Профессиональные и личностные качества детского практического психолога

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 1717 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 05.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Содержание
Введение
Гипотезы и подход к исследованию
Методы исследования
Описание исследования групп
Обработка результатов
Выводы
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Выводы

Исследование группы детских психологов и группы других людей довольно наглядно показали, что, несмотря на разные личные качества специалистов, в среднем для них характерна большая эмоциональная устойчивость (меньший уровень нейротизма). Это неудивительно, если учесть, что особенности работы с людьми, в первую очередь с детьми, требуют уравновешенности, терпения, умения держать себя в руках. Это личное качество, которое является и профессиональным. В то же время по этому же тесту Айзенка уровень общительности (как упрощенно трактует автор теста шкалу экстраверсии) психологов и остальных получился примерно одинаковым. Первое приходящее в голову предположение о большей общительности психологов опровергается; во всяком случае здесь. Предположительно это связано с тем, что уровень коммуникабельности человека не связан, вероятно, напрямую с его тягой к общению, которая выявляется в результате теста. Видимо, желание общаться с людьми и умение это делать – вещи разные.
Иные результаты в соотношении личностной направленности. Явно более высокое значение направленности на задачу в группе детских психологов объясняется их хорошими деловыми и профессиональными качествами, умением не зацикливаться на себе самом, высоким уровнем ответственности. Чуть больше их показатели и направленности на взаимодействие (как уже отмечалось, его низкий уровень – особенности теста ), а вот направленность на себя ниже. Это свидетельствует о меньшем эгоизме детских психологов в сравнении со средним человеком.
Ярким показателем эмпатии, альтруизма и профессионализма психологов стали результаты теста «Умеете ли вы слушать?» Среднее значение – 77,2 балла (% от возможного), в то время как у остальных – 52,3 балла. То есть разница в умении сосредоточиться на собеседнике, воспринимать его интересы, вдаваться в жизнь другого почти в 1,5 раза. Здесь итоги, конечно, наиболее наглядны. Достаточно сказать, что самое низкое значение баллов этого теста психологов заметно выше уровня среднего у остальных. «Плотность» их группы (σ ≈ 5,6) говорит об устойчивой закономерности результатов. У остальных полное разнообразие (σ ≈ 14,85), что и неудивительно. Итоги и анализ результатов исследования в целом подтверждают гипотезы о большой уравновешенности детских психологов, их способности к эмпатии, ответственности и меньшем эгоизме по сравнению с обычным человеком, профессия которого не связана с данной или родственной отраслью.






















Заключение

Проведенная практическая работа по выяснению характерных профессиональных и личностных качеств не может претендовать на истину в последней инстанции. Все-таки количество обследуемых (среди которых в одной из групп не было мужчин) не позволяет говорить о репрезентативности результатов, а методики касались лишь небольшой части широкого спектра человеческих качеств, разнообразие которых никоим образом не было охвачено. И все же подтверждение некоторых ожиданий в связи с теоретическими предположениями дают основание судить о небесполезности проделанной работы. Альтруизм, высокая ответственность, эмоциональная уравновешенность – вот те профессиональные и личные качества, которые необходимы детскому психологу в его работе. Исходя из понимания этого, можно смело рекомендовать людям, делающим выбор профессии, в первую очередь обращать внимание на эти свои качества. И если их нет, следует всерьез задуматься о целесообразности обучения и работы по этой специальности. В перспективе нами, возможно, будут продолжены исследования в этом направлении на основе более масштабных опросов по 16-факторному тесту Р.Кэттелла.









Список литературы


1.Айзенк Г., «Структура личности», М. и СПб, «Просвещение»,1999.
2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., «Словарь-справочник по психодиагностике», СПб, «Питер», 2000.
3.Исаков В.В., Макаров Ю.В., «Путь к успеху», СПб, МАПН, 1995.
4.Батаршев А.В., «Психология индивидуальных различий», М., «Владос», 2001.
5.Обозов Н.Н., «Психология взрослого человека», СПб, МАПН, 1995.
6.Обозов Н.Н., «Психология делового общения», СПб, МАПН, 1995.
7.Вентцель Е.С., «Теория вероятностей», М., «Наука», 1964.




















Айзенк. Г. Структура личности. М. и СПб, «Просвещение», 1999. – 58 – 61 с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, «Питер», 2000.
Исаков. В.В., Макаров Ю.В. Путь к успеху. СПб, МАПН, 1995. – 1- 9 с.
Батаршев. А.В. Психология индивидуальных различий. М., «Владос». 2001. – 22 – 29 с.
Обозов. Н.Н. Психология взрослого человека. СПб, МАПН, 1995. – 17 – 23 с.
Обозов Н.Н. Психология делового общения. СПб, МАПН, 1995. – 9 – 11 с.
Вентцель. Е.С. Теория вероятностей. М., «Наука», 1964. – 96 с.




14

Список литературы


1.Айзенк Г., «Структура личности», М. и СПб, «Просвещение»,1999.
2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., «Словарь-справочник по психодиагностике», СПб, «Питер», 2000.
3.Исаков В.В., Макаров Ю.В., «Путь к успеху», СПб, МАПН, 1995.
4.Батаршев А.В., «Психология индивидуальных различий», М., «Владос», 2001.
5.Обозов Н.Н., «Психология взрослого человека», СПб, МАПН, 1995.
6.Обозов Н.Н., «Психология делового общения», СПб, МАПН, 1995.
7.Вентцель Е.С., «Теория вероятностей», М., «Наука», 1964.

Вопрос-ответ:

Какие профессиональные и личностные качества должен иметь детский практический психолог?

Детский практический психолог должен обладать такими качествами, как эмпатия, терпение, чуткость, коммуникабельность, адаптивность, аналитическое мышление, умение вести диалог, умение работать с детьми и их родителями, знание методик работы с детьми, понимание особенностей развития и поведения детей.

Какие гипотезы были выдвинуты в исследовании?

В исследовании были выдвинуты такие гипотезы: 1) детский практический психолог обладает большей эмоциональной устойчивостью по сравнению с другими людьми; 2) детский практический психолог имеет более высокий уровень нейротизма, связанного с стрессом и тревожностью.

Какие методы исследования были использованы?

Для проведения исследования были использованы следующие методы: тестирование на эмоциональную устойчивость, анкетирование на уровень нейротизма, наблюдение и интервью с детскими психологами и другими участниками группы.

Как проходило описание исследования групп?

Описание исследования групп заключалось в том, что была составлена группа детских психологов и группа других людей. Обе группы прошли тестирование на эмоциональную устойчивость и анкетирование на уровень нейротизма. После этого проводилось наблюдение и интервью с участниками групп, а также обработка результатов.

Как проводилась обработка результатов исследования?

Обработка результатов исследования включала в себя статистический анализ данных, сопоставление полученных результатов в группе детских психологов и группе других людей, определение среднего уровня эмоциональной устойчивости и нейротизма в каждой группе, а также сравнение полученных результатов с выдвинутыми гипотезами.

Какие профессиональные и личностные качества должен обладать детский практический психолог?

Детский практический психолог должен обладать такими профессиональными качествами, как глубокие знания в области психологии и детского развития, умение анализировать и интерпретировать данные, умение работать с детьми и их родителями. Он также должен обладать такими личностными качествами, как эмоциональная устойчивость, терпение, эмпатия, коммуникабельность.

Какими методами исследования пользуются детские практические психологи?

Детские практические психологи используют разнообразные методы исследования, включая наблюдение, беседу, проективные методики (например, рисунки и игры), тестирование. Они также могут проводить интервью с родителями, участниками детского коллектива и другими людьми, связанными с ребенком.

Какова цель исследования групп детских психологов и группы других людей?

Цель исследования групп детских психологов и группы других людей - сравнить их профессиональные и личностные качества, чтобы выявить особенности специалистов, работающих с детьми. Это позволяет понять, какие качества необходимы психологам, чтобы эффективно работать с детьми и их родителями.

Какие выводы можно сделать на основе исследования групп детских психологов и группы других людей?

Исследование группы детских психологов и группы других людей показало, что в среднем детские психологи обладают большей эмоциональной устойчивостью и меньшим уровнем нейротизма. Это говорит о том, что работа с детьми требует от специалистов особой психологической стойкости и способности контролировать свои эмоции.