Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Специфика работы с детьми от 3х до7ми лет с задержкой психического развития

  • 27 страниц
  • 29 источников
  • Добавлена 02.02.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Специфика работы с детьми от 3 до 7 лет
с задержкой психического развития

Содержание

Введение 3

Глава 1. Психофизиологическое развитие детей дошкольного возраста
в норме

1.1.Психофизиологические особенности

1.2.Интеллектуальные особенности (познавательная сфера) 6

1.3.Личностные особенности

Глава 2. Клинико-психологические характеристики
задержки психического развития

Глава 3. Особенности, направления и задачи
психологической работы с детьми с различными формами ЗПР

3.1. Практические рекомендации по организации работы
с детьми с ЗПР (3-7 лет) 21

Основные выводы

Заключение
Фрагмент для ознакомления

Важным принципом психологической работы с детьми с ЗПР и коррекции их познавательных процессов и личности является учет формы и степени тяжести психического развития. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.
Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля (см. табл. 1).







Таблица 1. Направления и задачи психологической работы с детьми с различными формами ЗПР

Наименование блока Содержание блока Психокоррекционные задачи Формы ЗПР Мотивационный блок Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания.
Приемы:
Создание игровых ситуаций; дидактические и развивающие игры. Психофизический инфантилизм.

Психогенные формы ЗПР. Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени.
Предварительно организовать ориентировки в заданиях.
Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности:
Приемы:
Обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию). Соматогенные формы ЗПР

Органический инфантилизм


ЗПР церебрально-органического генеза Блок контроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения Обучить контролю по результатам.
Обучить контролю по способу деятельности.
Обучить контролю в процессе деятельности.
Приемы:
Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям. ЗПР церебрально-органического генеза

Соматогенная форма ЗПР

Психогенная форма ЗПР
3.1. Практические рекомендации по организации работы
с детьми с ЗПР (3-7 лет)

Занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны психолога, педагога или других специалистов. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, чтобы исключить возможность незавершения начатых ребенком действий.
Особенности коррекции произвольного внимания. Произвольное внимание как специфическая высшая психическая функция проявляется у ребенка в способности контролировать, регулировать ход выполнения деятельности и ее результаты. В связи с этим возникает необходимость психологической коррекции внимания у детей в процессе деятельности, доступной им (игровой, учебной, общения). Коррекция внимания успешно проводится в процессе группового взаимодействия детей в игре. Систематическое применение описанных ниже психотехнических приемов способствует формированию свойств внимания у детей.
При всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. Различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей по разным предметам. При овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, а успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению – с устойчивостью внимания. Этот факт имеет значение в организации психокоррекционного процесса и подбора психотехнических приемов. Кроме того, разные свойства внимания развиваются неодинаково и по-разному проявляются при различных свойствах ЗПР. Например, исследования показывают, что у детей с простым психофизическим инфантилизмом, соматогенной и психогенной формами ЗПР объем внимания существенно не отличается от здоровых детей (Сафади Хасан, 1997). Распределение и устойчивость внимания претерпевают значительные изменения не только у детей в ЗПР церебрально-органического генеза, но и у детей с другими формами ЗПР (Сафади Хасан, 1997 и др.).
Эффективность психологической коррекции внимания у детей с ЗПР в значительной мере определяется индивидуально-типологическими особенностями, в частности, свойствами их высшей нервной деятельности. Разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, наоборот, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания (Небылицин, 1966; Платонов, 1986 и др.). Например, у детей с сильной и подвижной нервной системой наблюдается устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание, а у детей с инертной и слабой нервной системой – неустойчивое, плохое распределяемое и переключаемое внимание.
Таким образом, в процессе работы необходимо учитывать не только форму ЗПР, а также индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, а сам процесс работы должен проводится в контексте деятельности, доступной ребенку.
Основные выводы

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. В норме у детей 3-7 лет по всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.
В норме у детей 3-7 летнего возраста возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности.
ЗПР проявляется: а) в пониженном общем запасе знаний; б) в ограниченности представлений; в) в малой интеллектуальной направленности.
«Задержки психического развития» рассматриваются вне рамок умственной отсталости, а как самостоятельная группа заболеваний и состояний. В группу ЗПР включаются разные варианты инфантилизма (психофизического и психического), интеллектуальные нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.
Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. При правильной организации учебно-воспитательной работы эти дети догоняют своих сверстников в общем психическом развитии.
Интеллектуальная недостаточность у детей с неосложненным инфантилизмом имеет вторичный характер, определяемый отставанием в созревании компонентов формирующейся личности.
Дисгармонический инфантилизм проявляется в сочетании психического инфантилизма с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективность, возбудимость, эгоцентризм и пр.
Органический инфантилизм характеризуется сочетанием психического инфантилизма с психоорганическим синдромом.
Характер нарушений развития у детей зависит от формы ЗПР.
В процессе работы с детьми необходимо учитывать не только форму ЗПР, а также индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, а сам процесс работы должен проводится в контексте деятельности, доступной ребенку.
Заключение

Настоящая работа посвящена изучению специфики работы с детьми 3-7 лет с задержкой психического развития.
С учетом многообразия вариантов задержки психического развития у детей 3-7 лет были разработаны практические рекомендации по работе с детьми данной группы.
Для эффективной работы с детьми с проблемами в развитии важно учитывать сложные системно-структурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза.
Именно это и позволяет разработать определенную систему работы с детьми с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта.
Различные теоретические подходы к проблеме психологической коррекции, разработанные в зарубежной и отечественной психологии, способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий и систем работы с детьми с задержкой психического развития.
Дальнейшие исследования по данной теме могут быть направлены на разработку современной системы работы не только с детьми с ЗПР, но и с их родителями.
Помимо этого, интересной является разработка двух систем взаимодействия с детьми с ЗПР, которые воспитываются в семье, а также с теми детьми, которые живут и обучаются в специализированных интернатах. Список литературы

Валлон Анри. Психическое развитие ребёнка. – СПб., Питер, 2001 г.
Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
Выготский Л. С. Полн.собр.соч.:в 6 т. М., Педагогика, 1983-1984.
Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.
Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М., 1991.
Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М., 1948.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
Мамайчук И. И., Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. 1997. №3.
Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. Венгера Л. А. / - М., Просвещение, 1985 г.
Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы. М., 1966.
Неверович Я. З. Психологический анализ процесса формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. – Известия АПН РСФСР, выпуск 64, 1955 г.
Овчарова Р. В. Психологическое исследование как основа коррекционно-развивающей работы практического психолога в дошкольном учреждении. – Архангельск, АГПИ, 1994 г.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.
Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., 1959.
Певзнер М. С. Клиническая характеристика инфантилизма у детей // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. М., 1982.
Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1964.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно-отсталого школьника. М., 1979.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология., СПб., 2001.
Сафади Х. Клинико-психологические особенности умственной раьотоспособности у неуспевающих школьников с задержкой психического развития: Дис.канд.наук. СПб., 1997.
Сухарева Е. Г. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М. Т.1, 1955; Т.2, 1959; Т.3, 1965.
Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М. 1974.
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – Вопросы психологии, №4, 1971 г.



27

Список литературы

1.Валлон Анри. Психическое развитие ребёнка. – СПб., Питер, 2001 г.
2.Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
3.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
4.Выготский Л. С. Полн.собр.соч.:в 6 т. М., Педагогика, 1983-1984.
5.Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
6.Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
7.Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.
8.Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М., 1991.
9.Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
10.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
11.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
12.Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М., 1948.
13.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
14.Мамайчук И. И., Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. 1997. №3.
15.Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. Венгера Л. А. / - М., Просвещение, 1985 г.
16.Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы. М., 1966.
17.Неверович Я. З. Психологический анализ процесса формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. – Известия АПН РСФСР, выпуск 64, 1955 г.
18.Овчарова Р. В. Психологическое исследование как основа коррекционно-развивающей работы практического психолога в дошкольном учреждении. – Архангельск, АГПИ, 1994 г.
19.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.
20.Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., 1959.
21.Певзнер М. С. Клиническая характеристика инфантилизма у детей // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. М., 1982.
22.Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1964.
23.Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
24.Рубинштейн С. Я. Психология умственно-отсталого школьника. М., 1979.
25.Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология., СПб., 2001.
26.Сафади Х. Клинико-психологические особенности умственной раьотоспособности у неуспевающих школьников с задержкой психического развития: Дис.канд.наук. СПб., 1997.
27.Сухарева Е. Г. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М. Т.1, 1955; Т.2, 1959; Т.3, 1965.
28.Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М. 1974.
29.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – Вопросы психологии, №4, 1971 г.

Программа физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Программа физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Банникова, О. В. Решетняк, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Введение. В настоящее время наблюдается тенденция роста количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Количество дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) достигает в среднем по России 25 %.

Деятельность специализированных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей с ЗПР в современных условиях требует разработки новых научно-организационных, методических и технологических компонентов воспитательно-оздоровительный процесс.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведенных педагогических исследований нами были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей коррекционных групп.

У дошкольников 5-6 лет с ЗПР по сравнению с их сверстниками массовых групп установлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-способностей, координации, гибкости, общей выносливости. Специалисты говорят, что среди характерных особенностей ЗПР у детей относятся неравномерность формирования разных сторон их психической деятельности, наличие инфантильных черт, недоразвитие общей и мелкой моторики.

В ходе пилотажного эксперимента (1999 - 2000 гг.) были апробированы следующие средства и методы физического воспитания дошкольников с ЗПР: организация тема физкультурных мероприятий на основе игровой мотивации с элементами данстерапии, интегрированной деятельности, релаксации, ритмопластики, логоритмики, психогимнастики, игровой деятельности. Это способствовало увеличению двигательной и общей плотности физкультурных занятий (с 52 до 80 %, и от 60 до 82 %, соответственно), а также на повышение устойчивости внимания у дошкольников на занятиях (до 4,5 балла).

Разработана и реализована в условиях ДОУ № 113, 131, 138, 179, 217 g. Краснодар автор программы физического воспитания детей 5-6 лет с ЗПР включает в себя 4 взаимосвязанных блока: проективный, содержательный, процессуальный и учета (см. рисунок).

Проективный блок включает в себя цель физического воспитания, которая заключается в реализации комплекса оздоровительных и коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками 5-6 лет, имеющих ЗПР, на основе компенсаторных (резервных) возможностей организма. В задачи физического воспитания введены корректирующие, интеллектуальный и социально-психологический компоненты. Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР строится на 4 основных этапа (периода). Последовательность и содержание этих этапов представлены в таблице. Представленная модель предназначена для годовой цикл труда.

Узнать стоимость работы