Технология социальной работы с инвалидами

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 3232 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 23.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и классификации технологий социальной работы с инвалидами
1.1.Технологии социальной работы с инвалидами
1.1.1. Общие технологии социальной работы
1.1.2. Технологии социальной работы с инвалидами
1.2. Правовая база социальной защиты инвалидов
Глава 2. Использование технологий социальной работы с инвалидами в практической деятельности специалиста, учреждения
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования.
Особое внимание следует уделять следующим лицам:
а) детям самого юного возраста, являющимся инвалидами;
б) детям-инвалидам дошкольного возраста;
в) взрослым-инвалидам, особенно женщинам.
Для обеспечения инвалидам возможностей в области образования в обычной школе государствам следует:
а) иметь четко сформулированную политику, понимаемую и принимаемую на уровне школ и в более широких рамках образовательного учреждения;
б) обеспечить гибкость учебных программ, возможность вносить в них добавление и изменение;
в) предоставлять высококачественные учебные материалы, обеспечить на постоянной основе подготовку преподавателей и оказание им поддержки.
5) Социокультурная реабилитация:
Социальные службы должны обеспечивать вовлечение инвалидов в культурную жизнь и обеспечивать им возможность участия на равной основе в культурной жизни.
Следует обеспечить, чтобы инвалиды, проживающие как в городских, так и сельских районах, имели возможность использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения всего общества. Примерами такой деятельности являются занятия хореографией, музыкой, литературой, театром, пластическими видами искусств, живописью и ваянием.
В любом реабилитационном центре должны быть созданы досуговые кружки и уголки.
Следует поощрять спортивные организации, привлекающие инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры.
При планировании мероприятий для инвалидов организаторам спортивных мероприятий и проведения досуга следует проводить консультации с организациями инвалидов.
Таким образом, мы рассмотрели лишь некоторые технологии социальной работы с инвалидами различных возрастных групп.














Заключение
Итак, инвалиды - это та категория людей, чье социальное положение по тем или иным причинам не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, способные в результате привести к потере социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели.
Критическая ситуация, в которую попали эти люди, психологический стресс, финансовое неблагополучие, а, зачастую, и просто нищета, полное отсутствие средств к существованию, социально низкий уровень жизни губительны не только для этой категории людей, но и имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу, и уровень цивилизованности общества.
Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (еще их называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др.
Таким образом, необходимым условием адаптации инвалидов в социокультурном пространство, реабилитации (т.е. восстановления) их социокультурных связей является существование специализированной социокультурной политики в отношении инвалидов, учитывающей количественные и качественные особенности данной группы населения, специфику современной общественной ситуации, строящейся на таких базовых принципах, как научная обоснованность; системность подхода при выявлении и постановке проблем; учет характера и степени дифференцированности различных групп инвалидов; регионализация, иерархичность и координированность субъектов организационной деятельности; опора на правовые основания; технологичность подходов и решений.
Важнейшими векторами построения социокультурной политики в отношении инвалидов должны стать ориентация на способности инвалидов, а не на их инвалидность; на поддержание гражданских прав и достоинств инвалидов, а не на рассмотрение их как объект благотворительности.
Анализ сложившейся ситуации дает основания сделать вывод о недостаточном, а в каких-то отношениях и откровенно слабом развитии сферы социальной и культурной деятельности инвалидов, которая рассматривается скорее как некоторое второстепенное "приложение" к таким областям, как медицинское обслуживание и профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями, их материальное обеспечение (содержание Закона о социальной защищенности инвалидов, анализ прессы, в том числе специализированной прессы ВОИ и т.д.).
До сих пор остались проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона).
Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России, оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п.
Данные положения Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.
Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов с детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам с детства предусмотрены такие размеры социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный всего необходимого с детства, прожить не в состоянии.
Но даже если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др. Нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Они в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации.
Следует отметить, что в ходе своей работы мы выполнили поставленную перед собой цель работы: провели анализ технологических, теоретических и практических аспектов социальной работы с инвалидами.
Объектом нашего исследования выступила социальная работа с инвалидами
Предметом исследования являлись технологии социальной работы с инвалидами.
Также, автор работы решил все поставленные задачи:
Уточнил определение технологии социальной работы с инвалидами.
Предоставил классификацию технологии социальной работы с инвалидами.
Проанализировал практику социальной работы с инвалидами.
Показатель степень научной разработанности проблеме.
На основании проведенного исследования автор работы делает следующие выводы:
Для работы с инвалидами требуется специальная аппаратура;
Происходит нехватка специалистов по работе с инвалидами;
Недостаток методологической литературы, объясняющей как следует работать с людьми с ограниченными возможностями.
Таким образом, в заключение работы автор курсовой работы рекомендует помогать людям с инвалидностью приспосабливаться к основным сферам жизнедеятельности человека - труду и быту. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

Список литературы
Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., Наука, 1994., авт.: Астапов В.М. – 213 с.
Дети с недетскими проблемами (детская инвалидность в современном обществе) // Основы социальной работы. — М., 1999. — с. 462-469.
Льготы и компенсации: новый порядок расчета и получения: Сам себе адвокат. №15 – М.: Юрайт-Издат, 206. – 175 с.
Нарушения развития и социальная адаптация /М., 2002., авт.: И.А. Коробейников. -191 с.
Новое в законодательствах и льготах: сб. документов/вступительная статья А.К. Исаева. – Вып. 5. – М.: Омега-Л, 2006. – 128 с.
Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
Правовые аспекты социальной защиты семей с детьми-инвалидами / Автор-сост. Н.С.Агапова, М.А.Бялик. - М.: СГСПК, 1998. -111 с.
Психология социальной работы / Под ред. М. Гулина. - СПб.: Питер, 2002. -350 с. - Библиогр.: с. 339-346. - (Учебник нового века).
Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. А.Панов. - М.: Институт социальной работы, 1997. -199 с.
Семья как объект социальной работы // Основы социальной работы. — М., 1999. — 144-152.
Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Аксенова. - М: Academia, 2001. -191 с.
Социальная педагогика: Методические рекомендации /М.: Социально-технологический ин-т, 1998., авт.: Н.И.Бабкин.-125 с.
Социальная защита детства // Основы социальной работы. — М., 1999. — 166-173.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие (Практика социальных служб, учреждений, организаций). - - М.; Ростов-на-Дону, 2003. -335 с.
Социальная педагогика: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / Ред. В.А. Никитин. - М.: Владос: Московский государственный социальный университет, 2000. -272 с. - (Учебное пособие для вузов).
Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е.Ярской-Смирновой и П.Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. Научный редактор и автор ряда глав. 456 с.
Социальные работники за безопасность в семье: Учебное пособие / Ред.: Б.Ю. Шапиро, Т.А. Сидоренкова, М.И. Либоракина и др. - М.: РИК Русанова, 1999. -144 c.
Социальная работа. / Под. ред. В.И. Курбатова, - Рост на Дону: Феникс 2002.
Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Москва - 2006, авт.: Холостова Е.И. - 240 с.
Социальная работа: теория и практика: Учебн. пособие/ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 430 с.
Социальные технологии Российской корпорации/Под ред. Шмарова А. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2005.
Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками // Технологии социальной работы. — М., 2003.
Технологии социальной работы с молодежью // Технологии социальной работы. — М., 2003. — 323-343.
Художественно-творческие технологии в социальной работе./Ульяновск, 1998. – авт. Белоусова Е.В.
Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993, 1994.
Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2006. – 560 с.

Социальная работа: теория и практика: Учебн. пособие/ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 430 с.

Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 191

Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Москва - 2006, авт.: Холостова Е.И. - с.63

Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 192

Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 198

Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Москва - 2006, авт.: Холостова Е.И. – с.64

Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 196

Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Москва - 2006, авт.: Холостова Е.И. – с. 45

Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Москва - 2006, авт.: Холостова Е.И. – с. 48

Льготы и компенсации: новый порядок расчета и получения: Сам себе адвокат. №15 – М.: Юрайт-Издат, 206. – с. 29

Льготы и компенсации: новый порядок расчета и получения: Сам себе адвокат. №15 – М.: Юрайт-Издат, 206. – с. 33

Льготы и компенсации: новый порядок расчета и получения: Сам себе адвокат. №15 – М.: Юрайт-Издат, 206. – с. 34

Льготы и компенсации: новый порядок расчета и получения: Сам себе адвокат. №15 – М.: Юрайт-Издат, 206. – с. 35

Льготы и компенсации: новый порядок расчета и получения: Сам себе адвокат. №15 – М.: Юрайт-Издат, 206. – с. 35

Новое в законодательствах и льготах: сб. документов/вступительная статья А.К. Исаева. – Вып. 5. – М.: Омега-Л, 2006. – с. 14

Новое в законодательствах и льготах: сб. документов/вступительная статья А.К. Исаева. – Вып. 5. – М.: Омега-Л, 2006. – с. 15

Льготы и компенсации: новый порядок расчета и получения: Сам себе адвокат. №15 – М.: Юрайт-Издат, 206. – с. 34

Льготы и компенсации: новый порядок расчета и получения: Сам себе адвокат. №15 – М.: Юрайт-Издат, 206. – с. 36

Социальная работа: теория и практика: Учебн. пособие/ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 214 с.


Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Москва - 2006, авт.: Холостова Е.И. – с. 202

Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Москва - 2006, авт.: Холостова Е.И. – с. 203


Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Москва - 2006, авт.: Холостова Е.И. – с. 203


Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Москва - 2006, авт.: Холостова Е.И. – с. 206














6

Список литературы
1.Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., Наука, 1994., авт.: Астапов В.М. – 213 с.
2.Дети с недетскими проблемами (детская инвалидность в современном обществе) // Основы социальной работы. — М., 1999. — с. 462-469.
3.Льготы и компенсации: новый порядок расчета и получения: Сам себе адвокат. №15 – М.: Юрайт-Издат, 206. – 175 с.
4.Нарушения развития и социальная адаптация /М., 2002., авт.: И.А. Коробейников. -191 с.
5.Новое в законодательствах и льготах: сб. документов/вступительная статья А.К. Исаева. – Вып. 5. – М.: Омега-Л, 2006. – 128 с.
6.Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
7. Правовые аспекты социальной защиты семей с детьми-инвалидами / Автор-сост. Н.С.Агапова, М.А.Бялик. - М.: СГСПК, 1998. -111 с.
8. Психология социальной работы / Под ред. М. Гулина. - СПб.: Питер, 2002. -350 с. - Библиогр.: с. 339-346. - (Учебник нового века).
9. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. А.Панов. - М.: Институт социальной работы, 1997. -199 с.
10. Семья как объект социальной работы // Основы социальной работы. — М., 1999. — 144-152.
11. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Аксенова. - М: Academia, 2001. -191 с.
12. Социальная педагогика: Методические рекомендации /М.: Социально-технологический ин-т, 1998., авт.: Н.И.Бабкин.-125 с.
13. Социальная защита детства // Основы социальной работы. — М., 1999. — 166-173.
14. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие (Практика социальных служб, учреждений, организаций). - - М.; Ростов-на-Дону, 2003. -335 с.
15. Социальная педагогика: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / Ред. В.А. Никитин. - М.: Владос: Московский государственный социальный университет, 2000. -272 с. - (Учебное пособие для вузов).
16. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е.Ярской-Смирновой и П.Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. Научный редактор и автор ряда глав. 456 с.
17. Социальные работники за безопасность в семье: Учебное пособие / Ред.: Б.Ю. Шапиро, Т.А. Сидоренкова, М.И. Либоракина и др. - М.: РИК Русанова, 1999. -144 c.
18. Социальная работа. / Под. ред. В.И. Курбатова, - Рост на Дону: Феникс 2002.
19. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Москва - 2006, авт.: Холостова Е.И. - 240 с.
20. Социальная работа: теория и практика: Учебн. пособие/ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 430 с.
21. Социальные технологии Российской корпорации/Под ред. Шмарова А. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2005.
22. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками // Технологии социальной работы. — М., 2003.
23. Технологии социальной работы с молодежью // Технологии социальной работы. — М., 2003. — 323-343.
24. Художественно-творческие технологии в социальной работе./Ульяновск, 1998. – авт. Белоусова Е.В.
25. Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993, 1994.

Вопрос-ответ:

Какие классификации существуют по технологиям социальной работы с инвалидами?

Существует две основные классификации технологий социальной работы с инвалидами: общие технологии социальной работы и технологии социальной работы с инвалидами.

Какие технологии используются в социальной работе с инвалидами?

В социальной работе с инвалидами используются различные технологии, включая индивидуальные консультации, групповые занятия, семейное консультирование, профессиональное обучение, организацию социальной поддержки и другие.

Какое законодательство регулирует социальную защиту инвалидов?

Социальная защита инвалидов регулируется основными законодательными актами, такими как Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", "Закон Российской Федерации об инвалидах в Российской Федерации", Конвенция ООН о правах инвалидов и другие.

Какие технологии социальной работы с инвалидами используются в практической деятельности специалистов и учреждений?

В практической деятельности специалистов и учреждений используются различные технологии социальной работы с инвалидами, такие как реабилитационные программы, помощь в получении медицинских услуг, организация доступной среды для инвалидов, психологическая поддержка и т.д.

Какие источники литературы могут быть полезными при изучении технологий социальной работы с инвалидами?

При изучении технологий социальной работы с инвалидами полезными могут быть следующие источники: научные статьи, книги по социальной работе, законодательные акты в области социальной защиты инвалидов и публикации о работе специалистов в этой области.

Какие существуют технологии социальной работы с инвалидами?

Существуют общие технологии социальной работы, а также специфические технологии, разработанные специально для работы с инвалидами. Общие технологии включают в себя планирование и организацию работы, проведение социальных и психологических консультаций, разработку индивидуальных программ поддержки и т.д. Специфические технологии социальной работы с инвалидами включают в себя адаптацию окружающей среды, психологическую коррекцию, обучение и тренинги, формирование навыков самообслуживания и многое другое.

Какова роль правовой базы в социальной защите инвалидов?

Правовая база играет важную роль в социальной защите инвалидов. Она определяет права и обязанности инвалидов, предоставляет им гарантии равного доступа к образованию, труду, медицинскому обслуживанию и другим сферам жизни. Она также регламентирует работу специалистов и учреждений, предоставляющих социальную помощь инвалидам.

Как применять технологии социальной работы с инвалидами в практической деятельности?

В практической деятельности специалисты и учреждения могут использовать технологии социальной работы с инвалидами, чтобы обеспечить им индивидуальную поддержку и помощь. Это может включать в себя проведение социальных и психологических консультаций, разработку индивидуальных программ поддержки, организацию тренингов и формирование навыков самообслуживания. Технологии социальной работы также помогут адаптировать окружающую среду и предоставить доступные услуги для инвалидов.