Теория пассионарности Льва Гумилёва

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 1515 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 11.12.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Этнос как форма существования человечества
Глава 2. Пассионарность как движущая сила этногенеза
Глава 3. Пассионарность как характеристика поведения индивида
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Вслед за пассионарным толчком оно медленно возрастает, затем наступает «перегрев», после которого идет медленный плавный спад, часто с задержками.
Пассионарии в полном смысле этого слова – люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство самосохранения, как индивидуального, так и видового. Гумилев выдвигает две возможные гипотезы: либо пассионарная особь захватывает больше энергии, чем нормальная, либо при равном захвате энергии концентрированно (конечно, бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели. В обоих случаях результат один: высшая нервная деятельность особи будет более активной, нежели это характерно для особи нормальной.
Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее – от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии – это конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи, и инициативные фигуры вроде Цезаря или Наполеона.
Пассионарность отдельного человека сопрягается с любыми способностями (высокими, средними, малыми); она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека. Она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие. Пассионарность не делает человека «героем», ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находится именно в «толпе», определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент.
Но как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства – гармоничных особей – оба импульса уравновешены. Гармоничные особи – люди работоспособные, полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада – крайне важный элемент в теле этноса. Они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока не объявится внешний враг.
Третья категория – люди с «отрицательной» пассионарностью (субпассионарии). Их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты, никакие рабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Они не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют за его счет. Яркий пример – римский плебс, нагло требующий «хлеба и зрелищ». В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя и без субпассионариев, то последние без пассионариев – ничто, и способны только на нищету или разбой, жертвами которого становится основная масса населения.
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Это обстоятельство и без специального осмысления известно довольно широко и используется, главным образом, в военном деле, где из пассионариев, узнанных интуитивно, формируют ударные части, либо сознательно распыляют их в массе мобилизованных, чтобы поднять «воинский дух».
Итак, пассионарность – это и энергия образования этносов и характер поведения человека. Подавляющее число поступков диктуется инстинктом самосохранения либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном небрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Пассионарии – это люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство самосохранения, как индивидуального, так и видового.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Этнос – основная форма существования человечества как вида, которая не сводится ни к биологическим популяциям, ни к расам, ни к социальным формациям. Этносы имеют сложную биосоциальную природу, и весьма специфическое назначение в строении биосферы Земли, которое проявляется в приспособлении этноса к окружающему ландшафту и влиянии на него.
2. При всем различии эпох и стран модель пассионарности в этногенезе одна и те же. Пассионарный толчок знаменует рождение нового организма – этноса, который проходит в своем развитии ряд закономерных фаз. Это фазы подъема, пассионарного перегрева (акматическая), надлома, инерционная фаза, фаза обскурации – полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком.
3. Пассионарность – это и энергия образования этносов и характер поведения человека. Пассионарность заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном небрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Пассионарии – это люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство самосохранения, как индивидуального, так и видового.
Итак, пассионарность – обязательный элемент этногенеза, без которого его нет и не может быть. Если пассионарность вынести за скобки, внутри скобок останутся локальные черты тех или иных этносов (предмет изучения этнографии).

Список литературы
Банных С. Г. Этнос и космос в теории этногенеза Л. Н. Гумилева // София. – 2004. - №4. с. 20 – 33.
Вернадский В. И. Биосфера. – М., 1983. – 483 с.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М., 1994. – 384 с.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1993. – 560 с.
Захаров Л.Д. Этнос и Космос // Человек. – 1995. - № 1. – с . 18 – 23.
Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. – 1992. - № 1. – С. 50-57.
Ходов А. Теория Гумилева и проблемы с ее восприятием // София. – 2002. - №2.с. 11 – 17.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1993. С. 11.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1993. С. 12.
2 Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М., 1994. С. 98.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1993. С. 99.
2 Вернадский В. И. Биосфера. – М., 1981. С. 67.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М., 1994. С. 33.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1993. С. 371.

Список литературы
Банных С. Г. Этнос и космос в теории этногенеза Л. Н. Гумилева // София. – 2004. - №4. с. 20 – 33.
Вернадский В. И. Биосфера. – М., 1983. – 483 с.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М., 1994. – 384 с.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1993. – 560 с.
Захаров Л.Д. Этнос и Космос // Человек. – 1995. - № 1. – с . 18 – 23.
Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. – 1992. - № 1. – С. 50-57.
Ходов А. Теория Гумилева и проблемы с ее восприятием // София. – 2002. - №2.с. 11 – 17.

Вопрос-ответ:

Что такое теория пассионарности Льва Гумилёва?

Теория пассионарности Льва Гумилёва - это концепция, разработанная российским историком, этнографом и антропологом Львом Гумилёвым, которая объясняет процессы этногенеза и исторического развития народов через понятие пассионарности, то есть сильного стремления к свершениям и самопожертвованию.

Что такое этнос?

Этнос - это форма существования человечества, представляющая собой группу людей, объединенных общностью языка, культуры, религии и истории. Этнос образуется и развивается под влиянием пассионарных импульсов.

Как пассионарность влияет на процесс этногенеза?

Пассионарность является движущей силой этногенеза, то есть процесса формирования и развития этноса. Вначале возникает пассионарный импульс, который подает "толчок" к становлению нового этноса. Затем этот импульс медленно возрастает, наступает "перегрев", после которого происходит медленный спад.

Как можно описать пассионариев?

Пассионарии - это люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем у других. Они готовы отдать себя полностью ради своей идеи или цели. Пассионарии действуют сильно и энергично, их поведение характеризуется самоотверженностью и преодолением трудностей.

Как проявляется пассионарность у индивида?

Пассионарность у индивида проявляется в его поведении и деятельности. Пассионарии отличаются высокой энергичностью, страстью к своей работе или цели, а также готовностью к самопожертвованию ради достижения успеха. Они могут быть привлечены к реализации крупных социальных и исторических проектов.

Что такое теория пассионарности Льва Гумилёва?

Теория пассионарности Льва Гумилёва - это концепция, которая объясняет процессы этногенеза и миграции на основе пассионарного импульса. Гумилёв считал, что этнос образуется под воздействием пассионарных движущих сил, которые вызывают толчок роста и развития этноса.

В чем заключается пассионарность как характеристика поведения индивида?

Пассионарность как характеристика поведения индивида означает его готовность к самопожертвованию, жертвенности и альтруизму. Пассионарии - это люди, которые готовы отдать свою жизнь ради высокой цели или великой идеи. Они обладают необычайной энергией и энтузиазмом, которые движут ими к достижению своих целей.

Каковы основные главы статьи о теории пассионарности Льва Гумилёва?

В статье о теории пассионарности Льва Гумилёва есть три основные главы. Первая глава рассказывает о том, что этнос является формой существования человечества. Вторая глава посвящена пассионарности как движущей силе этногенеза. Третья глава объясняет пассионарность как характеристику поведения индивида.

Какие стадии проходит пассионарный импульс в теории Льва Гумилёва?

Согласно теории Льва Гумилёва, пассионарный импульс проходит несколько стадий. Сначала происходит пассионарный толчок, который вызывает рост и развитие. Затем наступает "перегрев", когда пассионарность достигает своего пика и достигается наивысшая степень активности. После этого следует медленный спад пассионарности, часто с задержками.