Вам нужна курсовая работа?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Социальная утопия.

  • 20 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 17.03.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность понятия «социальная утопия»
1.1 Социальная утопия: понятие и история развития
1.2 Социальная утопия как общественный идеал
1.3 Государства и социальная утопия
Глава 2 Перспективы социальной утопии
2.1 Нравственные и духовные основы социальной утопии
2.2 Социальная утопия в настоящем и будущем
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Челикава в данной связи пишет: «Отношение к утопии сегодня — это отношение к социальному идеалу бесклассового общества. Осуществим ли он? На дискуссиях об утопии можно услышать, что XX век добрее к утопии, чем XIX: "Поэты Греции и Рима скорбели об утерянной невинной жизни — без роскоши, но и без зависти, ревности, вражды. Их ностальгии отозвался век Просвещения, а XIX век  объявил ее иллюзией. Антропологи XX  века пришли к выводу, что золотой век существовал, что примитивные люди жили почти как в описаниях римских поэтов, что утопия, может быть,  уже была».
Важным моментом здесь, на наш взгляд, является понимание того, где и в каком обществе и в рамках какой методологической традиции реализуется социальная утопия. Речь идёт о том, что при реализации того или иного проекта социальной утопии необходимо учитывать, что определениями совершенного общества являются свойства, качества, функции, характерные черты жизни общества, позволяющие самоутверждаться обществу при наличии, как правило, суровых объективных условий природы и субъективных факторов: исторические предпосылки, геополитическое расположение, экономические условия и т.д.
В соответствии с традициями русской философии понятие «совершенство» выступает как одно из важнейших теоретических определений, а именно как характеристика всеобщей связи социальных явлений. Социальные явления находят завершённость друг в друге, образуя тем самым по принципу единства мира единое целое. В данном контексте, понятие «социальная утопия» исследуется через призму теоретизирования таких определений совершенного общества как: совершенное суждение, совершенная личность, совершенное слово, совершенная добродетель и т.д. Характеристиками совершенства будут выступать такие принципы как: упорядоченность, сложность, гармония и красота, стройность, организованность.
Гармоничное взаимодействие между обществом и природой - одна из составляющих процесса формирования совершенного общества в настоящее время. Именно сейчас необходимо определить уровень способности общества приспосабливаться к внешним природным условиям, к условиям внешней среды. Эти процессы обязуют общество развиваться в соответствии с законами природы и находить социальную нишу для функционирования по принципу гармоничного взаимодействия с ней (природой).
О важности развития гармоничных отношений между природой и обществом в процессе социального прогресса выраженного в совершенстве общественных отношений рассуждает в своих трудах советский философ В.С. Барулин. В частности он пишет «Общество и природа настолько нераздельны, так взаимопронизывают друг друга, что любые сбои в действии природных и общественных законов одинаково чувствительны для общества. В этом смысле сбой, а тем более глобальные подвижки в действии природных механизмов могут иметь губительное значение для общества и в этом смысле стать решающими для его жизни. Но их решающая роль в судьбе цивилизации определяется не тем, что они более важны, чем законы общественные, а тем, что они вообще неотъемлемы от самой человеческой жизни. Точно так же и нарушение законов общественных может привести человечество на край гибели. И в данном случае решающая роль законов общества определяется не тем, что они важнее, выше законов природы, а тем, что они неотъемлемы для общества. Принципиальную нерасторжимость человеческого бытия с природой наглядно подтверждает вся история человеческой цивилизации в XX в.». Таким образом, Барулин сопоставляет законы развития общества с объективными законами природы. В данном отношении актуализируется принцип всеобщей связи явлений, выраженный в том, что внешними детерминантами социальной утопии являются объективные условия и субъективные факторы жизнедеятельности общества, определяющие необходимость усовершенствования отношений между людьми и отношения между природой и обществом. Усовершенствованию подлежат отношения в различных сферах общественной жизни: в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества. «Развитие общества, - пишет Барулин, - есть естественно-исторический процесс, совершающийся по объективным законам. Объективность этих законов отнюдь не означает отрицания роли и значения человеческой деятельности… Изменение любой стороны общества, как и общества в целом, имеет свои объективные законы развития, определяющие характер, ритм, направленность, масштаб последующих изменений. Иначе говоря, в обществе, в его наличной материальной и духовной культуре, в объективных законах его развития как бы воплощена программа человеческой деятельности в целом, которая и выступает как ее самая глубокая объективная основа».
Однако, следует помнить, что поступательное развитие не может быть стремительным. К совершенному обществу необходимо двигаться поступательно, шаг за шагом. Об этом же говорит и Челикова: «На пути к "новому" приходится — по большей части, если не всегда — продвигаться шаг за шагом. Не всегда и не в любое время все является возможным и выполнимым, отсутствующие   для этого условия не только мешают, но и преграждают путь. Правда, на отрезках пути, где нет иных опасностей, кроме тех, которые выдуманы из чрезмерного страха или педантизма, быстрый ход и позволителен, и желателен. России, например, не нужно было сначала стать развитой капиталистической державой, чтобы с успехом следовать социалистической цели. Советский Союз смог создать для построения социализма необходимые технические условия, которые уже были развиты в других странах и могли быть оттуда заимствованы. Само собой разумеется, что путь, по которому еще никто никогда не шел, может быть пройден только в ходе преодоления неудач. Ибо возможным является все то, для чего хотя бы отчасти есть наличные условия, но именно поэтому же фактически еще   невозможно все то, для чего пока еще вообще нет условий. В этом случае образ цели и субъективно, и объективно оборачивается иллюзией; движение к нему сходит на нет; в лучшем случае — если оно все-таки продолжается — прокладывает себе».
Таким образом, социальная утопия по своей сути является не достижимой. Однако представления о ней, проекты и сценарии «идеального» общества помогают человечеству преодолевать кризисные явления в своём развитии. Необходимо также знать и то, что представления о совершенном обществе будет завесить от того типа общества, в отношении которого оно (представление) и реализуется, так как каждый тип общества предполагает собственный образ и стиль жизни, характер самовоспроизведения своей идентичности, реализацию своих традиций и обычаев, развёртывания потенциала своей культуры и цивилизации.
В связи со спецификой каждого типа общества формировалось представление о понятии «социальная утопия». В западном обществе понятие «социальная утопия» получило свое развитие в метафизической методологической традиции философского теоретизирования. Специфика жизнедеятельности византийского общества, а в дальнейшем русского общества характеризовала понятие «социальная утопия» с точки зрения принципов диалектической методологии.












Заключение


Идея совершенного общества всегда волновала человечество. Представления о социальной утопии, формировавшиеся и востребованные в рамках одного общества и соответствующей ему методологической традиции, всегда отличались и будут отличаться от взглядов людей другого типа общества.
Вопрос о том, возможно ли социальную утопию реализовать на практике, до сих пор остаётся открытым. Большинство людей сходится во мнении о невозможности достижения общественного идеала и построения совершенного общества. Ряд исследователей утверждает, что то общество, которое существует в настоящем и является самым совершенным за всю историю человеческого существования, так как в нём накоплен весь положительный опыт социального развития. Другие исследователи, анализируя историю, доказывают, что образы социальной утопии существовали в глубокой древности. Опровергнуть взгляды мыслителей или доказать их правоту не представляется возможным. Однако, необходимо отметить, что каждый человек, будь то философ, социолог или простой гражданин, мечтает и верит в светлое будущее.
В данные мечты каждый из нас закладывает свои принципы и характеристики идеального общества. В настоящей работе мы попытались проанализировать взгляды выдающихся мыслителей в отношении данного вопроса, что дало нам возможность систематизировать основные представления о социальной утопии.
К числу основных характеристик социальной утопии следует отнести:
реализация абсолютной свободы каждого индивида;
сильное государство, способное защитить своих граждан;
развитие нравственных (духовных) основ, способных реализовать социальную справедливость;
гармония духовной и светской властей;
гармония общества и природы.







Список литературы:


Аристотель. Сочинение: в 4 т. Т.4. [Текст] / Аристотель. - М.: Мысль, 1983.- 830с.
Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник. [Текст] / В.С. Барулин — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.
Баталов Э.Я. В мире утопии. Пять диологов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. [Текст] / Э.Я. Баталов. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / Собр.соч в 6 т.Т.3 Сочинения: в 6 т. Т.3 // И.Кант. – М.: Мысль, 196. – 799 с.
Конт, О. Курс положительной философии: В 6 т. [Текст] / О. Конт. – Т. 1. Философияматематики. – СПб. : [б. и.], 1900. – 302 с.
Руссо, Ж.Ж. Трактаты [Текст] / Ж.Ж. Руссо. – М.: Наука, 1969.- 304 с.
Спиноза,Б. Этика[Текст] / Б. Спиноза. – Спб.: Аста-пресс itd, 1993. – 281с.
Степин, В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего [Текст] / В.С. Степин. – М.: Ин-т философии РАН, 1996. – 175 с.
Фихте, И. Г. Сочинения в 2 т. Т.1 [Текст] / И.Г. Фихте – СПб.: Кристалл , 1993. – 580 с.
Челикова В.А. Утопия и утопическое иышление: антология зарубежной литературы [Текст] / Сост., общ.ред.и предисл. В.А. Челиковой. – М.: Прогресс, 1991. – 405 с.
Чуринов, Н.М Западничество как беспочвенность [Текст] / Н. М. Чуринов // Теория и история. — Красноярск: СИБГАУ, 2009.-№ 2. - С.20-35.


Баталов Э.Я. В мире утопии. Пять диологов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. – М.: Политиздат, 1989. – С. 29.

Аристотель. Сочинение: в 4 т. Т.4. / Аристотель. - М.: Мысль, 1983.- С.378

Степин, В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего / В.С. Степин. – М.: Ин-т философии РАН, 1996. – С. 38
Баталов Э.Я. В мире утопии. Пять диологов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
Челикова В.А. Утопия и утопическое иышление: антология зарубежной литературы / Сост., общ.ред.и предисл. В.А. Челиковой. – М.: Прогресс, 1991. – С.5
Спиноза,Б. Этика/ Б. Спиноза. – Спб.: Аста-пресс itd, 1993. – С.122

Кант, И. Критика чистого разума / Собр.соч в 6 т.Т.3 Сочинения: в 6 т. Т.3 // И.Кант. – М.: Мысль, 196. – С.321

Фихте, И. Г. Сочинения в 2 т. Т.1 / И.Г. Фихте – СПб.: Кристалл , 1993. – С.30
Там же.
Там же С.32
Фихте, И. Г. Сочинения в 2 т. Т.1 / И.Г. Фихте – СПб.: Кристалл , 1993. – С.33
Там же С.35
Руссо, Ж.Ж. Трактаты / Ж.Ж. Руссо. – М.: Наука, 1969.- С. 245

Конт, О. Курс положительной философии: В 6 т. / О. Конт. – Т. 1. Философияматематики. – СПб. : [б. и.], 1900. – С.62

Чуринов, Н.М Западничество как беспочвенность / Н. М. Чуринов // Теория и история. — Красноярск: СИБГАУ, 2009.-№ 2. - С.22

Челикова В.А. Утопия и утопическое иышление: антология зарубежной литературы / Сост., общ.ред.и предисл. В.А. Челиковой. – М.: Прогресс, 1991. – С.114
Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник. / В.С. Барулин — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — С.51
Там же С.54
Челикова В.А. Утопия и утопическое иышление: антология зарубежной литературы / Сост., общ.ред.и предисл. В.А. Челиковой. – М.: Прогресс, 1991. – С. 121















2

Список литературы:


1.Аристотель. Сочинение: в 4 т. Т.4. [Текст] / Аристотель. - М.: Мысль, 1983.- 830с.
2.Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник. [Текст] / В.С. Барулин — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.
3.Баталов Э.Я. В мире утопии. Пять диологов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. [Текст] / Э.Я. Баталов. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
4.Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / Собр.соч в 6 т.Т.3 Сочинения: в 6 т. Т.3 // И.Кант. – М.: Мысль, 196. – 799 с.
5.Конт, О. Курс положительной философии: В 6 т. [Текст] / О. Конт. – Т. 1. Философияматематики. – СПб. : [б. и.], 1900. – 302 с.
6.Руссо, Ж.Ж. Трактаты [Текст] / Ж.Ж. Руссо. – М.: Наука, 1969.- 304 с.
7.Спиноза,Б. Этика[Текст] / Б. Спиноза. – Спб.: Аста-пресс itd, 1993. – 281с.
8.Степин, В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего [Текст] / В.С. Степин. – М.: Ин-т философии РАН, 1996. – 175 с.
9.Фихте, И. Г. Сочинения в 2 т. Т.1 [Текст] / И.Г. Фихте – СПб.: Кристалл , 1993. – 580 с.
10.Челикова В.А. Утопия и утопическое иышление: антология зарубежной литературы [Текст] / Сост., общ.ред.и предисл. В.А. Челиковой. – М.: Прогресс, 1991. – 405 с.
11.Чуринов, Н.М Западничество как беспочвенность [Текст] / Н. М. Чуринов // Теория и история. — Красноярск: СИБГАУ, 2009.-№ 2. - С.20-35.

утопия Социального Возрождения. Так, Мор и Т. Кампанелла

Московский Государственный университет. M. V. Lomonosov"

 

Факультет Мировой Политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

утопия Социального Возрождения.

Так, Мор и Т. Кампанелла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Студент I курса

 

Дубатова Илья Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2006

Введение

Мы обратились к этой теме в реферате, потому что тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. О тех местах, которые не является, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон, но создание той эту модель идеальной (на взгляд автора) государства, пусть даже и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно, является заслугой Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, было написано "Утопия" и "Город Солнца", который сделал имена авторов бессмертными.

все, что вы говорите, в средние века жить было плохо и скучно, чтобы не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины – тысячи людей умерли от эпидемий. Кроме того, не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнь, как хотел, чтобы выполнить любой. Здесь и появляется в литературе такой жанр, как утопический роман. Попросту говоря, просвещенные люди (умевшие обращаться с пером и бумагой, таких тогда было немного) писали истории о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые их окружали. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и идентичны.

Узнать стоимость работы