Военно-политические отношения России и Украины

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международные отношения
  • 3030 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 02.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Озабоченность России в связи с активным взаимодействием между Украиной и западной систем ой безопасности
1.1 Описание проблемы
1.2 Влияние на российско-украинские отношения – современное состояние и перспективы
Глава 2. Вопрос об урегулировании правового аспекта Российского присутствия в Севастополе и в Крыму в целом
2.1 Описание и история проблемы
2.2 Современное состояние. Влияние данного вопроса на современные военно-политические отношения между Россией и Украиной
Глава 3. Проблема пограничного размежевания и вопрос о границах.
3.1 Описание проблемы
3.2 Современное состояние проблемы и ее влияние на развитие отношений
3.3 Итоги и перспективы развития отношений в этой области
Глава 4. Вопрос об украинском внешнем долге на энергоносители и вопрос о газовом транзите
4.1 История развития и описание проблемы
4.2 Современное состояние проблемы. Влияние на отношения между странами
4.3 Перспективы развития отношений и урегулирования данного вопроса
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Само принятие этого "Меморандума" и его недавнее подписание президентом Кучмой является не просто недружественным шагом, но и прямо нарушает Договор о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Украиной (Статья 6 "Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия и поддержки каких - бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой стороны. Статья 7. В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к Другой Высокой Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при необходимости осуществляют согласованные или совместные меры с целью преодоления такой ситуации"). Эти угрозы станут еще более реальными в случае прихода к власти воинствующе антироссийских сил, олицетворяемых Ющенко. Статья 5 Договора также оговаривает, что урегулирование вопросов о морской границе в Азовском море осуществляется по отдельному Соглашению, договор вступает в силу после обмена ратификационными грамотами.
В мае того же года по итогам заседания коллегий министерств иностранных дел Украины и России обе государства подписали необходимые 77 приложений к двустороннему соглашению об украинско-российской государственной границе.
Во время переговоров Украина хотела провести делимитацию не только дна Азовского моря и Керченского протока, но и водной поверхности. При этом  подписать соответствующий договор, который давал бы возможность эксплуатировать бассейны Азовского моря и Керченского пролива на взаимовыгодной основе. Россия выступила за разделение дна Азовского моря и Керченского протока, но не водной поверхности.

3.3 Итоги и перспективы развития отношений в этой области

20 апреля 2004 года народные депутаты украинского парламента и Госдумы России одновременно ратифицировали Договор между Украиной и Российской Федерацией об украинско-российской государственной границе. В тот же день был ратифицирован и Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.
Основными положениями договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского протока, по информации экс-министра иностранных дел Украины Констянтина Грищенко, является договоренность, что Азовское море разграничивается линией государственной границы, и его акватория делится на внутренние воды Украины как неотъемлемую часть территории Украины и внутренние воды России, как такую же неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Относительно Керченского пролива договор устанавливает, что урегулирование вопросов, касающихся акватории Керченского пролива, осуществляется по согласию между сторонами. Министр также сообщил, что продолжается переговорный процесс относительно согласования координат линий государственной границы в Азовском море и в Керченском проливе. При этом позиция Украины заключалась в том, что в Керченском проливе линия границы была установлена еще в советские времена, и теперь она должна быть просто подтверждена.
До сих пор самым большим достижением в затянувшихся переговорах считается соглашение, достигнутое еще на 20-м раунде, о применении принятой в международной практике методики "серединной линии" в акватории Азовского моря.
На 24-м этапе переговоров российская делегация предложила украинской стороне применить "комбинированный" метод разграничения с "использованием как "средней линии", так и других методов". Российская сторона считает, что необходимо применять "подход не последовательных шагов, а выборочных". Этот подход заключается в том, что на одном участке применяется принцип "серединной линии", на другом участке — принцип пропорциональности, а на третьем – принцип справедливости.
Российская сторона придерживается прежней позиции — решить вопрос о разграничении так, чтобы это не создало трудностей для судоходства в Азовском море. Что касается Керченского пролива, Россия выступает за свободный проход по нему судов обеих сторон. Пока также "пробуксовывается работа над сопутствующими договорами о рыболовстве, судоходстве и охране окружающей среды в акватории морей".

Глава 4. Вопрос об украинском внешнем долге на энергоносители и вопрос о газовом транзите

4.1 История развития и описание проблемы

На январь 2000 года внешний долг Украины составлял 12,6 млрд. долларов. Основными кредиторами выступали - США, МВФ и Россия. На протяжении почти всех лет суверенного развития экономика Украины была бюджетно-дефицитной.
С момента распада ССС Россия проводит по отношению к Украине политику максимального благоприятствования, неоднократно реструктуризирует огромный украинский долг за энергоносители, сумма которого составляет 2,6 млрд. долларов. Последнее соглашение о реструктуризации украинского долга было подписано 4 сентября 2001 года. Москва и Киев договорились о реструктуризации украинского долга в размере 1,4 млрд. долларов за российский газ, поставленный в конце 1990-х годов.
В течение последних пяти лет цена российского газа для Украины оставалась неизменной и составляла 50 долларов при базовой цене 80 долларов. За этот же период времени цены на газ на европейском рынке увеличились почти в два раза.
Вряд ли стоит ожидать окончательного разрешения газового вопроса с Украиной в ближайшее время. В 2010 году планируется строительство "альтернативного" газопровода в обход Украины, и, судя по всему, до этого времени вопрос о транзите газа и поставках будет находиться в подвешенном состоянии.
Украина - крупнейший экспортный коридор для российского газа. Через нее мы транспортируем 130 млрд. кубометров газа в год - три четверти нашего экспорта и почти треть от потребления газа странами Евросоюза. Эта ситуация не изменится даже тогда, когда будет построен Северо-Европейский газопровод. Ведь для того, чтобы наш газ попадал в Центральную, Восточную и Южную Европу, альтернативы Украине просто нет.
Так что взаимозависимость двух стран очевидна. А если дойдет до ограничения российского транзита, что безусловно ударит по энергоснабжению Европы, имидж России пострадает весьма кардинально
«Газовая война» между Россией и Украиной - так этот конфликт называют на российском телевидении - может повлиять на снабжение газом стран Западной Европы, так как 80% российского газа, предназначенного для европейского рынка, транспортируется через Украину. «Газпром» обеспечивает одну треть объема природного газа в Европе, внутренняя потребность Германии в газе составляет 35%, а в восточноевропейских странах, таких как Венгрия, Чехия или Польша, - до 90%.
При президенте Путине отношения между Россией и Украиной изменились в худшую сторону. Во время оранжевой революции в Киеве зимой 2004-2005 года Владимир Путин понес свое крупнейшее внешнеполитическое поражение.

4.2 Современное состояние проблемы. Влияние на отношения между странами

.Сегодня, благодаря заниженной цене на газ Украина фактически в качестве помощи получает 1 миллиард рублей из российского бюджета.
В начале января 2006 года Национальная акционерная компания «Нефтегаз Украины», российская компания «Газпром» и компания «РосУкрЭнерго» договорились о поставке газа в Украину по 95 долларов за тысячу кубометров и увеличении ставки на транзит с 1,09 доллара до 1,6 доллара за тысячу кубометров на 100 километров.
Развитие экономических связей России и Украины должно содействовать формированию и развитию торговых отношений на равноправной и взаимовыгодной основе, рациональному использованию ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, в том числе развитию межрегионального и приграничного экономического сотрудничества.
Недавний газовый кризис между Россией и Украиной вызвал в Европейском союзе новую вспышку дебатов о надежности энергоснабжения.
«Нафтогаз Украины» подтвердил сверхплановый отбор российского газа из трубопровода В результате «Газпром» увеличил поставки газа в Европу через территорию Белоруссии. Такое решение принято для того, чтобы компенсировать потери при транзите газа через Украину.

4.3 Перспективы развития отношений и урегулирования данного вопроса

Украина – крупнейший стратегический партнер России среди стран СНГ. Платформой российско-украинских отношений в настоящее время может быть только экономика и ни в коем случае - политика. Необходимость экономических взаимоотношений обосновывается целым рядом обстоятельств. Во-первых, оба государства являются частями одной целостности, которая складывалась веками, у них одно историческое прошлое, общие культурные и психологические корни, а так же обширный опыт совместного проживания в едином государстве. Во-вторых, внешнеэкономические возможности могут позволить в максимально возможной мере использовать имеющиеся производственные потенциалы двух стран, возобновить прежние рынки сбыта и источники получения сырьевых ресурсов.
Прогнозируемая аналитиками так называемая «газовая война» между государствами невозможна: и в Украине, и в России достаточно много прагматических политиков, которые не допустят подобного
Проблема с расчетом за российский газ носит не экономический характер. Сейчас данный вопрос переместился в политическую плоскость.
Сегодня России и Украине необходимо возрождение экономических отношений на новой взаимовыгодной основе. Это требует от правительств поиска новых концепций экономического сотрудничества, отвечающих интересам двух стран. Главным условием активизации экономических отношений между Россией и Украиной является обоюдное максимальное устранение преград и ограничений в торгово-экономических связях.

Заключение

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

Украина – на сегодняшний день крупнейший стратегический партнер России среди стран СНГ. Взаимозависимость двух стран очевидна.
Несмотря на активное взаимодействие Украины с западной системой безопасности вступление Украины в НАТО в ближайшее время маловероятно.
Вопросы, касающиеся российского присутствия в Крыму и Севастополе, на сегодняшний день являются практически окончательно урегулированными. Россией признается принадлежность Крымской области Украине.
Вопросы пограничного размежевания также уже практически разрешены. Была проведена окончательная линия сухопутной границы. Вопрос о морских границах еще окончательно не урегулирован, но в настоящее время он не оказывает столь сильного влияния на отношения двух стран.
Наиболее болезненным остается вопрос украинского внешнего долга и газовый вопрос. Вопрос о транзите газа должен рассматриваться не только с экономической, но и с политической точки зрения. Данный вопрос затрагивает интересы не только России, Украины, но и ряда европейских стран. Решение данного вопроса во многом зависит от внутриполитической ситуации в Украине. Тем не менее, полномасштабная «газовая война» между Россией и Украиной маловероятна. Через Украину на сегодняшний день идет большая часть российских газовых поставок в Европу. Страны зависят друг от друга. Вероятнее всего, через некоторый промежуток времени, Украина будет оплачивать российский газ в соответствии с общемировыми стандартами цен. Тем не менее, долг за энергоносители вряд ли будет выплачен в ближайшее время.
Список литературы

Воротынский И. Внутренние и внешние долги Киева // Независимая газета. – М., №130(2192) от 15июля 2000.
Е. Черкасова Севастополь – Еще раз о территориальной проблеме. М. 200

Билан И. Украина – Россия: трудности демаркации. – www.glavred-info.rub – 01/04/06

Шутов А.Д. Россия – Украина: векторы сотрудничества. Материалы “круглого стола”. 22 июня 2001 // Дип. академия МИД России; Посольство Украины в РФ. – М., 2001

Гушер А.И. Российско-украинские отношения: экономический и политический аспект. Аналитический доклад // Евразийский вестник. – М., №6, 2000.




Гушер А.И. Российско-украинские отношения: экономический и политический аспект. Аналитический доклад // Евразийский вестник. – М., №6, 2000.
там же
Шутов А.Д. Россия – Украина: векторы сотрудничества. Материалы “круглого стола”. 22 июня 2001 // Дип. академия МИД России; Посольство Украины в РФ. – М., 2001
там же
2Е. Черкасова Севастополь – Еще раз о территориальной проблеме. М. 2000
там же
там же
Е. Черкасова Севастополь – Еще раз о территориальной проблеме. М. 2000
там же
Е. Черкасова Севастополь – Еще раз о территориальной проблеме. М. 2000
Е. Черкасова Севастополь – Еще раз о территориальной проблеме. М. 2000
Шутов А.Д. Россия – Украина: векторы сотрудничества. Материалы “круглого стола”. 22 июня 2001 // Дип. академия МИД России; Посольство Украины в РФ. – М., 2001
Билан И. Украина – Россия: трудности демаркации. – www.glavred-info.rub – 01/04/06
Билан И. Украина – Россия: трудности демаркации. – www.glavred-info.rub – 01/04/06
Билан И. Украина – Россия: трудности демаркации. – www.glavred-info.rub – 01/04/06
Шутов А.Д. Россия – Украина: векторы сотрудничества. Материалы “круглого стола”. 22 июня 2001 // Дип. академия МИД России; Посольство Украины в РФ. – М., 2001
Гушер А.И. Российско-украинские отношения: экономический и политический аспект. Аналитический доклад // Евразийский вестник. – М., №6, 2000.
Воротынский И. Внутренние и внешние долги Киева // Независимая газета. – М., №130(2192) от 15июля 2000.

Список литературы

1.Воротынский И. Внутренние и внешние долги Киева // Независимая газета. – М., №130(2192) от 15июля 2000.
2.Е. Черкасова Севастополь – Еще раз о территориальной проблеме. М. 200

3.Билан И. Украина – Россия: трудности демаркации. – www.glavred-info.rub – 01/04/06

4.Шутов А.Д. Россия – Украина: векторы сотрудничества. Материалы “круглого стола”. 22 июня 2001 // Дип. академия МИД России; Посольство Украины в РФ. – М., 2001

5.Гушер А.И. Российско-украинские отношения: экономический и политический аспект. Аналитический доклад // Евразийский вестник. – М., №6, 2000.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают между Россией и Украиной из-за активного взаимодействия Украины и западной системой безопасности?

Активное взаимодействие Украины с западной системой безопасности вызывает озабоченность в России, так как создает предпосылки для усиления его военно-политической и экономической присутствия на Украине. Это может негативно отразиться на российско-украинских отношениях и привести к эскалации конфликта.

Каково современное состояние и перспективы российско-украинских отношений в контексте активного взаимодействия Украины и западной системы безопасности?

На данный момент российско-украинские отношения являются напряженными и основываются на конфликте в связи с активным взаимодействием Украины и западной системы безопасности. Перспективы улучшения отношений между двумя странами зависят от разрешения этой проблемы и желания обеих сторон искать компромиссы.

Какая история проблемы урегулирования правового аспекта российского присутствия в Севастополе и в Крыму в целом?

Проблема урегулирования правового аспекта российского присутствия в Севастополе и в Крыму в целом имеет долгую и сложную историю. Крым был включен в состав Российской империи в 1783 году, затем передан Украинской ССР в 1954 году. В 2014 году в результате референдума Крым присоединился к России, что вызвало международную реакцию и негативно отразилось на российско-украинских отношениях.

Каково современное состояние и какое влияние оказывает проблема урегулирования правового аспекта российского присутствия в Севастополе и в Крыму на военно-политические отношения России и Украины?

Современное состояние проблемы урегулирования правового аспекта российского присутствия в Севастополе и в Крыму характеризуется отсутствием согласованного международного признания изменений границы и статуса Крыма. Это создает напряженность в российско-украинских отношениях и способствует дальнейшей эскалации конфликта между двуми странами.

Какой фактор вызывает озабоченность России в связи с активным взаимодействием между Украиной и западной системой безопасности?

Озабоченность России вызывается активным взаимодействием Украины с западной системой безопасности, так как это может усилить военно-политическое противостояние между Россией и Украиной, а также угрожать интересам России в регионе.

Какие последствия может иметь активное взаимодействие между Украиной и западной системой безопасности для российско-украинских отношений?

Активное взаимодействие между Украиной и западной системой безопасности может усилить военно-политическое противостояние между Россией и Украиной, создать новые напряжения и затруднить урегулирование конфликта на Донбассе, а также повлиять на российскую политику и интересы в регионе.

Какова история и современное состояние вопроса об урегулировании правового аспекта российского присутствия в Севастополе и в Крыму в целом?

История вопроса начинается с присоединения Крыма к России в 2014 году, когда Украина официально потеряла контроль над полуостровом. В настоящее время, Россия считает Крым своей территорией и утверждает, что российское присутствие в Севастополе и Крыму имеет законное основание. Однако, Украина и большая часть международного сообщества не признают присоединение Крыма и считают его оккупированной территорией.

Какое влияние данный вопрос об урегулировании правового аспекта российского присутствия в Севастополе и в Крыму в целом оказывает на современные военно-политические отношения между Россией и Украиной?

Вопрос об урегулировании правового аспекта российского присутствия в Севастополе и в Крыму в целом является одним из главных спорных моментов в российско-украинских отношениях. Он способен создавать новые напряжения, затруднять переговоры и урегулирование конфликта на Донбассе, а также влиять на политику и интересы России и Украины в регионе.

Какие проблемы возникают военно-политических отношениях России и Украины?

Одной из основных проблем является активное взаимодействие между Украиной и западной системой безопасности, которое вызывает озабоченность у России. Возникает напряженность и конкуренция между сторонами.

Какими будут перспективы российско-украинских отношений в будущем?

Перспективы российско-украинских отношений сложно определить, так как они зависят от ряда факторов и событий. Возможны как улучшение взаимоотношений, так и ухудшение, в зависимости от того, как будут развиваться события в регионе.