Информационные технологии подготовки банковской отчетности для центрально банка РФ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 40 40 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 02.02.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1. ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И СПОСОБОВ БАНКОВСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ЦБ
2.1. СПОСОБЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.2. СПОСОБЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ.
3.1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БАНКОВСКИМ СИСТЕМАМ (БС).
3.2. ABBYY «FINEREADER БАНК»
3.3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ S.W.I.F.T.
4. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ О ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Здесь возможно использование «цифровой электронной подписи» и других криптографических методов.
Надежность системы. Отказы отдельных элементов БС не должны приводить к ее полному выходу из строя. Кроме того, необходимо обеспечить высокую устойчивость работы БС в условиях дестабилизирующих факторов (например помех в линиях связи или ошибочных действий персонала банка).
Наличие средств восстановления при сбоях. В БС должны быть предусмотрены средства для прогноза, фиксации и локализации различных нештатных ситуаций и отказов оборудования (таких как: повреждений и перегрузок каналов связи; перегрузок устройств внешней памяти; нарушения целостности БД; попыток несанкционированного доступа в систему и т.д.). Возможность адаптации к изменениям финансового законодательства или структуры банка и другим событиям.
Возможность работы в режиме реального времени. В настоящее время системы типа OLTP (On-line Transaction Processing) становятся все более распространенными при создании БС. Внедрение систем OLTP требует от банка весьма больших инвестиций, но преимущества таких систем с лихвой оправдывают все затраты. Для создания систем этого типа могут быть использованы:
Мощные универсальные компьютеры и мини-ЭВМ, например, фирм IBM, DEC, NCR и др.( до 70% систем). Возможности OLTP реализуются с помощью дополнительного к стандартному ПО. Специализированные многопроцессорные отказоустойчивые (SFT, Systemfault-tolerant) системы, например, фирмы Tandem, Suquent и др. ( около10%систем).
Наличие дополнительных функциональных возможностей Например, в наиболее современных БС реализован автоматизированный ввод финансовой документации на основе методов оптического распознавания образов. Некоторые характеристики популярных БС В настоящее время не существует универсальной БС , которую можно было бы автоматически установить в произвольном банке. Можно лишь привести некоторые примеры характеристик и особенностей удачных и популярных БС.
3.2. ABBYY «FineReader БАНК»
Система оптического распознавания ABBYY «FineReader БАНК» предназначена для автоматизированного ввода платёжных документов юридических лиц в информационные системы при помощи сканера. Система в 3-10 раз увеличивает скорость ввода платежных документов, что значительно снижает себестоимость их обработки. На ввод одного документа с начала сканирования и до момента сохранения результатов требуется от 10 до 30 секунд, то есть появляется реальная возможность проверять большое количество платёжных поручений в присутствии клиента и немедленно вносить необходимые исправления. FineReader Банк избавляет оператора от «черной» работы по ручному вводу информации. Высвобожденное время может быть потрачено на более интеллектуальные и важные задачи. FineReader Банк на 100% гарантирует правильность вводимой информации благодаря встроенной системе перекрестных проверок. Если человек может утомиться и не заметить ошибку, то компьютер не устаёт. Он сравнивает суммы цифрами и прописью, реквизиты банков, информацию о плательщике и получателе и предупреждает оператора об ошибке при заполнении документа. Данная система внедрена и успешно используется в более чем в 80 банках России (информация по состоянию на ноябрь 1999). Это и небольшие банки с необходимостью обработки 100-200 платежных поручений в день и самые крупные российские банки, обрабатывающие тысячи и десятки тысяч документов ежедневно. Благодаря богатым возможностям настроек FineReader Банк подходит любому банку с любой информационной системой и внутренней структурой.
При использовании FineReader Банк на вводе каждого платёжного документа экономится около 1,5 минут. Ежедневно на вводе каждых 200 документов экономится не меньше 5 человеко/часов. Экономия за 1 год составит более 7,5 человеко/месяцев, а за 5 лет - 3 человеко/года! Исходя из средних расходов на одного оператора (заработная плата, налоги, социальное обеспечение, помещение, офисная и оргтехника), можно легко подсчитать срок окупаемости FineReader Банк. По общим расчетам, внедрение FineReader Банк окупится менее чем за год.
Основные особенности системы:
Высокое качество распознавания
За последние четыре года FineReader является победителем во всех сравнительных тестах с аналогичными системами в России. С момента выпуска четвертой версии ABBYY FineReader получил 22 награды от известнейших зарубежных компьютерных изданий за точность распознавания и широкие функциональные возможности:
Открытость
Поставляемый с «FineReader Банк» инструментарий разработчика Development Tools for FineReader Банк позволяет управлять системой из внешних приложений. Вы можете создать свой пользовательский интерфейс, используя только те функциональные возможности, которые нужны именно вам.
Безопасность В системе предусмотрены функции контроля доступа. Все действия пользователей по работе с документами протоколируются. Вы всегда можете отследить, кто и когда работал с документом.
Модульность Система состоит из трёх основных модулей: сканирования, распознавания и верификации. Эти модули могут быть использованы как все вместе на одном компьютере, так и по отдельности для создания сложных распределённых систем.
Простота. Для конечного пользователя система выглядит предельно просто - всего пять кнопок и никаких настроек. При разработке системы максимально учитывался опыт работы в нескольких десятках банков, сделано множество небольших, но крайне полезных и важных для операторов изменений (например, возможность работать только с клавиатурой, маски для ввода информации и т.д.).
Гибкость настроек Вы можете настроить систему именно так, как нужно вам. Существует не только возможность настройки всех стандартных типов правил (а их уже 16), но и создания абсолютно новых типов. Даже внешний вид FineReader Банк (экранные формы, кнопки) вы можете настроить так, как вам будет удобно.
Этой БС пользуются большинство коммерческих банков России (Сбербанк, Банк Москвы, Юниаструм Банк и др.)
3.3. Общие сведения о системе S.W.I.F.T.
В 1973 году 239 банков из 15 стран Европы и Северной Америки учредили Society for Worldwide Inerbank Financial Telecommunication - S.W.I.F.T. ( Сообщество всемирных интербанковских финансовых телекоммуникаций ) с целью создания международной сети для передачи данных между финансовыми организациями. Сегодня S.W.I.F.T. является ведущей международной организацией в сфере финансовых телекоммуникаций, обеспечивающей оперативную, безопасную и абсолютно надежную передачу финансовых сообщений по всему миру. В настоящее время пользователями S.W.I.F.T. являются более 6000 крупнейших банков и финансовых организаций, таких как брокерские фирмы, компании ценных бумаг, биржи, центральные депозитарии и др., из 177 стран.
S.W.I.F.T. получил поддержку мирового финансового сообщества, а предложенная и реализованная им концепция, форматы и правила передачи финансовой информации приобрели статус стандарта дефакто. Ежедневный объем сообщений, передаваемых по сети S.W.I.F.T., превышает 3,5 млн. суммарной стоимостью более 2 триллионов долларов США. S.W.I.F.T. не только является крупнейшей мировой сетью передачи информации, но и предоставляет специальное программное обеспечение для работы в сети.
Данной системой пользуются западные банки. Но российские банки , имеющие филиалы зарубежом , так же используют эту систему для удобства работы с клиентами и другими организациями. В частности её используют западные филиалы ЦБ РФ, Внешторгбанка, Сбербанка.
4. Общие выводы о информационных банковских технологиях
Рынок банковских информационных технологий - специфическое «зеркало» рынка кредитных организаций, на котором сегодня происходят серьезные изменения: рост конкуренции, укрупнение банков и образование банковских групп, экспансия московских банков в регионы, диверсификация направлений банковской деятельности в поисках доходных банковских инструментов и т. д. Эти процессы, связанные с относительной стабилизацией российской финансовой системы и грядущим сближением отечественных банковских институтов и мирового финансового сообщества, накладывают свой отпечаток на рынок банковских информационных технологий. Для качественной оценки этих изменений. полезно рассмотреть:
• текущие критерии выбора АБС и ИАС;• практические шаги поставщиков для интеграции программных продуктов и стандартизации протоколов обмена информацией между системами;
• изменение объемов рынка банковской автоматизации.
Текущие критерии выбора АБС и ИАС Можно предположить, что в связи с укрупнением банковского бизнеса и ростом сложности и числа решаемых задач банки должны предъявлять к АБС высокие требования по производительности, быстродействию и комплексности. Следовательно, должен вырасти интерес к централизованным АБС и системам, реализованным на промышленных СУБД. Еще один факт, подтверждающий рост спроса на мощные, высокопроизводительные АБС, — активизация поставщиков западных банковских систем на российским рынке. Все перечисленное — это прямые и косвенные свидетельства изменений, происходящих сейчас на рынке АБС.
Для ИАС. показателен тем, что статус этих систем в банках постепенно начал меняться. Хранилища данных и управленческие решения на их основе с уровня группы подразделений выходят на корпоративный, возросло число запросов на построение в банках федеративных хранилищ, внедряются системы корпоративного репортинга на основе OLAP-технологий, проекты по созданию ИАС передаются от руководителей департаментов автоматизации в веде-ние финансовых директоров банков и т. д. Практический опыт показывает, что системы консолидации и финансового управления на базе хранилищ данных вместе с инструментами быстрого представления данных были востребованы банками значительно больше, чем год назад. Можно привести пример и в количественном выражении охарактеризовать это так: число обращений банков в Intersoft Lab по вопросам построения ИАС возросло почти в пять раз, а число проектов по постановке и внедрению различных управленческих технологий — в 2,5 раза Примечательно, что масштаб банков, внедривших решения для автоматизированной поддержки технологий финансового управления, различается — это нефилиальные организации, средние по размеру банки с 3—10 филиалами, а также крупные и очень крупные банки с числом филиалов до 60. Состав задач, реализованных в рамках проектов, также отличается: это — финансовое планирование и бюджетирование, управленческий учет, трансфертное ценообразование и управление ресурсами и другие управленческие технологии вплоть до внедрения комплексной модели финансового управления. Объединяющим в этих проектах является подход банков к выбору системы автоматизации. Его суть в том, что выбранная ИАС должна изначально поддерживать управленческие методики и адаптироваться под индивидуальные требования банка. Иными словами, идет формирование рынка тиражных решений для автоматизации управления банковским бизнесом. Еще одна обозначившаяся тенденция — это выделение слоя программного обеспечения для быстрого и разнообразного представления огромных объемов данных, накопленных в ИАС. Инструменты репортинга, генераторы табличных OLAP-отчетов и средства распространения управленческой отчетности. заметно упрочили свое положение на рынке банковского ПО и стали рассматриваться не только как составная часть ИАС, но и как самостоятельные платформы для построения систем корпоративной отчетности. Сейчас наблюдается постепенное нарастание конкуренции среди инструментов оперативного репортинга от зарубежных и отечественных поставщиков.
Таким образом, за счет ощутимого роста интереса со стороны банков к ИАС наблюдается изменение структуры спроса на программное обеспечение для автоматизации банковского бизнеса, а именно, растет доля решений для автоматизированной поддержки управленческих технологий. Практические шаги поставщиков для интеграции программных продуктов и стандартизации протоколов обмена информацией между системами Сегодняшний рынок предъявляет повышенные требования к интегрированности решений, эксплуатируемых в банках. На текущий момент используются два подхода к решению этой задачи: применение ИБС от одного поставщика либо интеграция программных продуктов для автоматизации отдельных направлений банковской деятельности от различных производителей. Прошедший год показал, что большинство разработчиков банковского ПО считают перспективным именно последнее направление и планируют поддерживать его в собственных решениях.
Об этом, в частности, свидетельствуют результаты деятельности НП «Стандарты электронного обмена информацией» (www.stp.ru). Изначально Партнерство было организовано разработчиками программного обеспечения, а в состав его членов пополнили банки, среди которых Сбербанк России и ИНГ БАНК (Евразия). В 2003 г. Партнерством был разработан и в декабре принят первый «Стандарт публикации финансовой отчетности коммерческих банков», и в настоящий момент готовится к принятию следующий — «Стандарт ЭОИ по банковской деятельности. ОБМЕН МЕЖДУ КЛИЕНТОМ И БАНКОМ».
На совместном заседании АРБ, Партнерства и рабочей группы ЦБ РФ, ведущие разработчики банковского ПО, РОС-СВИФТ и коммерческие банки поддержали планы Банка России по введению единого формата платежных документов. На заседании впервые было продемонстрировано единодушие в оценке значения использования стандартов взаимодействия при интеграции программных комплексов.
Таким образом, переход от жесткой конкуренции разработчиков к сотрудничеству для создания интегрированных банковских решений — еще одна тенденция уходящего года.
Изменение объемов рынка банковской автоматизации Как правило, объем рынка измеряют по количеству или по стоимости реализованных проектов. Информация о возросшей стоимости поставки и внедрения АБС нового поколения не является закрытой. В СМИ можно найти текущий портрет распределения долей рынка среди разработчиков АБС по обоим критериям. Поскольку наша компания не занимается поставкой АБС, то, опираясь на собственный опыт, приведем несколько качественных оценок поведения рынка ИАС. Итак, по количеству реализованных проектов построения ИАС наблюдается явное расширение емкости рынка. Передача кураторства над проектами по созданию ИАС на уровень топ-менеджеров банков автоматически ведет к увеличению финансовых вложений в эти проекты. Если проект построения ИАС масштаба отдела оценивается на уровне нескольких десятков тысяч долларов, а масштаба департамента — в не-сколько раз больше, то можно легко предположить, какие суммы банки готовы инвестировать в построение корпоративной ИАС.
Важным событие для коммерческих банков и поставщиков ПО должно стать планируемое ЦБ РФ введение единого XML-формата платежных документов. Очевидно, что в рамках Некоммерческого партнерства «Стандарты электронного обмена информацией» будет продолжаться работа по выработке стандартов протоколов обмена информацией между системами различных поставщиков.
Выводы
Тенденция всеобщей глобализации российского бизнеса, не обойдет и рынок поставщиков банковского ПО. По аналогии здесь стоит ожидать роста конкуренции среди разработчиков, отдельных укрупнений и расширений по горизонтали, а вместе с тем укрепления компаний — поставщиков узких специализированных решений.
Технологии меняются вместе с потребностями бизнеса. Последний имеет ярко выраженную тенденцию ориентации на развитие ритейловых банковских услуг.
Как же качественно изменился рынок банковских информационных технологий?
Меняется соотношение систем второго, третьего и последующих поколений в пользу последних. Развиваются Интернет-технологии доступа клиентов к сервисам банка. Меняется представление об общей концепции банковской автоматизации (от традиционного «операционного дня» к комплексу систем, обеспечивающих экономическую управляемость банка), соответственно появляется и растет предложение систем, отвечающих новым требованиям. В целом же, к сожалению, до сих пор на рынке недостает систем, адекватно решающих задачу комплексной автоматизации банковской деятельности в ее современном понимании (у всех чего-то не хватает). обслуживании, а значит, рост продаж производителей АБС. В качественном плане наибольшее влияние оказало намерение ЦБ получать от банков отчетность по МСФО.
Любая автоматизированная банковская система представляет из себя сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах. По сути БС представляет из себя комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей.
Внедрение IT в банковскую сферу позволяет:
эффективно осуществить целевой подход в управлении;
снизить время на проведение расчётов ;
повысить оперативность принимаемых решений;
оптимизировать процессы распределения и размещения средств;
расширить спектр оказываемых услуг и повысить их качество;
расширить круг клиентов банка
Таким образом повышается эффективность деятельности банка.
Судя по всему, в ближайшее время темпы развития БС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Наиболее оптимальные сетевые технологии будут браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют в конечном счете все - и банки и их клиенты.
Список литературы
Кроливецкая Л. П., Белоглазова Г. Н. Банковское дело: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004.
Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003.
Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы и статистика, 2004.
Жарковская Е.П, Учебник: Банковское дело. –3-е изд. – М.: Омега-Л, 2005,- 440с. ISBN 5-98119-320-4
Жарковская Е.П, Арендс И.О., Банковское дело: Курс лекций, 2-е изд.- М.:ОМега-Л, 2004, с 400с., ISBN5-98119-235-6
Лаврушин О.И. Банковское дело, Учебник. М: Финансы и статистика,2003.
Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 304с.
Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах. – М.: Финансы и статистика; Электроинформ,2005. – С.85, 245.
Сень А., Юшков Ю. Телекоммуникации в банковских системах. Журнал "Банковские технологии", 2006г.
Журнал "Банковские технологии" (№4, 2004 г.)
Соркин Кайа, Суконник Михаэль. Передача информации в современных банковских сетях. Журнал "Банковские технологии", 2006 г.
Э. Роде. Банковские операции, М: Терра, 2003, 254с.
www.cbr.ru












39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кроливецкая Л. П., Белоглазова Г. Н. Банковское дело: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
2.Балабанов И. Т., Савинская Н. А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004.
3.Алескеров С.И., Землин А.И., Ольховская Н.П.; Под ред. Землина А.И. Банковское право. Практикум: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003.
4.Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы и статистика, 2004.
5.Жарковская Е.П, Учебник: Банковское дело. –3-е изд. – М.: Омега-Л, 2005,- 440с. ISBN 5-98119-320-4
6.Жарковская Е.П, Арендс И.О., Банковское дело: Курс лекций, 2-е изд.- М.:ОМега-Л, 2004, с 400с., ISBN5-98119-235-6
7.Лаврушин О.И. Банковское дело, Учебник. М: Финансы и статистика,2003.
8.Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 304с.
9.Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах. – М.: Финансы и статистика; Электроинформ,2005. – С.85, 245.
10.Сень А., Юшков Ю. Телекоммуникации в банковских системах. Журнал "Банковские технологии", 2006г.
11.Журнал "Банковские технологии" (№4, 2004 г.)
12.Соркин Кайа, Суконник Михаэль. Передача информации в современных банковских сетях. Журнал "Банковские технологии", 2006 г.
13.Э. Роде. Банковские операции, М: Терра, 2003, 254с.
14.www.cbr.ru

Вопрос-ответ:

Какое значение и суть банковской отчетности?

Банковская отчетность имеет огромное значение для центрального банка РФ и всей банковской системы. Она представляет собой систематизированную информацию о финансовом состоянии и деятельности банка, что позволяет контролировать его операции, а также принимать решения в случае обнаружения каких-либо неправильностей или рисков. Отчетность также является инструментом для анализа и мониторинга банка, а также важным источником информации для внешних стейкхолдеров, таких как акционеры, регулирующие органы и инвесторы.

Какие технологии и способы используются для подготовки банковской отчетности для ЦБ РФ?

Для подготовки обязательной и налоговой отчетности для ЦБ РФ используются различные технологии и способы. Для обязательной отчетности могут использоваться специализированные программные решения, такие как ABBYY "FINEREADER БАНК", которые позволяют автоматизировать процесс сбора и анализа данных, а также генерацию отчетов. Для налоговой отчетности могут применяться различные системы и инструменты, такие как система S.W.I., которые обеспечивают правильное заполнение и подачу налоговых деклараций в соответствии с требованиями законодательства.

Какие требования предъявляются к банковским системам (БС) в области информационных технологий?

К банковским системам (БС) предъявляются различные требования в области информационных технологий. Они должны быть надежными, безопасными и удобными в использовании. Банковские системы должны обеспечивать высокую степень защиты данных, а также иметь возможность интеграции с другими системами, такими как системы ЦБ РФ. Они также должны быть гибкими и масштабируемыми, чтобы соответствовать изменяющимся требованиям и объему операций. Кроме того, банковские системы должны быть адаптированы к специфическим требованиям ЦБ РФ в области банковской отчетности.

Какое значение имеет и что такое банковская отчетность?

Банковская отчетность является информацией о финансовом состоянии и деятельности банка. Она имеет важное значение для центрального банка РФ и других заинтересованных сторон, так как позволяет контролировать и анализировать банковскую систему, выявлять риски и принимать соответствующие решения.

Какие технологии и способы используются для подготовки банковской отчетности для ЦБ РФ?

Для подготовки обязательной отчетности используются различные способы и инструменты, включая автоматизированные системы, программное обеспечение и расчетные формы. Для налоговой отчетности также используются специализированные программы и системы. Они позволяют обрабатывать и анализировать большие объемы данных более эффективно и точно.

Какие требования предъявляются к банковским системам в информационных технологиях?

К банковским системам (БС) предъявляются высокие требования к безопасности, надежности, скорости обработки и доступности данных. Банковские системы должны быть способны обрабатывать большие объемы информации, поддерживать высокую производительность и обеспечивать защиту данных от несанкционированного доступа и внешних угроз.

Что такое ABBYY «FINEREADER БАНК»?

ABBYY «FINEREADER БАНК» - это специализированное программное обеспечение для распознавания и обработки банковских документов. Оно позволяет автоматизировать процессы подготовки банковской отчетности, улучшить качество распознавания данных и сократить время выполнения операций. Программа имеет широкий функционал и может быть интегрирована с другими информационными системами банка.

Что можно сказать об информационной системе S.W.I.?

S.W.I. - это общая система сведений, предназначенная для поддержки информационных потребностей банков. В системе содержится широкий спектр информации, относящейся к банковской отчетности, финансовым операциям и другим аспектам деятельности банка. Она позволяет анализировать данные, получать отчеты и прогнозы, а также обеспечивает возможность интеграции с другими системами банка.