Вам нужна дипломная работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Разработка автоматизированного рабочего места менеджера склада

  • 63 страницы
  • 0 источников
  • Добавлена 06.02.2007
930 руб. 3 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Аналитическая часть
1.1. Технико-экономическая характеристика предметной области
1.1.1 Характеристика предприятия
1.1.2. Краткая характеристика подразделения и видов его деятельности
1.2. Экономическая сущность задачи (комплекса задач)
1.3. Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники для решения задачи (комплекса задач).
1.4. Постановка задачи
1.4.1. Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи
1.4.2. Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ
1.4.3. Формализация расчетов подзадач
1.5. Анализ существующих разработок, выбор и обоснование стратегии автоматизации и способа приобретения ИС. Обоснование выбора технологии проектирования
1.6. Обоснование проектных решений по видам обеспечения:
1.6.1. по техническому обеспечению (ТО)
1.6.2. по информационному обеспечению (ИО)
1.6.3. по программному обеспечению (ПО)
1.6.4 по технологическому обеспечению
2. Проектная часть
2.1. Информационное обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ)
2.1.1. Информационная модель и ее описание
2.1.2. Используемые классификаторы и системы кодирования
2.1.3. Характеристика первичных документов с нормативно-справочной и входной оперативной информацией
2.1.4. Характеристика базы данных
2.1.5. Характеристика результатной информации
2.2. Программное обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ)
2.2.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.2.2. Структурная схема пакета (дерево вызова процедур и программ)
2.2.3. Описание программных модулей
2.3. Технологическое обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ)
2.3.1.Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации
2.3.2. Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации
2.4. Описание контрольного примера реализации проекта
3. Обоснование экономической эффективности проекта
3.1 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности
3.2 Расчет показателей экономической эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Руководство пользователя
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Description
Resume Exit_Кнопка37_Click

End Sub
Private Sub Кнопка39_Click()
On Error GoTo Err_Кнопка39_Click

Dim stDocName As String

stDocName = "Заказы"
DoCmd.OpenReport stDocName, acPreview

Exit_Кнопка39_Click:
Exit Sub

Err_Кнопка39_Click:
MsgBox Err.Description
Resume Exit_Кнопка39_Click

End Sub

4.4. Основные понятия

В этом разделе будут описаны основные понятия и определения, используемые при работе с системой.
Таблица. Это файл, содержащий некоторую информацию из заранее определенного количества столбцов и неограниченного в принципе количества строк. При этом строки таблицы называют записями, а столбцы называют полями таблицы. Примером может служить таблица со изделий, где имеется пять полей: номер изделия, наименование изделия, оптовая цена, средняя цена, розничная цена. Каждое изделие является записью таблицы.
Индекс. Это файл, создаваемый системой для очень быстрой обработки информации в таблицах.
Отношения между таблицами. Это заранее определенная связь между несколькими таблицами. При этом связь создается по так называемому ключевому полю, которое находится во всех связываемых таблицах. Пример отношения. Пусть имеются две таблицы, в одной из которых имеются поля: Фамилия, Имя, Отчество и табельный номер. Другая таблица имеет поля: табельный номер и Фамилию, Имя, Отчество родственника. При этом записи в первой таблице Иванов Иван Иванович табельный номер 113 может соответствовать 2 записи во второй таблице: Иванова Е.Г., Иванов С.К. с табельными номерами 113. При этом мы имеем отношение между двумя таблицами по уникальному ключевому полю Табельный номер. При таком установленном отношении мы можем всегда однозначно определить список родственников во второй таблице для конкретного человека из первой таблицы.
База данных. Это совокупность используемых в системе таблиц, индексов и отношений.
Справочник. Это таблица, содержащая конечный список каких-либо записей и предназначенная для облегчения ввода данных, а также для ограничения самого количества этих данных. Любой справочник имеет два поля: Наименование и код наименования. Примером может также служить таблица со списком изделий. Эта таблица ограничена заранее определенным списком изделий и значительно облегчает работу при вводе данных, позволяя выбирать изделие из списка, а не набирать его каждый раз вручную. Справочники применяются также для составления запросов и являются неотъемлемой частью запросной системы.



4.5. Описание работы программы «Склад»

1. Для запуска программы достаточно двойного щелчка по значку приложения «Склад». На экране появятся два окна предупреждения: «Предупреждение: комплектующие» (информация о тех комплектующих, которых недостаточно на складе для выполнения заказов с учетом уже выданных комплектующих); «Предупреждение: заказы» (информация о невыполненных в срок заказах). После ознакомления с информацией необходимо нажать кнопку ОК для закрытия форм.
2. На экране появится диалоговое окно «Производственно-складской учет», предназначенное для всех пользователей приложения. Окно содержит кнопки «Регистрация поступления комплектующих на склад», «Регистрация поступления комплектующих на сборку», «Регистрация поступления собранных изделий на склад», «Регистрация поступления заказов», «Регистрация выполнения заказов», «Администратор», «Выход из приложения».
а) Кнопка «Регистрация поступления комплектующих на склад» открывает соответствующую форму для внесения записи о поступлении комплектующих на новой записи, при этом название комплектующих необходимо выбрать из раскрывающегося списка. Если комплектующего нет в списке, нужно щелкнуть по кнопке Новые комплектующие и внести информацию о новом комплектующем.
б) Кнопка «Регистрация поступления комплектующих на сборку» открывает окно для ввода номера заказа, для выполнения которого будут выданы комплектующие. Информация о составе комплектующих, об их количестве на единицу изделия появляется автоматически. Необходимо внести отметку о том, что комплектующие выданы. .
в) «Регистрация поступления собранных изделий на склад». Здесь также необходимо выбрать только название изделий и указать количество. Цены на изделие появляются автоматически.
г) «Регистрация поступления заказов». Здесь необходимо выбрать из списка название изделия, количество, указать вид продажи (опт, розница, средний опт), выбрать из списка наименование заказчика. Если в списке наименование заказчика отсутствует, то, нажав кнопку Регистрация нового клиента, внести информацию о новом заказчике. Остальные поля в форме Заказы (сведения о заказчике) будут заполнены автоматически. Для вывода информации о цене изделия и стоимости заказа нужно нажать кнопку Определить стоимость.
д) кнопка «Регистрация выполнения заказов» вызывает окно Выполнение заказов, в котором предлагается выбрать способ получения информации: по номеру заказа или просмотр всех заказов. Здесь необходимо внести информацию о дате выполнения заказа, датах оплаты и отгрузки. Кнопка Сформировать отчетные документы позволяет вывести на экран отчетные документы по данному заказу.
е) «Выход из приложения» завершает работу программы.
ж) кнопка «Администратор» вызывает окно для введения пароля (123456) и переводит пользователя в режим Администратора.

3. Режим Администратора. При входе в режим Администратора открывается окно «Производственно-складской учет-Администратор».
а) Кнопка «Справочник изделий» открывает форму для внесения информации о каждом изделии. Необходимо вписать название изделия, цены, заполнить таблицу Состав изделия. Наименование комплектующих выбираем из открывающегося списка. Если нужное нам комплектующее отсутствует, то нажимаем кнопку Новое комплектующее и вносим информацию о нем, если комплектующее является метизом или керамикой необходимо поставить галочку в соответствующем поле. Кнопка Удалить запись позволяет удалить информацию о изделии.
б) «Информация о клиентах» позволяет просмотреть все данные о клиентах, а также удалять и вносить записи.
в) «Учет комплектующих на складе» вызывает окно «Способ получения информации». При выборе кнопки «По всем изделиям» появляется форма, с помощью которой можно просмотреть информацию о наличии комплектующих по каждому изделию. При нажатии кнопки «По выбранному изделию» - по одному изделию. (Отметим, что здесь отображается информация о комплектующих, необходимых для изготовления этого изделия, имеющихся на складе (кроме метизов и керамики)).
г) «Учет метизов на складе» позволяет просмотреть информацию о наличии метизов по каждому изделию.
д) «Учет керамики на складе» - аналогично.
е) Кнопки в разделе Просмотр и печать позволяют формировать соответствующие отчетные документы, затем выводить их на печать.

5. Тестирование программы
5.1. Разработка контрольного примера

Прежде, чем использовать программу, необходимо провести тестирование с целью проверки всех функций, которые должна выполнять программа и проверки реакции программы в различных ситуациях.
Этап тестирования может повлечь затраты, которые составят половину общих расходов на создание системы. В больших программах, всегда содержатся ошибки, не выявленные в процессе отладки. Причина состоит в том, что количество тестовых сочетаний исходных данных, обеспечивающих прохождение вычислительного процесса по всем сочетаниям возможных путей в программе, увеличивается экспоненциально с ростом числа ветвей алгоритма. Поэтому практически невозможно испытать программу на завершающей стадии разработки по всем вариантам исходных данных.
В процессе эксплуатации эти ошибки выявляются, возникает необходимость их устранения. Разработчик вынужден модифицировать ПП, исправляя допущенные ошибки и добавляя или изменяя некоторые функции. Этим обстоятельством и объясняется появление новых версий ПП.
В процессе тестирования используются различные критерии, наиболее важными из которых являются:
- должны быть использованы данные, характерные для системы в рабочем состоянии;
- каждый оператор должен быть выполнен, по крайней мере, один раз, и программа должна выдать правильный результат;
- каждая ветвь программы должна быть опробована, и программа должна выдать правильный результат;
При организации данных для тестирования полезно руководствоваться следующими положениями:
- вначале используются простые тесты, затем более сложные;
- в качестве тестовых данных хорошо использовать экстремальные значения;
- следует учитывать логику операторов, например, для оператора DO WHILE X<Y ... ENDDO выбираются значения X<Y, X=Y, X>Y;
- результат работы теста должен быть известен до его выполнения.

Методы тестирования программного обеспечения делятся на нисходящие и восходящие. Нисходящие методы основаны на тестировании основной программы, в которой вызываемые модули заменены заглушками. Заглушка - своего рода процедура, имитирующая выполнение действий и позволяющая оценить корректность работы программы до вызова имитируемого модуля. Восходящие методы подразумевают первоначально тестирование модулей, вызываемых из основной программы или других модулей, а затем тестирование модулей более высокого уровня или собственно программы. На этапе тестирования готовой программы необходимо произвести анализ корректности взаимодействия модулей.
Чтобы обеспечить полное тестирование на этапе разработки и программирования, необходимо комбинировать методы нисходящего и восходящего тестирования. Следует начать со второго, так как протестированные и отлаженные модули составят ту основу, на которой в дальнейшем будет строиться нисходящее тестирование. Тестирование необходимо проводить следующим образом:
-проверить корректность процедур, используемых в программных модулях;
-т.к. программа ориентирована на пользователя, то необходимо особое внимание уделить функциям передачи управления для точного соответствия работы программы алгоритму;
-при разработке программы необходимо использовать локальные определения переменных там, где это можно сделать. Это поможет быстрее локализовать ошибку.

Тестирование разрабатываемого программного обеспечения заключается в разработке тестовых примеров.

Проверка работы ввода-вывода данных:
перемещение вводимой информации в соответствующие файлы данных
подключение соответствующих справочников
редактирование записей в справочниках
правильность подсчета итоговых сумм

Проверка работы модуля вывода данных на принтер:
выдача для предварительного просмотра требуемого документа
правильность выбора данных
проверка готовности принтера к печати

Проверка работы модуля защиты от несанкционированного доступа:
запрос пароля администратора
работа редактора пользователей


Тестирование программы проводилось автором работы. Для проверки работы программы используются данные характерные для системы в рабочем состоянии, т. е. данные выбраны не случайным образом.
Разработанное приложение уже содержит всю информацию об изделиях, выпускаемых предприятием. Приведем те сведения, которые будут использоваться в контрольном примере.
Информация об изделиях
Изделие НомИзд НазвИзд ОптЦена СредЦена РознЦена 1 Сударушка с баком 500,00р. 400,00р. 300,00р. 2 Сударушка без бака 400,00р. 300,00р. 200,00р. 3 ЭНУ 3кВт феррит 652,00р. 607,00р. 564,00р.
Информация о комплектующих
Комплектующие КодК НазвК ЕдИзм Метизы Керамика 1 Емкость-насадка шт. Нет Нет 2 Комплект щитков шт. Нет Нет 3 Рамки комплект Нет Нет 4 Чугунная топка шт. Нет Нет 6 Обечайка шт. Нет Нет 7 Бак 50л шт. Нет Нет 8 Кран, прокладка шт. Нет Нет 9 Ручка, шуруп шт. Нет Нет 10 Краска черная тюбик Нет Нет 11 Краска серебрянка тюбик Нет Нет 12 винт, гайка 4 мм шт. Да Нет 13 болт, гайка 6 мм шт. Да Нет 14 заклепка вытяжная шт. Да Нет 15 саморез шт. Да Нет 16 Боковина нар.корп., мал.феррит. шт. Нет Нет 17 Боковина нар.корп., мал.зерк. шт. Нет Нет 18 Боковина нар.корп., мал.краш. шт. Нет Нет 19 Боковина нар.корп., сред.феррит шт. Нет Нет 20 Боковина нар.корп., сред.зерк. шт. Нет Нет 21 Боковина нар.корп., сред.краш. шт. Нет Нет 22 Стенка нар.корп., мал.феррит. шт. Нет Нет 23 Стенка нар.корп., мал.зерк. шт. Нет Нет 24 Стенка нар.корп., мал.краш. шт. Нет Нет 25 Стенка нар.корп., сред.феррит. шт. Нет Нет 26 Стенка нар.корп., сред.зерк. шт. Нет Нет 27 Стенка нар.корп., сред.краш. шт. Нет Нет 28 Бортик короткий шт. Нет Нет 29 Бортик узкий шт. Нет Нет 30 Планка широкая шт. Нет Нет 31 Планка узкая шт. Нет Нет 32 Отражатель шт. Нет Нет 33 Кронштейн отражателя шт. Нет Нет 34 Рамка шт. Нет Нет 35 Рейка рамки шт. Нет Нет 36 Боковина вн.корп., мал.феррит. шт. Нет Нет 37 Боковина вн.корп., мал.зерк. шт. Нет Нет 38 Боковина вн.корп., мал.краш. шт. Нет Нет 39 Боковина вн.корп., сред.феррит. шт. Нет Нет 40 Боковина вн.корп., сред.зерк. шт. Нет Нет 41 Боковина вн.корп., сред.краш. шт. Нет Нет 42 Стенка вн.корп., мал.феррит. шт. Нет Нет 43 Стенка вн.корп., мал.зерк. шт. Нет Нет 44 Стенка вн.корп., мал.краш. шт. Нет Нет 45 Стенка вн.корп., сред.феррит. шт. Нет Нет 46 Стенка вн.корп., сред.зерк. шт. Нет Нет 47 Стенка вн.корп., сред.краш. шт. Нет Нет 48 Накладка шт. Нет Нет 49 Поддон шт. Нет Нет 50 Контакты шт. Нет Нет 51 Скобка контактов шт. Нет Нет 52 Лента м Нет Нет 53 Упаковочная тара шт. Нет Нет 54 Нагрев.элемент 3 кВт шт. Нет Нет 55 Нагрев.элемент 4 кВт шт. Нет Нет 56 Нагрев.элемент 5 кВт шт. Нет Нет 57 Нагрев.элемент 6 кВт шт. Нет Нет 58 Нагрев.элемент 7 кВт шт. Нет Нет 59 Нагрев.элемент 8 кВт шт. Нет Нет 60 Нагрев.элемент 10 кВт шт. Нет Нет 61 Нагрев.элемент 12 кВт шт. Нет Нет 62 Нагрев.элемент 14 кВт шт. Нет Нет 63 Нагрев.элемент 16 кВт шт. Нет Нет 64 Нагрев.элемент 18 кВт шт. Нет Нет 66 Резистивная лента м Нет Да 67 Трубка керамич. шт. Нет Да 68 Кольцо керамич. шт. Нет Да
Сведения о составе изделий
СоставИзд Запрос НомИзд КодК НаЕд Сударушка с баком Емкость-насадка 1 Сударушка с баком Комплект щитков 1 Сударушка с баком Чугунная топка 1 Сударушка с баком Обечайка 1 Сударушка с баком Бак 50л 1 Сударушка с баком Кран, прокладка 1 Сударушка с баком Ручка, шуруп 1 Сударушка с баком Краска черная 1 Сударушка с баком Краска серебрянка 1 Сударушка с баком винт, гайка 4 мм 12 Сударушка с баком болт, гайка 6 мм 2 Сударушка с баком заклепка вытяжная 20 Сударушка с баком саморез 10 Сударушка без бака Емкость-насадка 1 Сударушка без бака Комплект щитков 1 Сударушка без бака Обечайка 1 Сударушка без бака Кран, прокладка 1 Сударушка без бака Ручка, шуруп 1 Сударушка без бака Краска черная 1 Сударушка без бака Краска серебрянка 1 Сударушка без бака винт, гайка 4 мм 12 Сударушка без бака болт, гайка 6 мм 2 Сударушка без бака заклепка вытяжная 20 Сударушка без бака саморез 10 Сударушка без бака Чугунная топка 1 ЭНУ 3кВт феррит винт, гайка 4 мм 12 ЭНУ 3кВт феррит заклепка вытяжная 20 ЭНУ 3кВт феррит саморез 10 ЭНУ 3кВт феррит Боковина нар.корп., мал.феррит. 2 ЭНУ 3кВт феррит Стенка нар.корп., мал.феррит. 2 ЭНУ 3кВт феррит Бортик короткий 1 ЭНУ 3кВт феррит Бортик узкий 1 ЭНУ 3кВт феррит Планка широкая 1 ЭНУ 3кВт феррит Планка узкая 1 ЭНУ 3кВт феррит Отражатель 1 ЭНУ 3кВт феррит Кронштейн отражателя 1 ЭНУ 3кВт феррит Рамка 1 ЭНУ 3кВт феррит Рейка рамки 1 ЭНУ 3кВт феррит Боковина вн.корп., мал.феррит. 2 ЭНУ 3кВт феррит Стенка вн.корп., мал.феррит. 2 ЭНУ 3кВт феррит Накладка 1 ЭНУ 3кВт феррит Поддон 1 ЭНУ 3кВт феррит Контакты 1 ЭНУ 3кВт феррит Скобка контактов 1 ЭНУ 3кВт феррит Лента 3 ЭНУ 3кВт феррит Упаковочная тара 1 ЭНУ 3кВт феррит Нагрев.элемент 3 кВт 2 ЭНУ 3кВт феррит Резистивная лента 30 ЭНУ 3кВт феррит Трубка керамич. 4 ЭНУ 3кВт феррит Кольцо керамич. 80 ЭНУ 3кВт феррит болт, гайка 6 мм 2
Информация о заказах
Заказы Ном_заказа НомИзд Количество Выданы_компл Опт Ср опт Розница Дата заказа Срок выполнения НомЗак Дата выполнения Оплата Отгрузка 1 1 2 Да Нет Нет Да 20.01.2003 15.03.2003 Гарант 14.03.2003 14.03.2003 15.03.2003 2 2 3 Нет Нет Да Нет 20.01.2003 12.02.2003 Сигма 0:00:00 3 3 6 Нет Да Нет Нет 20.01.2003 05.04.2003 Ладога 0:00:00 4 3 1 Нет Нет Нет Да 20.01.2003 04.05.2003 Тогда 0:00:00
Информация о клиентах
Клиенты НомЗ Фирма КонтЛицо Телефон 1 Гарант Симонов 111111 2 Сигма Долинин 232323 3 Ладога Пушкин 343434 4 Городище Ложкин 565656 5 Тогда Шутько 565656 6 Василек Уточкин 676767
Информация о поступлении комплектующих на склад
ПоступКомплСклад НомПост КодК Дата поставки Поставщик Количество 1 1 20.01.2003 0 2 1 20.01.2003 0 3 1 20.01.2003 Роса 10 4 2 20.01.2003 Роса 10 5 3 20.01.2003 Роса 100 6 4 20.01.2003 Росгарант 10 7 6 20.01.2003 Росгарант 10 8 6 20.01.2003 Роса 10 9 7 20.01.2003 Роса 20 10 8 20.01.2003 Росгарант 20 11 9 20.01.2003 Росгарант 20 12 10 20.01.2003 Роса 20 13 11 20.01.2003 Росгарант 20 14 12 20.01.2003 Металлист 100 15 13 20.01.2003 Металлист 100 16 14 20.01.2003 Металлист 100 17 15 20.01.2003 Металлист 100 18 66 20.01.2003 ИП Самоделкин 100 19 67 20.01.2003 ИП Самоделкин 100 20 68 20.01.2003 ИП Самоделкин 100
(Информацию вносим в базу, используя пользовательские формы).
Таким образом, считаем, что поступило 4 заказа, первый заказ выполнен, остальные – нет. Комплектующие выданы также только по первому заказу.

5.2. Результат работы программы

Проверка показала, что программа выдает правильные результаты для характерных совокупностей данных. Для проверки программа выполнена с тестовым примером.
При загрузке приложения появляются следующие предупреждения.



Предупреждения соответствуют первоначальным условиям.
Для выполненного заказа (заказ№1) сформируем отчетные документы.
В результате получим следующие отчетные документы.
ООО "Инжкомцентр"
Товарный чек № 1 от 08.04.2005
КОМУ Гарант
Наименовани Количеств Цена Сумма
Сударушка с баком 2 300,00р. 600


Заказ № 1
Клиент Дата заказа Срок выполнения
Гарант 20.01.2003 15.03.2003
Название изделия Количество Сумма
Сударушка с баком 2 600
Дата выполнения Отгрузка Оплата
14.03.2003 15.03.2003 14.03.2003



Накладная № 1
КОМУ Гарант
ОТ КОГО ООО "Инжкомцентр"
Наименовани Количеств Цена Сумма
Сударушка с баком 2 300,00р. 600
Дата 08.04.2005


Приложение № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и
выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах
по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 02.12.2000 № 914
Счет-фактура № 1 от 08.04.2005
Продаве ООО "Инжкомцентр"
ц
Адрес продавца
ИНН продавца
Грузоотправитель и его
Грузополучатель и его
К платежно-расчетному документу №
Покупатель Гарант
Адрес покупателя
ИНН покупателя
Наименование Количеств Цена Стоимость В том Налоговая Сумма Стоимость Страна Номер
товаров числе ставка налога товаров с происхож грузовой
без налога акциз учетом дения таможенной
налога декларации
Сударушка с баком 2 300,00р. 600
Всего к оплате
Руководитель предприятия Главный бухгалтер
(организации) (индивидуальный
предприниматель) (реквизиты государственной регистрации
индивидуального предпринимателя)
ВЫДАЛ (подпись ответственного лица от продавца)
Примечание.
1. Без печати не действительна.
2. В двух экземплярах, первый экземляр - покупателю, второй - продавцу.
Учет комплектующих на складе (для изделия Сударушка с баком)



Учет метизов (для изделия Сударушка с баком)


Учет керамики (по изделию ЭНУ 3 кВт феррит (для Сударушки керамика не используется))


Все результирующие данные соответствуют входной информации
Итоговая информация о заказах и их выполнении.
Регистрация заказов и их выполнения Ном_заказа Фирма КонтЛицо Телефон Дата заказа Срок выполнения НазвИзд Опт Ср опт Розница Количество Цена Сумма Дата выполнения Оплата Отгрузка 1 Гарант Симонов 111111 20.01.2003 15.03.2003 Сударушка с баком Нет Нет Да 2 300,00р. 600 14.03.2003 14.03.2003 15.03.2003 2 Сигма Долинин 232323 20.01.2003 12.02.2003 Сударушка без бака Нет Да Нет 3 300,00р. 900 0:00:00 3 Ладога Пушкин 343434 20.01.2003 05.04.2003 ЭНУ 3кВт феррит Да Нет Нет 6 652,00р. 3912 0:00:00 4 Тогда Шутько 565656 20.01.2003 04.05.2003 ЭНУ 3кВт феррит Нет Нет Да 1 564,00р. 564 0:00:00
Результатом проведенного тестирования программы является следующий вывод: приложение работает корректно, поставленные задачи полностью выполняются.
6. Технико-экономическое обоснование дипломного проекта

6.1. Технико-экономический анализ существующих систем и обоснование необходимости разработки данной темы

Разработка АРМ «Склад» представляет собой одну из наиболее важных задач современного управления.
Очевидно, что применение автоматизированных систем в этой области экономически целесообразно, т.к. это ведет к снижению трудозатрат на учет и обработку информации.
Для того чтобы разработка АРМ была экономически целесообразной и технически осуществимой, попробуем провести анализ некоторых существующих систем и выработать основные требования, предъявляемые к разработке.
В разработанном АРМ должны сочетаться следующие критерии:
допустимая стоимость копии программного продукта;
удобство в эксплуатации;
возможность послепродажной поддержки системы, что возможно на начальном этапе только вблизи от города, где находится фирма, ведущая разработку АРМ.
Что касается технических требований к разработке АРМ, то они изложены в соответствующих разделах, но, как можно заметить, если разработка пройдет успешно, то благодаря оригинальным идеям и проведенным исследованиям в теоретической области можно утверждать, что параметры нашего АРМ будут в целом не хуже, а во многом и лучше чем у многих промышленных систем, описанных в разделе системного проектирования. При этом возможности АРМ заметно будут превосходить возможности этих систем, а также большинства специализированных АРМ, написанных на многих предприятиях самостоятельно.
По последнему пункту - возможность послепродажной поддержки, мы в состоянии конкурировать с местными системами за счет высоких технических показателей, а также в состоянии конкурировать с большими фирмами - производителями программных продуктов из-за географической приближенности к своим потенциальным потребителям. Стоимость программного продукта должна быть обеспечена, по крайней мере не выше, чем средняя стоимость аналогичного программного продукта, предлагаемого на рынке. (Ориентировочно не более 200 долларов США).
Исходя из сказанного выше, мы можем сформулировать следующую цель разработки:
Разработать АРМ «Склад», в котором были бы воплощены идеи и теоретические разработки, изложенные в разделах «Основное проектирование» и «Разработка информационной структуры». АРМ должен обеспечивать удобство и простоту в работе. АРМ должен иметь конкурентную стоимость, которая и должна быть определена в настоящем разделе дипломного проекта путем оптимизации и расчета временных, финансовых и людских ресурсов.

6.2. Построение, расчет и оптимизация сетевого графика выполнения дипломного проекта.

Подробный список этапов.
Получение темы дипломного проекта.
Подбор научной литературы по теме.
Изучение научной литературы по теме.
Выбор метода решения.
Согласование выбранного метода.
Разработка структуры информационного обеспечения.
Построение блок схемы.
Написание программы.
Отладка программы.
Тестирование программы.
Получение контрольных примеров.
Решение и отладка контрольных примеров.
Написание инсталляции.
Представление полученных результатов.
Разработка мер по охране труда.
Расчет технико-экономических показателей.
Оформление пояснительной записки.
Оформление графического материала.
Согласование полученных результатов.
Обсуждение пояснительной записки.
Обсуждение графического материала.
Исправление ошибок в пояснительной записке.
Сдача проекта на рецензирование.
Предварительное обсуждение дипломного проекта.
Защита дипломного проекта.
.




Рис.1. Укрупненная сетевая модель.

Таблица 1. Список этапов.

Код Наименование работы 0-1 Получение темы дипломного проекта 1-2 Выбор метода решения 1-3 Построение блок схемы программы 2-4 Согласование выбранного метода 4-5 Написание программы 5-6 Отладка программы 6-7 Компоновка с главным меню 6-8 Оформление документации 7-9 Системная отладка всей программы 9-10 Защита дипломного проекта
В данном разделе будет построена сетевая модель выполнения всего комплекса работ, ее расчет и оптимизация. Преимущества методов сетевого планирования и управления: сокращение сроков работ, их четкая увязка во времени, выявление решающих работ (что позволяет сосредоточить внимание на них), обеспечение тесной организационной связи всего коллектива и подчинения его одному центральному органу.

Определение длительности работ.
Таблица 2.
№ Наименование работ Коды работ Длительность i j tijmin tijmax Tijож 1 Получение темы дипломного проекта 0 1 1 3 2 2 Подбор научной литературы по теме 1 2 4 6 5 3 Изучение научной лит-ры по теме 1 3 6 8 7 4 Выбор метода решения 1 4 4 6 5 5 Согласование выбранного метода 3 5 2 4 3 6 Раз-ка стр-ры информ. обеспечения 5 6 8 10 9 7 Построение блок-схемы 5 7 10 12 11 8 Написание программы 7 8 12 16 14 9 Отладка программы 7 9 4 6 5 10 Тестирование программы 8 10 11 13 12 11 Получение контрольных примеров 10 11 4 6 5 12 Решение и отладка контр. Примеров 11 12 8 10 9 13 Написание инсталляции 12 13 4 6 5 14 Представление полученных рез-тов 13 14 3 5 4 15 Разработка мер по охране труда 14 15 6 10 8 16 Расчет тех-эконом показателей 14 16 8 10 9 17 Оформление пояснительной записки 16 17 12 16 14 18 Оформление графического материала 17 18 6 8 7 19 Согласование полученных рез-тов 17 19 4 6 5 20 Обсуждение пояснительной записки 19 20 4 6 5 21 Обсуждение графического материала 19 21 1 1 1 22 Исправление пояснительной записки 20 22 6 8 7 23 Сдача проекта на рецензирование 22 23 6 8 7 24 Предварительное обсуждение ДП 23 24 1 3 2 25 Защита дипломного проекта 24 25 1 1 1
Математическое ожидание длительности работы вычислялось по формуле:
tijож = ( 3tijmin + 2tijmax) / 5
Директивный срок выполнения дипломного проекта = 120 дней.

Методология сетевого планирования и управления проектом предполагает, что рассмотренные выше исходные данные: структура сети, удовлетворяющая всем необходимым требованиям к ее построению и нумерации и длительности всех работ, трактуемые как детерминированные величины, даже если они представлены своими математическими ожиданиями и дисперсиями составляют достаточную основу для расчета календарных временных параметров. Эти последние представляют собой информационное обеспечение для планирования проекта по фактору времени. Планирование проекта по фактору стоимости требует, конечно, ведения дополнительных данных.


Основные временные параметры сети:
Длина критического пути - tкр
Ранний возможный срок наступления события - tp(i)
Поздний допустимый срок наступления события - tп(i)
Ранний возможный срок начала работы - tрн(i-j) = tp(i)
Поздний допустимый срок начала работы - tпн(i-j) = tп(j) - t(i-j)
Ранний возможный срок окончания работы - tро(i-j) = tp(i) + t(i-j)
Поздний допустимый срок окончания работы - tпо(i-j) = tп(j)
Резерв времени события - R(i) = tп(i) - tp(i)
Полный резерв времени работы - Rп(i-j) = tпо(i-j) - tpo(i-j)
Коэффициент напряженности выполнения работы – Kн(i-j) = 1 - Rп(i-j)/(tкр-t'кр), где
t'кр - совпадащая с длиной критического пути величина отрезка пути, проходящего через данную работу
Дисперсия работы, лежащей на критическом пути - st(i-j)

Длина критического пути = 120 дней


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Вершина графа - событие
Ребро графа - работа
1 - номер события
2 - T(i)П - поздний срок
3 - T(j)Р - ранний срок
4 - P(i) - резерв времени

Основные параметры сетевой модели.
Таблица 3.
N
Код
Работы tрн
(i-j) tро
(i-j) Tпн
(i-j) tпо
(i-j) Rп
(i-j) Kн
(i-j) st
(i-j) 1 0 - 1 2 2 0 2 0 1 0.16 2 1 - 2 2 7 5 11 4 0.97 0.16 3 1 - 3 2 9 2 9 0 0 0.16 4 1 - 4 2 7 5 11 4 0.97 0.16 5 3 - 5 9 11 9 11 0 0 0.16 6 5 - 6 11 20 38 47 27 0.76 0.16 7 5 - 7 11 21 11 21 0 0 0.16 8 7 - 8 21 35 21 35 0 0 0.64 9 7 - 9 21 26 42 47 21 0.82 0.16 10 8 – 10 35 47 35 47 0 0 1 11 10 - 11 47 52 47 52 0 0 0.16 12 11 - 12 52 61 52 61 0 0 0.16 13 12 - 13 61 66 61 66 0 0 0.16 14 13 - 14 66 70 66 70 0 0 0.16 15 14 - 15 70 77 92 98 21 0.81 0.64 16 14 - 16 70 79 70 79 0 0 0.16 17 16 - 17 79 93 79 93 0 0 0.64 18 16 - 18 79 86 92 98 12 0.89 0.16 19 17 - 19 93 98 79 98 0 0 0.16 20 19 - 20 98 103 98 103 0 0 0.16 21 19 - 21 98 99 109 110 11 0.91 0 22 20 - 22 103 110 103 110 0 0 0.16 23 22 - 23 110 117 110 117 0 0 0.16 24 23 - 24 117 119 117 119 0 0 0.16 25 24 - 25 119 120 119 120 0 0 0
Критический путь равен директивному сроку исполнения проекта. При расчете вероятности свершения конечного события в заданный срок, необходимо получить результат в пределах
0.35 < Pk < 0.65
При Pk<0.35 опасность нарушения срока настолько велика, что необходимо повторное планирование с перераспределением ресурсов.
При Pk>0.65 работы критического пути имеют избыточные ресурсы, что приводит к необходимости проведения повторного расчета сетевого графика.
Вероятность рассчитывается через меру разброса ожидаемого времени выполнения работы, определяемую по формуле

st2(i-j) = (( t(i-j)max- t(i-j)min)/5)2

Аргумент нормальной функции распределения вероятностей определяется по формуле

где tдир - заданный срок выполнения дипломного проекта.
Найдя z по графику функции нормального распределения, приведенного на рис.2, определяем вероятность свершения завершающего события в заданный срок.
При z = 0 и Рк = 0.5, что определяет хорошую вероятность свершения конечного события в заданный срок и не говорит об избыточности ресурсов.
График нормального распределения вероятности
Рис.2.

6.3. Экономическое обоснование дипломного проекта

Капитальные вложения
Таблица № 1. Стоимость аренды оборудования


Таблица № 2. Стоимость зданий и сооружений, величина амортизации


Таблица № 3. Общая стоимость всех основных фондов


Таблица № 4 Затраты на материалы, полуфабрикаты, покупные изделия, топливо.

Таблица № 5 Затраты на электроэнергию, воду.


Расчет стоимости потребляемой электроэнергии:
Зэ=Пм*Rм*Т*Ц
где:
Зэ - затраты на электроэнергию
Пм - паспортная мощность оборудования, кВт
Rм - коэффициент использования мощности оборудования, равен 0.8
Т - время работы оборудования, час.
Ц - цена 1 кВт/час. Электроэнергии, руб.

Расход электроэнергии на освещение
Qосв = Hэ*Sп*Вэф*Восв/1000
Qосв - расход электроэнергии
Hэ - норма расхода электроэнергии на освещение 1м2 площади кВт*час/м2
Sп - освещаемая площадь
Вэф - планируемое кол-во дней работы
Восв - время искусственного освещения
Qосв = 0,026*1000*121*3/1000=9438кВт (1698 руб.)
Расход пара на отопление [9]
Расход пара на отопление определяется, исходя из нормы расхода теплоты 20 ккал/год на 1м3 отапливаемого помещения и длительности отопительного сезона
Пот=(20*24*90*Qзд)/1000 = 259 м (777 руб.)
Qзд - объем отапливаемого помещения по внешнему замеру, м3.
Стоимость пара 3 руб. за 1 м (1 м пара эквивалентно 106 кал).

Расход воды на хозяйственный нужды
Wм = Hw*Sn*Вэф/1000
Wм - расход воды на хоз. Нужды (мытье полов и аппаратуры)
Hw - норма расхода воды на 1м2 площади пола в сутки (1,5 лтр.)
Sп - площадь помещения
Вэф - планируемое кол-во дней работы

Расход воды на санитарно-технические нужды [9]
Wс = Hw’*Ряв*Вэф/1000
Wс - расход воды на сантехнические нужды
Hw’ - норма расхода воды на 1 человека (100 лтр.)
Ряв - явочное число работников
Вэф - планируемое кол-во дней работы


Таблица № 6 Численность работников
Наименование
должности Категория Число штатных единиц Руководитель проекта 1 1 Ведущий инженер программист 1 1 Бухгалтер 2 1 Экономист 1 1 Инженер-программист-системотехник 1 1 Инженер-программист 2 4 Техник 2 1
Таблица №.7 Фонд заработной платы


Таблица № 8. Общая смета затрат


Технико-экономические результаты выполнения дипломного проекта

Т.к. наша программная система нуждается в отладке и не нуждается в дополнительных затратах на разработку, то суммарные затраты вычисляются по следующей формуле:





где:

- суммарные затраты на разработку программы;
- время, затрачиваемое на разработку программы работником i-й
квалификации, человеко-месяцев;
- основная заработная плата работника i-й квалификации, руб./месяц;
- машинное время ЭВМ, потребное для отладки программы;
- эксплуатационные затраты, приходящиеся на 1 час машинного времени ЭВМ


= 450 ч.
= 2 руб./час

Результаты вычислений сведем в таблицу:


Таблица №9. Заработная плата работников.

Тогда вычислим суммарные затраты:

=1,14*[1,81*42 898 + 450*2] = 89 541

Определение оптовой цены программы

Оптовая цена рассчитывается следующим образом:



где - число организаций, приобретающих программу.

Мы предполагаем объем продаж порядка 30 копий в нашем регионе в связи с некоторой сложностью в сопровождении системы на местах.

Тогда

= 89 541 / 30 = 2985 руб.

Данная оптовая цена не включает в себя услуги по установке и послепродажной поддержке программы, которые могут быть оговорены дополнительно.
Таким образом, проведенная разработка является экономически целесообразной.

6.4. Конкурентоспособность АРМ

В связи со сложностью производственного учета на предприятии с большим количеством производственных наша система имеет следующие неоспоримые преимущества по сравнению с рассмотренными аналогами в разделе системного проектирования.
простота освоения системы работником
возможностью быстро получить результаты в приемлемое время
невысокая стоимость одной копии программного продукта
возможность послепродажной поддержки
Рассмотрим параметры уже разработанного нами АРМ в разрезе конкурентоспособности на рынке специализированного программного обеспечения.
Освоение нашего АРМ не представляет большого труда квалифицированным работником предприятия в связи с хорошо продуманной идеологией построения системы. Получение разнообразных запросов является, несомненно, главной функцией системы производственного учета. Удобство в эксплуатации было обеспечено за счет применения современной СУБД Access и VBA, обеспечивающей самые высокие требования к программному интерфейсу.
По последнему пункту - возможность послепродажной поддержки, мы в состоянии конкурировать с местными системами за счет высоких технических показателей, а также в состоянии конкурировать с большими фирмами - производителями программных продуктов из-за географической приближенности к своим потенциальным потребителям.
В целом можно утверждать, что спроектированное и отлаженное АРМ оказалось по ряду показателей достаточно конкурентоспособным на рынке специализированного программного обеспечения.

6.5. Социальный эффект от внедрения

Написано множество программных продуктов, реализующих производственный учет, от самых простых, до сложнейших систем, настраиваемых пользователями на специфику данного предприятия. Такое множество продуктов вызвано желанием автоматизировать этот сложный процесс.
После внедрения АРМ производственного учета предприятия проявились такие положительные социальные эффекты как:
уменьшение трудозатрат при внесении, поиске необходимой информации и составлении разнообразных форм отчетности
снижение количества ошибок при составлении статистических отчетов и, как следствие, уменьшение количества конфликтов между сотрудниками.
Данный дипломный проект преследовал цель написать систему для малого предприятия, которая удовлетворяла бы требованиям простоты освоения системы и возможностью качественной работы. АРМ «Склад» обеспечивает комфортные условия работы для работника, а также простоту его использования.
АРМ в целом удовлетворяет требованию относительно невысокой стоимости разработки и приемлемым качеством для потребителя программного продукта, а также обеспечивает необходимую устойчивость в работе и сохранность данных.
7. Руководство пользователя

Установка ПО на компьютер производится с инсталляционного диска, который содержит папку Приложение.
Для начала установки программы необходимо подключить системный блок ПЭВМ, а также все остальные периферийные устройства (в соответствии с прилагаемой к ПЭВМ инструкции) к электросети и привести его в рабочее состояние посредством включения питания.
Следующим шагом будет запуск файла инсталляции, для этого необходимо следующее:
вставить инсталляционный диск в дисковод;
скопировать содержимое инсталляционного диска в корневой каталог диска С компьютера. Для этого необходимо: двойным щелчком левой кнопки мыши «зайти» на диск, нажав правую кнопку мыши выделить все содержимое диска, и нажать «копировать». Далее «зайти» на диск С, и нажав правую кнопку мыши вставить скопированную информацию.
Структура разработанного ПО подразумевает разделение всех пользователей системы на две категории: обычный пользователь и администратор.

Руководство пользователя.
1. Для запуска программы достаточно двойного щелчка по значку приложения «Склад». На экране появятся два окна предупреждения: «Предупреждение: комплектующие» (информация о тех комплектующих, которых недостаточно на складе для выполнения заказов с учетом уже выданных комплектующих); «Предупреждение: заказы» (информация о невыполненных в срок заказах). После ознакомления с информацией необходимо нажать кнопку ОК для закрытия форм.
2. На экране появится диалоговое окно «Производственно-складской учет», предназначенное для всех пользователей приложения. Это главное меню приложения. Окно содержит кнопки «Регистрация поступления комплектующих на склад», «Регистрация поступления комплектующих на сборку», «Регистрация поступления собранных изделий на склад», «Регистрация поступления заказов», «Регистрация выполнения заказов», «Администратор», «Выход из приложения».
а) Кнопка «Регистрация поступления комплектующих на склад» открывает соответствующую форму для внесения записи о поступлении комплектующих на новой записи, при этом название комплектующих необходимо выбрать из раскрывающегося списка. Если комплектующего нет в списке, нужно щелкнуть по кнопке Новые комплектующие и внести информацию о новом комплектующем.
б) Кнопка «Регистрация поступления комплектующих на сборку» открывает окно для ввода номера заказа, для выполнения которого будут выданы комплектующие. Информация о составе комплектующих, об их количестве на единицу изделия появляется автоматически. Необходимо внести отметку о том, что комплектующие выданы. .
в) «Регистрация поступления собранных изделий на склад». Здесь также необходимо выбрать только название изделий и указать количество. Цены на изделие появляются автоматически.
г) «Регистрация поступления заказов». Здесь необходимо выбрать из списка название изделия, количество, указать вид продажи (опт, розница, средний опт), выбрать из списка наименование заказчика. Если в списке наименование заказчика отсутствует, то, нажав кнопку Регистрация нового клиента, внести информацию о новом заказчике. Остальные поля в форме Заказы (сведения о заказчике) будут заполнены автоматически. Для вывода информации о цене изделия и стоимости заказа нужно нажать кнопку Определить стоимость.
д) кнопка «Регистрация выполнения заказов» вызывает окно Выполнение заказов, в котором предлагается выбрать способ получения информации: по номеру заказа или просмотр всех заказов. Здесь необходимо внести информацию о дате выполнения заказа, датах оплаты и отгрузки. Кнопка Сформировать отчетные документы позволяет вывести на экран отчетные документы по данному заказу.
е) «Выход из приложения» завершает работу программы.

Руководство администратора системы.
Для входа в режим администратора необходимо нажать на кнопку «Администратор» главного меню приложения, которая вызывает окно для введения пароля (123456) и переводит пользователя в режим Администратора.
При входе в режим Администратора открывается окно «Производственно-складской учет-Администратор».
а) Кнопка «Справочник изделий» открывает форму для внесения информации о каждом изделии. Необходимо вписать название изделия, цены, заполнить таблицу Состав изделия. Наименование комплектующих выбираем из открывающегося списка. Если нужное нам комплектующее отсутствует, то нажимаем кнопку Новое комплектующее и вносим информацию о нем, если комплектующее является метизом или керамикой необходимо поставить галочку в соответствующем поле. Кнопка Удалить запись позволяет удалить информацию о изделии.
б) «Информация о клиентах» позволяет просмотреть все данные о клиентах, а также удалять и вносить записи.
в) «Учет комплектующих на складе» вызывает окно «Способ получения информации». При выборе кнопки «По всем изделиям» появляется форма, с помощью которой можно просмотреть информацию о наличии комплектующих по каждому изделию. При нажатии кнопки «По выбранному изделию» - по одному изделию. (Отметим, что здесь отображается информация о комплектующих, необходимых для изготовления этого изделия, имеющихся на складе (кроме метизов и керамики)).
г) «Учет метизов на складе» позволяет просмотреть информацию о наличии метизов по каждому изделию.
д) «Учет керамики на складе» - аналогично.
е) Кнопки в разделе Просмотр и печать позволяют формировать соответствующие отчетные документы, затем выводить их на печать.


Действия пользователя в аварийных ситуациях
Ситуация Причина Устранение 1.Разрушение или потеря данных 1.Некорректные действия пользователя (удаление файлов программы и т.д.) 1.Сообщить системному программисту о случившемся, после этого, если были повреждены файлы программы, программист их заменит, а файлы данных будут восстановлены, используя резервные копии программы. 2.Действие вирусов 2. Запустить программу тестирования и лечения вирусов 2.Отключение электропитания 1. Сбой в системе электроснабжения Выключить машину и дождаться устранения неисправностей в системе электроснабжения.
Включить машину и продолжить свою ранее начатую работу (все введенные перед сбоем данные сохраняются)
Список использованных источников

1. Тимошок Т.В. Microsoft Access 2002.- М.: Издательский дом "Вильямс", 2004.
2. Бекаревич Ю., Пушкина Н. СУБД Access в примерах. СПб.: БХВ-Петербург, 2000.
3. Гарнаев А.Ю. Самоучитель VBA. - СПб: БХВ-Петербург, 2003.
4. Долженков В., Мозговой М. Visual Basic.NET: учебный курс. - СПб: Питер, 2003.
5. Брайан Сайлер, Джефф Споттс Использование Visual Basic 6. Специальное издание: пер. с англ. - М.: Изд. дом "Вильямс", 1999.
6. Макашарипов С. Программирование баз данных на Visual Basic 5 в примерах. - СПб: Питер, 1997.
7. Microsoft Corporation. Руководство программиста по Visual Basic для Microsoft Office 97. Пер. с англ. - М.: Изд. отдел "Русская редакция" ТОО "Channel Trading Ltd", 1997.
8.В.И.Николаев, А.А.Петров. “Эффективность систем: методы оценивания”. - СПб.: СЗПИ, 1993 г.
9.Экономическое обоснование дипломных проектов. Методические указания. - СПб.: СЗПИ -1993 г.





139






7


2

0

3

1

4

8

6

10

9

5

1

3


2

4

0

Содержание

Введение

1. Основой для развития

2. Назначение разработки

3. Требования к программе или программного продукта

3.1 Требования к функциональным характеристикам

3.2 Требования к надежности

3.3 Требования к составу и параметрам технических средств

3.4 Требования безопасности и совместимости программного обеспечения

4. Требования к программной документации

4.1 Спецификация (ГОСТ 19.201-78)

4.1.1 Наименование и область применения

4.1.2 основанием для разработки

4.1.3 Назначение разработки

4.1.4 Технические требования программы или программного продукта

4.1.4.3 Условия использования

4.2 Технико-экономические показатели

4.3 Стадии и этапы разработки

4.4 Описание программы (ГОСТ 19.402-78)

4.5 Код АРМ менеджера по продажам (ГОСТ 19.401-78) заклепки Unit1

Система 4.6 документации

4.6.1 Описание приложения

4.6.2 Руководство оператора

5. Технико-экономические показатели

5.1 Анализ отечесвенных или зарубежных аналогов

6. Стадии и этапы разработки

Вывод

Введение

Что это ARM

Для каждой профессии существует множество особенностей построения автоматизированного рабочего места (АРМ), зависящих от выполняемых специалистом в этой профессии, должности. Но и создание автоматизированных вариантов рабочих мест для одних и тех же профиля, но работающих в разных областях деятельности (или, по крайней мере, в различные предприятия, сфера деятельности) специалистов несут в себе большое количество различий и особенностей из-за специфики учреждений, в которых работают эти люди.

Автоматизация рабочего места представляет собой организацию места менеджера по продажам, оборудование средствами, необходимыми для автоматизации выполнения им определенных функций. Такие средства, как правило, является ПК, дополняемый по мере необходимости другими вспомогательными электронными устройствами (печатающими устройствами, сканеры, считыватели штрихового кода, устройствами графики, средствами резервного копирования данных).

Узнать стоимость работы