Любая тема связанная с трудностями обучения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Нейропсихология
  • 1313 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 08.07.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Категории «неуспеваемость» и «отставание» как факторы трудностей обучения
Глава 2. Характеристики трудностей в обучении и их причины. Рекомендации для учителей и родителей
Глава 3. Психологические и нейропсихологические причины трудностей в обучении
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Эта группа характеризуется типичными дефектами в наиболее высоко организованных зонах мозговой коры. Дети не способны к сложным формам абстракции и обобщения, а их высшие нервные процессы проявляют грубую патологическую инертность. Они должны обучаться во вспомогательной школе.
Третью группу неуспевающих составляют дети, страдающие врожденной или ранней тугоухостью, ведущей к задержке речевого и интеллектуального развития. Они хорошо обучаемы в специализированных школах для слабослышащих.
Ослабленные или церебро-астенические дети составляют четвертую группу. Общие инфекции, интоксикации или травмы ведут к ослаблению организма, проявляющейся в быстрой потере работоспособности.
На ранних этапах развития ребенка может наблюдаться «принцип цепочки» (по Н.А. Бернштейну), свидетельствующий о возникновении устойчивых связей между отдельными звеньями психического процесса. Однако устойчивость такой системы возможна в строго ограниченных условиях [8]. Жесткая система не способна адекватно реагировать на многообразие окружающих условий, не обладает достаточной пластичностью. В патологии нарушение отдельных звеньев ведет к нарушению всей цепочки в целом. При этом нарушается сама возможность возникновения более сложных, иерархических структур. Эти нарушения могут возникать как на смысловом, так и на технических уровнях [3]. В результате происходит перераспределение контроля в пользу технических, и, как следствие, страдает смысловая организация действия. Большей частью речь идет о недоразвитии иерархических координации.
Опираясь на работы Э.Г. Симерницкой и результаты собственного нейропсихологического исследования, Н.Г. Манелис изучил нейропсихологические закономерности нормального развития [7]:
«- Подкорковые структуры у детей, являясь наиболее зрелыми на момент рождения, обеспечивают процесс формирования межполушарной асимметрии и взаимодействия полушарий;
- Функции, обеспечиваемые правым полушарием, в целом несколько раньше формируются в ходе онтогенеза;
- Корково-подкорковые (вертикальные) взаимодействия формируются раньше, чем внутриполушарные (горизонтальные);
- Проекционные зоны внутри полушарий созревают раньше, чем ассоциативные» [5].
Изучение нейропсихологических закономерностей развития и межполушарной асимметрии необходимо для диагностики локализации поражения, а также выпадения и сохранности психических функций.

Заключение

Трудности обучения - острейшая проблема современной школы, вызванная рядом причин, в том числе и социальными. Сильно снизился в наше время престиж образования, интеллигентности, профессиональной компетентности.
По проблеме преодоления трудностей обучения есть многочисленная литература как в нашей стране, так и за рубежом. Накоплен ценный практический опыт, сделан ряд выводов, которые не требуют доказательств. Установлено, в частности, что неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
В процессе работы мы достигли поставленной цели – мы исследовали основные причины и характеристики трудностей в процессе обучения.
В процессе достижения поставленной цели, мы выполнили следующие задачи:
исследовали категории «неуспеваемость» и «отставание» как факторы трудностей обучения;
рассмотрели основные характеристики трудностей обучения и их причины;
предложили рекомендации для учителей и родителей относительно коррекции определенных трудностей в обучении детей;
рассмотрели нейропсихологические причины трудностей обучения.
Список литературы

Безруких Марьяна. Леворукий ребенок в школе и дома: практикум. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Блинова Л. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для пед. вузов. М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
Нейропсихологическая диагностика. Части I и II. Под ред. Е.Д.Хомской. М: МПСИ, 2004.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для вузов по спец."Олигофренопедагогика". Под ред. Б. Пузанова. М: Академия, 2006.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2008.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред.Е.Д.Хомской. М: МПСИ, 2004.
Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
Цветкова Л.С., Семенович А.В., Котягина С.Н., Гришина Е.Г., Гогберашвили Т.К. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие; Под ред. Л. С. Цветковой. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.












5

Список литературы

1.Безруких Марьяна. Леворукий ребенок в школе и дома: практикум. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
2.Блинова Л. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для пед. вузов. М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
3.Нейропсихологическая диагностика. Части I и II. Под ред. Е.Д.Хомской. М: МПСИ, 2004.
4.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для вузов по спец."Олигофренопедагогика". Под ред. Б. Пузанова. М: Академия, 2006.
5.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2008.
6.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
7.Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред.Е.Д.Хомской. М: МПСИ, 2004.
8.Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
9.Цветкова Л.С., Семенович А.В., Котягина С.Н., Гришина Е.Г., Гогберашвили Т.К. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие; Под ред. Л. С. Цветковой. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.

Вопрос-ответ:

Какие категории можно отнести к факторам трудностей обучения?

К факторам трудностей обучения можно отнести категории "неуспеваемость" и "отставание".

Какие характеристики могут быть у детей с трудностями в обучении и какие причины у этих трудностей?

Дети с трудностями в обучении могут иметь такие характеристики, как невозможность к сложным формам абстракции и обобщения, а также дефекты в наиболее высоко организованных зонах мозговой коры. Причинами трудностей могут быть как психологические факторы, так и нейропсихологические причины.

Какие рекомендации можно дать учителям и родителям по работе с детьми с трудностями в обучении?

Учителям и родителям рекомендуется обратить особое внимание на индивидуальные потребности детей, создавать специальные условия для обучения и внимательно следить за процессом обучения. Также важно обеспечить детям поддержку и позитивную мотивацию.

Какие могут быть психологические причины трудностей в обучении?

Психологическими причинами трудностей в обучении могут быть стресс, тревога, низкая самооценка, проблемы с концентрацией внимания и общением. Важно помнить, что эти факторы могут оказывать существенное влияние на успеваемость ребенка.

Может ли отставание в развитии нервной системы быть причиной трудностей в обучении?

Да, отставание в развитии нервной системы может стать причиной трудностей в обучении. Дети с таким отставанием могут испытывать проблемы во многих аспектах обучения, таких как память, внимание, аналитические и абстрактные навыки.

Какие категории трудностей обучения можно выделить?

В статье рассматриваются категории "неуспеваемость" и "отставание" как факторы трудностей обучения.

Какие характеристики трудностей в обучении и их причины обсуждаются в статье?

В статье рассматриваются характеристики трудностей в обучении, такие как дефекты в мозговой коре, невозможность сложных форм абстракции и обобщения, а также рассматриваются причины этих трудностей.

Какие рекомендации предлагаются для учителей и родителей в статье?

В статье предлагаются рекомендации для учителей и родителей по учету психологических и нейропсихологических причин трудностей в обучении, а также по способам помощи детям с такими трудностями.