Вам нужна курсовая работа?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Понятия "гражданское общество" и "политическое государство" у Гоббса

  • 20 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 06.02.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Т. ГОББСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Для Гоббса очевидно, что власть должна быть единой. Второстепенным является сосредоточение этого единства в короле или парламенте. Важно лишь то, чтобы существовал орган, обладающий физической властью, которая могла бы реализовать верховенство государства. Согласно Гоббсу, демократия и разделение властей являются разрушением единства (сосредоточения власти в одном органе), которое делает возможным государство.
Гоббс считал, что правитель не должен вмешиваться в право индивидов свободно покупать, продавать и заключать друг с другом соглашения. Правитель не может приказать индивиду убить себя или причинить себе вред (это противоречило бы сущности индивида - самосохранению).
Но в догосударственном состоянии люди не только эгоистичны, но и достаточно разумны, чтобы заключить между собой общественный договор. Следствием такого договора становится государство в качестве силы, препятствующей взаимной вражде людей. Характеризуя взгляды Гоббса, Гегель особо оговаривает тот факт, что до него было принято связывать происхождение государства с действиями высших духовных сил. И как раз Гоббс впервые за долгое время по-иному подходит к этому вопросу, связывая происхождение государства с естественными потребностями и действиями человека.
"Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромного множества людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты" ("Левиафан", глава XVII). Суверен в подобных условиях - "носитель этого лица", который "обладает верховной властью".
Гоббс объясняет его безграничную власть не столько законом, сколько силой. Общественный договор, пишет он, дает мир «только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю». И лучше всего, считает Гоббс, когда воля граждан концентрируется в руках одного лица. Так, к примеру, государь стоит над законом, ибо творит его сам. Его автократия, что переводится с греческого именно как «самовластие», проистекает из возможности силой преодолевать раздоры и распри частных лиц. Еще раз повторим, что Гоббс не отвергает правовых законов, но считает их орудием, в руках правителя.
Верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называется сувереном. Власть суверена в системе Гоббса - неограниченна. Он имеет право цензуры над всяким выражением общественного мнения. Полагают, что его главный интерес заключается в сохранении внутреннего мира и что поэтому он не использует право цензуры, чтобы замалчивать правду, так как доктрина, противоречащая миру, не может быть истиной (безусловно прагматистский взгляд! ). Законы собственности должны быть полностью подчинены суверену, так как в естественном состоянии нет собственности и поэтому собственность создана правительством, которое может контролировать свое творение как ему угодно.
Как пишет Б.Рассел допускается, что суверен может быть деспотичным, но даже худший деспотизм лучше, чем анархия. Кроме того, интересы суверена во многих отношениях совпадают с интересами его подданных. Он богаче, если богаче они, он в большей безопасности, если они послушны законам, и так далее. Восстание неправильно и потому, что оно обычно неудачно, и потому, что, если оно удачно, оно дает плохой пример и учит восставать других. Аристотелевское различие между тиранией и монархией отвергается, "тирания", согласно Гоббсу, это просто монархия, которую употребляющий это слово не любит.
Монарх, по мнению Гоббса, — душа государственной власти, благодаря чему она обретает волевое начало. При этом монарх не связан какими-либо обязательствами по отношению к своим подданным, которые должны подчиняться ему абсолютно и беспрекословно. Ведь люди сами пошли на отчуждение личной свободы в пользу государства в ходе общественного договора. И отказались они от права выбора взамен на безопасность и порядок.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для развитых стран XIX —XX вв. становление гражданского общества стало признанной общественной целью. Во второй половине XX в. движение к гражданскому обществу стало составной частью бурного экономического и научно-технического развития, а также новых представлений — в частности, кейнсианских и посткейнсианских антикризисных теорий полной занятости населения, создания и распределения социальных и индивидуальных благ и т.д. Следствием стало развитие идей модернизации, концепции роста, развития, многих прогностических концепций постиндустриального, информационного, технотронного и т.д. развивающегося общества, а также теории глобальных процессов.
Философия государства Т.Гобса охватывает "предметы и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей" . Сами по себе естественные законы недостаточны для выхода из такого состояния: нужна власть, которая служила бы гарантом соблюдения соглашений между людьми, применяя силу для сохранения или восстановления справедливости. Власть возлагается на одного правителя или ассамблею ("собрание людей"). Власть создается путем общественного договора (точнее, множества договоров) между людьми, которые взаимно отказываются от своих естественных прав (свобод), передавая их правителю, не участвующему в таком договоре подданных (чтобы избежать неурядиц и споров в управлении ими), а значит, продолжающего распоряжаться всей полнотой естественных прав, от которых отказались подвластные при заключении договора. В силу этого источник легитимности власти - только факт общественного договора, следовательно, такая власть абсолютна (едина, неделима, распространяется на всех, включая даже Церковь), ибо появляется там и тогда, где и когда заключен договор. Власть предполагает наличие государства (Commonwealth) как "множества людей, объединенных в одном лице", создание которого венчает переход от естественного к гражданскому состоянию. Государство устанавливается или путем "приобретения" (верховная власть завоевана силой), или "установления" (в результате добровольного соглашения людей из страха друг перед другом). Гоббс предложил классификацию государств: монархия (суверен – один человек, причем это наилучший вид, поскольку обеспечивает бoльшую преемственность и компетентность власти, уменьшает опасность гражданской войны, так как монарх не может не прийти к согласию с самим собой и т.д.); демократия ("народоправство", т.е. власть в руках всех, кто хочет ее представлять); аристократия ("верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан"). Вне зависимости от способа установления и вида государства оно должно выполнять функции охраны мира и обеспечения блага народа как высшего государственного закона. Основная черта политической организации – суверенитет как власть, имеющая абсолютный и принудительный характер. Можно утверждать, что концепция власти и государства Гоббса явилась одной из первых современных концепций государства, к которой обращаются по сей день.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гоббс Томас. Левиафан .М. 2004
Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье "История философии" М. 2003
Гусев, Рябов, Манекин. История философии. М.2004
Макиавелли Н. Государь. М..1997г
Рассел Б. - История западной философии. М. 2003
Соколов В. В. "От философии античности к философии нового времени". М. 2004
Философия и история философии. Актуальные проблемы". М. 2003
Хрестоматия по античной философии. М.. 1998г.
ЯковлевА И. "Хрестоматия по западной философии XVII—XVIII веков. Учебное пособие. М. 2002

Гусев, Рябов, Манекин История философии . М.2004



Гусев, Рябов, Манекин История философии М.2004

Хрестоматия по античной философии. М.. 1998г.
Макиавелли Н. Государь. М..1997г
Гоббс Томас. Левиафан .М. 2004
. И. Яковлевой "Хрестоматия по западной философии XVII—XVIII веков. Учебное пособие"
Гоббс Томас. Левиафан .М. 2004
Гоббс Томас. Левиафан .М. 2004
Б. Рассел - История западной философии. М. 2002
Гоббс Томас. Левиафан .М. 2004
Гоббс Томас. Левиафан .М. 2004
Гоббс Томас. Левиафан .М. 2004
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб., 1994.
Гоббс Томас. Левиафан .М. 2004
Гоббс Томас. Левиафан .М. 2004
Б. Рассел - История западной философии. М. 2003
Б. Рассел - История западной философии. М. 2003












17

1.Гоббс Томас. Левиафан .М. 2004
2.Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье "История философии" М. 2003
3.Гусев, Рябов, Манекин. История философии. М.2004
4.Макиавелли Н. Государь. М..1997г
5.Рассел Б. - История западной философии. М. 2003
6.Соколов В. В. "От философии античности к философии нового времени". М. 2004
7.Философия и история философии. Актуальные проблемы". М. 2003
8.Хрестоматия по античной философии. М.. 1998г.
9.ЯковлевА И. "Хрестоматия по западной философии XVII—XVIII веков. Учебное пособие. М. 2002

Гражданское общество и политическое государство

Гражданское общество и политическое государство

Коновалов В.

В наиболее развитой форме проблематика взаимосвязи человека и общества, гражданского общества и государства, экономики и политики были разработаны в немецкой философии первой трети XIX в лице гегеля (1770-1831), К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895).

Политические проблемы были поставлены и решены Гегелем на протяжении всей своей плодотворной деятельности, теоретического. Ему принадлежит одно из крупнейших произведений в истории политической и социальной мысли - "Философия права" (1820). Второй раздел заключительной части этой книги посвящен анализу гражданского общества, третий - государство.

Анализ гражданского общества начинается с установления двух основных принципах жизнедеятельности:

1). "конкретная личность служит для себя целью специальной", или, другими словами, человек руководствуется только частные "специальных интересов;

2). при необходимости устанавливаются отношения, особенно людей с другими специальными лицами, которые полностью опосредствованы "формой всеобщности" (46, 227-228). Форматов общения, в котором каждый зависит от каждого и в то же время в обществе и наоборот.

Для гегеля гражданское общество-это момент государства, как то, что "удален" в государстве. Государство на первом месте, он развивается гражданское общество. Последнее создано лишь в современном мире. В этот вывод Гегель

права: дифференцированное общество, выделение автономных сфер жизни общества, человека и гражданина является результатом современных ему буржуазных революций, которые открыли Новый момент в истории человечества.

Гражданское общество, согласно Гегелю, содержит в себе три следующих момента: 1) систему потребностей; 2) правосудие;

3) полиция и корпорации. Под "системой потребностей" относится к экономической структуре общества.

Гражданское общество характеризуется независимым существованием собственности, торговли, промышленности и так далее Является косвенным трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности. Иными словами, гражданское общество определяется в первую очередь экономической, структуры хозяина. В то же время, экономика движется по законам внутреннего, разрешая возникающие противоречия, выявить свои "помехи". Экономических процессов порождает определения всеобщей, какой-то необходимости. Открытие этого дела - задача экономика, политика, наука, которая "ищет законы", действующие в массе случайностей.

Узнать стоимость работы