Основные тебования по обеспечению сохранности документов в архивных фондах РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Документоведение
  • 2626 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 12.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ДОКУМЕНТОВ В АРХИВНЫХ ФОНДАХ РФ
Пользователи архивов
Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности и сохранности архивных документов
Должностные обязанности специалиста архива
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Фрагмент для ознакомления

д.).
Для того, чтобы активизировать гражданское общество в продвижении социальных преобразований в России были созданы Общественная палата РФ и комиссия по духовному и культурному наследию. Их основная задача обнажить болевые точки социальных реформ в стране, привлечь к ним общественное внимание и заставить вялый бюрократический аппарат активно работать в новых правовых условиях, т.е. работать не на себя, а на общество.
Комиссия по сохранению духовного и культурного наследия в первую очередь занимается совершенствованием нормативно-правовой базы по сохранению исторического наследия. Это:
памятники истории и культуры народов России;
музеи и музеи-заповедники;
архитектура;
археология;
краеведение;
архивы;
библиотеки;
гуманитарное образование;
вопросы реставрации, ввоза и вывоза культурных ценностей;
духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
культурно-познавательный туризм.
Это достаточно большой объём и без профессиональных экспертов поднять его тяжело.
Должностные обязанности специалиста архива
На должность специалиста архива назначается лицо, имеющее высшее специальное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 3-х лет.
Специалист архива:
1. Обеспечивает в установленном порядке прием и учет документов, поступающих в архив, и их комплектование по фондам.
2. Обеспечивает сохранность документов персонифицированного учета, принятых на хранение.
3. Обеспечивает конфиденциальность сведений, содержащихся в документах персонифицированного учета.
4. Ограничивает круг лиц, имеющих право доступа к архивным документам, Перечнем лиц, имеющих право доступа в архив, определенным и утвержденным руководством регионального отделения ПФР.
5. Создает справочный аппарат к хранящимся в архиве документам персонифицированного учета.
6. Осуществляет подготовку документов по запросам застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7. Осуществляет контроль за состоянием документов в помещении архива.
8. Принимает участие в работе экспертной комиссии по экспертизе ценности документов персонифицированного учета.
9. Принимает участие в отборе документов персонифицированного учета с истекшими сроками хранения на уничтожение.
10. Участвует в разработке номенклатур дел структурных подразделений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
11. Соблюдает требования противопожарной безопасности.
12. Проводит санитарно-гигиенические мероприятия в архиве.
Специалист архива имеет право:
1. Требовать от соответствующих служб системы персонифицированного учета соблюдения установленного порядка подготовки к сдаче документов в архив.
2. Вносить предложения своему непосредственному руководителю по вопросам, направленным на улучшение работы архива.
3. Участвовать в определении потребности в оборудовании для хранения документов персонифицированного учета.
4. Принимать участие в разработке положений и инструкций по ведению делопроизводства и организации хранения документов.
5. Ограничивать доступ в архив лиц, указанных в Перечне лиц, имеющих право доступа в архив.
Специалист архива несет ответственность за:
1. Нарушение установленного порядка приема, учета и комплектования документов персонифицированного учета.
2. Нарушение требований по обеспечению сохранности документов персонифицированного учета.
3. Несоблюдение конфиденциальности сведений документов персонифицированного учета.
Заключение
На рубеже 20-21 вв. в результате глубоких социально-экономических и политических реформ архивная система вместе со всей страной пережила очень серьезную трансформацию. В свете этих реформ, необходимо было решить организационно-правовые и методические проблемы сохранения, использования и комплектования документов на совершенно новой основе.
Между тем в условиях проводимой административной реформы, вследствие усиления опасности утери документов и нарушения целостности архивных фондов реформируемых органов и организаций, масштаб и сложность задач, встающих перед архивными органами и учреждениями, значительно возрастает. В этой связи на уполномоченные органы исполнительной власти в сфере архивного дела ложится особая ответственность по контролю за обеспечением сохранности документов упраздняемых или преобразуемых органов государственной власти и организаций, а также по осуществлению межотраслевого руководства за организацией делопроизводства, упорядочения документов, экспертизе их ценности и передаче на постоянное хранение.
Ранее условия доступа в читальные залы государственных архивов были обременены массой ограничений как явных, так и скрытых для постороннего взгляда. Запретительные тенденции как рудимент тоталитарного общества были живы в государственных архивах до конца 80-х годов, а в ряде ведомственных архивов значительно позже, и частично - до настоящего времени (архивы МИД России, ЦАМО, ЦА ФСБ России).
Перед архивными службами страны этот вопрос встал тогда особенно остро по ряду причин. Главные из них:
богатейшее архивное наследие, хранящееся в стенах архивов на ведомственном хранении;
широчайший круг источников комплектования, стремительно меняющих формы собственности, внутренние структуры, направления деятельности, подведомственность, источники финансирования и т.д.;
приватизация крупнейших промышленных предприятий, ведущих научно-исследовательских институтов, грозившая потерей целого комплекса научно-технической документации;
активный процесс банкротства, часто оставляющий бесхозными документы по личному составу, как мелких частных, так и гигантских промышленных предприятий;
развитие передовых технологий и всеобщая компьютеризация, влекущая за собой массовое образование документов на нетрадиционных носителях, когда основная часть архивов ориентирована на комплектование документами на бумажной основе.
Архивный фонд страны является важнейшей составной частью историко-культурного наследия региона, на основе которого общество имеет уникальную возможность посмотреть на себя из настоящего в прошлое и будущее. Сохранение и пропаганда документального наследия сегодня, как никогда, необходимы людям и обществу для сохранения основ государственности, возрождения духовно-нравственных ценностей в обществе, формирования патриотизма и любви к Отечеству, гармоничного развития человеческой личности.
Многие пользователи воспринимают отказы в выдаче им определенных категорий дел как посягательство на свои конституционные права. Вместе с тем, в соответствии с российским законодательством имеются законные основания на ограничения или отказ на выдачу архивных дел или документов, содержащих объекты интеллектуальной собственности, сведения, подпадающие под действия закона РФ "Об оперативно- розыскной деятельности" и др.
Хранящиеся в архивах документы являются настоящим достоянием государства. Наряду с промышленными, строительными и проектными разработками архивы хранят документы по истории и развитию сельского хозяйства, здравоохранения, культуры и фундаментальной науки.
Архивные документы используются в научной и практической деятельности, направленной на сохранение и использование историко-культурного наследия страны, восстановление значимых промышленных и общественных объектов. В число пользователей архивной информации входят историки, краеведы, преподаватели школ и ВУЗов, студенты, инженеры-проектировщики, конструкторы, строители, сотрудники музеев, представители епархии.
Вступление в силу нового законодательства "Об Архивном деле в РФ" нарушил привычный порядок работы с источниками комплектования, когда федеральные структуры комплектовали свои документы по территориальному принципу. Сейчас архивы могут сотрудничать с федеральными и муниципальными организациями только на договорной основе, а они - 95 % списка источников.
Сохранение, развитие Архивного фонда страны как составной части ее научного и культурного потенциала, организация широкого использования архивных документов имеет важное значение для:
изучения и пропаганды истории, воспитания уважительного отношения к собственной истории, усвоения и осмысления ее уроков;
формирования нового общественного самосознания;
пропаганды исторического опыта хозяйствования, направленной (в конечном счете) на эффективное решение социально-экономических проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
государственное регулирование архивного дела на основе федерального и областного законодательства;
документальное обеспечение социальных гарантий и прав граждан;
создание эффективной системы организационно-методического руководства ведомственными архивами и организацией документов в делопроизводстве учреждений и предприятий различных отраслевых систем и форм собственности;
создание надлежащих условий для обеспечения сохранности Архивного фонда, находящегося на государственном и ведомственном хранении.
Архивы как хранилища исторической памяти имеют непреходящую общественную, государственную и культурную ценность. Постоянная и разносторонняя востребованность архивов общественностью, гражданами проявляется во все возрастающей активности информационной деятельности архивов. На пороге третьего тысячелетия архивы стали важным звеном преемственности исторических эпох, фиксирующим эволюцию общественных процессов.
Список использованной литературы:


Амиантов Ю.Н. Архивисты и пользователи: союзники или противники//Российские архивы сегодня: взгляд извне и изнутри. Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов. 3-4 сентября 2003 г. Саратов, 2003. С. 223-224.
О порядке доступа к архивным документам и правилах их использования. - М., 1992.- 90с.
Об архивном деле в Российской Федерации: Проект Федерального закона //http: //www.rusarchives.ru. 2002.
Отечественные архивы. - 1997.- №3.
Положение об Архивном фонде Российской Федерации – М., 1994. – 112с
Правила работы государственных, районных и городских архивов.- М., 1989.- 99с.
Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации. - М., 1998. – 78с.
Раймер В. Новая форма архивных сервисных центров и методическая помощь исследователям // Историки и архивисты: сотрудничество в сохранении и познании прошлого в интересах настоящего и будущего.- М., 1998. – 400с.
О порядке доступа к архивным документам и правилах их использования. - М., 1992.- 90с.
Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации. - М., 1998. – 78с.

Об архивном деле в Российской Федерации: Проект Федерального закона //http: //www.rusarchives.ru. 2002.
Положение об Архивном фонде Российской Федерации – М., 1994. – 112с.
Об архивном деле в Российской Федерации: Проект Федерального закона //http: //www.rusarchives.ru. 2002
Отечественные архивы. - 1997.- №3.- С.51.
Там же, с.53.
Историки и архивисты: сотрудничество в сохранении и познании прошлого в интересах настоящего и будущего.- М., 1998. – С328.












2





2

1.Амиантов Ю.Н. Архивисты и пользователи: союзники или противники//Российские архивы сегодня: взгляд извне и изнутри. Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов. 3-4 сентября 2003 г. Саратов, 2003. С. 223-224.
2.О порядке доступа к архивным документам и правилах их использования. - М., 1992.- 90с.
3.Об архивном деле в Российской Федерации: Проект Федерального закона //http: //www.rusarchives.ru. 2002.
4.Отечественные архивы. - 1997.- №3.
5.Положение об Архивном фонде Российской Федерации – М., 1994. – 112с
6.Правила работы государственных, районных и городских архивов.- М., 1989.- 99с.
7.Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации. - М., 1998. – 78с.
8.Раймер В. Новая форма архивных сервисных центров и методическая помощь исследователям // Историки и архивисты: сотрудничество в сохранении и познании прошлого в интересах настоящего и будущего.- М., 1998. – 400с.

Вопрос-ответ:

Какие требования существуют по обеспечению сохранности документов в архивных фондах РФ?

Основные требования по обеспечению сохранности документов в архивных фондах РФ включают правила хранения, регистрации, идентификации, защиты от пожара, взлома и других форм повреждения.

Какие меры безопасности необходимо принимать для сохранности архивных документов?

Для обеспечения безопасности и сохранности архивных документов необходимо принимать такие меры, как контроль доступа, использование специальных хранилищ, регулярная проверка состояния документов, внесение изменений в каталоги при перемещении документов и использование специализированного программного обеспечения.

Какие должностные обязанности у специалиста архива?

Должностные обязанности специалиста архива включают обеспечение хранения и регистрации архивных документов, составление каталогов и документации, контроль за выполнением правил хранения, участие в разработке мер по обеспечению безопасности и сохранности архивных фондов.

Какие меры предусмотрены для активизации гражданского общества в продвижении социальных преобразований в России?

Для активизации гражданского общества в продвижении социальных преобразований в России были созданы Общественная палата РФ и комиссия по духовному и культурному наследию. Они способствуют взаимодействию государства и гражданских инициатив для реализации политики, связанной с социальными изменениями и сохранением культурного наследия.

Какие мероприятия включает комплекс по обеспечению безопасности и сохранности архивных документов?

Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности и сохранности архивных документов включает контроль и регистрацию доступа, использование специальных средств хранения и защиты, регулярный мониторинг состояния документов, проведение профилактических мероприятий и обучение сотрудников.