"Зубатовщина" Философские аспекты полицейского социализма.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 2929 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 25.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
«Зубатовщина». Философские аспекты полицейского социализма

Оглавление
Введение
Глава I. Российская полиция в действии
§1. Деятельность С. В. Зубатова
§2. Полицейские идеи
Глава II. «Зубатовщина»
§1. Предпосылки создания теории полицейского социализма
§2. «Зубатовщина» в действии
§3. Крах системы
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Причем рабочие, как «слабая» сторона, особенно нуждаются в покровительстве государства.
«Задача Охранного отделения и полиции, считал Зубатов, не столько в наказании виновных за беспорядки, сколько в проведении профилактической работы, предупреждающей критическое накопление социального напряжения. Эта работа состояла в создании профессионального рабочего движения, преследующего экономические, а не политические цели. У государства, таким образом, появится достаточный контроль над организованными рабочими, и оно сможет использовать свои силы для мирного разрешения конфликтов рабочих и предпринимателей.
Зубатов считал, что даже во время забастовок полиция должна вмешиваться только в случае «уголовщины» или «политики»; «цивилизованную» борьбу рабочих за улучшение своего быта он признавал нормальной».
Идея Зубатова поначалу получила поддержку московских властей (вплоть до губернатора) и с 1901 года стала проводиться в жизнь.
Рабочие нуждались в культурном общении и досуге, отчасти – в образовании. Московская охранка помогала им организовываться вокруг касс и обществ взаимопомощи, проводить собрания (в том числе в бесплатно предоставленном им здании Исторического музея), где они могли гласно обсуждать свои нужды и проблемы, слушать просветительские лекции.
Идеологи «полицейского социализма» развивали на собраниях свою «социалистическую» утопию. Они говорили, что рабочим не нужна конституция, которая только посадит на их головы новых нахлебников, фабрикантов и интеллигентов.
Рабочим нужен «царь, который за нас», царь, который «введет восьмичасовой рабочий день, повысит заработную плату, даст всякие льготы», а потом и фабрики передаст рабочим…
К 1901 году в Москве образовались первые «зубатовские» рабочие союзы. Позднее такие союзы возникли также в Санкт-Петербурге, Одессе, Минске и других городах.
В октябре 1901 года Зубатов пошел еще дальше: в Москве собрался городской «Совет рабочих механического производства». В него вошли 17 депутатов от более мелких рабочих союзов. «Обладая советом, – отмечал Зубатов, – мы располагаем фокусом ото всей рабочей массы и можем вертеть всею громадою».
Идеи Зубатова начали воплощаться в жизнь уже в 1902 году. 19 февраля в торжественном шествии и возложении венка к памятнику Александру II участвовало около 50 тысяч организованных Зубатовым рабочих. Вскоре состоялась забастовка на московском заводе Гужона, причем Зубатов и поддерживающий его московский полицмейстер Трепов выступили на стороне рабочих.
От Москвы ростки «полицейского социализма» пошли по всей стране. Наиболее показательной судьба этого движения оказалась в Петербурге, где с 1903 года лидером и проповедником идеи зубатовского социализма стал священник Георгий Гапон.
Гапон обладал удивительным талантом проповедника и со всей искренностью стремился к улучшению жизни рабочих – в рамках существующих законов. Организованная им «чайная-читальня» на Васильевском острове явилась зародышем «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», устав которого утвердило в 1904 году Министерство внутренних дел.
В ноябре 1903 года в «Собрании» насчитывалось только 30 человек, но уже летом 1904 года – более 800, в сентябре – 1200, а к 1905 году – 9000! Для сравнения – вся РСДРП в Петербурге в то время включала не более 500–600 человек.
К 1905 году идеи мирного «полицейского социализма» имели весьма широкое хождение, однако они базировались на утопическом представлении о том, что царь – главный социалист и враг отечественных капиталистов – эксплуататоров.
§3. Крах системы
Массовые забастовки в июле 1903 года охватили Черноморское побережье и Кавказ, став преддверием всеобщей октябрьской стачки 1905 года. Зубатов настаивал на умеренной политике по отношению к смутьянам, тем более, что его эксперимент с рабочими хорошо прижился в Одессе. Тем не менее, в середине июля всеобщая стачка в этом городе была жестоко подавлена по приказу Плеве.
Хотя В. К. Плеве высоко ценил С. Зубатова, тот считал, что министр излишне полагается на чисто полицейские меры. По мнению Зубатова, было необходимо дать выход накопившемуся в обществе напряжению, иначе это могло привести к катастрофе. Поэтому он стал искать поддержку против Плеве.
В июле 1903 года Зубатов явился к министру финансов Сергею Витте. «Я его принял, – вспоминал Витте. – Он мне начал подробно рассказывать о состоянии России… Он докладывал, что в сущности вся Россия бурлит, что удержать революцию полицейскими мерами невозможно, что политика Плеве заключается в том, чтобы вгонять болезнь внутрь, и что это ни к чему не приведет, кроме самого дурного исхода. Он прибавил, что Плеве убъют и что он его уже несколько раз спасал».
Об этом разговоре вскоре стало известно самому Плеве. Возможно, фразу об убийстве министр воспринял с особенной тревогой, как намек на возможность его физического устранения. Это незамедлительно привело к краху полицейской карьеры Зубатова. 19 августа его отстранили от должности. Затем обвинили в «политической деятельности с использованием аппарата полиции». За это вчерашнего всесильного полицейского руководителя отправили в ссылку во Владимир – под гласный надзор полиции…
«В любом случае, охранная служба лишилась своего самого талантливого руководителя. К несчастью, на осуществление его реформ оставалось слишком мало времени, и в ноябре 1904 года помощник Зубатова Е. Медников сокрушался, что вся система распадается на глазах».
Вскоре, после того как в июле 1904 года Плеве действительно погиб от рук эсеров, с Зубатова сняли обвинения. Но на службу он уже не вернулся.
Примирительная политика преемника Плеве П. Д. Святополк-Мирского привела к тому, что оппозиционные настроения, которые крепли под гнетом правительственных репрессий, обернулись лихорадкой общественного неповиновения. Она обострилась в связи с русско-японской войной, которая складывалась для России крайне неудачно.
Расстрел рабочей демонстрации 9 января 1905 года привел Зубатова в отчаяние. Тот мост, который он столько лет старался навести между государем и рабочими, в один день оказался разрушен почти до основания.
«Кровавое воскресение спровоцировало массовые народные волнения, и в течение года оппозиционные движения выросли в могущественную оппозицию антиправительственных сил – сельских и городских, образованных и неграмотных, лево-либеральных и революционных.
Атаки террористов постоянно угрожали лицам, занимавшим руководящие государственные посты, и с февраля 1905 по май 1906 года 1075 из них были ранены или убиты. Охранная полиция была не в состоянии предупредить стихийные неорганизованные взрывы массового народного недовольства. Режиму угрожала бы меньшая опасность, если бы аппарат обычной полиции оставался прочным. А он таковым не был: к концу лета при А. Г. Булыгине все министерство внутренних дел находилось «в полном развале»».
В 1908 году Сергей Васильевич в письме к историку Владимиру Бурцеву так передавал свои чувства: «Я – монархист самобытный, на свой салтык и потому глубоко верующий. Ныне идея чистой монархии переживает глубокий кризис. Понятно, эта драма отзывается на всем моем существе; я переживаю ее с внутренней дрожью. Я защищал горячо эту идею на практике. Я готов иссохнуть по ней, сгнить вместе с нею…».
3 марта 1917 года, получив известие о падении монархии, Зубатов покончил с собой, застрелившись из револьвера. Помимо всего прочего, Февральская революция означала для него верный арест. Самоубийство избавило его от подобной участи…
Заключение
Итак, ярый сторонник и защитник российского самодержавия, видевший в неограниченной монархии идеал политического строя, Зубатов искал пути и средства сохранения этого строя перед лицом надвигающейся опасности. Он понимал, что в условиях массового революционного движения репрессивные меры не достигнут цели. Поэтому Зубатов приступил к выработке новой тактики борьбы, которая вылилась в своеобразную систему русского полицейского социализма.
Попытки Зубатова использовать формы идейного воздействия на рабочее движение, революционную среду успеха не имели. Слишком явным было несоответствие между «теорией» Зубатова и практикой полицейского аппарата царизма. Рабочие поняли это очень скоро и не поддались на удочку зубатовского «полицейского социализма». Царское правительство не простило это Зубатову, поэтому он был отправлен в отставку.
«Зубатовщина», просуществовавшая очень короткое время, только ненадолго остановила наростающую силу недовольства народа, что, в конечном счете, привело к свержению монархии и расстрелу семьи последнего российского императора Николая II.
Временное правительство в марте 1917 года упразднило охранные отделения, Департамент полиции и Корпус жандармов (с переводом офицеров и рядовых жандармов в регулярную армию), а также сняло с постов всех губернаторов и вице-губернаторов.
18 марта было создано отделение контрразведки, но против внутренних угроз государственной безопасности новый режим остался почти беззащитным.
Это произошло потому, что новые руководители России предполагали, что падение монархии приведет к новому виду политики без внутренних угроз государственной безопасности. В действительности же демонтаж аппарата имперской полиции, отвратительный настолько же, насколько могли представляться многим образованным людям ее структуры, стал приглашением политических заговорщиков к атаке.
Имперская охранная полиция не могла предупредить Февральской революции, поскольку в основе последней лежало массовое недовольство; в меру интеллектуальная охранная полиция почти наверняка могла бы спасти Временное правительство от октябрьского большевистского переворота, которому недоставало того массового участия, которое свергло царскую династию.
Список использованной литературы
№ 1. Гайда Ф. А. Либеральная оппозиция на путях к власти – М.: Рос. полит. Энциклопедия РОССПЭН, 2003. – 432 с.
№ 2. Гейфман А. Революционный террор в России 1894–1917 / Пер. с англ. Е. Дорман. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – 448 с. – (Экспресс).
№ 3. Горожанин А. В. Государство и полиция / Под ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Фонд Университет, 2001. – 304 с. – (Полицеистика: прошлое, настоящее, будущее).
№ 4. Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника / Вступ. статья Н. П. Соколова и А. Д. Степанского; публ. и коммент. Н. П. Соколова. – М.: Новое литературное обозрение, 2000. – 810 с. – (Россия в мемуарах).
№ 5. История России с 1801 по 1917 год: Курс лекций / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005. – 414 с.: ил.
№ 6. Министерство внутренних дел: страницы истории (1802–2002) / Под общ. ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Фонд Университет, 2001. – 608 с. – (МВД России – 200 лет).
№ 7. Могильнер М. На путях к открытому обществу: кризис радикального сознания в России (1907–1914 гг.). – М.: Изд-во Магистр, 1997. – 56 с.
№ 8. Мулукаев Р. С., Малыгин А. Я., Епифанов А. Е. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. доктора юридических наук Р. С. Мулукаева. – М. NOTA BENE, 2005. – 336 с.
№ 9. Охранка: Воспоминания руководителей охранных отделений. Т. 1. / Вступ. ст., подготовка текста и коммент. З. И. Перегудовой. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 512 с.: ил.
№ 10. Охранка: Воспоминания руководителей охранных отделений. Т. 2. / Вступ. ст., подготовка текста и коммент. З. И. Перегудовой. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 600 с.: ил.
№ 11. Полиция Российской империи / В. Пиотровский, Д. Кудрявцев, Р. Очкур. – М.: АСТ, СПб.: Астрель – СПб, 2005. – 270 с.
Мулукаев Р. С. и др. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. – М.: NOTA BENE, 2005. – С. 93.
Гайда Ф. А. Либеральная оппозиция на путях к власти. – М.: Рос. полит. Энциклопедия РОССПЭН, 2003. – С. 135.
Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника. – М.: Новое литературное обозрение, 2000. – С. 137–138.
Мулукаев Р. С. и др. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов. – М.: NOTA BENE, 2005. – С. 94.
Там же. С. 95.
Там же. С. 95.
Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника. – М.: Новое литературное обозрение, 2000. – С. 139.
История России с 1801 по 1917 год. Курс лекций / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005. – С. 319.
Министерство внутренних дел: страницы истории (1802–2002 гг.) / Под общей ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Фонд Университет, 2001. – С. 178.
Там же. С. 179.









1


2

Список использованной литературы
№ 1. Гайда Ф. А. Либеральная оппозиция на путях к власти – М.: Рос. полит. Энциклопедия РОССПЭН, 2003. – 432 с.
№ 2. Гейфман А. Революционный террор в России 1894–1917 / Пер. с англ. Е. Дорман. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – 448 с. – (Экспресс).
№ 3. Горожанин А. В. Государство и полиция / Под ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Фонд Университет, 2001. – 304 с. – (Полицеистика: прошлое, настоящее, будущее).
№ 4. Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника / Вступ. статья Н. П. Соколова и А. Д. Степанского; публ. и коммент. Н. П. Соколова. – М.: Новое литературное обозрение, 2000. – 810 с. – (Россия в мемуарах).
№ 5. История России с 1801 по 1917 год: Курс лекций / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005. – 414 с.: ил.
№ 6. Министерство внутренних дел: страницы истории (1802–2002) / Под общ. ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Фонд Университет, 2001. – 608 с. – (МВД России – 200 лет).
№ 7. Могильнер М. На путях к открытому обществу: кризис радикального сознания в России (1907–1914 гг.). – М.: Изд-во Магистр, 1997. – 56 с.
№ 8. Мулукаев Р. С., Малыгин А. Я., Епифанов А. Е. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. доктора юридических наук Р. С. Мулукаева. – М. NOTA BENE, 2005. – 336 с.
№ 9. Охранка: Воспоминания руководителей охранных отделений. Т. 1. / Вступ. ст., подготовка текста и коммент. З. И. Перегудовой. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 512 с.: ил.
№ 10. Охранка: Воспоминания руководителей охранных отделений. Т. 2. / Вступ. ст., подготовка текста и коммент. З. И. Перегудовой. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 600 с.: ил.
№ 11. Полиция Российской империи / В. Пиотровский, Д. Кудрявцев, Р. Очкур. – М.: АСТ, СПб.: Астрель – СПб, 2005. – 270 с.

Вопрос-ответ:

Кто был С. В. Зубатов?

С. В. Зубатов был российским профессиональным революционером, организатором и лидером профсоюзного движения. Он основал Охранное Отделение, известное как «Зубатовщина», которое пропагандировало идеи полицейского социализма.

Какие идеи пропагандировал Зубатов?

Зубатов пропагандировал идеи полицейского социализма, согласно которому рабочие нуждаются в покровительстве государства. Он считал, что задача полиции и Охранного Отделения - обеспечить социальную защиту и контроль над рабочим классом.

Какие были предпосылки создания теории полицейского социализма?

Предпосылками создания теории полицейского социализма были недовольство рабочего класса, нарастание социальных протестов и необходимость укрепления контроля государства над рабочими. Зубатов видел в полицейском социализме способ предотвратить революционные потрясения и смягчить противоречия между классами.

Каковы основные принципы «Зубатовщины»?

Основными принципами "Зубатовщины" были: контроль и покровительство государства над рабочим классом, создание организованной и контролируемой профсоюзной системы, манипуляция массами через мягкие методы социального контроля.

Как завершилась «Зубатовщина»?

«Зубатовщина» завершилась крахом системы в результате революционных событий 1905 года. Массовые стачки и протесты рабочих показали неэффективность полицейского социализма и стали поворотным моментом в Российской революции.

Что такое "Зубатовщина"?

"Зубатовщина" - это термин, который относится к полицейскому социализму и философским аспектам этого явления.

Кто был С. В. Зубатов и какая была его роль в "Зубатовщине"?

С. В. Зубатов был российским профсоюзным деятелем и основателем полицейского социализма. Он играл важную роль в разработке и популяризации идей этого движения.

Какие идеи пропагандировались в полицейском социализме?

В полицейском социализме пропагандировались идеи о необходимости защиты и покровительства государством, особенно по отношению к рабочим.

Какие предпосылки способствовали созданию теории полицейского социализма?

Перед созданием теории полицейского социализма существовали определенные предпосылки, включая противоречия и социальные неравенства, которые требовали вмешательства государства.

Какова роль Охранного отделения и полиции, по мнению Зубатова?

Зубатов считал, что роль Охранного отделения и полиции состоит не только в поддержании общественного порядка, но и в защите слабых сторон, в том числе рабочих.