Референдум РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 3333 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 05.12.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕФЕРЕНДУМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕФЕРЕНДУМЕ
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Решение вышестоящей комиссии референдума, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих комиссий референдума.
Решение комиссии референдума, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии референдума, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае если нижестоящая комиссия референдума повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия референдума.
Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Подписи в поддержку инициативы проведения референдума собираются посредством их внесения в подписные листы. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями члена инициативной группы по проведению референдума, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и одного из уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума.
Расходы на сбор подписей участников референдума осуществляются за счет средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, обеспечением полномочий комиссий референдума, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Главным распорядителем средств, предусмотренных в федеральном бюджете на подготовку и проведение референдума, является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Финансирование Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на проведение референдума осуществляется в пятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении референдума.
Добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в фонд референдума вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Принцип гласности при подготовке и проведении референдума тесно связан с принципом гласности деятельности комиссий референдума и вытекает из положений Конституции РФ (ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29), согласно которым каждый гражданин имеет право свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы
Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.
Официальное опубликование результатов референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума. Одновременно Центральная избирательная комиссия Российской Федерации опубликовывает данные, содержащиеся в протоколе о результатах референдума.
В течение десяти дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации протокола о результатах референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе опубликовывает полные данные, содержащиеся в протоколах всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования.
Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап развития форм непосредственной демократии России является составной неотъемлемой частью общей государственной политики по совершенствованию избирательного законодательства и законодательства о референдуме с учетом как отечественных традиций и опыта, так и международных стандартов в осуществлении законодательного регулирования и проведения демократических выборов и референдумов. В Российской Федерации за короткий период (1994 - 2003 годы) создано современное избирательное законодательство и законодательство о референдуме, соответствующее международным избирательным стандартам и отвечающее основным гражданским и политическим правам и свободам человека.
Конституция РФ 1993 г. придает исключительное значение референдуму, дважды упоминая его в главах первой и второй, что составляет отличительную особенность ее содержания.
Конституция РФ (ст. 32, 130) непосредственно закрепляет только право граждан России участвовать в референдуме, конкретизирующее более общие конституционные права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления.
Права и свободы человека и гражданина образуют систему. С одной стороны, это предполагает "целостность и единство данного явления, а с другой - внутреннюю структурную дифференциацию составляющих его частей, т.е. их известную обособленность по отношению к целому".
Приняты Федеральный конституционный закон от 23 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" и Федеральный закон от 22 мая 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Практика показала, что институт референдума как форма демократии и непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов прижился и действует в нашей стране. Референдум не только позволяет выявить общественное мнение по самому широкому кругу наиболее важных вопросов для жизни страны, но и учитывать его в политической практике, в процессе принятия и проведения в жизнь политических решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
Конституция РФ
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 27.09.2002 N 119-ФЗ, 23.06.2003 N 83-ФЗ, 04.07.2003 N 97-ФЗ, N 102-ФЗ, 11.12.2004 N 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; N 39. Ст. 3642; 2003. N 26. Ст. 2572; N 27 (ч. 2). Ст. 2711; N 27 (ч. 2). Ст. 2716;
О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ с изм. и доп., внесенными Федеральным конституционным законом от 27.09.2002 N 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. N 42. Ст. 3921; 2002. N 39. Ст. 3641.
О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.
По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 года "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации": Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 N 10-П с особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.Г. Ярославцева // Собрание законодательства РФ. 2003. N 25. Ст. 2564.
Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности п. 6 ст. 4, подп. "а" п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3002.
Специальная литература и публикации
Аванесян А.Р. Референдум как конституционно-правовой институт в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001.
Басова П.С. Внесены поправки в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" // Совет Федерации и конституционные процессы в современной России. 2002. N 4.
Братановский С.Н., О.В. Костькова Комментарий к федеральному конституционному закону ОТ 28 ИЮНЯ 2004 Г. N 5-ФКЗ "о референдуме Российской Федерации" М.Кодекс 2005
Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Москва: "ЮНИТИ", 2003.
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 21. Ст. 230.
Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень N 35 (749). 11 июня 2004 г.
Конституционное и муниципальное право", 2005, N 2
Лучин В.О., Мазуров А.В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика // Право и политика. 2003. N 9.
Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2003.
Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. 1995. N 10.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Руденко В.Н. Конституционно-правовые проблемы прямой демократии в современном обществе: Дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.
Круглов Р.Б. Референдум как высшая форма непосредственной демократии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
Синцов Г.В. Конституционно-правовой институт референдума Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
Сравнительное конституционное право: Учеб. пособие / Под ред. В.Е. Чиркина. М., 2002. С. 228 (авт. главы - Т.А. Васильева).
Старостина И.А. К вопросу о конституционном референдуме // Конституция как символ эпохи: В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2004.
Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Бюллетень от 2 июня 2004 года. N 31.
Токвиль де А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 88.


Старостина И.А. К вопросу о конституционном референдуме // Конституция как символ эпохи: В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2004. С. 288 - 294
Аванесян А.Р. Референдум как конституционно-правовой институт в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 19.
Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. М., 2002. С. 401 - 404.
Аванесян А.Р. Референдум как конституционно-правовой институт в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 19.
Руденко В.Н. Конституционно-правовые проблемы прямой демократии в современном обществе: Дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 186 - 190
Старостина И.А. К вопросу о конституционном референдуме // Конституция как символ эпохи: В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2004. С. 288 – 294
Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2003. С.223
СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3641.
Лучин В.О., Мазуров А.В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика // Право и политика. 2003. N 9. С. 43 - 54
Старостина И.А. Всенародные обсуждения: правовые возможности и практика // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. N 1. С. 40
Закон СССР от 27 декабря 1990 г. "О всенародном голосовании (референдуме) СССР" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. N 1. Ст. 10. С. 37 - 45.
Об итогах референдума СССР, состоявшегося 17 марта 1991 года // Известия. 1991. 27 марта
Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. 1995. N 10.С.45-47
Конституционное и муниципальное право", 2005, N 2/
Конституция РФ
СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3921; 2002. N 39. Ст. 3641
СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.
СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2002. N 52 (часть I). Ст. 5132.
СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804; 2002. N 50. Ст. 4926.
Парламентская газета. 2003. 15 января. N 7.
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Бюллетень от 2 июня 2004 года. N 31. С. 29.
Там же. С.26
Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Москва: "ЮНИТИ", 2003. С. 225
Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"
Журнал о выборах. 2004. N 10. С. 6 - 7.

Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"
Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2003.
Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"
Братановский С.Н., О.В. Костькова Комментарий к федеральному конституционному закону ОТ 28 ИЮНЯ 2004 Г. N 5-ФКЗ "о референдуме Российской Федерации" М.Кодекс 2005 С.154



. Братановский С.Н, О.В. Костькова Комментарий к федеральному конституционному закону ОТ 28 ИЮНЯ 2004 Г. N 5-ФКЗ "о референдуме Российской Федерации" М.Кодекс 2005 С.184
Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 162.












2


Нормативные правовые акты
1.Конституция РФ
2.Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 27.09.2002 N 119-ФЗ, 23.06.2003 N 83-ФЗ, 04.07.2003 N 97-ФЗ, N 102-ФЗ, 11.12.2004 N 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; N 39. Ст. 3642; 2003. N 26. Ст. 2572; N 27 (ч. 2). Ст. 2711; N 27 (ч. 2). Ст. 2716;
3.О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ с изм. и доп., внесенными Федеральным конституционным законом от 27.09.2002 N 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. N 42. Ст. 3921; 2002. N 39. Ст. 3641.
4.О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.
5.По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 года "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации": Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 N 10-П с особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.Г. Ярославцева // Собрание законодательства РФ. 2003. N 25. Ст. 2564.
6.Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности п. 6 ст. 4, подп. "а" п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3002.
Специальная литература и публикации
1.Аванесян А.Р. Референдум как конституционно-правовой институт в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.
2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001.
3.Басова П.С. Внесены поправки в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" // Совет Федерации и конституционные процессы в современной России. 2002. N 4.
4.Братановский С.Н., О.В. Костькова Комментарий к федеральному конституционному закону ОТ 28 ИЮНЯ 2004 Г. N 5-ФКЗ "о референдуме Российской Федерации" М.Кодекс 2005
5.Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Москва: "ЮНИТИ", 2003.
6.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
7.Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 21. Ст. 230.
8.Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень N 35 (749). 11 июня 2004 г.
9.Конституционное и муниципальное право", 2005, N 2
10.Лучин В.О., Мазуров А.В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика // Право и политика. 2003. N 9.
11.Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
12.Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2003.
13.Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. 1995. N 10.
14.Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
15.Руденко В.Н. Конституционно-правовые проблемы прямой демократии в современном обществе: Дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.
16.Круглов Р.Б. Референдум как высшая форма непосредственной демократии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
17.Синцов Г.В. Конституционно-правовой институт референдума Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
18.Сравнительное конституционное право: Учеб. пособие / Под ред. В.Е. Чиркина. М., 2002. С. 228 (авт. главы - Т.А. Васильева).
19.Старостина И.А. К вопросу о конституционном референдуме // Конституция как символ эпохи: В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2004.
20.Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Бюллетень от 2 июня 2004 года. N 31.
21.Токвиль де А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 88.


Вопрос-ответ:

Что такое референдум?

Референдум - это форма прямого голосования, при котором избиратели принимают решение по вопросу, поставленному на голосование.

Какие виды референдумов существуют?

Существуют различные виды референдумов, такие как конституционный референдум, законодательный референдум, инициативный референдум и т. д. Каждый вид имеет свои особенности и применяется в соответствии с конкретной ситуацией.

Какое значение имеет референдум?

Референдум играет важную роль в демократическом процессе, поскольку он позволяет избирателям непосредственно участвовать в принятии решений по важным вопросам общественной жизни. Это способствует развитию гражданского общества и сокращению вертикальной власти.

Какое законодательство регулирует проведение референдума в РФ?

Проведение референдума в РФ регулируется Законом Российской Федерации "О референдуме". Этот закон определяет порядок подготовки и проведения референдума, а также права и обязанности участников данного процесса.

Что происходит с решением комиссии референдума, противоречащим закону?

Решение комиссии референдума, противоречащее закону или принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. Это необходимо для обеспечения соблюдения законности и защиты прав участников референдума.

Что такое референдум?

Референдум - это форма прямого голосования населения по определенному вопросу государственного или общественного значения. На основе результатов референдума принимается решение.

Какие виды референдумов существуют в России?

В России существуют три вида референдумов: общенациональный референдум, региональный референдум и местный референдум. Общенациональный референдум проводится по вопросам, касающимся изменения Конституции Российской Федерации или ратификации и денонсации международных договоров. Региональный референдум проводится на территории субъекта Российской Федерации по вопросам его внутреннего устройства. Местный референдум проводится на территории муниципального образования по вопросам его внутреннего устройства.

Какое значение имеет референдум?

Референдум является важным институтом прямой демократии, позволяющим гражданам выражать свою волю по ключевым вопросам власти и общественной жизни. Результаты референдума служат основой для принятия политических и правовых решений.

Какова роль вышестоящей комиссии референдума?

Вышестоящая комиссия референдума имеет право принимать решения, которые обязательны для нижестоящих комиссий референдума. Она также может отменить решение нижестоящей комиссии, если оно противоречит закону или было принято с превышением установленной компетенции.

Как проводится референдум в России?

Проведение референдума в России регулируется законодательством. Для проведения референдума необходимо создание специальной комиссии, которая ответственна за подготовку и проведение референдума. Граждане имеют право голосовать на референдуме, а результаты голосования определяют, какое решение будет принято.

Что такое референдум?

Референдум - это форма включения граждан в принятие политических решений, при которой население голосует по определенному вопросу. Это механизм прямого участия граждан в принятии важных решений о государственной политике.

Какие бывают виды референдума?

Виды референдума могут быть разные в зависимости от того, какие вопросы ставятся перед гражданами. Чаще всего встречаются консультативный референдум, при котором гражданам предлагается высказать свое мнение по определенному вопросу, и обязательный референдум, когда граждане обязаны принять участие в голосовании и их решение имеет юридическую силу.