Депрессия:социальные и медицинские программы предупреждения развития депрессии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Медицина
  • 3131 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 02.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ПРОГРАММЫ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ДЕПРЕССИЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕПРЕССИЙ
ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКИЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИЙ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Конкретные реабилитационные задачи определяются особенностями заболевания, характером и степенью нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности инвалида. В одних случаях они могут быть относительно простыми (например, обеспечение слуховым аппаратом слабослышащего), в других — более сложными и включать комплекс различных по характеру и направленности реабилитационных мероприятий (трудотерапию, психотерапию, протезирование, профессиональное переобучение, помощь в трудоустройстве и др.).
В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют исключительно важное значение при осуществлении программ как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации.
Лечение болезни может проводится без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей. Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного — семейного, трудового, общественного.
основные принципы и этапы реабилитации при депрессивных состояниях
Основными принципами реабилитации являются:
1) партнерство — постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;
2) разносторонность воздействий — указывает на необходимость использовать разные меры воздействия от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению семьи больного, его ближайшего окружения;
3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия — подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
4) ступенчатость воздействий — включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления психо- и социотерапевтические).
В процессе реабилитации выделяются три этапа:
1) этап восстановительного лечения (восстановления биомедицинского статуса) — лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему (по данным экспертов ВОЗ у 87% больных реабилитация заканчивается на первом этапе, когда больной в результате восстановления или полной компенсации нарушенных функций возвращается к обычной деятельности);
2) этап социализации или ресоциализации (восстановления индивидуально-личностного статуса) — начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях. Это адаптация к семье и микросоциальному окружению с развитием, формированием, восстановлением или компенсацией социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;
3) этап социальной интеграции или реинтеграции (восстановления социального статуса) — сосредоточен на оказании содействия и создании условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества (рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь).
Каждый из этапов реабилитации имеет свои конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами и методами реабилитационного воздействия.
Так как медицинские службы не в состоянии удовлетворить ожидания и потребности возрастающего числа пациентов, нуждающихся в психотерапевтической помощи, встает закономерно вопрос о необходимости расширения соответствующей сети специальных учреждений, а также изменений в системе подготовки кадров. Известно, что в настоящее время в стране 15 тыс. психиатров, 2 тыс. психотерапевтов и 1,5 тыс. медицинских психологов. Для полной реализации Приказа МЗ РФ №294 от 30.10.95 «О психиатрической и психотерапевтической помощи» необходимо иметь не менее 8 тыс. психотерапевтов. Имеющийся вакуум в оказании психотерапевтической и психологической помощи стараются заполнить альтернативные целители - их около 300 тыс. в стране. Обычно связывают трудности более интенсивного расширения уровня социальной адаптации больных и здорового населения города.
Существенное место в службе охраны психического здоровья населения занимают психотерапевтические центры, которых к настоящему времени в России не более 20. В настоящее время государственная политика в области охраны психического здоровья, в основном, останавливается на вопросах и проблемах оказания психиатрической помощи. Безусловна необходимость развития и усовершенствования психиатрической службы, долгое время находившейся в нашей стране без должного внимания. Но сегодня актуально говорить и о том, что вопросы психопрофилактики, психогигиены и психотерапии у людей, не страдающих выраженными психическими расстройствами, т.е. у большинства населения, нуждаются в пристальном внимании со стороны государства. Недостаточность мероприятий в этой сфере, на фоне ухудшающейся политической и социально-экономической ситуации в стране, привела к шквалу альтернативных предложений, включающих откровенно шарлатанские и жульнические. При существующем положении, только целенаправленные государственные и общественные меры в области здравоохранения и социальной политики помогут остановить рост психического неблагополучия и предотвратить кризис более страшный, чем политический и экономический, - психопатологическую эпидемию.
заключение
В течение последнего столетия структура заболеваемости и смертности в развитых странах принципиально изменилась. Инфекционные болезни, кроме вирусных, отодвинулись на второе место, а первое заняли заболевания сердечнососудистой системы, эндокринные нарушения и психические расстройства, среди которых преобладают различные депрессивные состояния. При всем разнообразии депрессивных состояний человека, в этиологии и патогенезе имеются общие черты: в их возникновении важную, а иногда и решающую роль, играет интенсивная и длительная стресс-нагрузка.
Для борьбы с ростом заболеваемости неинфекционными болезнями Всемирная организация здравоохранения учредила в 1994 году Общенациональную интегрированную программу профилактики неинфекционных заболеваний СИНДИ /Countrywide Itegreated Noncommunicable Diseases Intervention/. Цель программы СИНДИ заключается в снижении факторов риска неинфекционных заболеваний, в том числе и психосоциальных стрессов. Программа основывается на принципе ответственности людей за свое здоровье. Главным условием такого подхода является предоставление исчерпывающей информации, позволяющей понять определяющие факторы - детерминанты здоровья, а также возможности, навыки и умения для его улучшения. С 1998 года Центры медицинской профилактики активно включились в работу по программе в рамках разработки адаптированного к российским условиям модуля «антистресс» программы СИНДИ.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации ставит на первое место «увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний». И мы вправе отнести это и к вопросам охраны психического здоровья, хотя непосредственно на них Концепция не останавливается.
23 июля 1997 года Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения приняла решение № 4 «Психическое здоровье населения России как проблема национальной безопасности». По данному решению вышел Приказ Минздрава РФ (03.10.97, № 291). В этом документе уделяется значительно большее внимание социальным факторам, влияющим на психическое здоровье при взаимодействии человека и социума. Здесь записано: «Основными причинами роста заболеваемости психической патологией, прежде всего, являются сложная социально-экономическая обстановка (угрозы социальной незащищенности, безработицы и др.), а также развитие межнациональных и этнических конфликтов. Вынужденная внутренняя и внешняя миграция также способствует развитию стрессовых и непсихотических состояний. В организационном плане отмечаются упущения в согласовании действий и принятия решений органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области психопрофилактики и психогигиены. Из-за острого недостатка специалистов по социальной работе, психологов, социальных работников, юристов в стране практически отсутствует социально-психологическая служба, осуществляющая предупреждение эмоционально-стрессовых расстройств».
Анализ ситуации в России в сфере психического здоровья и исследование состояния психотерапевтической службы позволяют сформулировать следующие задачи по медико-социальной профилактике депрессивных состояний:
1. Создание на государственной основе единого информационного поля по оказываемой психотерапевтической и медико-психологической помощи (как в государственной, так и в негосударственной сферах). Зачастую человек не обращается к специалисту просто потому, что не знает, куда именно пойти, либо вовсе не осведомлен о существовании данной услуги. Информация о медицинских учреждениях, оказывающих психотерапевтическую и медико-психологическую помощь, должна быть систематизирована и общедоступна. Кроме того, психотерапия должна быть включена в перечень бесплатных медицинских услуг, т.к. целые слои населения, остро нуждающиеся в помощи психотерапевта, не имеют возможности оплачивать ее.
2. Тесное взаимодействие с врачами других специальностей. В настоящее время отмечается значительное распространение стертых, соматизированных депрессий, неврозов без четко выраженной психологической составляющей, которые трудно распознать специалисту общесоматического профиля. По оценке специалистов, до 40 % обращающихся в соматические поликлиники и до 70 % находящихся в соматических стационарах нуждаются в лечении или разовой консультации психотерапевта. Отсутствие адекватного лечения (в данном случае психотерапевтического) может приводить к утяжелению и хронизации заболевания. Осуществление комплексной диагностики с привлечением специалистов-психотерапевтов и медицинских психологов будет способствовать выявлению этих заболеваний на ранних стадиях с последующим психотерапевтическим лечением.
3. Проведение мероприятий по работе с людьми, получающими лечение в общесоматических и специализированных стационарах (онкологических, кожно-венерологических и др.). Ситуации тяжелой болезни (особенно несущей угрозу смерти - рак, сердечные заболевания) порождают критический уровень стресса, опасный для нормального функционирования психики. Поэтому психотерапевтическая помощь в разных формах и объемах необходима при целом ряде заболеваний, напрямую не связанных с психическим неблагополучием. Больным, находящимся на лечении в непсихиатрических стационарах, должна быть предоставлена возможность обращения за такой помощью.
4. Развитие мер психопрофилактики в виде предбрачного и семейного консультирования, участие психотерапии (в ряду других медицинских дисциплин) в процессе охраны материнства и детства. Состояние семьи как важнейшего социального института является актуальной проблемой современности. Рост числа неполных семей вследствие разводов; детская безнадзорность в семьях алкоголиков и наркоманов; недостаток внимания детям из-за невротизации и загруженности родителей - все это нельзя не учитывать, прогнозируя ближайшее и отдаленное будущее. В современной напряженной обстановке необходимо уделять особенное внимание психологическому сопровождению беременности, психопрофилактике при подготовке к родам, что является распространенной практикой в развитых странах.
5. Участие психотерапии в ряду других медицинских дисциплин в процессе реабилитации и реадаптации. Здесь можно говорить о помощи военнослужащим, участвовавшим в военных действиях; мирным жителям, находившимся в зонах конфликтов; людям, пострадавшим в результате катастроф или других чрезвычайных происшествий.
Особо следует подчеркнуть необходимость диагностической, лечебной и экспертизной психотерапевтической и медико-психологической работы с лицами, вынужденными к резкой перемене привычных социальных стереотипов. В первую очередь, учитывая мощность стрессогенных факторов, речь идет о людях, совершивших правонарушения, а также о вынужденных переселенцах. Во всех пограничных случаях, список которых может быть продолжен, своевременная психотерапевтическая и медико-психологическая помощь активно препятствует развитию тяжелого хронического стресса и, как следствие, предупреждает нарастание социальной дезадаптации во всех сферах жизнедеятельности человека. Кроме этого, психотерапия может и должна иметь место в процессе реабилитации при различной соматической и нервно-психической патологии в практике ЛПУ и при санаторно-курортном лечении.
6. Повышение психологической культуры населения. Участие в реализации государственной политики в отношении наркомании, алкоголизма, табакокурения путем проведения психопрофилактики в виде разъяснительной работы в средствах массовой информации, в школах, на предприятиях.
Таким образом, современная стратегия охраны психического здоровья предполагает усиление внимания к здоровому человеку на основе реализации мероприятий по выявлению факторов риска, целостной оценки функционального состояния человека, профилактике, ранней диагностике и коррекции предболезненных состояний. Важна интеграция службы психического здоровья с общемедицинскими структурами, формирование положительного образа службы охраны психического здоровья, создание широкой сети центров восстановления психического здоровья, обеспечивающих многоступенчатую медицинскую, психологическую, трудовую и социальную реабилитацию.

Литература

Александров А.А. Медицинская психология в условиях общественного кризиса // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.25 -30.
Амбрумова А.Г., Калашникова О.Э. Психологические аспекты одиночества // Социальная и клиническая психиатрия, 1996, №6, с.53-63.
Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для ВУЗов. М.: «Академия», 2001.- 352 с.
Войтенко P.M. Психическое здоровье и криминальная ситуация // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.32 -35.
Дмитриев Н.Д. Государственная политика в области охраны психического здоровья // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.11 -17.
Клиническая психология. Под ред. М.Перре. С-Пб.:Питер, 2002. – 1312 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В.Клиническая психология: Учебник для ВУЗов. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2002. – 864 с.
Синицкий В.Н. Депрессивные состояния. Киев, 1986 «Здоровя» – 328 с.
Тайц Б.М., Кашкарова О.Е., Дмитриев Н.Д. Психическое здоровье людей - объект внимания социальных ведомств // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.6 -7.
Ташлыков В.А. Актуальные вопросы охраны психического здоровья// Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.7-11.

Александров А.А. Медицинская психология в условиях общественного кризиса // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.27.

Войтенко P.M. Психическое здоровье и криминальная ситуация // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.33.

Ташлыков В.А. Актуальные вопросы охраны психического здоровья// Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.9.

Синицкий В.Н. Депрессивные состояния. Киев, 1986 «Здоровя» – с.156.

Сидоров П.И., Парняков А.В.Клиническая психология: Учебник для ВУЗов. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2002. – с. 811.

Амбрумова А.Г., Калашникова О.Э. Психологические аспекты одиночества // Социальная и клиническая психиатрия, 1996, №6, с.56.

Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для ВУЗов. М.: «Академия», 2001.- 172 с.

Клиническая психология. Под ред. М.Перре. С-Пб.:Питер, 2002. – с. 546.

Дмитриев Н.Д. Государственная политика в области охраны психического здоровья // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.15.

Тайц Б.М., Кашкарова О.Е., Дмитриев Н.Д. Психическое здоровье людей - объект внимания социальных ведомств // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.6.













4

ЛИТЕРАТУРА

1.Александров А.А. Медицинская психология в условиях общественного кризиса // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.25 -30.
2.Амбрумова А.Г., Калашникова О.Э. Психологические аспекты одиночества // Социальная и клиническая психиатрия, 1996, №6, с.53-63.
3.Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для ВУЗов. М.: «Академия», 2001.- 352 с.
4.Войтенко P.M. Психическое здоровье и криминальная ситуация // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.32 -35.
5.Дмитриев Н.Д. Государственная политика в области охраны психического здоровья // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.11 -17.
6.Клиническая психология. Под ред. М.Перре. С-Пб.:Питер, 2002. – 1312 с.
7.Сидоров П.И., Парняков А.В.Клиническая психология: Учебник для ВУЗов. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2002. – 864 с.
8.Синицкий В.Н. Депрессивные состояния. Киев, 1986 «Здоровя» – 328 с.
9.Тайц Б.М., Кашкарова О.Е., Дмитриев Н.Д. Психическое здоровье людей - объект внимания социальных ведомств // Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.6 -7.
10.Ташлыков В.А. Актуальные вопросы охраны психического здоровья// Психическое здоровье. Материалы конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. с.7-11.

Вопрос-ответ:

Какие существуют социальные и медицинские программы предупреждения развития депрессии?

Существует множество социальных и медицинских программ предупреждения развития депрессии. Одна из них - проведение тренингов и курсов, нацеленных на повышение психологической устойчивости и развитие навыков эмоционального саморегулирования. Другие программы включают в себя проведение психотерапевтических сеансов, прием антидепрессантов и других медикаментов, а также социальную поддержку и помощь от специалистов.

Какие основные принципы и этапы реабилитации при депрессивных состояниях?

Основные принципы реабилитации при депрессивных состояниях включают в себя индивидуальный подход к каждому пациенту, использование комплексного подхода, сотрудничество пациента со специалистами, а также постоянное отслеживание результатов лечения. Этапы реабилитации включают анализ и диагностику состояния пациента, разработку индивидуального плана реабилитации, проведение терапевтических мероприятий и последующее обследование и контроль состояния пациента.

Какие литературные источники рекомендуются для изучения темы депрессии и ее профилактики?

Литература по теме депрессии и ее профилактики достаточно обширна. Рекомендуется обратить внимание на такие источники, как "Депрессия: понимание и помощь" автора Аарона Бека, "Депрессия: симптомы, причины, лечение" автора Питера Левина, "Преодоление депрессии" автора Кейт Форди, а также научные статьи, опубликованные в журналах "Жизнь с депрессией" и "Депрессия и ее лечение".

Какие специальные реабилитационные задачи устанавливаются в зависимости от особенностей заболевания и степени нарушенных функций при депрессивных состояниях?

Конкретные реабилитационные задачи в зависимости от особенностей заболевания и степени нарушенных функций могут включать тренировку социальных навыков, развитие позитивного мышления, повышение самооценки, управление стрессом и тревогой, обучение навыкам решения проблем, физическую активность, а также развитие культурного и социального роста.

Какие программы предупреждения развития депрессии существуют?

Существуют как социальные, так и медицинские программы предупреждения развития депрессии. Социальные программы включают различные мероприятия по повышению информированности общества о депрессии, проведение психологического обучения и тренингов, а также создание условий для социальной поддержки и взаимопомощи. Медицинские программы, в свою очередь, включают раннюю диагностику депрессии, назначение соответствующей медикаментозной терапии и проведение психотерапевтических сеансов.

Какие аспекты социальной профилактики депрессии существуют?

Социальная профилактика депрессии включает в себя несколько аспектов. Например, это информационная кампания, направленная на повышение осведомленности о депрессии среди населения. Также проводятся тренинги и психологическое обучение, чтобы обучить людей навыкам эмоционального самоконтроля и управления стрессом. Кроме того, социальная поддержка и установление социальных связей помогают предотвратить развитие депрессии у уязвимых групп населения.

Какие основные медицинские аспекты предупреждения развития депрессии?

Основные медицинские аспекты предупреждения развития депрессии включают раннюю диагностику заболевания, своевременную консультацию с психиатром или психотерапевтом, назначение соответствующей медикаментозной терапии (если требуется) и проведение терапевтических сеансов. Также важным аспектом является регулярный мониторинг состояния пациента и корректировка лечения.

Какие есть социальные программы предупреждения развития депрессии?

Среди социальных программ предупреждения развития депрессии можно выделить программы психологической поддержки и консультирования, образовательные программы, направленные на повышение осведомленности о депрессии и ее симптомах, а также программы социальной адаптации для людей с депрессивными состояниями.

Какие медицинские программы помогают предупреждать развитие депрессии?

Среди медицинских программ предупреждения развития депрессии можно выделить программы психотерапии, фармакотерапии, реабилитационные программы, включающие комплекс мероприятий для восстановления психического и физического состояния пациента, а также программы раннего выявления и диагностики депрессивных состояний.