Проблема доступа журналистов к информации в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Средства массовой информации
  • 2727 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.06.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Вступление
Глава 1. Информация в России
Глава 2. Причины проблемы доступа к информации
Глава 3. Судебные разбирательства в сфере журналистики как проблема доступа к информации
Глава 4. Негативные моменты доступа к информации
Глава 5. Пути преодоления проблемы
Глава 6. Журналистское расследование как способ выявление скрытой информации
Глава 7. Информация, не подлежащая засекречиванию по закону
Глава 8. СМИ и власть
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Глава 7. Информация, не подлежащая засекречиванию по закону

Законом РФ "О государственной тайне" установлен список сведений, не подлежащих засекречиванию. В их числе - данные о состоянии экологии, преступности, о нарушениях прав и свобод человека и гражданина.
Но как раз в предоставлении этой информации особенно часто отказывают органы государственной власти, государственные и негосударственные организации.
По этой причине обращает на себя внимание почти полное отсутствие в России традиции судебного обжалования редакциями и журналистами отказов в предоставлении информации, что порождает уверенность бюрократии в безнаказанности, в допустимости неисполнения законодательства о СМИ.
Обращают на себя внимание факты преследований журналистов за их гражданскую позицию, за публикацию материалов, затрагивающих интересы представителей политических и финансовых элит, региональных и местных руководителей.
Свобода слова не может означать вседозволенности, при необходимых в демократическом обществе ограничениях свободы информации, в том числе в целях защиты частной жизни, человеческой чести и достоинства, следует неукоснительно придерживаться обязательной для России позиции Европейского суда, определившего, что границы допустимой критики в отношении правительства шире, чем в отношении какого-либо частного лица или даже политического деятеля.
Серьезной проблемой стало нарушение равенства прав журналистов, ограничения прав представителей иностранных изданий, формирование привилегированной журналистики, работающей в особых условиях, получающей доступ к "теневым" информационным источникам.
Одним из основных препятствий на пути реализации этого права является отсутствие специального закона "О доступе к информации", регламентирующего доступ к необходимым правовым ресурсам, к интересующим граждан сведениям, в том числе о деятельности органов государственной власти, о расходовании бюджетных средств, к документам и материалам, непосредственно затрагивающим права и свободы каждого, к достоверной информации о состоянии окружающей cреды, к информации о состоянии своего здоровья. Глава 8. СМИ и власть

Проект федерального закона "О праве на информацию" был принят Государственной думой в первом чтении 3 сентября 1997 года.
Этот закон призван не только обеспечить открытость органов государственной власти, но и информационную прозрачность политических партий и движений, средств массовой информации, общественных (в том числе религиозных) объединений, коммерческих организаций.
Кроме того, в целях защиты данных о личности, конфиденциальной информации и коммерческой тайны, должны быть приняты соответствующие законодательные акты, работа над которыми Государственной думой также неоправданно затягивается.
Руководствуясь изложенным, Постоянная палата по правам человека решила:
Обратиться с предложением рекомендовать Государственной думе ускорить разработку и принятие федерального закона "О доступе к информации". Обратиться к Государственной думе с предложением рассматривать данный законопроект как приоритетный.
Обратиться к исполняющему обязанности Генерального прокурора Российской Федерации с предложением усилить надзор за соблюдением Закона РФ "О средствах массовой информации", Закона РФ "О государственной тайне", Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", Федерального закона "О профессиональных союзах".
Обратить внимание Генеральной прокуратуры Российской Федерации на регулярные нарушения законодательства в части доступа к экологической информации, на многочисленные факты нарушений права граждан на получение информации о состоянии своего здоровья.
Просить Правительство Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации пресекать факты воспрепятствования со стороны руководства редакций деятельности образуемых сотрудниками редакций отраслевых профессиональных союзов. Обратиться в Правительство Российской Федерации.
Обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с предложением принять меры в связи с воспрепятствованием деятельности первичной организации профессионального союза журналистов России в редакции "Российской газеты".
Обратить внимание Министерства печати России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации на необходимость контроля за сохранение средствами массовой информации конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны, этических норм, в том числе в связи с публикацией материалов по уголовным делам.
Рекомендовать средствам массовой информации, общественным организациям активно использовать механизм судебного обжалования отказов в предоставлении информации со стороны государственных органов, других организаций, их должностных лиц.
Заключение

В России происходят процессы, позволяющие говорить о становлении гражданского общества, хотя бы исходя из довольно пристального внимания многих средств массовой информации, правозащитных организаций и общественных объединений, отдельных граждан  к проблемам, связанным с получением информации - проблема доступа к информации.
Действительно, существование правового государства и гражданского общества немыслимо без реального обеспечения права граждан на знания.
Статья 38 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее Закон РФ о СМИ) специально выделяет право граждан на получение оперативной информации именно через СМИ.
Итак, СМИ и журналисты выступают в качестве посредников между государством и гражданами.  Для реализации возложенных обязанностей законодатель наделил журналистов дополнительным правом по сбору и получению информации.
В отличие от статьи 29 Конституции РФ, которая распространяется на любого гражданина, автономно от его профессиональной принадлежности, и закрепляет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, статья 47 Закона РФ о СМИ   предоставляет журналисту еще право, связанное со спецификой профессии - право запрашивать информацию.        Согласно найденным данным, журналистам приходится сталкиваться со случаями необоснованного отказа в доступе к  информации довольно часто, чуть ли ни на каждом шагу.
По словам руководителей печатных СМИ, отказы поступают от правоохранительных органов, а мотивами таких отказов служат ссылки на засекреченность информации. В данной работе рассмотрена лишь часть проблем, связанных с реализацией права на поиск и получение информации представителями средств массовой информации.
Однако механизм получения информации редакциями СМИ довольно детально прописан в Законе о СМИ.
Изучив основные положения Закона о СМИ, регламентирующие порядок получения журналистами информации с учетом его более чем десятилетнего применения, можно сделать следующие выводы.
Проблемы доступа журналистов к информации заключается в безответственности иногда носителей информации, иногда самих журналистов. Необходимо, действительно усиливать, увеличивать ответственность должностных лиц органов власти, допустивших нарушение прав граждан на информацию.
На данный момент ведется активная борьба с проблемой доступа к информации журналистов. Один из таких способов – журналистские расследования – совокупность тайных методов по получению информации определенного характера.
В любом случае, в России всегда будет развита журналистика, а профессия журналиста будет одной из самых актуальных и востребованных на рынке труда.


Список используемой литературы

Воронова А. А. Инструментальная функция средств массовой информации в согласовании интересов и потребностей государства и общества - Москва, 2006. - 24 с.
Вчера... завтра. - Великий Новгород : Новгород.гос. ун-т, 2005. - 74 с.

Джилавян А. Г. Россия и мир: формирование внешнеполитической повестки дня в российских средствах массовой информации. - Москва, 2006. - 17 с.
Журналист в поисках информации - М. : Права человека, 1997.
- 99 с.
Журналистика и социология'96 - СПб.: Каф. социологии журналистики СПбГУ. Лаб.функционирования СМИ, 1997. - 95 с.
Корконосенко С. Г.Основы журналистики - М.: Аспект-пресс, 2004. – 285 с.
Магид К. Общественная журналистика в России - М. : Интерньюс, 2002. – 76 с.
Основы творческой деятельности журналиста: О-во "Знание" Санкт-Петербурга и Ленингр. обл., С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права;. - СПб. : Знание, 2000. - 270 с.
Прайс М. Э. Масс-медиа и государственный суверенитет :Глоб. информ.революция и ее вызов власти государства - М. : Ин-т проблем информ. права, 2004. - 332 с.
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика М. : Гендальф, 1998. - 255 с.
Техника юридической безопасности для журналиста : Сб. материалов практ.
обучающих семинаров для работников СМИ и будущих журналистов
М. : Права человека, 1997- 122 с.








Магид К. Общественная журналистика в России - М. : Интерньюс, 2002. – 56 - 63с.
Воронова А. А. Инструментальная функция средств массовой информации в согласовании интересов и потребностей государства и общества - Москва, 2006. – 14 - 17 с.
Корконосенко С. Г.Основы журналистики - М.: Аспект-пресс, 2004. – 175-181 с.

Прайс М. Э. Масс-медиа и государственный суверенитет :Глоб. информ.революция и ее вызов власти государства - М. : Ин-т проблем информ. права, 2004. – 133-137 с.
Вчера... завтра. - Великий Новгород : Новгород.гос. ун-т, 2005. – 54 - 63 с.
Корконосенко С. Г.Основы журналистики - М.: Аспект-пресс, 2004. – 175 - 182 с.
Магид К. Общественная журналистика в России - М. : Интерньюс, 2002. – 56 - 70 с.
Воронова А. А. Инструментальная функция средств массовой информации в согласовании интересов и потребностей государства и общества - Москва, 2006. – 4 - 13 с.
Корконосенко С. Г.Основы журналистики - М.: Аспект-пресс, 2004. – 85 – 101 с.
Основы творческой деятельности журналиста: О-во "Знание" Санкт-Петербурга и Ленингр. обл., С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права;. - СПб. : Знание, 2000. – 100 - 105 с.
Джилавян А. Г. Россия и мир: формирование внешнеполитической повестки дня в российских средствах массовой информации. - Москва, 2006. - 17 с.
Воронова А. А. Инструментальная функция средств массовой информации в согласовании интересов и потребностей государства и общества - Москва, 2006. – 1 - 24 с












28

1.Воронова А. А. Инструментальная функция средств массовой информации в согласовании интересов и потребностей государства и общества - Москва, 2006. - 24 с.
2.Вчера... завтра. - Великий Новгород : Новгород.гос. ун-т, 2005. - 74 с.

3.Джилавян А. Г. Россия и мир: формирование внешнеполитической повестки дня в российских средствах массовой информации. - Москва, 2006. - 17 с.
4.Журналист в поисках информации - М. : Права человека, 1997.
- 99 с.
5.Журналистика и социология'96 - СПб.: Каф. социологии журналистики СПбГУ. Лаб.функционирования СМИ, 1997. - 95 с.
6.Корконосенко С. Г.Основы журналистики - М.: Аспект-пресс, 2004. – 285 с.
7.Магид К. Общественная журналистика в России - М. : Интерньюс, 2002. – 76 с.
8.Основы творческой деятельности журналиста: О-во "Знание" Санкт-Петербурга и Ленингр. обл., С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права;. - СПб. : Знание, 2000. - 270 с.
9.Прайс М. Э. Масс-медиа и государственный суверенитет :Глоб. информ.революция и ее вызов власти государства - М. : Ин-т проблем информ. права, 2004. - 332 с.
10.Тертычный А. А. Аналитическая журналистика М. : Гендальф, 1998. - 255 с.
11.Техника юридической безопасности для журналиста : Сб. материалов практ.
обучающих семинаров для работников СМИ и будущих журналистов
М. : Права человека, 1997- 122 с.

Вопрос-ответ:

Какая проблема с доступом журналистов к информации существует в России?

Проблема доступа журналистов к информации в России заключается в ограничениях и усложненной процедуре получения информации, что затрудняет выполнение их профессиональных обязанностей и ограничивает свободу слова и СМИ.

Почему возникает проблема доступа к информации для журналистов в России?

Проблема доступа журналистов к информации в России обусловлена несколькими причинами, такими как ограничения со стороны власти, сложные административные процедуры, скрытие информации, засекречивание данных и т.д.

Какое влияние на доступность информации для журналистов оказывают судебные разбирательства в сфере журналистики?

Судебные разбирательства в сфере журналистики значительно ограничивают доступ журналистов к информации. Часто информация, связанная с такими разбирательствами, становится секретной и доступ к ней ограничивается, что усложняет проведение профессионального расследования и раскрытие информации.

Какие негативные моменты существуют при ограничении доступа к информации для журналистов?

Ограничение доступа к информации для журналистов приводит к сокрытию фактов коррупции и нарушений прав человека, созданию информационных монополий, ущемлению свободы слова и ограничению права граждан на получение объективной информации.

Как можно преодолеть проблему доступа журналистов к информации?

Проблему доступа журналистов к информации можно преодолеть путем усиления законодательства, гарантирования свободы слова и информации, установления открытых и прозрачных процедур получения информации, поддержки независимых СМИ и противодействия цензуре и давлению со стороны власти.

Какая проблема с доступом журналистов к информации в России?

Проблема заключается в том, что журналистам часто не предоставляется доступ к информации, которая может быть полезна и интересна обществу. Ограничения доступа к информации могут быть связаны с различными причинами, такими как секретность, цензура или отсутствие государственной прозрачности.

Какие причины проблемы доступа к информации для журналистов в России?

Одной из причин является секретность государственных органов и предприятий. Власть старается скрыть определенную информацию, чтобы не допустить разоблачения или негативного воздействия на общественное мнение. Также проблемой является цензура, которая предотвращает донесение правдивой информации до аудитории. Отсутствие прозрачности и доступности государственных данных также является причиной ограничения доступа журналистов к информации.

Какие негативные моменты сопровождают доступ журналистов к информации в России?

Негативным моментом является ограничение свободы слова и права на информацию, что противоречит международным стандартам свободы прессы и демократическим принципам. Кроме того, ограничение доступа к информации препятствует журналистам в защите интересов общества и достоверному информационному освещению актуальных событий.