Зона ближайшего развития и её место в психологической готовности к школе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 1515 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 20.12.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие зоны ближайшего развития
2. Понятие психологической готовности к обучению в школе
3. Зона ближайшего развития и ее место в психологической готовности к обучению в школе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

За основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. Но вместе с тем в работах Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина и других представителей школы Л.С.Выготского показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л.С.Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия — "один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии", "обучение... может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах" [4, с. 55].
Обучение различным школьным предметам не начинается в тот момент, когда соответствующие функции оказываются уже зрелыми. Наоборот, незрелость функций к началу обучения — "общий и основной закон, к которому единодушно приводят исследования во всех областях школьного преподавания".
Раскрывая механизм, лежащий в основе обучения, Л.С.Выготский выдвигает положение о "зоне ближайшего развития", которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.
Опираясь на исследования по подражанию, Л.С.Выготский пишет, что "подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей", а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей, "Зона ближайшего развития" гораздо существеннее определяет возможности ребенка, чем уровень его актуального развития. Два ребенка, имеющие одинаковый уровень актуального развития, но разную "зону ближайшего развития", будут различаться в динамике умственного развития в ходе обучения. Различие "зон ближайшего развития" при одинаковом уровне актуального развития может быть связано с индивидуальными психофизиологическими различиями детей, а также наследственными факторами, определяющими скорость протекания процессов развития под влиянием обучения [4, с. 55-56].
Таким образом, "зона" у одних детей будет "шире и глубже", чем у других, и соответственно одного и того же более высокого уровня актуального развития они достигнут в разное время с разной скоростью. То, что сегодня является для ребенка "зоной ближайшего развития", завтра станет уровнем его актуального развития. В связи с этим Л.С.Выготский указывал на недостаточность определения уровня актуального развития детей с целью выяснения степени их развития. Он подчеркивал, что состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, необходимо учитывать и созревающие функции, не только актуальный уровень, но и "зону ближайшего развития", причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения. Обучать, по Л.С.Выготскому, можно и нужно только тому, что лежит в "зоне ближайшего развития", Именно это ребенок способен воспринять и именно это будет оказывать на его психику развивающее воздействие [4, с. 57].
Итак, еще раз отметим, что обучение, соответствующее "зоне ближайшего развития", все равно опирается на некоторый уровень актуального развития, который для нового этапа обучения будет являться низшим порогом обучения, а затем уже можно определить высший порог обучения, или "зону ближайшего развития". В пределах между этими порогами обучение будет плодотворным.
Заключение
В заключение отметим, что тема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи и другие исследователи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.
Проблема психологической готовности к обучению в школе тесно связано с таким понятием как зона ближайшего развития, что мы подтвердили в результате нашей работы.
Итак, мы выполнили цель нашей работы - выявили роль зоны ближайшего развития в психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Объектом работы выступала зона ближайшего развития.
Предметом работы являлась роль зоны ближайшего развития в психологической готовности к обучению в школе.
Также, мы решили все выдвинутые задачи:
Раскрыли определение зоны ближайшего развития.
Остановились на определении психологической готовности к обучению в школе.
Проанализировали роль зоны ближайшего развития в психологической готовности к обучению в школе.
Список литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 202 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопр. психол. – 1979. – №2, №4.
Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969. – 89 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. – 234 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960. – 276 с.











14

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 202 с.
2.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопр. психол. – 1979. – №2, №4.
3.Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969. – 89 с.
4.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
5.Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. – 234 с.
6.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960. – 276 с.

Вопрос-ответ:

Что такое зона ближайшего развития?

Зона ближайшего развития - это понятие в психологии, введенное Левом Выготским. Это диапазон между текущим уровнем развития ребенка и его потенциальным развитием под руководством более опытного человека. В зоне ближайшего развития ребенок может справляться с задачами исключительно под поддержкой взрослого или опытного партнера.

Что такое психологическая готовность к обучению в школе?

Психологическая готовность к обучению в школе - это готовность ребенка к учебной деятельности, которая определяется его психическим состоянием и возможностью справляться с учебными задачами. Это комплексное понятие, включающее когнитивные, социальные и эмоциональные аспекты развития ребенка.

Какую роль играет зона ближайшего развития в психологической готовности к обучению в школе?

Зона ближайшего развития имеет важную роль в психологической готовности к обучению в школе. Она позволяет определить уровень развития ребенка и его потенциал, который может быть реализован при поддержке более опытных партнеров. Зона ближайшего развития помогает учителям и родителям понять, какую поддержку нужно оказывать ребенку, чтобы он достигал своего потенциала в учебной деятельности.

Какие аспекты развития включает психологическая готовность к обучению в школе?

Психологическая готовность к обучению в школе включает различные аспекты развития ребенка. К ним относятся когнитивные навыки, такие как внимание, память, мышление, речь; социальные навыки, такие как способность к общению с партнерами, умение работать в группе; и эмоциональное состояние, такое как саморегуляция эмоций, умение справляться с различными эмоциональными состояниями.

Что такое понятие "зона ближайшего развития"?

Понятие "зона ближайшего развития" в психологии означает диапазон задач, которые ребенок способен решать при содействии взрослого или опытного товарища, но еще не может решать самостоятельно. Это понятие было введено Левом Выготским и является одним из основных в теории развития человека.

Что такое психологическая готовность к обучению в школе?

Психологическая готовность к обучению в школе - это комплекс психологических характеристик ребенка, которые являются базисом для успешной адаптации и учебной деятельности в школьной среде. Она включает в себя такие аспекты, как развитие когнитивных способностей, эмоционально-волевое саморегулирование, социальная компетентность и мотивация к обучению.

Какое место занимает зона ближайшего развития в психологической готовности к обучению в школе?

Зона ближайшего развития играет важную роль в психологической готовности к обучению в школе. Она позволяет определить те задачи, которые ребенок способен решать при поддержке более опытного взрослого или товарища, и создает основу для его самостоятельного развития. Зона ближайшего развития помогает ребенку преодолеть преграды и достичь новых уровней компетенции, необходимых для успешного обучения.

Какие основные аспекты входят в психологическую готовность к обучению в школе?

В психологическую готовность к обучению в школе входят различные аспекты. К ним относятся развитие интеллекта и когнитивных функций, эмоциональное и волевое саморегулирование, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, мотивация к обучению и установка на успех. Все эти аспекты взаимосвязаны и оказывают влияние на успешность школьной адаптации и обучения.

Что такое зона ближайшего развития?

Зона ближайшего развития - это концепция, предложенная Левом Выготским, которая описывает разрыв между текущим уровнем развития ребенка и его потенциальными возможностями. Внутри этой зоны находятся задания и задачи, которые ребенок не может решить самостоятельно, но может выполнить с помощью учителя или более опытного товарища. Зона ближайшего развития является ключевым понятием в теории Вогоцкого и играет важную роль в психологическом развитии ребенка.

Что означает понятие психологической готовности к школе?

Психологическая готовность к школе - это психологическое состояние ребенка, которое определяет его готовность к успешному обучению в школе. Она включает в себя различные психологические аспекты, такие как когнитивные навыки, эмоциональная стабильность, социальные навыки и саморегуляция. Психологическая готовность к школе является важным фактором, который может влиять на успех ребенка в обучении и его адаптацию в школьной среде.

Какую роль играет зона ближайшего развития в психологической готовности к школе?

Зона ближайшего развития является важным компонентом психологической готовности к школе. Она позволяет определить потенциальные возможности ребенка и помочь ему в его развитии. Через задачи и задания, которые находятся внутри зоны ближайшего развития, ребенок может расширить свои знания и навыки, развивать когнитивные функции и развивать свои способности. Таким образом, зона ближайшего развития помогает ребенку стать более готовым к школьному обучению и успешно адаптироваться в школьной среде.