Стратегическое управление и возможности его использования при переходе к рынку

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория управления
  • 1515 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 27.02.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Стратегическое управление и возможности его использования при переходе к рынку

Содержание
Введение
1Сущность стратегического управления
2Стратегические составляющие
3Стратегическое управление при переходе к рынку
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В административной и плановой экономике действовала стратегия выживания, рыночная экономика нацелена на реализацию стратегии экономического роста. В постсоциалистических странах перед государством как макроэкономическим субъектом стоит грандиозная по своим масштабам и значимости проблема коренного преобразования унаследованной структуры народного хозяйства во всех ее аспектах: секториальном, региональном, отраслевом. Успешное решение такой проблемы предполагает разработку теоретически обоснованной стратегической программы социально-экономического развития общества и политики по ее реализации, способной направлять инвестиционную деятельность всех экономических субъектов на формирование равновесной макроэкономической структуры в соответствии с современным технико-технологическим уровнем, политики, имеющей четко выраженную социальную направленность. В первую очередь это касается стратегически значимых отраслей. Для России в переходный период это были МПС (которое было преобразовано в ОАО «Российские железные дороги», РАО «ЕЭС России» и Газпром. Сегодня уже виден результат от их стратегических преобразований.
Стратегическое управление на микроуровне связано со становлением предприятий в сфере малого, среднего и крупного бизнеса по мере завершения раздела и передела объектов государственной собственности. Переход к рыночной экономике связан с отказом от централизованной системы управления со стороны государства и созданием конкурентной рыночной среды в отраслях экономики. Это привело к прекращению реальной поддержки предприятий со стороны государства (госзаказ, ресурсы, кредиты, покупка продукции, инвестиции), а, следовательно, к снижению совокупного спроса и инвестиций. В результате предприятие вынуждено само строить план своего стратегического развития. Это привело к реструктуризации производства на основе внедрения современных инновационных технологий, запуска новых продуктов, имеющих рыночный спрос, диверсификации производства и пр. Кроме того, характерен переход к рыночному ценообразованию на основе баланса спроса и предложения. Любое предприятие стремиться к постоянному снижению затрат на производство. В рыночных условиях влияние внешних факторов постоянно меняется и, только используя методы стратегического менеджмента, возможно развитие и процветание предприятия на рынке.
Переход к рыночным отношениям неразрывно связан с необходимостью появления конкуренции во всех отраслях экономики. Одна из стратегических мер по развитию конкуренции - продолжение работ по предотвращению монополизации экономики в целом и совершенствование конкурентной среды на отдельных товарных рынках. Во внешнеэкономической деятельности важной стратегической мерой по развитию конкуренции является переход от ограничительной политики к поощрительной. Все это делается для того, чтобы устранять необоснованные ограничения конкуренции при движении не только товаров, но и инвестиций.
Следовательно, можно сделать вывод, что переход к рыночной экономике возможен только с использованием методов стратегического менеджмента.
Заключение
В данной работе был рассмотрен вопрос, связанный со стратегическим управлением и возможности его использования при переходе к рыночной экономике.
В рыночных условиях действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде. Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления. Целью стратегического менеджмента является достижение долговременного конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации.
Россия только вступает в рыночную экономику и стратегический менеджмент в нашей стране еще только набирает свои обороты. Но в литературе описаны примеры применения стратегий зарубежными компаниями, которые позволяют нашим руководителям делать выводы и применять их в практике своих компаний.
В данном реферате рассмотрены вопросы, связанные с основами стратегического менеджмента, рассмотрены его этапы: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль ее выполнения. В реферате сделан вывод, что рыночная экономика не возможна без стратегического управления, как на микро-, так и на макро-уровне.
Список использованной литературы
Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2003. - 528 с:
Долгоруков A.M. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратагем, воплощение. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2004. - 367 с.
Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
Красникова Е.В. Экономика переходного периода. - М.: Омега-Л, 2005. - 296 с.
Фаэй Л., Роберт Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 608 с.
Шульга В. А. Национальная экономика: Учебник. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.

Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2003, с. 183
Фаэй Л., Роберт Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина Паблишер, 2002, с.25
Фаэй Л., Роберт Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина Паблишер, 2002., с. 178
Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002, с. 20
Фаэй Л., Роберт Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина Паблишер, 2002., с. 405
Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2003, с.186
Долгоруков A.M. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратагем, воплощение. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2004, с.144
Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2003, с. 187
Фаэй Л., Роберт Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина Паблишер, 2002. с. 387
Фаэй Л., Роберт Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина Паблишер, 2002. с. 407
Красникова Е.В. Экономика переходного периода. - М.: Омега-Л, 2005, с.227














2

Список использованной литературы
1.Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2003. - 528 с:
2.Долгоруков A.M. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратагем, воплощение. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2004. - 367 с.
3.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
4.Красникова Е.В. Экономика переходного периода. - М.: Омега-Л, 2005. - 296 с.
5.Фаэй Л., Роберт Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 608 с.
6.Шульга В. А. Национальная экономика: Учебник. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность стратегического управления?

Сущность стратегического управления заключается в определении целей и стратегий, направленных на достижение этих целей, а также в осуществлении мониторинга и контроля за выполнением стратегических задач.

Какие составляющие включает в себя стратегическое управление?

Стратегическое управление включает в себя определение миссии и целей организации, анализ внешней и внутренней среды, разработку стратегических альтернатив, выбор оптимальной стратегии и её реализацию, а также мониторинг и контроль за выполнением стратегических задач.

Каким образом стратегическое управление может быть использовано при переходе к рынку?

При переходе к рынку стратегическое управление может быть использовано для определения новых целей и стратегий организации, анализа конкурентной среды, разработки маркетинговых стратегий, выбора оптимального направления развития и контроля за выполнением стратегий.

Какие стратегические задачи стоят перед государством в постсоциалистических странах?

В постсоциалистических странах перед государством стоят стратегические задачи по созданию благоприятного инвестиционного климата, развитию рыночной экономики, стимулированию экономического роста, привлечению иностранных инвестиций, развитию конкурентного сектора и содействию расселению населения.

Какие преимущества дает использование стратегического управления при переходе к рынку?

Использование стратегического управления при переходе к рынку позволяет организации определить свои цели и стратегии, принять обоснованные решения, учесть конкурентные условия и потребности клиентов, эффективно использовать ресурсы, а также контролировать и корректировать выполнение стратегических задач.

Что такое стратегическое управление?

Стратегическое управление - это процесс разработки и реализации долгосрочных планов и стратегий, направленных на достижение поставленных целей и обеспечение успешности организации.

Какие основные составляющие стратегического управления?

Основными составляющими стратегического управления являются: анализ внешней и внутренней среды, определение миссии и целей организации, разработка стратегии и ее реализация, контроль и корректировка стратегии.

Какое стратегическое управление применяется при переходе к рынку?

При переходе к рынку применяется стратегическое управление, направленное на приспособление организации к новым условиям рыночной экономики, создание конкурентных преимуществ и достижение успеха на рынке.

Каковы особенности стратегического управления в постсоциалистических странах?

В постсоциалистических странах стратегическое управление стало активно применяться после перехода к рыночной экономике. Государство как макроэкономический субъект отдает приоритет реализации стратегии экономического роста и развития сектора предпринимательства.