Культурные табу и взаимопонимание в международном диалоге

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 2626 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 05.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ
§1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТАБУ
§2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ГЛАВА II. ДИАЛОГ КУЛЬТУР. ПУТИ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ
§1. ДОСТИЖЕНИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ПРИ НАЛИЧИИ КУЛЬТУРНЫХ ТАБУ
§2. СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Все их реакции и модели поведения записываются на видеокамеру, после чего также проходит подробный анализ, как и почему возникли те или иные ситуации, и какие различия в культурах привели к возможным затруднениям при контакте.
С целью развития навыка общения в иной культурной ситуации часто применяются ролевые игры. Одна из наиболее известных игр такого рода состоит в том, что участники, не имея права разговаривать, играют в простую карточную игру; при этом они думают, что все играют по одинаковым правилам, в то время как на самом деле данные им правила несколько отличаются друг от друга. Чувства растерянности, недоумения, гнева и бессилия, возникающие в результате, являются хорошей аналогией эмоциональных последствий кросс-культурного непонимания.
Затем участники получают необходимую информацию об особенностях межкультурной коммуникации вообще и для данных культур в частности. На этом этапе активно используются конкретные критические случаи в виде проблемных ситуаций, подлежащих разрешению. Это помогает выработать мотивации для разрешения межкультурных коммуникативных конфликтов. Последующие упражнения направлены на закрепление полученных знаний в виде поведенческих коммуникативных навыков.
Заметим, что все эти способы подготовки хороши в комплексе. То есть, заготавливая модели поведения, нельзя забывать и об информационной подготовке, а изучая тонкости чужой культуры, стоит быть готовым к действиям в конкретных бытовых ситуациях, взаимодействию с реальными людьми, живущими той жизнью, к которой они привыкли.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы видим, что каждый народ в ходе своего развития создает культуру, наиболее приспособленную к условиям его существования. Мы выяснили, что табу – это особое социальное явление, играющее большую роль в каждой культуре. Поэтому сегодня, в ситуации расширения межкультурных контактов, необходимо целенаправленно изучать вопросы культурной табуированности на междисциплинарной основе, что даст возможность рассмотреть его отдельные аспекты и механизмы функционирования в культурном сообществе, проанализировать возможности диалога и взаимопонимания в межкультурном взаимодействии.
При всем этом, заметим, что чрезмерное акцентирование самобытности, отдельности каждой культуры затушевывает черты общности между культурами мира. При таком подходе они начинают превращаться в замкнутые системы, достичь взаимопонимания между которыми весьма проблематично. Но полный отказ от всего инокультурного не может пойти этой культуре на пользе, тем более в современном мире, где социальные и прочие проблемы как правило выходят за границы одной страны или культуры.
Конечно, культура любого народа уникальна и неповторима, но эта уникальность не исключает общности между культурами, возможности достижения взаимопонимания.
В ходе проделанной работы мы выяснили, что при необходимости достижения межкультурного взаимопонимания важно владеть информацией об инокультурном партнере. В это информационное поле входит фактический материал о наличии тех или иных культурных табу, особых обстоятельств культурной и социальной организации данной страны или народа, а также общая информация об основных политических условиях и важнейших культурно-исторических вехах. Все это необходимо для избежания грубых ошибок при межкультурном взаимодействии.
Но, как было определено в ходе исследования, одной информационной подготовки в данном случае недостаточно. Если говорить о полноценном контакте, итогом которого должно быть достижение взаимопонимания между представителями разных культур, важную роль играет вовлеченность контактеров в процесс, их умение решать возможные проблемы, выходящие за рамки официальных установок и правил. Способность совершать межкультурное общение с представителями народности, даже при необходимости нарушения тех или иных культурных табу, вызванной, например, опасностью серьезных заболеваний, избежания военных конфликтов и т.п. является результатом более тщательной подготовки.
Эту роль выполняют специальные тренинги, которые в разной форме готовят будущих контактеров к действиям в конкретных жизненных ситуациях. Кросс-культурные тренинги основаны на идее о том, что недостаточно просто сообщить участникам определенное количество новой информации о другой культуре. Эти знания должны быть освоены таким образом, чтобы изменить некоторые коммуникативные и культурные установки и повлиять тем самым на поведение людей в ситуациях межкультурного общения.
Определив культурные табу как запреты на выполнение тех или иных действий, основанные на вере и страхе, мы, в то же время, убедились, что даже самые строгие табу не могут оставаться непреодолимыми в ситуациях, когда речь идет о выживании населения. Рассмотрев исторические предпосылки возникновения различных табу, мы выяснили, что в основном все они были сформированы именно в силу страха племени перед собственным уничтожением. Запрет на инцест, употребление определенной пищи, нарушение святости вождей и т.п. – все это было вызвано необходимостью успешно жить и здравствовать.
Но мир меняется, вместе в внешними и внутренними условиями социальной и культурной жизни. Изменяется и характер угрозы. Многие табу, сформировавшиеся много сотен и даже тысяч лет назад, не соответствуют современным реалиям. То, что было допустимо и оправданно когда-то, сегодня может стать гибельным для народа.
Поэтому так велика сегодня важность полноценного межкультурного диалога. В ситуациях, когда необходимо преодолевать сопротивление населения определенным новшествам, например, связанным с медицинским обслуживанием населения, весьма важным становится умение «достучаться» до рассудка влиятельных персон, что было продемонстрировано на примере Ботсванских вождей.
Культурные табу не возникли сами собой. Все они – результат борьбы народа за свое выживание. Характер и обстоятельства этой борьбы меняются с течением времени. Способность донести понимание этого обстоятельства до представителей иной культуры является залогом успешного взаимодействия при условии тактичности контактеров и соблюдении ими всех остальных требований и правил, принятых на территории культурного взаимодействия.
Заметим, что культурные табу – это не только племенные запреты, связанные с религиозными страхами древних народов. Культурные табу распространены повсеместно. Это, например, запреты на публичный показ интимных отношений, употребление бранных слов, оскорбление личности и т.п. Нарушение этих табу подрывает основы общества, ведет к нарушению психического благополучия населения. Подобный эффект имеет нарушение табу другой культуры, где та или иная формулировка или жест может нести столь же разрушительные последствия. Вот почему мы указываем на важность и актуальность этой темы для наших дней.
Этот вопрос сегодня требует подробных исследований различными дисциплинами, так как только комплексное решение на самых разных уровнях может способствовать разработке путей к полноценному межкультурному взаимопониманию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.
Индонезия. Малайзия. Филиппины. Материалы по культуре Нусантары. – СПб., 1995. – 76 с.
Ласло Э. Жить при многообразии культур // В кн.: Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академ. проект, 2003. – 704 с.
Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня // В кн.: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994. – 384 с.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Изд. Полит. Лит-ры, 1991. – 525 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 368 с.
Тайлор. Э.Б. Первобытная культура. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989. – 573 с.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2000. – 624 с.
Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М.: Политиздат, 1980. – 831 с.
Фрейд З. Тотем и табу // В кн.: Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу. – Мн.: Попурри, 1998. – 656 с.
Фролов Г., Шумилин А., Коттак К. Жесты в культурах мира. – М.: Экстра-М, 1994. – 223 с.
Статьи:
Базылев В.Н. Межкультурное понимание сегодня и завтра // Вестник ВГУ. – 2005. – № 2.
Бергельсон М.Б. Межкультурная коммуникация как исследовательская программа: Лингвистические методы изучения кросс-культурных взаимодействий // Вестник Моск. ун-та. – М., 2001. – №4.
Ботсвана: вождей африканских племен с трудом уговорили сдать анализы на СПИД // News.Battery.Ru: [http://news.battery.ru/theme/crime/?from_m=top5&newsId=13409714]. – 26.05.2004.
Главный приз фестиваля в Сан-Себастьяне поделили иранский и французский фильмы // Лента.Ру: [http://lenta.ru/news/2006/09/30/sebastian]. – 30.09.2006.
Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Культурные табу и их влияние на результат коммуникации // Вестник ВГУ. – 2005. – № 2.
Клинтон обещает сделать борьбу со СПИДом делом своей жизни // Aids.ru: [http://www.aids.ru/news/2006/08/17-5774.htm]. – 17.08.2006.
Летов С. Иранское кино, японская кулинария и «актуальная» дискотека на Болотной площади // Топос. – 2003. – 7 августа.
Осипов О. "Золотой лев" прыгнул в "Круг" // ЭХО планеты. – 2000. – № 38.
Посмотрели то, что показали // КГУ: [http://www.ksu.ru/gorod/index.php?id=1&idm=0&num=8]. – 2006.
Bhawuk D.P.S., Brislin R.W. Cross-cultural training: A review // Applied Psychology: An international review. – 2000. – Vol. 49.
Samner W.G. Folkways and Mores // A Workbook and Reader in Sociology. – Berkeley, California, 1970.

Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М.: Политиздат, 1980. – С. 231.
Там же. – С. 232.
Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня // В кн.: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994.
Samner W.G. Folkways and Mores // A Workbook and Reader in Sociology. – Berkeley, California, 1970. – P. 68.
Ibid.
См.: Леви-Стросс К. Указ. соч.
См. напр.: Фрейд З. Тотем и табу // В кн.: Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу. – Мн.: Попурри, 1998. – С. 324-491.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Изд. Полит. Литературы, 1991. – С. 22.
Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Культурные табу и их влияние на результат коммуникации // Вестник ВГУ. – 2005. – № 2. – С. 284.
Там же. – С. 285.
Там же. – С. 287.
Там же. – С. 289.
Там же. – С. 291.
Ласло Э. Жить при многообразии культур // В кн.: Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический проект, 2003. – С. 656.
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 140.
Там же. – С. 141.
Ласло Э. Указ. соч. – С. 651.
Бергельсон М.Б. Межкультурная коммуникация как исследовательская программа: Лингвистические методы изучения кросс-культурных взаимодействий // Вестник Моск. ун-та. – М., 2001. – №4. – С. 168.
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Указ. соч. – С. 142.
Базылев В.Н. Межкультурное понимание сегодня и завтра // Вестник ВГУ. – 2005. – № 2. – С. 152.
Бергельсон М.Б. Указ. соч. – С. 178.
Ласло Э. Указ. соч. – С. 656.
Ботсвана: вождей африканских племен с трудом уговорили сдать анализы на СПИД // News.Battery.Ru: [http://news.battery.ru/theme/crime/?from_m=top5&newsId=13409714]. – 26.05.2004.
Клинтон обещает сделать борьбу со СПИДом делом своей жизни // Aids.ru: [http://www.aids.ru/news/2006/08/17-5774.htm]. – 17.08.2006.
Осипов О. "Золотой лев" прыгнул в "Круг" // ЭХО планеты. – 2000. – № 38.
Летов С. Иранское кино, японская кулинария и «актуальная» дискотека на Болотной площади // Топос. – 2003. – 7 августа.
Главный приз фестиваля в Сан-Себастьяне поделили иранский и французский фильмы // Лента.Ру: [http://lenta.ru/news/2006/09/30/sebastian]. – 30.09.2006.
Посмотрели то, что показали // КГУ: [http://www.ksu.ru/gorod/index.php?id=1&idm=0&num=8]. – 2006.
См.: Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – С. 342-345.
См.: Индонезия. Малайзия. Филиппины. Материалы по культуре Нусантары. – СПб., 1995.
Фролов Г., Шумилин А., Коттак К. Жесты в культурах мира. – М.: Экстра-М, 1994.
Стефаненко Т.Г. Указ. соч. – С. 343.
Bhawuk D.P.S., Brislin R.W. Cross-cultural training: A review // Applied Psychology: An international review. – 2000. – Vol. 49. – P. 144-157.
Стефаненко Т.Г. Указ. соч. – С. 344.
Бергельсон М.Б. Указ. соч. – С. 176.












6




Рис. 2. Муфтий, шейх Равиль Гайнутдин –
Президент кинофестиваля "Золотой Минбар"


Рис. 1. Идолы острова Пасхи

1.Базылев В.Н. Межкультурное понимание сегодня и завтра // Вестник ВГУ. - 2005. - № 2.
2.Бергельсон М.Б. Межкультурная коммуникация как исследовательская программа: Лингвистические методы изучения кросс-культурных взаимодействий // Вестник Моск. ун-та. - М., 2001. - №4.
3.Ботсвана: вождей африканских племен с трудом уговорили сдать анализы на СПИД // News.Battery.Ru: [http://news.battery.ru/theme/crime/?from_m=top5&newsId=13409714]. - 26.05.2004.
4.Главный приз фестиваля в Сан-Себастьяне поделили иранский и французский фильмы // Лента.Ру: [http://lenta.ru/news/2006/09/30/sebastian]. - 30.09.2006.
5.Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Культурные табу и их влияние на результат коммуникации // Вестник ВГУ. - 2005. - № 2.
6.Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
7.Индонезия. Малайзия. Филиппины. Материалы по культуре Нусантары. - СПб., 1995.
8.Клинтон обещает сделать борьбу со СПИДом делом своей жизни // Aids.ru: [http://www.aids.ru/news/2006/08/17-5774.htm]. - 17.08.2006.
9.Ласло Э. Жить при многообразии культур // В кн.: Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический проект, 2003.
10.Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня // В кн.: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994.
11.Летов С. Иранское кино, японская кулинария и «актуальная» дискотека на Болотной площади // Топос. - 2003. - 7 августа.
12.Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Изд. Полит. Литературы, 1991.
13.Осипов О. "Золотой лев" прыгнул в "Круг" // ЭХО планеты. - 2000. - № 38.
14.Посмотрели то, что показали // КГУ: [http://www.ksu.ru/gorod/index.php?id=1&idm=0&num=8]. - 2006.
15.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект-Пресс, 2004.
16.Тайлор. Э.Б. Первобытная культура. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989.
17.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000.
18.Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М.: Политиздат, 1980.
19.Фрейд З. Тотем и табу // В кн.: Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу. - Мн.: Попурри, 1998.
20.Фролов Г., Шумилин А., Коттак К. Жесты в культурах мира. – М.: Экстра-М, 1994.
21.Bhawuk D.P.S., Brislin R.W. Cross-cultural training: A review // Applied Psychology: An international review. – 2000. – Vol. 49.
22.Samner W.G. Folkways and Mores // A Workbook and Reader in Sociology. – Berkeley, California, 1970.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают в международном диалоге из-за различных культурных систем?

В международном диалоге возникают проблемы взаимопонимания из-за различий в культурных системах. Это связано с разными ценностями, традициями, нормами поведения и обычаями, которые могут противоречить друг другу и вызывать конфликты.

Что такое культурные табу?

Культурные табу - это определенные запреты или ограничения, которые существуют в разных культурах и которые определяют, что считается неприемлемым или неподходящим для каких-то ситуаций или людей. Они могут касаться различных аспектов жизни: религии, пола, употребления пищи, общения и т.д.

Как достичь взаимопонимания при наличии культурных табу?

Для достижения взаимопонимания в межкультурном взаимодействии при наличии культурных табу необходимо проявлять уважение и готовность к обучению. Необходимо изучить основные культурные особенности и традиции других культур, а также быть открытым для диалога и готовым к компромиссам.

Какие способы подготовки к межкультурному взаимодействию существуют?

Существует несколько способов подготовки к межкультурному взаимодействию. Один из них - это изучение основных культурных особенностей и традиций других культур. Также полезно обучаться коммуникативным навыкам, которые помогут эффективно общаться и понимать собеседника из другой культуры. Важно быть готовым к адаптации и уметь найти компромиссы в возникших ситуациях.

Зачем записывать реакции и модели поведения на видеокамеру в межкультурном взаимодействии?

Запись реакций и моделей поведения на видеокамеру в межкультурном взаимодействии позволяет провести более детальный анализ и понять, как и почему возникли те или иные реакции. Это помогает выявить недостатки и ошибки, а также найти способы улучшить взаимопонимание и предотвратить конфликты в будущем.

Какие существуют культурные табу и как они влияют на международный диалог?

Существует множество культурных табу, таких как запрет на употребление определенных продуктов питания, связанный с религиозными убеждениями, запрет на использование определенных жестов или слов, связанных с непристойными или оскорбительными значениями. Эти табу препятствуют взаимопониманию между культурами, так как то, что считается нормальным или принятым в одной культуре, может быть совершенно неприемлемым или оскорбительным в другой.

Как можно достичь взаимопонимания при наличии культурных табу?

Для достижения взаимопонимания при наличии культурных табу необходимо соблюдать уважение и толерантность к другой культуре. Важно изучать и понимать культурные особенности друг друга, быть готовыми к компромиссам и приспособлению во время взаимодействия. Кроме того, коммуникация должна быть открытой и честной, чтобы избежать недоразумений и конфликтов, связанных с культурными табу.

Какие способы подготовки к межкультурному взаимодействию существуют?

Существуют различные способы подготовки к межкультурному взаимодействию, например, изучение культурных особенностей другой страны или региона, обучение межкультурным коммуникационным навыкам, участие в тренингах и семинарах по межкультурной коммуникации. Также важно быть открытым к новым опытам и готовым к адаптации в новой культурной среде.