Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

  • 26 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 20.03.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблема развития словаря в общей литературе
1.1. Понятие словаря как
1.2. Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием
Глава 2. Особенности развития словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Характеристика дефекта
2.2. Особенности развития словаря у старших дошкольников с ОНР
2.3. Методы диагностики словаря у старших дошкольников с ОНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

)
Для обследования объема активного словаря детям старшего дошкольного возраста предлагается работать с предметными и сюжетными картинками, которые могут быть отобраны из любого набора дидактических пособий.
Упражнение с картинками.
Цель: исследование активного словаря.
Источник: Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 96 с [3].
Ход. Ребенку предлагается выполнить различные задания, предъявленные в игровой форме, типа «Догадайтесь, что художник забыл нарисовать на картинке», «Дополни...», «Исправь...», «Сравни два предмета», «Загадай предмет (составь описание предмета, не называя его)», «Отгадай, какой предмет я задумала (назови предмет по его описанию)» и проч. При этом в обследование включается лексика как часто, так и редко используемая. Например, наряду с называнием предметов окружающей мебели, ребенка можно попросить назвать части стула.
Для детей старше 5,5 лет в обследование вводятся обобщающие понятия. Однако логопед должен достаточно четко и осознанно различать бытовые и научные обобщающие понятия. Кроме этого, для детей различного возраста и условий воспитания важно по-разному рассматривать наличие в активном или пассивном лексиконе ребенка тех понятий, которые формируются в процессе жизни (еда, одежда, игрушки), и тех, которые формируются в процессе обучения (домашние и дикие животные, фрукты, овощи, мебель, транспорт и др.). Так, для обобщения понятий используются следующие методы:
Задание. Классификация понятий.
Цель: исследование обобщений понятий.
Источник: Алексеева М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 160 с. [1]
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, овощей, транспорта, игрушек.
Ход. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать картинки. В каждом задании подсчитывается количество правильных ответов [1, с. 29].
Если у ребенка в активном словарном запасе отсутствуют те или иные лексические единицы, и он не может назвать какой-либо объект, действие или качество предмета правильно, соскальзывает на слова, близкие по звуковому сходству, то это требует дополнительной проверки гипотезы о недоразвитии лексического запаса, поскольку такие соскальзывания могут свидетельствовать не об отсутствии того или иного слова, а о трудностях актуализации словарных единиц во внутреннем лексиконе ребенка [3, с. 29].
Исследование объема словаря проводиться и в отношении пассивного запаса. Лучше проводить исследование состояния пассивного словаря компактно, т. е. отобрать всю лексику, которой ребенок не владеет в продуктивном плане, и выяснить, насколько он понимает эту лексику при восприятии. При этом одно и то же слово предъявляется несколько раз для того, чтобы избежать случайного совпадения слова и объекта. Полезно вернуться к этому заданию через 10-15 минут, чтобы убедиться, запомнил ли ребенок новые для себя слова или нет. Низкий уровень запоминания лексического материала может быть обусловлен низкой языковой обучаемостью [3, с. 30].
Как указывает Л. Н. Ефименкова, при обследовании речи детей I уровня речевого развития выявляется состояние импрессивной и экспрессивной речи (понимание и воспроизведение). При обследовании понимания речи необходимо выявить понимание значения слов и фраз, грамматических связей, контекстной речи. Работа проводится в виде занятий. С целью исследования понимания речи автор предлагает следующие методы:
Упражнение «Семья».
Цель. Обследование понимания слов-предметов.
Источник: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). — М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
Ход. У каждого ребенка по комплекту картинок, изображающих членов семьи. Ребенок должен рассмотреть картинки; показать, где мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь; найти картинки, на которых нарисованы папа и сын; показать, кто большой, кто маленький; найти картинки, на которых нарисованы дочь и мать; показать, кто маленький, кто большой.
Упражнение «Семья».
Цель. Обследование понимания слов-действий (обследование проводится в форме игры в лото).
Источник: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). —М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
Ход. У каждого ребенка большая карточка, на которой изображены четыре предмета в действии, например: а) мальчик бежит, девочка пьет, мама режет, папа одевается; б) девочка прыгает, бабушка сидит, мама стирает, девочка умывается и т. д. По четыре кружка на каждого ребенка. Нужно найти, кто сидит; закрыть картинку кружочком и т. д. Или у логопеда сюжетная картинка, на которой изображена семья в действии: мама сидит, папа стоит, бабушка лежит, дедушка читает, сын играет, дочь шьет. У детей набор предметных картинок, изображающих маму, папу, бабушку, дедушку, сына, дочь. Нужно рассмотреть большую картинку и свою; показать, кто сидит, кто стоит, кто читает, кто шьет, кто играет, кто лежит.
Для анализа словарного запаса М. М. Алексеева и В. И. Яшина предлагают воспользоваться методом установлением коэффициента лексического богатства и лексического разнообразия (Ч.Осгуд).
Источник: Алексеева М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
Ход. Детям предлагается, например, составить рассказ по картине. Коэффициент лексического богатства вычисляется на основе подсчета слов в тексте в единицу времени. Так, в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, а в юнце года — 30 слов. Это означает, что его лексический запас возрастает. Коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребленных слов. Очевидно, что чем ближе полученное число к единице, тем выше коэффициент лексического разнообразия. Используя данную методику, можно установить степень разнообразия и богатства словаря как у одного и того же ребенка в разные периоды, так и у всех детей [1, с. 25].
Логопед при обследовании должен обратить внимание на соотнесение объема словаря существительных, глаголов и прилагательных. А также зафиксировать в протоколе обследования ошибки ребенка в использовании лексических средств. Это необходимо сделать для того, чтобы на следующем — аналитическом — этапе обследования проанализировать характер ошибок [3].
Кроме исследования обвела словарного запаса, рекомендуется провести со старшими дошкольниками ряд тестов для выявления уровня владения семантикой слова. С этой целью выявляется наличие/отсутствие у детей переносного значения слова на ряде примеров, а также возможности подбора антонимов и синонимов к словам различных морфологических категорий [3, с. 31]. Для исследования смысловой стороны речи М. Алексеева предлагает использовать ассоциативный эксперимент [1, с. 28].
Таким образом, диагностика развития словаря дошкольников с ОНР позволит своевременно выявить имеющиеся нарушения и особенности данной категории речевого развития с тем, чтобы сформировать комплекс коррекционных мероприятий, направленных на устранение данных нарушений.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Словарный запас является важным компонентом лексической стороны речи. Для речи дошкольников с общим недоразвитие речи характерно употребление в активной речи простых предложений, грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций, бедный словарный запас. На каждом уровне ОНР словарный запас имеет свои отличия.
У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях.
Словарь дошкольников с ОНР второго уровня более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д.
На третьем уровне дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.
Изучение словаря у детей дошкольного возраста с ОНР позволяет выявить особенности его развития с тем, чтобы своевременно сформировать комплекс коррекционных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА
Алексеева М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М. Педагогика, 1984
Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 96 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М, 1973
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000
Макарова Н. В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
Методика развития речи детей в дошкольном возрасте /Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
Основы специальной психологии. /Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 703 с.
Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с
Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №6.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.













3

ЛИТЕРАТУРА
1.Алексеева М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
2.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М. Педагогика, 1984
3.Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 96 с.
4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
5.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М, 1973
6.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
7.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
8.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
9.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000
10.Макарова Н. В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
11.Методика развития речи детей в дошкольном возрасте /Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с
12.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
13.Основы специальной психологии. /Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
14.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 703 с.
15.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003
16.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с
17.Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №6.
18.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989
19.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000
20.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.


Опубликовано

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования лексики у дошкольников совместно с недоразвитием речи

1.1 Формирование лексики у детей с нормальным речевого развития

1.2 Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи

1.3 Роль игры в логопедической работе с детьми, совместно с недоразвитием речи

Глава 2. Исследование лексики у детей дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи

2.1 Организация, содержание, задачи и методы эксперимента

2.2 Анализ и оценка результатов исследования словаря у дошкольников совместно с недоразвитием речи

Глава 3. Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников совместно с недоразвитием речи

Вывод

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей дошкольного образования является подготовка детей к поступлению и обучению в школе. Для поступления в школу, ребенок должен иметь высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Эти уровни взаимосвязаны, несформированность один из них ограничивает формирование друг друга. Развитие словаря как основы речи способствует развитию и формированию познавательной деятельности, овладению характеристика умений и навыков.

У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речеязыковой системы, таким образом, отмечается и недостаточное развитие словаря как основы речи. Таким образом, для правильного построения коррекционной работы и успешной подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи актуальным является выявление особенностей словаря у этих детей и выбор эффективных методов обучения с учетом этих особенностей.

Наиболее эффективный метод обучения, по мнению многих авторов, является игра, так как игра является основной деятельностью ребенка, но и позволяет максимально сосредоточить внимание детей и повышает их мотивацию к обучению.

Использование игр в логопедической работе с детьми, совместно с недоразвитием речи имеет особое значение: дошкольники с ОНР, как правило, малоактивны на занятиях, необщительны, не показывает, речевой деятельности, а также участие в игре, побуждает их к общению, позволяет воспользоваться функцией средства в интересные ситуации для детей.

Эффективность использования игровых приемов в работе по формированию словаря обусловлено тем, что игры способствуют активизации словарного запаса, закрепление новых слов в свой словарный запас ребенка, способствовать усвоению общих и виды понятий, обобщения значения слов.

Узнать стоимость работы