 2005
30.Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: «Юристъ», 2001. – 432 с.
31.Толкушкин А.В. Изменения части второй НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, № 9(91)/2006
32.Топорнин Б.Н Комментарий к Налоговому кодексу РФ. – М.: Юристъ, 2005
33.Финансово – кредитный словарь. – М.: Финансы и статистика. 1986. т.2. –с. 282.
34.Хван Л.Б. Налоговое право.- Т., 2001. –с. 18 и др.
35.Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 383 с.
36..Шилкин С.А «Все об НДФЛ с работников», опубликованная в журнале "Главбух", 2005
37.материалы официального сайта Информационно-аналитического комплекса "Бюджетная система РФ" www.budgetrf.ru
38.материалы официального сайта ФНС России www.nalog.ru.
39.Электронная справочно-правовая система «Консультант Плюс»


ВВЕДЕНИЕ

В условиях становления и развития рыночной экономики актуальной является система экономического стимулирования в сочетании с финансовым интересам экономических агентов, основным звеном которой являются налоги.

Налоги представляют собой один из наиболее важных финансовых инструментов экономической политики государства, являясь основным источником доходов государства. Именно за счет налоговых доходов государства выполняет свои полномочия [34, С. 33].

Налог на доходы физических лиц в соответствии со статьей 13 Налогового Кодекса относятся на федеральный налог. Несмотря на то, что ндфл - федеральный налог, эта выплата является самой важной для региональных и местных бюджетов, поскольку в соответствии с Бюджетного Кодекса РОССИЙСКОЙ федерации этот налог хотя и является федеральным налогом, но в конечном итоге попадают в региональные и местные бюджеты [4]. Таким образом, подоходный налог имеет большое значение в социальное развитие нашей страны и повышение качества уровня жизни населения на местах.

Необходимость налога на доходы физических лиц в российской Федерации доказана временем, так как за всю историю своего существования он показал себя как фискальный и регулирующий инструмент, который является важным элементом налоговой политики во многих странах. Этот налог охватывает различные источники доходов граждан, поскольку связан с различными сферами их деятельности. Он является формой изъятия части вновь созданной стоимости, распределяемой в пользу физических лиц, постоянно

Вновь созданная налоговая система Российской Федерации налог на доходы физических лиц, занял место основной налог с физических лиц постоянно стабильность в российских условиях доказана двадцатилетним опытом взимания на территории Рф. Налоговые ставки, механизмы предоставления налоговых вычетов, а также другие элементы налога, заложенные в 1991 году, в дальнейшем были изменены. Все происходит поиск оптимальной роли, которую должны играть по налогу на доходы физических лиц в социально-экономической ситуации в стране. С течением времени, стало очевидно, что в России, в 90-е годы, этот налог не имеет такого фискального и регулирующего значения, что было на Западе.

Актуальность темы определяется тем, что налог на доходы физических лиц (НДФЛ), являясь по сути одним из экономических рычагов государства, с помощью которого должны решаться вопросы как фискального, так и регулирующего характера, в полной мере не отвечает реалиям сегодняшнего дня.

Узнать стоимость работы