Культура театра в Китае и Японии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История культуры
  • 3131 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 17.08.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение …………………………………………………………….3

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА В ЯПОНИИ (история развития, основные жанры и театры) ……………………….6
БУГАКУ ………………………………………………………………………….8
НОО и КЕГЭН …………………………………………………………………10
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ………………………………………………………..12
ЁСЭ………………………………………………………………………………14
КАБУКИ…………………………………………………………………………17

КУЛЬТУРА ТЕАТРА В КИТАЕ (история развития, основные жанры и театры) ………………………………………………….22
«СЕВЕРНАЯ» И «ЮЖНАЯ» ДРАМАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ …………..23
КИТАЙСКАЯ ДРАМА И ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА ………………………….25

Заключение ………………………………………………………..29

Литература ………………………………………………………...31

Фрагмент для ознакомления

В это представление входили различные жанры театрального искусства: танец, музыка, а также акробатика, фокусы и т.д. То есть на раннем этапе китайский театр нес только развлекательные функции и о драматургических постановках говорить не приходиться. Однако необходимо заметить, что в эпоху Хань появляются сценические трюки: напускание на сцену тумана и снега.
В период правления династий Тан и Сун театральные представления становятся неотъемлемой частью городской культуры. В это время появляются и получают свое дальнейшее развитие несколько относительно самостоятельных видов театрального представления. Это в первую очередь такие виды как: песенно-танцевальные, песенно-игровые, сценки с диалогами, синтетические представления, включавшие в себя музицирование, танец, сценическую игру и диалог, а также кукольный театр.
Особой популярностью пользовались комические сценки, разыгрывавшиеся между двумя актерами. В импровизированном диалоге, обычно на политическую тему высмеивались столичные сановники. Сценка часто заканчивалась шутливой потасовкой между актерами.
К этому периоду развития китайского театра относится появление первых протодраматических произведений – целостных пьес с единой фабулой и набором амплуа. Это так называемые «арии». «Ария» состояла из трех частей. В первой части основным был музыкальный элемент, во второй – сценическое действие, которое состояло из множества различных по тематике эпизодов. В третьей части выступали танцоры.
В эпоху монгольского владычества (Юань) возникает классическая китайская драматургия. У ее истоков, как и в других странах, фарс и другие ранние драматические формы; выступления в театре считались недостойными занятиями. Ведущими жанрами в драматургии были комедия и драма, хотя известно и несколько трагедий. Монологи и диалоги писались прозой, тексты песен (арий) - стихами. Такому развитию театрального искусства в этот период способствовало несколько факторов. С одной стороны, будучи простонародным, по своему происхождению видом искусства, театр как нельзя лучше соответствовал художественным вкусам и уровню образованности монгольской знати. С другой стороны, в силу своей способности к иносказанию театральное искусство оказалось одной из немногих возможностей для китайской интеллигенции выразить свое презрительное отношение к монгольским завоевателям. Не случайно то, что основная масса драматических произведений периода правления династии Юань посвящена историческим событиям.
«СЕВЕРНАЯ» И «ЮЖНАЯ» ДРАМАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
В эпоху Юань происходит становление двух драматических традиций, появление которых обусловлено географическими причинами. В районе столицы (г. Пекин) сложилась «северная драма» - цзацзюй. На юге страны появилась самостоятельная театральная традиция «южная драма» - нан цюй.
«Северная драма» носит следы чужеземного влияния, в особенности театрально-музыкального искусства Индии и Персии. В «северной драме» вокальные партии исполняли только главные действующие лица, в то время как в «южной драме» петь могли все персонажи. «Северная драма» обязательно состояла из пролога и четырех актов, в то время как «южная драма» не имела никаких ограничений в своей структуре. Несмотря на такие различия оба драматических направления представляли собой зрелую театральную форму с соединением прежде относительно самостоятельных музыкально-танцевальных элементов и разрозненных сценок в единое сценическое действие с единой драматургической линией.
«Южная драма» как стиль национального театрального искусства просуществовала недолго и еще в эпоху правления династии Юань пришла в упадок. Ее сценическое богатство частично было утрачено, а частично воспринято «северной драмой», которая считается ведущим представителем всего китайского традиционного театрального искусства. Постепенно термин «северная драма» был заменен на – «юаньская классическая драма».
В период Минской династии драматургия обогатилась новым жанром, так называемой местной провинциальной, или «южной» пьесой (нан цюй), отличавшейся простотой изложения и доступностью языка. К такого рода драматическим произведениям относятся «Лютня», «Лунная беседка», «Сказание о белом зайце» - пьесы XIV века, часто исполняемые и в настоящее время.
Расцвет жанра «южной» оперы продолжался и в первые годы Цинской эпохи, когда шумную известность получили «Веер с персиковыми цветами» («Таохуа шань») и «Дворец вечной жизни» («Чаньшэнь дянь»).
Чрезвычайно широкое распространение приобрел театр «Куньцуй» («Куньшанские мелодии»), развившийся из «южной» пьесы. Местные театры провинций Шаньси, Аньхой, Хубэй часто приезжали на гастроли в Пекин. Слияние разных театральных жанров привело к образованию театра цзинцюй (пекинская или столичная опера). Пьесы пекинской и местных опер, исполнявшиеся в народе, были обычно полноценными драматическими произведениями.
Во времена Цинской династии содержание пьес, исполняемых при дворе, независимо от их жанра, могло неожиданно касаться недозволенных тем, поэтому к постановке допускались лишь произведения вроде таких, как «Фыншэнь» («О причислении к сонму божеств»), «Записки о путешествии на Запад», и пьесы, никак не связанные с общественной жизнью того времени. Поощрялись также такие произведения как «Шигуаньань» («Дело Шигуна»), направленные на уничтожение национального сознания.
Многие драматурги являлись в то же время исполнителями ролей героев своих пьес. Хотя профессия актера считалась унизительной, театральное искусство приобрело широкую популярность благодаря существованию многочисленных домашних театров.
С конца XVIII в. наблюдается некоторая демократизация в области театрального искусства. Салонные пьесы постепенно уступают место пьесам, основанным на народной музыкальной драме, культивируемой в провинции Аньхой. К середине XIX в. такие пьесы получают наименование «столичной драмы» и становятся основным видом китайского национального театра.
КИТАЙСКАЯ ДРАМА И ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА
Китайская драма генетически связана со всеми жанрами национальной литературы Китая: поэзией и прозой. Четырехактная композиция китайской драмы не только по количеству, но и, по сути, совпадает с композиционным членением традиционных в китайской поэзии четверостиший и восьмистиший (зачин – подхват – поворот - завершение). В театре эта схема выглядит следующим образом: первый акт – экспозиция, намечающая отношения между персонажами и дающая толчок развитию событий. Второй акт – усложнение действия и введение в происходящее других персонажей, новых лиц. Третий акт – предельный накал событий. Четвертый акт – разрешение всех проблем и недоразумений, наказание виновных и оправдание тех, кто прав, встреча разлученных и т.д. Очень часто третий акт драмы отделен от второго по сценарию на несколько лет или десятков лет. Что сближает схему драмы с правилами построения восьмистиший, которые состоят из двух четверостиший. Интересно отметить, что иногда такое построение композиции представления противоречит логике произведения, так как уже в третьем акте конфликт может быть разрешен, а на долю четвертого акта остается лишь формальное доведение всех дел до конца.
Интересен язык китайской драмы. Все монологи, диалоги воспроизводят современную речь независимо от образа говорящего, исторической или общественной принадлежности. Комические сцены отличаются нарочито приземленным, грубоватым языком вплоть до ругательств и непристойностей.
Одной из особенностей театрального искусства китайских актеров является игра с воображаемым предметом. Для этого актер должен обладать условными приемами выразительности и знать основные стилизованные жесты и движения, установленные канонами театрального искусства. В гриме и костюме актеров широко используются символика цвета и орнамента. Актер может играть только те роли, которые входят в его амплуа. Амплуа актеров в китайском театре – это твердо устоявшаяся система, которая помимо основных амплуа разделяется множеством «подамплуа». Так, например: амплуа героя (шэн) делится на подамплуа – вэньшэн (гражданские) и ушэн (военные). Подамплуа вэньшэн в зависимости от возраста героя делится на пожилых (лаошэн) и молодых (сяошэн). В то же время характерные мужские роли – цзин, разделяются на уцзин (военные) и вэньцзин (гражданские персонажи). То же самое и с амплуа героинь – дань. Пожилая героиня – лаодань, девочка – сяодань. Военная героиня – удань или даомадань. Кроме того амплуа героини может отражать и цвета костюма: женщина в синих одеждах – циньи, а характерная героиня – хуадань в пестром наряде.
Китайская драма – это синтез музыки, пения, танца и собственно игрового элемента. Этот синтез считается одной из главных специфических черт всего китайского театрального искусства.
Пекинская опера – это не только тот театр, который существует в понимании европейца. Как уже говорилось выше китайский театр – это синтез многих жанров театрального искусства. В пьесах пекинской оперы драматургия тесно связана не только с танцами и песнями, но и с элементами акробатики и циркового искусства. Это делает китайский театр не похожим ни на один известный театр мира. Основными особенностями китайского театра являются свобода и расслабление. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, артисту необходимо знать основы национального актерского мастерства – «четыре приема и четыре умения». «Четыре умения» - это пение, декламирование, перевоплощение и жестикуляция. «Четыре приема» - это игра руками, игра глазами, игра телом и шаги.
Большое значение в китайском театре пекинской оперы имеет звук и песня. Звук должен строиться в четком соответствии с представлениями о едином и противоположном – «Инь и Ян». Пение должно увлекать не только своим содержанием, но и вызывать определенные чувства у слушателя. В пении очень большую роль играет мастерство актера управлять своим дыханием, уметь его менять во время пения, использовать передышку и исполнять песню, используя тайное дыхание – этим набором средств должен обладать любой актер Пекинской оперы.
На сцене Пекинской оперы нет декораций и чтобы воссоздать пейзаж и окружение происходящего в спектакле актерами используются танец совместно с пением. Одновременно танцем и песней актер может передать все, что твориться вокруг него в данном эпизоде пьесы – снег, дождь, вечер, день и т.д.
Отдельно исполняемый танец уже относится к жанру акробатики. В Пекинской опере есть персонажи, которых, по мнению китайцев невозможно представить без акробатического искусства. Это относится к амплуа военных и воительниц.
Искусством жестикуляции в равной мере должен обладать каждый актер пекинской оперы. По мнению китайцев, игра руками является очень важным элементом театрального представления. Она включает в себя форму рук, их положение и жесты. Все это в равной степени относится и к игре глазами, туловищем и шагам.

Заключение
Изучив и рассмотрев основные этапы развития театрального искусства в Японии и Китае можно сделать следующие выводы.
Зарождение театрального искусства рассматриваемых стран своими корнями уходит в религию и носит культово-обрядный характер. Такая тенденция было характерна для большинства государств Центральной Азии и Дальнего Востока в силу специфичности их мировоззрения и мироощущения. По сути дела японский и китайский театр можно назвать двумя диаметрально противоположными моделями, которые показывают, как может развиваться искусство, основывающееся на всем многообразии жанров театра. Пойдет ли театральное искусство по пути развития каждого жанра в отдельности или же наоборот будет стремиться к соединению всех способов театрального выражения в один. В Японии получила распространение первая модель развития театрального искусства, когда наблюдается невероятно большое жанровое разнообразие. В Китае же наоборот все жанры были собраны воедино. Образом китайской модели в японском театральном искусстве может быть театр кабуки. В данном случае, вероятно, мы сталкиваемся с тем, что предпосылкой для возникновения подобного жанра становятся социально-общественные причины. Ведь все основные театры Японии возникли при поддержке и благодаря поддержке правящего класса. В то время как китайский театр и театр кабуки – это театр созданный народом и для народа.
Уникальное сохранение живой театральной традиции в Японии связано с завидной устойчивостью ее театральных систем, основанной на стойкости эстетических традиций исполнителей и навыков художественного восприятия публики. Историко-культурное развитие жанров театрального представления привело к возникновению множества видов театров, использующих одни и те же жанры, но в неповторимом сочетании.
В Китае наоборот стремление к универсализации, объединению различных видов представления привело к тому, что китайский театр стал синтезом всех известных жанров театрального искусства и от этого театр Китая является единственным в мире уникальным искусством, характерным, только для китайской культуры.
Литература

1. Васильев В.А., Китайский театр// Восточный театр. Л., 1929. с. 156-183.
2. Всемирная история в 24 томах. Минск: Современный литератор, 1999. Т.7-8; Т. 12; Т. 17.
3. Гайда И.В., Китайский традиционный театр сицюй. М.: Искусство, 1971. – 274 с.
4. Гришелева Л.Д., Театр современной Японии. М.: Искусство, 1977. – 237 с.
5. Гундзи М., Японский театр кабуки. М.: Восточная литература, 1969. – 165 с.
6. Конрад Н.И., Театр «но»// О театре. Л., 1926. с. 35-47.;
7. Конрад Н.И., Театр Кабуки. Л.-М.: Наука, 1928. – 209 с.;
8. Конрад Н.И., Японский театр// Восточный театр. Л., 1929. с. 207-223.
9. Меньшиков Л.Н. Реформа китайской классической драмы. М.: Наука, 1959. – 189 с.

1.Васильев В.А., Китайский театр// Восточный театр. Л., 1929. с. 156-183.
2.Всемирная история в 24 томах. Минск: Современный литератор, 1999. Т.7-8; Т. 12; Т. 17.
3.Гайда И.В., Китайский традиционный театр сицюй. М.: Искусство, 1971. – 274 с.
4.Гришелева Л.Д., Театр современной Японии. М.: Искусство, 1977. – 237 с.
5.Гундзи М., Японский театр кабуки. М.: Восточная литература, 1969. – 165 с.
6.Конрад Н.И., Театр «но»// О театре. Л., 1926. с. 35-47.;
7.Конрад Н.И., Театр Кабуки. Л.-М.: Наука, 1928. – 209 с.;
8.Конрад Н.И., Японский театр// Восточный театр. Л., 1929. с. 207-223.
9.Меньшиков Л.Н. Реформа китайской классической драмы. М.: Наука, 1959. – 189 с.

Вопрос-ответ:

Какая роль театра в китайской и японской культуре?

Театр имеет огромное значение в китайской и японской культуре. Он позволяет сохранять и передавать традиции, является важной формой развлечения и способом общения с публикой. Театральные представления помогают людям понимать историю и культуру своей страны, а также развивать актерское мастерство и творческие способности.

Какие основные жанры театра существуют в Японии?

В Японии существует несколько основных жанров театра. Одним из них является бугаку, который представляет собой синтез музыки, пения, танца и актерской игры. Также популярным японским жанром является ноо, в котором актеры исполняют ритуальные и мистические пьесы. Важными жанрами являются кукольный театр, ёсэ и кабуки.

Чем отличается ноо от кабуки в японском театре?

Ноо и кабуки - это два разных жанра японского театра. Ноо - это традиционный жанр, который возник в XIV веке и исполняется актерами в масках, олицетворяющих различные персонажи. В ноо преобладает спокойная и медитативная атмосфера. Кабуки же - это более яркий и динамичный жанр, в котором актеры используют яркие костюмы, грим и активные движения. Кабуки часто включает элементы комедии и экшена.

Какая роль театра в китайской культуре?

Театр играет важную роль в китайской культуре. Он служил средством передачи и сохранения традиций и истории страны. Китайский театр имеет долгую и богатую историю, и развивался в разных регионах Китая с формированием собственных театральных школ. Важные жанры китайского театра включают "северную" и "южную" драматические школы, которые имеют свои особенности в стилях и методах актерской игры.

Что представляет собой культура театра в Китае и Японии?

Культура театра в Китае и Японии представляет собой богатое наследие, которое имеет тысячелетние традиции и особенности. В обоих странах театр играет важную роль в культурной жизни и является одной из форм искусства, которая передает историю, традиции, ценности и национальный дух.

Какая история развития театра в Японии?

История развития театра в Японии насчитывает более тысячи лет. Она началась с появления популярного жанра но, который был связан с религиозными обрядами и праздниками. Затем появились другие жанры, такие как кабуки, бугаку и ёсэ, каждый из которых имеет свои особенности и стиль выступления. Сегодня в Японии существуют различные театры, где представляются как традиционные, так и современные спектакли.

В чем заключаются основные жанры и театры традиционной японской культуры?

Основные жанры традиционной японской культуры включают в себя кабуки, бугаку, ноо и ёсэ. Кабуки – это яркое и эмоциональное выступление с костюмами, масками и акробатическими элементами. Бугаку – это музыкальное исполнение с использованием инструментов и танцевальных движений. Ноо – это высокоразвитый искусственный жанр, который заключает в себе драматические постановки и поэтические песни. Ёсэ – это жанр комедийного театра, который включает в себя яркие костюмы и комические элементы. В Японии также существуют различные театры, такие как Кабуки-за и Ноо-за, где проходят выступления в разных жанрах.

Какие основные жанры и театры развивались в Китае и Японии?

В Китае основными жанрами театра были пекинская опера, сянься, юэцзю, пенчжу и другие. В Японии наиболее известными театральными жанрами являются кабуки, ноо, кегэн и ёсэ.

Какова история развития театральной культуры в Японии?

Театральная культура в Японии имеет древние корни и развивалась на протяжении многих веков. Один из наиболее значимых периодов развития японского театра - это эпоха Эдо (1603-1868 гг.), когда возникли такие жанры, как кабуки и ноо. В последующие периоды театральная культура Японии продолжала развиваться, привнося в жанры новые элементы и влияния из других культур.

Чем отличается кабуки от ноо?

Кабуки и ноо - два из наиболее известных театральных жанров Японии, но они отличаются по своему характеру и стилю. Кабуки - это яркий, экспрессивный и публичный формат театра, где актеры выступают в костюмах с ярким макияжем и привлекают внимание зрителя визуальными эффектами. Ноо - более традиционный и сдержанный жанр, характеризующийся особым звуком - медленным и утонченным, и глубоким философским содержанием.