выбор организационных форм инновационной деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Инновационный менеджмент
  • 2929 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 09.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Инновации и инновационный процесс
1.1.Инновации: понятие, виды.
1.2.Функции инновации
1.3.Инновационный процесс.
1.4.Жизненный цикл инновации.
Глава 2. Выбор организационных форм инновационной деятельности.
2.1. Формирование инновационных подразделений
2.2. Формы малого инновационного предпринимательства.
2.3. Межфирменная кооперация в инновационных процессах
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2

Фрагмент для ознакомления

Конец 80-х и 90-е годы характеризуются быстрым ростом кооперации в виде межфирменных соглашений о НИОКР, нацеленных на решение долгосрочных инновационно-коммерческих задач глобального интернационального распространения новых технологий. Организационной формой этого процесса стали научно-технические альянсы.
Научно-технические альянсы подразделяют на научно-исследовательские, создаваемые для реализации определенного научного проекта, и научно-производственные, создаваемые для разработки и производства новой продукции.
Если в таком сотрудничестве участвуют партнеры из разных стран, то альянсы становятся международными. Создавая технологию вне жестких национальных границ, альянсы снижают влияние и число страховых факторов, рисков, ограниченности ресурсов, жесткости государственного регулирования.
Различают горизонтальные (фирмы одной отрасли) и вертикальные (фирмы разных отраслей) научно-технические альянсы.
Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов получают по соглашению свою долю интеллектуальной собственности.
В спектре организационных форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов либо специально назначенным координационным комитетом.
Один из парадоксов альянсов состоит в расширении сотрудничества корпораций одновременно с ужесточением их конкуренции между собой.
Наиболее крупные альянсы оказывают глобальное влияние на технический уровень ключевой отрасли. Так, в 1992 г. известные корпорации IBM, Siemens и Toshiba создали альянс для разработки суперчипа компьютерной памяти, вложив 1 млрд. долл.
Альянсы появились и в России. Например, в 1995г. компании Hewlett-Packard, Oracle, LVS и Cognitive Technologies объявили о начале реализации совместного проекта «Электронный архив» по созданию систем управления электронными документами.
Интернационализация инновационных проектов представляет собой положительную тенденцию, так как в результате выигрывают все участники.
Потенциальный выигрыш определяется новыми возможностями для инноваций, быстрым и широким распространением передовых технологий, более рациональным размещением ресурсов, созданием благоприятного инвестиционного климата.
II. Консорциумы
Консорциум представляет собой добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта. Консорциум предполагает разделение ответственности между компаниями-учредителями, равные права партнеров и централизованное управление. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.
Исследовательские консорциумы функционируют в двух формах: координационного центра (секретариата) и межфирменного научно-исследовательского центра.
В консорциуме образуется секретариат, который представляет собой организацию, координирующую выполнение совместных НИОКР компаниями, университетами и лабораториями. Секретариат изыскивает и распределяет средства для выполнения НИР в лабораториях участников консорциума, координирует и контролирует выполнение этих работ в соответствии с планом. Отличительной чертой секретариата является то, что он не имеет собственной научно-исследовательской базы. НИОКР выполняются на основе контракта между исполнителями и секретариатом.
Консорциумы, созданные по типу межфирменного научно-исследовательского центра (МНИЦ), имеют собственную научно-исследовательскую базу. В центрах работают либо постоянные сотрудники, либо ученые, командируемые участниками консорциума.
В рамках консорциума для их участников стало возможным:
выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за значительных затрат и риска;
распределение расходов на выполнение НИОКР между фирмами-участниками;
объединение фирмами-участниками дефицитных трудовых и материальных ресурсов для выполнения НИОКР.
III. Совместные предприятия (СП)
Международное совместное предприятие может быть определено как институт межфирменного сотрудничества в разработке, производстве или маркетинге продукта, которое пересекает национальные границы, не основано на краткосрочных рыночных трансакциях и предполагает вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами.
Мотивы создания совместных предприятий могут быть различны:
Получение передовой технологии производства.
Получение права на использование товарного знака.
Стимулирование экспорта.
Получение сырья и оборудования.
Восполнение недостатка финансовых средств.
Получение опыта в управлении и т.д.
Выделяют четыре типа технологически ориентированных СП:
сотрудничество между фирмами только в исследованиях;
обмен испытанными технологиями в рамках единой продуктовой линии или через многие продукты. Эти СП особенно известны в мировой микроэлектронной промышленности и роботостроении благодаря распространенной здесь практике перекрестного лицензирования;
совместная разработка одного или более продуктов (в коммерческом самолето- и моторостроении, телекоммуникационной, микроэлектронной и биотехнологической индустрий);
сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла изделий. Имеются в виду ситуации, когда одна фирма разрабатывает новый продукт или процедуру маркетинга, а производство и адаптацию к зарубежному рынку осуществляет другая фирма.
По данным статистики, 55% соглашений о кооперации - это соглашения о создании СП. Сотрудничество между фирмами разных стран имеет ряд форм: отдельная корпорация, в которой владение акциями распределено между партнерами; партнерство между делящими риск субподрядчиками и первичными подрядчиками или приобретение одной фирмой пакета акций другой фирмы; субподрядные отношения, распространяющиеся на разработку продукта и его производство; партнерство в маркетинге продуктов, произведенных преимущественно одной фирмой.



Заключение

Многообразие внутрифирменных и межфирменных организационных форм инновационной деятельности на государственном, региональном, отраслевом и муниципальном уровнях является одной из важных особенностей инновационного рынка на современном этапе НТП в общественном производстве. У крупных и мелких организаций инновационная активность различается в зависимости от их миссии и стратегических целей. Это обусловливает множественность организационных форм инновационной деятельности, начиная от фирм-инкубаторов и заканчивая созданием различных консорциумов, связанных с интернациональным разделением труда.
В условиях переходного периода развития российской экономики и становления рыночных отношений подавляющее большинство предприятий, включая отраслевые и академические научно-исследовательские институты,  столкнулись с целым рядом проблем рыночной востребованности результатов их деятельности. Это не дает возможности предприятиям в полной мере реализовать их потенциал и, тем самым, приводит к смещению приоритетов от вопросов планомерного развития в сторону задач выживания. В этой ситуации научно-исследовательские институты пытаются выйти на рынок в том или ином виде, самостоятельно осуществляя инновационную деятельность через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры. К сожалению, инновационная деятельность часто не является самоцелью, она в свою очередь является частью главной задачи – создание новых уникальных потребительских свойств продукции или услуг.
Основной причиной неудачного решения задач в области инноваций в нашей стране, на наш взгляд, можно обозначить слабую ориентированность научных разработок на конкретного потребителя. По причине отсутствия квалифицированных инновационных менеджеров продвижением высокотехнологичной продукции занимаются не специалисты, владеющие современными технологиями управления бизнесом, а бывшие инженеры, ученые, не имеющие достаточного опыта управления и практически никакого маркетингового опыта. В итоге оказывается повышенное внимание технической и технологической стороне продукции, а не потенциальному потребителю товара и его предпочтениям.
Также большой проблемой для российской инновационной деятельности является отсутствие у участников инновационного процесса элементарных знаний  (о принципах и правилах) и опыта  организации проекта. Многие специалисты готовы ответить на вопрос о том, что должно получиться в результате реализации инновационного проекта. Значительно сложнее получить ответ на вопрос, - как этого добиться? Задача управления становится важнейшей. Инновации - это не только использование новых высоких технологий, но и новых управленческих технологий. Инновационное развитие необходимо точно также проектировать, как и любую систему.
Наконец, низкая эффективность организационных структур, предназначенных для осуществления инновационной деятельности, приводит к невозможности реализовать практический любой инновационный проект. Классическая линейно-функциональная структура, характерная практически для всех российских предприятий, ориентирована на выполнение определенной функции. Основная задача руководителя заключается в оптимизации деятельности подразделения. Успех определяется достижением функциональных промежуточных результатов, условия и ситуации изменяются в ограниченных пределах.
Правильный выбор организационной формы и выбранный тип структуры  позволит  обеспечить гибкость в использовании ресурсов и соответствие  требованиям рынка, а соответственно и успех инновационной деятельности.
Список использованных источников

Постановление Правительства РФ 24.07.1998 № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы».
Васильев Ю П. Развитие инновационной деятельности в США или как удвоить ВВП. – М.: «Бизнес-книга», 2005. – 406 с.
Васильева Л. Н., Муравьева Е. А. Методы управления инновационной деятельностью. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2005. – 320 с.
Глущенко А. П. Риски инновационной деятельности в условиях глобализации. – М.: Изд-во «Крылья», 2006. – 230 с.
Инновационный менеджмент: Учебник. Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.:ЮНИТИ, 1999. – 281 с.
Электронный журнал «Инновации» http://mag.innov.ru/.
Яковлев А. Е., Малютин А. С., Плеханов А. В., Дельман О. А. Экономика и организация инновационной деятельности. Учебное пособие. Серия: Инновации и инвестиции. – М.: Изд-во «Палеотип», 2004. – 268 с.







Приложение 1




Структура инновационного процесса
Приложение 2

Факторы, влияющие на инновационный процесс

Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций Социально-психологические, культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе. Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.











29

Список использованных источников

1.Постановление Правительства РФ 24.07.1998 № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы».
2.Васильев Ю П. Развитие инновационной деятельности в США или как удвоить ВВП. – М.: «Бизнес-книга», 2005. – 406 с.
3.Васильева Л. Н., Муравьева Е. А. Методы управления инновационной деятельностью. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2005. – 320 с.
4.Глущенко А. П. Риски инновационной деятельности в условиях глобализации. – М.: Изд-во «Крылья», 2006. – 230 с.
5.Инновационный менеджмент: Учебник. Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.:ЮНИТИ, 1999. – 281 с.
6.Электронный журнал «Инновации» http://mag.innov.ru/.
7.Яковлев А. Е., Малютин А. С., Плеханов А. В., Дельман О. А. Экономика и организация инновационной деятельности. Учебное пособие. Серия: Инновации и инвестиции. – М.: Изд-во «Палеотип», 2004. – 268 с.


Содержание и организационные формы управления инновационной деятельностью

Содержание и организационные формы управления инновационной деятельностью

Сущность и содержание управления инновационной деятельностью

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В литературе есть множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и др.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман. Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпстер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация-это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация-это общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести дополнительные доходы. И. Шумпстер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике инноваций - новый момент динамизации экономического развития [5, c. 6-7].

Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Экономический механизм воздействует как на процесс создания, реализации и продвижения инноваций, так и в экономических отношениях, которые возникают между производителями, продавцами и покупателями инноваций. Местом возникновения этих отношений является рынок.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью специальных методов и специальных стратегий управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями - инновационный менеджмент.