Организация лечебного питания в педиатрическом отделении.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Сестринское дело
  • 8181 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 06.04.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ В ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ
1.1. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ПЕДИАТРИИ
1.2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ В ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЕ
1.4. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНО ПИТАНИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК
1.5. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНО ПИТАНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ
1.6. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ ПРИ НЕВРАЛГИЯХ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ
2.1. ОПИСАНИЕ БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3.1. Анализ результатов анкетирования медицинских сестер
2.3.2. Анализ результатов анкетирования родителей пациентов педиатрического отделения
2.3.3. Анализ результатов анкетирования пациентов педиатрического отделения
ВЫВОДЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Считают свою работу эффективной при организации рационального питания детей педиатрического отделения, даже если не достигнута поставленная цель 60% опрошенных респондентов, однако 30% не считают свою работу эффективной, если цель не достигнута.
Для 70% медицинских сестер составление алгоритма при организации рационального питания детей педиатрического отделения сестринского процесса считают эффективной помощью в работе, однако 40% ответили, что не считают или, что у них нет условий.
Полученные результаты свидетельствуют, что 10%-30%, медицинских сестер, нуждаются в дополнительном образовании или для данной категории медицинских сестер, необходимо провести занятии по теме организации сестринского процесса и его роли в выздоровлении больных.
Особое значение имеет данный процесс при организации рационального питания детей педиатрического отделения дошкольного возраста. При работе с детьми дошкольного возраста нередко приходится сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными, прежде всего тем, что сестринский персонал педиатрических служб силой обстоятельств вынужден работать не столько с пациентом, сколько с его окружением (родителями, бабушками, дедушками и др.). Это накладывает некоторую специфику на этическое поведение сестринского персонала.

О существовании неэффективных методов работы при реализации плана лечебно-диагностических мероприятий высказались 10% медицинских сестер, отрицательно ответили 60% медицинских сестер, о существовании ряда обстоятельств, которые могут привести к неэффективности методов работы высказались 90% медицинских сестер.

Рис.4. Анализ неэффективных методов работы при реализации плана лечебно-диагностических мероприятий
Результаты исследования неэффективных мероприятий при организации рационального питания детей педиатрического отделения показали, что при выполнении лечебных мероприятий неквалифицированного персонала среди опрошенных респондентов и их окружения нет, однако сложность в выполнении лечебных мероприятий отмечают 20% медицинских сестер. Категоричность настроенного пациента отмечают 80% медицинских сестер, неясность задачи – 20%, о других обстоятельствах говорят 70% медицинских сестер, но при этом уточнения об этом отмечены не были. Об отсутствии сотрудничества высказались 10% медицинских сестер.
Таким образом, при организации работы медицинских сестер различного уровня необходимо помнить, что деятельность по своему профессиональному объему, связанна со знанием анатомо-физиологических особенностей детского организма и условий протекания тех или иных заболеваний, а также знания психологии и умения общаться с социумом детей дошкольного возраста.
Цель сестринского процесса включает в себя идентификацию потребностей пациента в уходе, так как именно сестра должна решить – в чем нуждается пациент в первую очередь.
Принято выделять потребности универсальные, т. е. присущие всем больным данной возрастной группы, такие как есть, пить, быть чистым, поддерживать температуру тела, одеваться, раздеваться, спать, бодрствовать и т. д. Как правило, вычленение универсальных проблем не представляет проблемы, так как они вытекают из представлений об особенностях развития в различные периоды детства (понятие о рациональном питании, система номенклатурных столов, понятие о питьевом режиме, коррекция нарушений сна, личная гигиена больного, понятие о рациональной одежде и т. д.). При организации сестринского процесса в педиатрии, помимо определения проблем пациента необходимо провести и определение состояния знаний и представлений родственников ребенка о его потребностях. Не так уж и редки семьи, в которых перед появлением первенца родители не прочитали ни одной научно-популярной книги или не прошли систему педиатрического консультирования по вопросам развития и воспитания малыша.
Кроме универсальных проблем, наиболее многочисленных, сестра должна уметь выявить проблемы пациента, связанные с его развитием (отставание в психическом, физическом развитии от данной возрастной группы, педагогическая запущенность у детей, практикующиеся в семье патологические типы воспитания, нарушения самооценки, снижение интеллекта, нарушение социальных связей). Именно эти проблемы представляют наибольшую трудность для педиатрических сестер, так как нередко они не готовы психологически и профессионально расширить рамки общения с больным, рассмотреть поведение больного с различных точек зрения. В процессе изучения сестринского дела в педиатрии следует особое внимание уделять поиску альтернативных подходов к каждой ситуации. Так, например, для каждой ситуации рассматривается правовая точка зрения, касающаяся того, что установлено или запрещено законом. Профессиональные нормы и профессиональный этикет важны при организации содружественной работы сестринского персонала детского отделения дневного стационара в единой системе акушерско-терапевтическо-педиатрического комплекса.
Третий тип проблем, с которым сталкивается сестра при ведении своих пациентов, - это проблемы, связанные со здоровьем, которые выявляются в процессе обследования. Обследование бывает затруднено в силу возрастных особенностей развития ребенка. Так, дети до 3-4 лет не могут даже примерно локализовать боль, объяснить достоверно свои жалобы. Именно в педиатрии наблюдается резкий диссонанс между состоянием больного и его самочувствием, когда при незначительном снижении температуры тела до фебрильных цифр, ребенок становится более активным, играет.
Выявление всех трех типов проблем необходимо для осуществления, второй цели сестринского процесса – определения приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов ухода, так как в зависимости от ситуации на первый план будут выдвигаться или потребности пациента в уходе, выбор модели осуществления ухода, согласно существующим теориям, или их синтез, например, поддержание личной гигиены пациента с младенческого возраста, решение проблемы дефицита общения или воспитания, либо проблемы, связанные со здоровьем.
Оценка результатов ответов на вопрос помогают ли навыки общения с детьми при организации рационального питания детей педиатрического отделения, показала, что 100% опрошенных респондентов показали, что умение общаться с детьми различного возраста помогает им в работе.
На вопрос «Можете ли Вы обозначить особенности своей работы при организации рационального питания детей педиатрического отделения?» медицинские сестры указали: трудности в общении с детьми при поступлении в стационар, трудности в общении с родителями, бабушками и т.д. Трудности, связанные с игнорированием лечения, попытками оградить своего ребенка от лечения близкими ребенка. Особенно настораживают реакции непринятия болезни ребенка родителями, попытки объяснить сложившуюся ситуацию «неправильными диагнозами». Ответы респондентов указывают на несовершенство методов лечения и устаревшую материально-техническую базу; отмечается недостаточное оборудование и оснащение отделения средствами для детей различного возраста.

Рис. 5. Знаете ли Вы основы лечебного питания при заболевании почек
Исследуя знание основ лечебного питания при заболевании почек можно сделать вывод, что только 80% знают основы, 10% затруднились с ответом и 10% медицинских сестер признались, что они не знают основ.

Рис. 6. Знаете ли Вы основы лечебного питания при невралгии

Исследуя знание основ лечебного питания при невралгии можно сделать вывод, что только 60% знают основы, 20% затруднились с ответом и 20% медицинских сестер признались, что они не знают основ.

Исследуя знание основ лечебного питания при сахарном диабете можно сделать вывод, что только 90% знают основы, 10% медицинских сестер признались, что они не знают основ.

Рис. 7. Знаете ли Вы основы лечебного питания при сахарном диабете
Исследуя мнение медсестер, необходима ли лечебная диета при заболевании почек, невралгии, сахарном диабете можно сделать вывод, что во всех случаях все медсестры ответили, что данные диеты необходимы.
2.3.2. Анализ результатов анкетирования родителей пациентов педиатрического отделения
Анализ результатов анкетирования родителей пациентов педиатрического отделения показал следующие результаты (см рис. 6).

Рис 8. Анализ результатов анкетирования родителей пациентов педиатрического отделения.
Анализ результатов анкетирования родителей пациентов педиатрического отделения показал, что только 70% родителей удовлетворяет система организации питания в отделении, 20% родителей не удовлетворены, 10% родителей предпочли воздержаться.
Считают рациональной организацию горячего питания в отделении только 90% родителей.
Удовлетворены санитарным состоянием столовой только 50% родителей.

Рис. 9. Анализ результатов удовлетворенности родителей пациентов педиатрического отделения качеством приготовленной пищи.
Анализ результатов удовлетворенности родителей пациентов педиатрического отделения качеством приготовленной пищи показал, что только 50% родителей удовлетворены, 20% затруднились с ответом и 30% родителей недовольны качеством приготовленной пищи.
Результаты удовлетворенности родителей пациентов педиатрического отделения качеством приготовленной пищи показали, что медицинской сестре данного отделения необходимо проанализировать полученные результаты, проверить технологию приготовления пищи и совместно с заведующим отделением разобраться в причинах неудовлетворенности родителями качеством приготовления пищи.
В больнице работает буфет в соответствии с требованиями и на вопрос об удовлетворенности родителей работой буфета 60% родителей ответили утвердительно.
Анализ результатов ответов на вопрос "Соблюдаете ли вы специальные диеты, выписанные для Вашего ребенка" были получены результаты, позволяющие судить, что все родители соблюдают диету, но 10% отметили, что всегда соблюдать не получается.

Рис. 10. Соблюдаете ли вы специальные диеты, выписанные для Вашего ребенка
Исследуя удовлетворенность родителей от диеты, прописанной ребенку можно сделать вывод, что удовлетворены только 60%, 30% затруднились с ответом.

Рис 11. Удовлетворены ли Вы диетой ребенка?
Исследуя желание родителей продолжать соблюдать диету дальше можно сделать вывод, что все родители будут добровольно соблюдать эту диету.
2.3.3. Анализ результатов анкетирования пациентов педиатрического отделения
Анализ результатов анкетирования пациентов педиатрического отделения показал следующие результаты (см рис. 8).

Рис 8. Анализ результатов анкетирования пациентов педиатрического отделения
Анализ результатов анкетирования пациентов педиатрического отделения показал, что только 50% пациентов удовлетворяет система организации питания в отделении, 20% пациентов не удовлетворены, 30% пациентов предпочли воздержаться. Считают рациональной организацию горячего питания в отделении только 90% пациентов.
Удовлетворены санитарным состоянием столовой все 100% пациентов.
Анализ результатов удовлетворенности пациентов педиатрического отделения качеством приготовленной пищи показал, что только 60% пациентов удовлетворены, 20% затруднились с ответом и 40% пациентов недовольны качеством приготовленной пищи. Дети жаловались, что пища невкусная, не соленая, и они не хотят ее есть.
Результаты удовлетворенности пациентов педиатрического отделения качеством приготовленной пищи показали, что медицинской сестре данного отделения необходимо проанализировать полученные результаты, и провести разъяснительную работу с пациентами, объяснив им лечебные свойства диетической пищи, и необходимость принимать определенные продукты для быстрого выздоровления и необходимость исключения определенных продуктов из рациона в связи с заболеванием.
Выводы
1) При ряде заболеваний со своей специфической клинической картиной общая реакция организма на действие различных лечебных факторов в значительной мере определяется неспецифическими сдвигами, лежащими в основе компенсаторно-приспособительных реакций.
2) Формирование терапевтического эффекта и характеризующих его метаболических механизмов в значительной степени определяется особенностью лечебных средств, вариантом их сочетаний, продолжительностью воздействия и адекватностью их применения с учетом механизмов патогенеза. С этих позиций представляется интересным последовательное изменение клинических проявлений болезни и динамики основных биохимических и инструментально-графических показателей, происходящее в процессе диетотерапии при различных заболеваниях.
3) При составлении диетического рациона, определении качественных и количественных пропорций отдельных нутриентов, энергетической ценности диеты, ритма приема пищи, характера ее кулинарной обработки должны учитываться прежде всего основные патогенетические механизмы, фаза и стадия течения болезни, т. е. исходное состояние организма и его индивидуальная способность к метаболической реадаптации.
4) Исследование проводилось на базе Щёлковской районной больницы №1 в педиатрическом отделении. Работа в отделении для детей обусловлена контингентом больных и специфическими расстройствами здоровья, следовательно, большое внимание уделяется организации рационального питания. В отделении для детей распорядок дня строго соответствует проводимому лечению. Лекарства больным выдают также в определенные часы. Медицинская сестра строго следит за тем, чтобы больные их принимали.
В штатное расписание отделения сестринского ухода входят: заведующий отделением – медицинская сестра с высшим образованием; старшая медицинская сестра – медицинская сестра с повышенным уровнем образования; 5 палатных медицинских сестер; сестра-хозяйка; санитарка-буфетчица; 9 палатных санитарок.
Все медсестры имеют квалификационную категорию. Заведующая отделением сестринского ухода – специалист с высшим сестринским образованием – координирует и руководит работой всего персонала. Для всех категорий сотрудников разработаны должностные инструкции. Основной функциональной обязанностью медперсонала среднего звена является уход за пациентами.
5) Обязанности медицинской сестры по организации рационального питания детей педиатрического отделения заключаются в следующем: 60% медицинских сестер контролирует процесс питания; 60% медицинских сестер ответили, что не участвуют в приготовлении пищи; 50% медицинских сестер участвует в составлении меню-раскладки; 80% медицинских сестер осуществляют контроль за нормами порций; 70% медицинских сестер осуществляют контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока; 60% медицинских сестер осуществляют контроль за назначением врача в части питания.
Трудности при организации рационального питания детей педиатрического отделения испытывают 60% медицинских сестер, не испытывают 10%, иногда отвечают 20% медицинских сестер, довольно часто 10% медицинских сестер. Характер трудностей заключается в следующем: пребывание в отделении детей без родителей накладывает сильный психоэмоциональный отпечаток на детей, они капризничают и часто отказываются есть. Некоторые дети отказываются, есть по причине отсутствия аппетита вследствие педиатрического заболевания, особенно к этим категориям относятся дети с заболевания желудочно-кишечного тракта и заболеваниями крови. Затрудняет процесс организации рационального питания детей педиатрического отделения участившийся в последнее время диагноз – аллергия, не позволяющий детям употреблять в пищу многие необходимые для роста и развития продукты питания.
6) Считают свою работу эффективной при организации рационального питания детей педиатрического отделения, даже если не достигнута поставленная цель 60% опрошенных респондентов, однако 30% не считают свою работу эффективной, если цель не достигнута. Для 70% медицинских сестер составление алгоритма при организации рационального питания детей педиатрического отделения сестринского процесса считают эффективной помощью в работе, однако 40% ответили, что не считают или, что у них нет условий.
7) Исследуя знание основ лечебного питания при заболевании почек можно сделать вывод, что только 80% знают основы, 10% затруднились с ответом и 10% медицинских сестер признались, что они не знают основ. Исследуя знание основ лечебного питания при невралгии можно сделать вывод, что только 60% знают основы, 20% затруднились с ответом и 20% медицинских сестер признались, что они не знают основ. Исследуя знание основ лечебного питания при сахарном диабете можно сделать вывод, что только 90% знают основы, 10% медицинских сестер признались, что они не знают основ. Полученные результаты свидетельствуют, что 10%-30%, медицинских сестер, нуждаются в дополнительном образовании или для данной категории медицинских сестер, необходимо провести занятии по теме организации сестринского процесса и его роли в выздоровлении больных.
8) Анализ результатов анкетирования родителей пациентов педиатрического отделения показал, что только 70% родителей удовлетворяет система организации питания в отделении, 20% родителей не удовлетворены, 10% родителей предпочли воздержаться. Считают рациональной организацию горячего питания в отделении только 90% родителей. Удовлетворены санитарным состоянием столовой только 50% родителей. Анализ результатов удовлетворенности родителей пациентов педиатрического отделения качеством приготовленной пищи показал, что только 50% родителей удовлетворены, 20% затруднились с ответом и 30% родителей недовольны качеством приготовленной пищи.
9) Анализ результатов анкетирования пациентов педиатрического отделения показал, что только 50% пациентов удовлетворяет система организации питания в отделении, 20% пациентов не удовлетворены, 30% пациентов предпочли воздержаться. Считают рациональной организацию горячего питания в отделении только 90% пациентов. Удовлетворены санитарным состоянием столовой все 100% пациентов. Анализ результатов удовлетворенности пациентов педиатрического отделения качеством приготовленной пищи показал, что только 60% пациентов удовлетворены, 20% затруднились с ответом и 40% пациентов недовольны качеством приготовленной пищи. Дети жаловались, что пища невкусная, не соленая, и они не хотят ее есть.
Результаты удовлетворенности пациентов педиатрического отделения качеством приготовленной пищи показали, что медицинской сестре данного отделения необходимо проанализировать полученные результаты, и провести разъяснительную работу с пациентами, объяснив им лечебные свойства диетической пищи, и необходимость принимать определенные продукты для быстрого выздоровления и необходимость исключения определенных продуктов из рациона в связи с заболеванием.

Предложения
Общие принципы рационального питания детей включают:
1. Принцип физиологической адекватности питания, учитывающий степень соответствия продукта (иммунологических, механических свойств, осмотических и вкусовых характеристик) анатомо-физиологическим особенностям ребенка (возможностям кусания, жевания, глотания, переваривания, всасывания и метаболизма пищи).
Проявлением реализации принципа физиологической адекватности является поддержка грудного вскармливания на первом году жизни ребенка.
2. Принцип «мультикомпонентной» сбалансированности питания, заключающийся в обеспечении всеми необходимыми микро- и макронутриентами с учетом более широкого спектра эссенциальных компонентов пищи у детей, чем у взрослых. В список эссенциальных нутриентов входят: длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты, карнитин, холин, инозитол, аминокислоты (цистеин, тирозин, аргинин, глицин, таурин), нуклеотиды, витамины, микроэлементы.
3. Принцип «нутриентного предобеспечения» - необходимость создания в организме запаса нутриентов для нормального течения пластических процессов, обеспечивающих рост и развитие. В случае отсутствия необходимого предобеспечения возникают различные нарушения в течении пластических процессов, приводящие к уменьшению жизненных резервов ребенка и к неадекватной компенсации структуры и функции пораженного органа в случае болезни.
4. Принцип создания, оптимальных условий для формирования собственной эндоэкосистемы – микробиоценоза кишечника. Обеспечение этого принципа связано с влиянием нормальной микрофлоры кишечника на структурно-функциональное состояние внутренних органов, иммунную систему и процессы регуляции всех жизненно важных функций организма.
5. Принцип безопасности детского питания, с учетом появления необратимых изменений в организме детей при меньших концентрациях токсических веществ, по сравнению со взрослыми. Наиболее уязвимыми считаются дети первых 7 лет жизни. При составлении рационов питания необходимо учитывать следующие особенности растущего организма:
неравномерность развития органов и систем;
наличие критических периодов развития органов и систем, характеризующихся повышенной чувствительностью к воздействиям неблагоприятных внешних факторов, вследствие интенсивных процессов роста и дифференцировки;
высокую интенсивность обмена, требующую адекватного обеспечения микро- и макронутриентами;
наличие последовательной смены периодов роста и дифференцировки тканей;
потребность в широком спектре эссенциальных компонентов пищи, который, в зависимости от периода роста, может меняться;
незрелость регулирующих систем;
возможность развития «пограничных состояний» в виде: «критических состояний развития», «реакций или кризов адаптации» и «адаптирующего развития».
Причиной возникновения «пограничных состояний» может быть введение в питание ребенка продуктов, не соответствующих его анатомо-физиологическим особенностям. Это приводит к вынужденной адаптации (псевдоадаптации) ряда пищеварительных функций. Последствиями этих вынужденных мер будут, с одной стороны, отставание в росте и дифференцировке по другим направлениям развития, а с другой – неполнота формирования той функции, которая была активирована преждевременно. Этот процесс лежит в основе гетерохронии развития в детском возрасте и патологических состояний в старшем возрасте.
Заключение
Поддержание здоровья и снижение риска развития заболеваний актуально в любом возрасте, но особенно важно в период детства, когда закладываются основы здоровья, активного долголетия и интеллектуального потенциала.
Детская диетология состоит из двух основных разделов:
1. Питание здорового ребенка (диетология развития).
2. Питание больного ребенка (диетология развития и диетология детских болезней).
Значение питания в детском возрасте определяется его тесной взаимосвязью с особенностями биологического развития ребенка, под которым понимают обеспечение необходимой стимуляции, контроля и ранней коррекции отклонений в осуществлении генетической программы развития индивидуума.
Это открывает широкие перспективы применения питания для решения следующих вопросов:
уменьшение детской смертности;
снижение заболеваемости;
повышение интеллектуального потенциала человека;
продление активного периода жизни и ее продолжительности в целом;
изменение демографических показателей в положительную сторону.
Между тем необходимо учитывать возможные негативные последствия изменений пищевых рационов в развитии детей, приводящие к возникновению патологических нарушений.
Особое значение приобретает фактор питания для больных детей. При этом подходы к питанию больного ребенка сохраняют все требования, необходимые для обеспечения программы биологического развития с учетом особенностей патогенеза патологического процесса.
К сожалению, следует констатировать во многом формальный подход к назначению диетотерапии больному ребенку, ограничивающийся в условиях стационара диетическими столами, а в амбулаторных условиях общими рекомендациями относительно механического и химического щажения пораженного органа без указания определенных сроков их применения. В свете теории адекватного питания А. М. Уголева рекомендуется следующий этапный подход к диетотерапии больного ребенка:
I. Оценить характер питания ребенка до развития заболевания, что поможет выявить особенности состояния «нутриентного предобеспечения» и прогнозировать активность воспалительного процесса, степень адаптационно-компенсаторных возможностей организма, скорость и качество репаративных процессов.
II. Оценить возможности лечебного питания в коррекции имеющейся патологии, поддержании системного гомеостаза, эндо-экологии кишечника, обеспечении процесса роста и дифференцировки тканей, нейтрализации побочных эффектов медикаментозной терапии.
III. Оптимизировать питание ребенка после выздоровления или купирования обострения, что будет служить основой профилактики последующих обострений и коррекции возможных регуляторных нарушений, лежащих в основе хронизации патологии.

Список используемой литературы
Аббясов И.Х., Двойников С.И., Карасева Л.А. и др. Основы сестринского дела. Под редакцией Двойникова С.И. М.: Академия, 2007. – 336 с.
Большая энциклопедия фельдшера и медсестры. М.: Эксмо, 2009. – 720 с.
Горбатов Д.С. Практикум по психологическому тестированию. Самара.: БахраХ-М, 2006. – 177 с.
Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. – 16 с.
Конь И.Я. Питание детей первого года жизни: современные представления. педиатрия. М., № 1, 2006 г.
Коровина Н.А., Захарова И.Н. и др. Витамины и микроэлементы в практике врача-педиатра // РМЖ. — 2004. — № 1.
КостяеваВ.Н. Нестандартный ребёнок. М.: Айрис-пресс, 2004. – 143 с.
Круковер В.И. 400 практических советов. Воспитание подростка. М.: ТИД КОНТИНЕНТ-Пресс, 2001. – 174 с.
Куценко Г.И., Чичерин Л.П. Охрана здоровья и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам. Воронеж-М., 2000. - 156 с.
Ладодо П.В. Руководство по лечебному питанию детей. М: Медицина, 2000. – 384 с.
Латогуз И.К., Латогуз С.И. Диетотерапия при различных заболеваниях. М.: Эксмо, 2008. – 544 с.
Лысова Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 398 с.
Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена. М.: Академия, 2004 – 192 с.
Малыгина В.Ф., Рубина Е.А. Физиология питания. Санитария и гигиена. М.: Изд. Российской экономической академии. 2003. – 362 с.
Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. Минск: Высшая школа, 2006. –302 с.
Меньшиков Ф.К. Диетотерапия. М.: Медицина, 2000. – 296 с.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 368 с.
Организацияи оценка качества лечебно-профилактической помощи населению. Под редакцией В.З. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 560 с.
Организация и проведение исследование в области сестринского дела. М.: Т-во научн. изданий КМК, 2006. – 163 с.
Охрана здоровья детей и подростов. Под редакцией Сопиной З.Е. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 368 с.
Пшеницын С.Л. Целительное питание. Здоровье, питание, судьба, с позиций макробиотики. СПб.: Наука, 2001. – 344с.
Практическое руководство по детским болезням Том 14 Современные рекомендации по питанию детей. Под редакцией Ю. Г. Мухиной И. Я. Коня М.: Медпрактика-М, 2010. – 556 с.
Руководство по детскому питанию. Под редакцией Тутельяна А.В., Коня И.Я. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. - 664 с.
Сестринское дело: профессиональные дисциплины. Под редакцией Котельникова Г.П. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 698 с.
Смолянский Б.Л., Лифтянский В.Г. Лечебное питание. Новейший справочник. М.: ЭКСМО, 2005. – 356 с.
Соловьева Н.В. Детское питание с советами педиатра. М.: Эксмо, 2008. – 332 с.
Справочник по детской диетике. Под редакцией И.М. Воронцова, А.В. Мазурина. СПб.: Медицина, 2000. – 416 с.
Справочник по диетологии. Под редакцией Самсонова М.А., Покровского А.А. М.: Медицина, 2004. – 464 с.
Хартвиг К., Роули Н. Вы есть то, что вы едите. М.: Крон – пресс, 2004 – 320 с.
Химический состав пищевых продуктов. Под ред. Скурихина И.М., Волорева М.Н.. Справочник. Кн. 1. - М.: Агропромиздат, 2002 – 359 с.



Приложения
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
Уважаемый медицинский персонал, данный опрос, гарантирует полную анонимность. Ваши индивидуальные ответы будут использованы для статистической обработки данных.
Пол________________________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Стаж ____________________________________________________________________
Семейное положение__________________________________________________________
Наличие детей ______________________________
Количество детей ___________________________
Условия проживания: наличие благоустроенного жилья; общежитие; съемная квартира; - коммунальная квартира.
Наличие сертификата _________________________
Категория ___________________________________
Наличие высшего образования ____________________________________________

Уважаемый медицинский персонал на последующие вопросы подчеркните, пожалуйста, ответ справа, который вам подходит.
1. Чем является для Вас работа медицинской сестры? Мерой необходимости
Достижением материальных благ
Любимым делом
Больше нечем заняться
Милосердие и помощь нуждающимся в них пациентам 2. Бывают ли трудности при оказании помощи детям соматического отделения? Да
Нет
Иногда
Достаточно часто
Не замечаю
3. Связаны ли трудности при оказании помощи детям соматического отделения с пребыванием стационаре? Да
Нет
Иногда
Достаточно часто 4. Разрабатываете ли вы план сестринского ухода при организации рационального питания в соматическом отделении? Да, это главная цель в достижении результата лечения
Нет
Иногда
Достаточно часто
Нет необходимости в этом
Нет условий для использования и определения задач сестринского процесса 5. Является ли наличие алгоритмов существенной и эффективной помощью при организации рационального питания в соматическом отделении? Да
Нет
Иногда
Достаточно часто
Нет необходимости в этом 6. Считаете ли Вы свою работу эффективной, даже если не достигнута поставленная цель? Да, я делаю все, что могу
Нет, т.к. нет результата, а значит цель не правильно поставлена
Иногда
Достаточно часто
Всегда
От меня ничего не зависит 9. Помогает ли вам навыки общения с детьми соматического отделения? Да, это помогает в работе
Нет
Иногда 10. Можете ли Вы обозначить особенности своей работы с больными детьми соматического отделения при организации рационального питания? Да, это помогает в работе
Нет
Затрудняюсь ответить 11. Знаете ли Вы основы лечебного питания при заболевании почек Да, это помогает в работе
Нет
Затрудняюсь ответить 12. Знаете ли Вы основы лечебного питания при невролгии Да, это помогает в работе
Нет
Затрудняюсь ответить 13. Знаете ли Вы основы лечебного питания при сахарном диабете Да, это помогает в работе
Нет
Затрудняюсь ответить 14. Как вы думаете, необходима ли лечебная диета при заболевании почек, невролгии, сахарном диабете Да, это помогает в работе
Нет
Затрудняюсь ответить
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!

Приложение 2
Анкета «Питание глазами пациентов детского отделения»
1.Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?
2. Устраивает ли тебя ежедневное меню?
3. Удовлетворен ли ты качеством приготовления пищи?
4. Удовлетворен ли ты работой обслуживающего персонала?
5. Удовлетворен ли ты графиком питания. Твои предложения.
6. Считаешь ли ты, что рациональное питание ускоряет процесс твоего выздоровления?
7. Нравится ли тебе санитарное состояние столовой?
8. Нравится ли тебе приготовленная в столовой пища?


Приложение 3
Анкета «Питание глазами родителей пациентов детского отделения»
1.Удовлетворяет ли Вас система организации питания в отделении?
2.Считаете ли Вы рациональной организацию горячего питания в отделении?
3.Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой?
4. Удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи?
5. Удовлетворены ли Вы работой буфета?
6. Соблюдаете ли вы специальные диеты, выписанные для Вашего ребенка?
7. Удовлетворены ли Вы диетой, прописанной вашему ребенку.
8. Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребенок продолжал дальше соблюдать диету?


Сестринское дело: профессиональные дисциплины. Под редакцией Котельникова Г.П. Ростов на Дону: Феникс, 2007. с. 282.
Сестринское дело: профессиональные дисциплины. Под редакцией Котельникова Г.П. Ростов на Дону: Феникс, 2007. с. 284.
Большая энциклопедия фельдшера и медсестры. М.: Эксмо, 2009. с. 331.
Большая энциклопедия фельдшера и медсестры. М.: Эксмо, 2009. с. 333.
Латогуз И.К., Латогуз С.И. Диетотерапия при различных заболеваниях. М.: Эксмо, 2008. С. 173.
Латогуз И.К., Латогуз С.И. Диетотерапия при различных заболеваниях. М.: Эксмо, 2008. С. 176.
Латогуз И.К., Латогуз С.И. Диетотерапия при различных заболеваниях. М.: Эксмо, 2008. С. 178.
Ладодо П.В. . Руководство по лечебному питанию детей. М: Медицина, 2000. с. 82.
Ладодо П.В. . Руководство по лечебному питанию детей. М: Медицина, 2000. с. 84.
Конь И.Я. Питание детей первого года жизни: современные представления. педиатрия. М., № 1, 2006 г.
Практическое руководство по детским болезням Том 14 Современные рекомендации по питанию детей. Под редакцией Ю. Г. Мухиной И. Я. Коня М.: Медпрактика-М, 2010. – 556 с.
Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена. М.: Академия, 2004. с.41.
Справочник по диетологии. Под редакцией Самсонова М.А., Покровского А.А. М.: Медицина, 2004. с. 54-57.
Соловьева Н.В. Детское питание с советами педиатра. М.: Эксмо, 2008. с. 123.
Соловьева Н.В. Детское питание с советами педиатра. М.: Эксмо, 2008. с. 125.
Латогуз И.К., Латогуз С.И. Диетотерапия при различных заболеваниях. М.: Эксмо, 2008. С. 59.
Латогуз И.К., Латогуз С.И. Диетотерапия при различных заболеваниях. М.: Эксмо, 2008. С. 61.
Латогуз И.К., Латогуз С.И. Диетотерапия при различных заболеваниях. М.: Эксмо, 2008. С. 62.
Костяева В.Н. Нестандартный ребёнок. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 76.
Охрана здоровья детей и подростов. Под редакцией Сопиной З.Е. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 273.
Охрана здоровья детей и подростов. Под редакцией Сопиной З.Е. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 276.
Охрана здоровья детей и подростов. Под редакцией Сопиной З.Е. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 278.
Куценко Г.И., Чичерин Л.П. Охрана здоровья и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам. Воронеж-М., 2000. С. 104.
Куценко Г.И., Чичерин Л.П. Охрана здоровья и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам. Воронеж-М., 2000. С. 107.
Куценко Г.И., Чичерин Л.П. Охрана здоровья и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам. Воронеж-М., 2000. С. 108.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 113.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 116.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 117.
Справочник по детской диетике. Под редакцией И.М. Воронцова, А.В. Мазурина. СПб.: Медицина, 2000. С. 337.
Справочник по детской диетике. Под редакцией И.М. Воронцова, А.В. Мазурина. СПб.: Медицина, 2000. С. 339.
Справочник по детской диетике. Под редакцией И.М. Воронцова, А.В. Мазурина. СПб.: Медицина, 2000. С. 340.
Хартвиг К., Роули Н. Вы есть то, что вы едите. М.: Крон – пресс, 2004. С. 174.
Хартвиг К., Роули Н. Вы есть то, что вы едите. М.: Крон – пресс, 2004. С. 69.
Хартвиг К., Роули Н. Вы есть то, что вы едите. М.: Крон – пресс, 2004. С. 73.
Организация и проведение исследование в области сестринского дела. М.: Т-во научн. изданий КМК, 2006. с. 82.

Список используемой литературы
1.Аббясов И.Х., Двойников С.И., Карасева Л.А. и др. Основы сестринского дела. Под редакцией Двойникова С.И. М.: Академия, 2007. – 336 с.
2.Большая энциклопедия фельдшера и медсестры. М.: Эксмо, 2009. – 720 с.
3.Горбатов Д.С. Практикум по психологическому тестированию. Самара.: БахраХ-М, 2006. – 177 с.
4.Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. – 16 с.
5.Конь И.Я. Питание детей первого года жизни: современные представления. педиатрия. М., № 1, 2006 г.
6.Коровина Н.А., Захарова И.Н. и др. Витамины и микроэлементы в практике врача-педиатра // РМЖ. — 2004. — № 1.
7.КостяеваВ.Н. Нестандартный ребёнок. М.: Айрис-пресс, 2004. – 143 с.
8.Круковер В.И. 400 практических советов. Воспитание подростка. М.: ТИД КОНТИНЕНТ-Пресс, 2001. – 174 с.
9.Куценко Г.И., Чичерин Л.П. Охрана здоровья и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам. Воронеж-М., 2000. - 156 с.
10.Ладодо П.В. Руководство по лечебному питанию детей. М: Медицина, 2000. – 384 с.
11.Латогуз И.К., Латогуз С.И. Диетотерапия при различных заболеваниях. М.: Эксмо, 2008. – 544 с.
12.Лысова Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 398 с.
13.Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена. М.: Академия, 2004 – 192 с.
14.Малыгина В.Ф., Рубина Е.А. Физиология питания. Санитария и гигиена. М.: Изд. Российской экономической академии. 2003. – 362 с.
15.Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. Минск: Высшая школа, 2006. –302 с.
16.Меньшиков Ф.К. Диетотерапия. М.: Медицина, 2000. – 296 с.
17.Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 368 с.
18.Организацияи оценка качества лечебно-профилактической помощи населению. Под редакцией В.З. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 560 с.
19.Организация и проведение исследование в области сестринского дела. М.: Т-во научн. изданий КМК, 2006. – 163 с.
20.Охрана здоровья детей и подростов. Под редакцией Сопиной З.Е. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 368 с.
21.Пшеницын С.Л. Целительное питание. Здоровье, питание, судьба, с позиций макробиотики. СПб.: Наука, 2001. – 344с.
22.Практическое руководство по детским болезням Том 14 Современные рекомендации по питанию детей. Под редакцией Ю. Г. Мухиной И. Я. Коня М.: Медпрактика-М, 2010. – 556 с.
23.Руководство по детскому питанию. Под редакцией Тутельяна А.В., Коня И.Я. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. - 664 с.
24.Сестринское дело: профессиональные дисциплины. Под редакцией Котельникова Г.П. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 698 с.
25.Смолянский Б.Л., Лифтянский В.Г. Лечебное питание. Новейший справочник. М.: ЭКСМО, 2005. – 356 с.
26.Соловьева Н.В. Детское питание с советами педиатра. М.: Эксмо, 2008. – 332 с.
27.Справочник по детской диетике. Под редакцией И.М. Воронцова, А.В. Мазурина. СПб.: Медицина, 2000. – 416 с.
28.Справочник по диетологии. Под редакцией Самсонова М.А., Покровского А.А. М.: Медицина, 2004. – 464 с.
29.Хартвиг К., Роули Н. Вы есть то, что вы едите. М.: Крон – пресс, 2004 – 320 с.
30.Химический состав пищевых продуктов. Под ред. Скурихина И.М., Волорева М.Н.. Справочник. Кн. 1. - М.: Агропромиздат, 2002 – 359 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности сестринского процесса в педиатрии?

В педиатрии сестринский процесс имеет свои особенности, так как требует особого подхода к маленьким детям. Основные особенности сестринского процесса в педиатрии включают учет возраста и развития ребенка, использование игровой терапии для создания благоприятной атмосферы при проведении медицинских процедур, а также постоянный контакт с родителями для получения необходимой информации о состоянии ребенка.

Что включает в себя организация лечебного питания в педиатрическом отделении?

Организация лечебного питания в педиатрическом отделении включает в себя разработку индивидуальной диеты для каждого ребенка в зависимости от его заболевания, контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, обеспечение правильного питания и кормления детей, а также обучение родителей правильной организации питания дома.

Какие особенности организации питания в детской больнице?

Организация питания в детской больнице имеет свои особенности. Одна из них - учет вкусовых предпочтений и потребностей детей разного возраста. Также важно обеспечить разнообразие меню и учитывать возможные пищевые аллергии или ограничения по диете. Кроме того, очень важно обеспечить правильное кормление младенцев и грудных детей.

Какие особенности лечебного питания при заболеваниях почек?

Лечебное питание при заболеваниях почек требует особого подхода. В таких случаях важно контролировать потребление белка, соли и жидкости, чтобы уменьшить нагрузку на почки. Также может потребоваться ограничение определенных продуктов, содержащих фосфор или калий. Обычно такое питание разрабатывается индивидуально для каждого пациента и требует постоянного контроля и корректировки.

Какие особенности лечебного питания при сахарном диабете?

Лечебное питание при сахарном диабете направлено на контроль уровня сахара в крови и поддержание нормального метаболизма у пациента. Главная особенность такого питания - контроль потребления углеводов, так как они непосредственно влияют на уровень сахара в крови. Также важно обеспечить правильное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе и контролировать размер порций пищи.

Какие особенности сестринского процесса существуют в педиатрии?

Основными особенностями сестринского процесса в педиатрии являются взаимодействие с ребенком и его родителями, учет возрастных особенностей пациента, использование игровых методов при проведении медицинских процедур, а также понимание и учет психологического состояния ребенка и его семьи.

Что включает в себя организация лечебного питания в педиатрическом отделении?

Организация лечебного питания в педиатрическом отделении включает в себя разработку индивидуальных диетических рационов для каждого пациента, контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, обучение родителей правильному питанию ребенка и соблюдению рекомендаций.

Какие особенности организации питания существуют в детской больнице?

Организация питания в детской больнице включает не только блюда, соответствующие диетическим требованиям, но и рациональное питание с учетом возрастных особенностей детей, выбор пищевых продуктов с учетом их вкусовых предпочтений, а также обеспечение безопасности пищи и соблюдение санитарных норм.

Какие особенности лечебного питания при заболеваниях почек?

Лечебное питание при заболеваниях почек включает ограничение потребления белков и некоторых других пищевых компонентов, контроль за пищевым режимом и приемом жидкости, а также использование специальных диетических продуктов, способствующих поддержанию нормальной работы почек.

Какие особенности лечебного питания при сахарном диабете?

Лечебное питание при сахарном диабете предполагает контроль за углеводами, потребляемыми с пищей, регулярный прием пищи в определенное время, ограничение потребления сладких и углеводных продуктов, а также использование специальных диетических продуктов для контроля уровня глюкозы в крови.

Какие особенности есть у сестринского процесса в педиатрии?

Сестринский процесс в педиатрии имеет свои особенности, такие как необходимость учета возрастных особенностей пациентов, разработка индивидуального плана ухода, взаимодействие с родителями и обеспечение психологической поддержки ребенку.

Что такое организация лечебного питания в педиатрическом отделении?

Организация лечебного питания в педиатрическом отделении включает в себя подбор диетических рационов в зависимости от заболевания пациента, контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, обучение пациентов и их семей правильному и рациональному питанию.