Лекция

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 1515 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 02.02.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Методическая разработка
Отчет по педагогической практике
(ООП «Магистратура»)


Тема 3. Психическое развитие младшего школьника.
Цель: Дать представление об основных психологических характеристиках, отличающих младшего школьника.
Фрагмент для ознакомления

В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений.
Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя. Конечно, дети девяти-десяти лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники за ловкость, сообразительность, смелость, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны, их легко изменить оценкой со стороны взрослых или учителя. Мнение последнего является для младших школьников наиболее существенным и безапелляционным.
Младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым различным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителем своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех выступает общим нравственным арбитром.
Эмоции младших школьников. Усвоение новых норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. Как правило, у многих это происходит без отрицательных переживаний и положительно воспринимается самими детьми. Так, они радуются новой дружбе с одноклассниками, гордятся поручениями, начинают ответственно относится к нормам поведения в школе.
Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Эта деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной, с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоции детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их (в этом обнаруживается характерная черта возраста -формирование произвольности психических процессов). Младшие школьники более уравновешены, чем дошкольники и подростки. Им присущи длительные, устойчивые радостные и бодрые настроения. Вместе с тем у некоторых детей наблюдаются отрицательные аффективные состояния. Главная их причина - расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения. Если это расхождение длительно и ребенок не находит средств его преодоления или смягчения, то отрицательные переживания выливаются в злых и гневных высказываниях и поступках.
При осуществлении самой учебной деятельности формируются такие чувства, как удовлетворение, любознательность и восхищение.
Кроме того, от чувств и переживаний неотделима мысль ученика начальных классов. «Эмоциональная насыщенность процесса обучения -это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления. В периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, и запоминание происходит особенно интенсивно»,- пишет В.А. Сухомлинский.
Становление характера. В дошкольном и младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. В качестве примера положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и появляются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, добросовестность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения, - контактность, покладистость, доброту и исполнительность. Становление характера ребенка происходит в играх, в межличностном общении, домашнем труде и учении. Каждый из названных видов деятельности имеет два аспекта: предметный и межличностный. Предметное содержание соответствующей деятельности формирует и укрепляет первую из названных выше характерологических групп качеств, а межличностное - вторую. Обе группы качеств связаны с возникновением и преодолением ребенком определенных трудностей.
Проблемы предметного характера условно можно назвать «сопротивлением материала». Оно появляется тогда, когда ребенок берется за какое-либо дело и оно у него не получается. Трудности, связанные с межличностными отношениями, относятся к сфере общения, взаимодействия и взаимопонимания людей, проявляются в настойчивости, с которой ребенок стремится добиться своего в личных и деловых взаимоотношениях с людьми, например, привлечь к себе внимание, добиться расположения человека, установить с ним дружеские личностные и хорошие деловые контакты. Особенности самооценки. Самооценка - составляющая Я-концепции, связанная с отношением человека к себе или к отдельным своим качествам. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Соответственно, низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Отношение окружающих выражается в оценках поступков ребенка, его деятельности или даже всей его личности. Под влиянием отношения окружающих и их оценок у ребенка складывается собственное отношение к самому себе и самооценка своих возможностей и своей личности в целом.
К началу школьного обучения Я-концепция ребенка сохраняет еще довольно большую пластичность. Но было бы заблуждением считать, что учитель первого класса получает в свои руки податливый комок глины, которому он по своему усмотрению может придать ту или иную форму. Все выглядит сложнее: перед ним - дети, у которых уже есть определенный жизненный опыт и довольно отчетливая обусловленная этим опытом Я-концепция.
Школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. Вряд ли какой-нибудь ребенок оказывается в домашней ситуации объектом стольких оценок, сколько их обрушивается на него в школе. Учебные оценки, оценки спортивных достижений, разнообразные оценки социального поведения - все они являются для школьника неизбежными, и все подкрепляются разного рода поощрениями и наказаниями. Практически в любой учебной ситуации присутствует момент самой детальной оценки, которой подвергают школьника учителя, сверстники, родители, а нередко и он себя сам; основой такой оценки служат внешние стандарты. Каждый школьник обычно твердо знает относительную ценность своих достижений, поскольку в школе преобладают оценочные суждения сопоставительного характера. Повторяющиеся на протяжение многих лет как положительные, так и отрицательные оценки не могут не оказать существенного, приципиального влияния на Я-концепцию в целом. Систематические положительные подкрепления учебной деятельности школьника, свидетельствующие о достижениях, не являются гарантией позитивности его Я-концепции, но значительно повышают вероятность такого результата. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка. Успеваемость становится для основной массы детей важнейшей критерием самооценки. И поскольку оценка, высказываемая другими, имеет тенденцию превращаться в самооценку, неуспевающие школьники, как правило, ощущают свою некомпетентность и неполноценность.
Судя по всему, связь между Я-концепцией и достижениями носит характер взаимовлияния. Исследования показывают, что, с одной стороны, успехи в учебе могут воздействовать на самооценку, а с другой -улучшение Я-концепции благодаря ободряющим реакциям учителя может привести и к повышению успеваемости.

Литература:
1.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М - 1999.
2.Мухина В.С. Возрастная психология. М – 1997.
3.Эльконин Д.Б. Детская психология. М – 2000.

Вопрос-ответ:

Какие основные психологические характеристики отличают младшего школьника?

Основные психологические характеристики, отличающие младшего школьника, включают в себя быстрое развитие мышления, увеличение объема памяти, формирование способности к абстрактному и логическому мышлению, развитие самооценки, осознание своего места в группе и другие.

Какие взаимоотношения между детьми устанавливаются во время игры в детских группах?

Во время игры в детских группах устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений. Дети могут образовывать различные группы, состоять в дружеских отношениях, соревноваться друг с другом или сотрудничать в игре.

Достигает ли сознание младших школьников уровня, чтобы они использовали мнение сверстников как критерий подлинной оценки?

Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки. В этом возрасте дети обычно ориентируются на мнение взрослых и основывают свои суждения на личном опыте или знаниях, полученных от родителей и учителей.

Какие способности развиваются у младших школьников?

У младших школьников развиваются различные способности, включая умение анализировать информацию, усваивать новые знания, разрешать проблемные ситуации, развивать логическое мышление и творческие способности.

Какую роль игра играет в развитии младшего школьника?

Игра играет важную роль в развитии младшего школьника. Она помогает развивать социальные навыки, улучшать коммуникативные способности, усиливать воображение, совершенствовать когнитивные навыки и многие другие аспекты психического и физического развития.

Какие основные психологические характеристики отличают младшего школьника?

Основные психологические характеристики, отличающие младшего школьника, включают развитие мышления и воображения, формирование личности, развитие социальных навыков и умений, а также установление связи с учителем и сверстниками.

Какие взаимоотношения могут устанавливаться в детских группах во время игры?

В детских группах во время игры устанавливаются различные взаимоотношения, включая дружеские, конкурентные, кооперативные и иерархические. Эти взаимоотношения определяются мотивами межличностных предпочтений каждого ребенка.

Какие возможности и ограничения имеют младшие школьники в формировании своего мнения о других детях?

Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки. Они могут оценивать других детей исходя из своего восприятия и субъективных представлений, что может приводить к неправильной оценке и отношению к другим детям.

Какие навыки и умения развиваются у младшего школьника?

Младший школьник развивает различные навыки и умения, включая чтение, письмо, математические навыки, умение общаться и работать в группе, развитие воображения и эмоциональной интеллекта.

Какое значение имеет установление связи с учителем и сверстниками для младшего школьника?

Установление связи с учителем и сверстниками имеет большое значение для младшего школьника, так как это помогает ему адаптироваться в новой социальной среде, развивать социальные навыки и учиться взаимодействовать с другими людьми.

Какие основные психологические характеристики отличают младшего школьника?

У младшего школьника возникает потребность в самостоятельности и независимости, он становится более активным, усидчивым и самостоятельным. Дети начинают проявлять интерес к новым знаниям и умениям, развивается их интеллектуальная сфера. Также важной характеристикой младшего школьника является его социализация - дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивают навыки коммуникации и сотрудничества.