Вам нужна дипломная работа?
Интересует Международные Отношения?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Эволюция подхода Ирландской республики к проблеме Северной Ирландии.

  • 99 страниц
  • 85 источников
  • Добавлена 01.02.2007
930 руб. 3 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РЕГИОНОВЕДЕНИЮ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.РАЗДЕЛЕННАЯ ИРЛАНДИЯ: ДВА ГОСУДАРСТВА, ДВЕ РЕЛИГИИ, ОДИН НАРОД
1. ИСТОРИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КАТОЛИКОВ И ПРОТЕСТАНТОВ В ИРЛАНДИИ В СОСТАВЕ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ
2. ОБРАЗОВАНИЕ ИРЛАНДСКОГО СВОБОДНОГО ГОСУДАРСТВА
3. УЛЬТИМАТИВНАЯ ПОЛИТИКА ИРЛАНДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ВОПРОСУ ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАНЫ В 1920-1965 ГГ.
ГЛАВА II.ПОИСКИ ПУТЕЙ УРЕГУЛИРОВАНГИЯ СЕВЕРОИРЛАНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
1. ПОЗИЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРЛАНДИИ И ИРЛАНДСКОГО ОБЩЕСТВА В ОТНОШЕНИИ СОБЫТИЙ В ОЛЬСТЕРЕ В КОНЦЕ 1960-Х – НАЧАЛЕ 1970-Х ГГ.
2. АНГЛО-ИРЛАНДСКИЙ ДИАЛОГ ПО СЕВЕРОИРЛАНДСКОМУ ВОПРОСУ В 1970-Х – 1980-Х ГГ.
3. 90-Е ГОДЫ – ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТХОД ИРЛАНДИИ ОТ РАДИКАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
ГЛАВА III.СЕВЕРОИРЛАНДСКИЙ ВОПРОС В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
1. ПОЗИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ ИРЛАНДСКОГО ОБЩЕСТВА ПО СЕВЕРОИРЛАНДСКОМУ ВОПРОСУ
2. ОТНОШЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ КРУГОВ ИРЛАНДИИ К ИРА, ИНОА, ШИНН ФЕЙН И ДРУГИМ ВОЕНИЗИРОВАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ОЛЬСТЕРА
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ СЕВЕРОИРЛАНДСКОЙ ПРОБЛЕМЫ: ПОДХОДЫ СТОРОН
4. ПОЗИЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ В ХОДЕ СОБЫТИЙ 2005 ГОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Мы категорически возражаем против таких обвинений в наш адрес".
В связи с данным заявлением следует напомнить, что полиция Великобритании в декабре 2004 года заявила о причастности ИРА к ограблению Северного банка в Белфасте, откуда было похищено около 30 миллионов фунтов. ИРА свое участие в этом ограблении категорически отрицает. "Британское и ирландское правительства требуют, чтобы мы сложили оружие, но одновременно обвиняет нас в грабеже банков. В этих условиях, мы вынуждены прекратить процесс разоружения", - говорится в заявлении ИРА.
Правительство Великобритании, комментирую отказ ИРА сложить оружие, заявило, что это является лишь еще одним доказательством того, что именно эта экстремистская организация тормозит мирный процесс. В то же время, пресс-секретарь британского премьер-министра Тони Блэра подчеркнул, что отказ ИРА от разоружения не расценивается Великобританией как угроза вернуться к террористической деятельности.
Повстанцы, напавшие на колумбийский город в 2004 году, прошли тренировку у ирландцев, связанных с Ирландской республиканской армией (ИРА). К такому выводу военные, расследующие нападение на населенный пункт Торибио (Toribio), расположенный в 400 км к юго-востоку от Боготы, пришли после того, как обнаружили минометные заряды, похожие на те, что использует ИРА.
Инструкторы из Европы научили боевиков из FARC (Вооруженные революционные силы Колумбии) правильно применять снайперов, а также показали, как делать применяемые ИРА самодельные минометы. Повстанцы также заимствовали тактику, отточенную ИРА в Северной Ирландии. "То, что мы сейчас видим, - это прямой результат тренировок ИРА", - говорит глава колумбийского Минобороны генерал Карлос Альберто Оспина (Carlos Alberto Ospina).
При нападении на Торибио 14 апреля погибли несколько полицейских и маленький мальчик. В декабре трое ирландцев - Ниалл Коннолли (Niall Connolly), Мартин Макколи (Martin McCauley) и Джеймс Монэгэн (James Monaghan) были осуждены колумбийским судом на 17 лет за обучение повстанцев технике террористической деятельности. Еще трое активистов ИРА, по данным колумбийской полиции, находятся в бегах, сейчас они объявлены в международный розыск.
До конца 70-х основная ответственность за борьбу с террористами в Северной Ирландии была на военной разведке Army Intelligence Corps. Потом главную роль стало играть полицейское управление Royal Ulster Constabulary (RUC) (4 ноября 2003 года RUC была переименована в Police Service of Northern Ireland (PSNI)). В то время две структуры - военная разведка и RUC - осуществляли агентурное проникновение и слежку на территории Северной Ирландии. Контрразведка MI5 практически не действовала в Северной Ирландии, рассматривая эту территорию как колонию и имея там лишь одного офицера связи (в Белфасте). Внутри MI5 долгое время считалось, что теракты должна расследовать полиция. В самой Британии за борьбу с ирландскими террористами отвечали спецподразделения местной полиции (Metropolitan Police Special Branch – MPSB).
В 1979 году Маргарет Тетчер, недовольная этой ситуацией, послала в Белфаст сэра Морис Олдфилда, в то время шефа разведки MI6, для координации разведдеятельности против террористов. В MI5 крайне разозлились усилением MI6 – журналистам в Белфасте была вброшена информация о том, что Олдфилд гомосексуалист и в Олстере ищет юного партнера, впоследствии оказалось, что эти слухи распространялись с подачи MI5. Однако Олдфилд вынужден был подать в отставку в 1980-м «из-за проблем со здоровьем». В этот период MI5 отвечала только за то, чтобы отслеживать контакты ИРА со спецслужбами других стран за пределами Великобритании. В 1981 году была проведена совместная операция MI5, MI6 и военной разведки по проникновению в ИРА, названная Operation Ward. Были задействованы 16 агентов, однако она окончилась неудачно – только двое давали хоть какую-то информацию.
Ситуация изменилась в начале 90-х, когда MI5 возглавила Стелла Римингтон, которая решила превратить контрразведку в главное ведомство Британии по борьбе с терроризмом. Это вызвало противодействие офицеров MPSB, которые ссылались на отсутствие у MI5 опыта в борьбе с террористами. Весной 1992 после волны терактов, организованных ирландскими террористами в Лондоне, MI5 победила в этом противостоянии. Вскоре в службе было создано новое подразделение антитеррора – T Branch в составе 75 человек. В середине 90-х в T Branch были переброшены лучшие офицеры из F Branch (борьба с подрывной деятельностью) и Branch (контршпионаж). С того момента MI5 стала координировать спецподразделений местной полиции в борьбе с террором. В центральном аппарате за Северную Ирландию отвечает Директор и координатор по разведке. Внутри T Branch за борьбу с ИРА отвечают следующие управления: T2A: (расследует республиканский и лоялистский терроризм в самой Британии), T2C (оценка угроз от ирландских террористических групп), T5C (противодействие ирландскому терроризму в континентальной Европе, включая республику Ирландия), T5D (противодействие ирландскому терроризму в других частях света) и T8 (работа с агентами T Branch; включает отдел, базирующийся в Северной Ирландии). 






3. Перспективы решения североирландской проблемы: подходы сторон
28 июля 2005 г. Ирландская армия освобождения (ИРА) официально провозгласила окончание военной кампании и заявила, что будет добиваться своих целей исключительно мирными средствами. ИРА приняла такое решение после внутренних дебатов, организованных председателем «Шинн Фейн» Джерри Адамсом, который призвал добиваться своих целей исключительно политическими средствами. 
«Всем подразделениям ИРА приказано сложить оружие. Все участники призываются оказывать помощь в развитии политических и демократических программ исключительно мирными средствами. Добровольцы не должны участвовать ни в каких других видах деятельности», - говорится в заявлении ИРА. 
В опубликованном 28 июля официальном заявлении руководство ИРА призвало своих боевиков прекратить все виды экстремистской и уголовной деятельности, а также сотрудничать с Международной комиссией по разоружению незаконных вооруженных формирований Северной Ирландии под руководством канадского генерала Джона де Шастелена. 
Всем членам Ирландской республиканской армии предписано сложить оружие с 16 часов дня по местному времени 28 июля 2005 года. Наблюдать за процессом сложения оружия пригласят по одному представителю католической и протестантской конфессий.
"Всем членам ИРА предписывается помогать развитию исключительно политических и демократических программ мирными способами", - говорится в заявлении ИРА. "Между тем, нашей целью остается борьба за объединение Ирландии, которую мы будем продолжать политическими методами", - отмечается в документе.
ИРА впервые выступила с заявлением подобного плана, что уже расценивается наблюдателями как "исторический шаг", который может послужить толчком к прорыву в североирландском урегулировании.
Лидер партии "Шинн Фейн", политического крыла ИРА, Джерри Адамс в апреле 2005 года призвал членов Ирландской республиканской армии официально объявить о прекращении вооруженной борьбы и борьбе за свои цели (объединение Ирландии и защиту католического населения) политическими методами.
Премьер-министр Британии Тони Блэр приветствовал решение ИРА. "Я приветствую признание того, что мирный и демократический путь является единственным для достижения политических перемен", - сказал Блэр сразу после обнародования заявления. 
"Если слова ИРА будут подкреплены действиями, это станет историческим моментом", - заявил 28 июля 2005 года премьер-министр Ирландии Берти Ахерн. 
Лидер Социал-демократической рабочей партии Марк Деркан приветствовал заявление и назвал его «ясным, но запоздавшим». Он призвал Шинн Фейн вступить в новые структуры безопасности в Северной Ирландии, как это сделала его партия. «Мы надеемся, что, как и было обещано, вся военная активность ИРА прекратится, как и ее вовлеченность в организованную преступность», - заявил Деркан.
В то же время лидер Партии демократических юнионистов Иэн Пейсли отреагировал на заявление ИРА скептически. "Мы будем судить о благих намерениях ИРА по ее делам в ближайшие месяцы и годы", - сказал Пейсли. "Многих людей огорчит тот факт, что в данном случае политические выгоды заменили принципы правосудия в Северной Ирландии", - заявил Джеффри Доналдсон, член Партии демократических юнионистов.
В то же время, многие представители протестантских партий в Северной Ирландии отреагировали на решение об освобождении Келли резкой критикой. Лидер Партии юнионистов Ольстера Рег Импи назвал решение об освобождении Келли "циничной манипуляцией". 
Дэнис Бредли, заместитель руководителя политического крыла, заявил, что людям необходимо убедиться в том, война действительно закончена, как это говорится в заявлении ИРА. «Такого еще не было в истории острова», - сказал он. «Возьмет ли теперь Шинн Фейн ответственность за безопасность и правосудие?», - спрашивает Бредли.
О том, что ИРА пойдет на отказ от вооруженной борьбы, заговорили после того, как в среду 27 июля 2005 года, был освобожден ирландский боевик Шон Келли. В 1993 году он организовал взрыв в протестантской части Белфаста, в результате которого погибли десять человек. Представитель британского правительства заявил, что Келли был выпущен из тюрьмы "в преддверии заявления ИРА". Первый раз Келли был освобожден еще в 2000 году согласно мирным соглашениям Страстной пятницы. Однако в июне он вновь оказался за решеткой после того, как британский министр по делам Северной Ирландии Питер Хейн заявил об имеющихся разведданных, которые указывают на то, что бывший бомбист возобновил свои связи с ИРА. После того как Келли вышел из тюрьмы, премьер-министр Ирландии Берти Ахерн сказал: "Я уверен, что в ближайшие дни мы увидим прорыв в ситуации".
Разоружение ИРА всегда было камнем преткновения в мирном процессе в Северной Ирландии. Республиканские боевики не раз объявляли о том, что готовы сложить оружие, однако, до конца этот процесс так никогда и не доходил. Тем не менее, заявление ИРА, сделанное в 2005 году, предоставляет обеим сторонам конфликта возможность начать решать наболевшие проблемы Северной Ирландии чисто политическими методами. 
До сих пор ИРА не заявляла о разоружении в одностороннем порядке. Она неоднократно объявляла о прекращении огня и полном прекращении огня, но каждый раз эти акции срывались. Велись и переговоры о разоружении, но вопрос упирался в то, что в Ольстере (северная часть острова Ирландия, входящая в состав Великобритании), помимо ИРА, действуют другие вооруженные группировки, в том числе и лоялистского толка. Без взаимного разоружения руководство ИРА не горело желанием сдавать свои арсеналы. Так что последнее заявление 2005 года хотя бы в данной части можно действительно назвать сенсационным.
ИРА выбрала правильный момент для заявления. Британия пережила лондонские события 7 июля 2005 года, когда от взрывов боевиков-исламистов погибли более 50 человек. По сравнению с недавними терактами, деятельность ИРА, включая "Кровавую пятницу" - серию взрывов 21 июля 1972 года, когда погибли 9 человек, выглядит детскими шалостями. На фоне общей скорби, охватившей Великобританию, слова об отказе от вооруженной борьбы, прозвучавшие от извечного врага Лондона, вызовут в Соединенном Королевстве если не симпатию, то, как минимум понимание.
Вот что сказал по этому поводу премьер-министр Великобритании Э. Блер: «Я приветствую признание того, что мирный и демократический путь является единственным для достижения политических перемен».
Конечно, не стоит забывать, что в этом присутствует и некоторый элемент расчета. Общественности и властям предстоит обдумать и проанализировать прозвучавшее заявление, и все это время организация будет находиться в фокусе общественного внимания, чем не преминет воспользоваться политическое крыло ИРА, партия "Шинн Фейн". Пока официальные власти будут обдумывать ответ и готовить свои предложения (дежурный восторг премьер-министра Тони Блэра не считается), ИРА сможет подготовиться к любому повороту событий.
Теракт в центре Лондона потряс жителей Великобритании, но вряд ли серьезно отразится на политической ситуации в стране. Спустя считанные часы после теракта в Лондоне на одном из исламистских сайтов появилось заявление доселе неизвестной группировки, назвавшей себя "Тайная организация "Аль-Каеды" в Европе", которая взяла на себя ответственность за серию взрывов в столице Великобритании.
Разумеется, после любого теракта появляется множество людей, желающих приписать себе эту "заслугу", и называют ли они себя "Тайная организация "Аль-Каеды" в Европе", "Бригады Исламбули" (как это было после взрыва российских самолетов летом 2004 года) или "Сверхсекретное крыло "Исламского джихада" в Антарктиде", но их заявления ничего не говорят ни о тех, кто действительно стоит за терактами, ни о целях настоящих преступников.
Как правило, спецслужбы государства, по которому нанесен удар, не обращают особого внимания на подобные заявления, более или менее догадываясь, кто на самом деле стоит за терактом. С лондонскими взрывами, похоже, дело обстоит иначе: британские спецслужбы находятся в полном замешательстве и не могут ни подтвердить, ни опровергнуть "тайную "Аль-Каеду", не располагая никакой информацией об организаторах теракта.
Как ни странно, хваленый британский Скотланд-Ярд признал, что абсолютно ничего не знал о готовящемся теракте и не имеет ни малейшего представления о том, кто может за ним стоять.
Представители британских спецслужб категорически опровергли распространенные ранее израильским новостным агентством информацию о том, что в четверг Скотланд-Ярд предупредил о возможном теракте израильское посольство в Лондоне. В результате этого министр финансов Израиля Биньямин Нетаниягу даже принял решение отказаться от посещения Израильского экономического форума, который должен был открыться недалеко от Ливерпуль-стрит как раз в момент произошедшего там взрыва.
Британцы утверждают, что ни информаторы в рядах потенциальных террористов, ни электронное наблюдение не предоставили никакой информации о том, что в Лондоне готовится столь масштабный теракт. Возможно, в дальнейшем вновь обнаружится какая-либо не дошедшая до начальства должностная записка или не до конца переведенный документ, но на тот момент расследование придешлось начинать "с нуля".
Судя по всему, немногим больше информации и у американских спецслужб. Так, министр национальной безопасности США завил, что задержанный в Пакистане боевик "Аль-Каеды" рассказал о подготовке терактов на железных дорогах, но никаких сведений о месте проведения этих терактов получить не удалось. Кто именно мог провести эти теракты, американцы также не знают.
Скорее всего, Скотланд-Ярд слегка хитрил, когда говорил, что не имеет ни малейшего представления о том, что может стоять за терактом в Лондоне. Весьма вероятной представляется причастность к взрывам мусульманских радикалов и, следовательно, того самого международного терроризма, с которым Великобритания столь активно борется в Афганистане и в Ираке.
Разумеется, в Великобритании есть и своя собственная террористическая группировка, которой по силам было бы организовать подобную акцию. Однако Ирландская республиканская армия (ИРА) в последнее время воздерживается от кровопролитных терактов, стремясь выйти из подполья и перейти от террористической борьбы к политической. Что же касается исламистов, то в их распоряжении есть и силы, и средства, и мотивация для того, чтобы осуществит подобный теракт в столице страны, являющейся главным союзником США по антитеррористической коалиции.
Как представляется, окончательный ответ на вопрос, кто стоит за взрывами в Лондоне, будет получен после того, как полиция соберет всю информацию о взрывах в поездах метро и в автобусе и установит, кем и как они были осуществлены. По предварительным сведениям, по меньшей мере, две из взорвавшихся в метро бомб были снабжены часовым механизмом и находились в коробках или, возможно, портфелях, которые террористы пронесли в поезда и оставили в вагонах.
Что же касается взрыва в автобусе на Тависток-сквер, то там, как предполагается, такое же взрывное устройство привел в действие террорист-смертник, либо оно могло взорваться преждевременно. Так или иначе, нельзя не заметить, что теракт в Лондоне практически повторяет теракт в Мадриде, осуществленный весной 2004 года. Следует напомнить, что ответственность за мадридский теракт была возложена непосредственно на "Аль-Каеду".
Между тем, учитывая гибкость и общую неопределенность структуры "Аль-Каеды", не так важно, какому именно ее ответвлению, филиалу, ячейке, связанной или не связанной с ней группировке припишут организацию этих взрывов. Основной обязанностью британской полиции является установить непосредственных исполнителей теракта и предотвратить его повторение.
В настоящий момент эксперты изучают фрагменты взрывных устройств, а также две неразорвавшиеся бомбы, которые были обнаружены на месте одного из терактов (где именно - в метро или в наземном транспорте - представители полиции не уточняют). По всей видимости, эти бомбы являются самыми ценными уликами, которыми располагает полиция, так как анализ использованной взрывчатки, а также самой конструкции бомб сможет дать достаточно точный ответ на вопрос, кем они могли быть сделаны. Кроме того, полиция надеется установить, погибли ли исполнители теракта в результате взрывов, или остались живы и могут готовить новые подобные акции.
По сведениям журналистов, исполнителей теракта полиция намеревается искать среди двух категорий экстремистов. Прежде всего, речь может идти о людях, прибывших в Великобританию из стран Северной Африки. Спецслужбам известно, что их ячейки активно действуют в Великобритании с 1990-х годов. Именно выходцы из стран Северной Африки причастны к мадридским взрывам. Между тем, в последние годы полиция столкнулась с тем, что радикальные группировки организовывают граждане Великобритании, выросшие в стране, но прошедшие обучение в лагерях подготовки террористов за рубежом.
Так или иначе, террористы, если они уцелели, скорее всего, находятся в глубоком подполье, и, учитывая, что у Скотланд-Ярда нет ни малейших сведений о том, где их искать, шансы на их задержание представляются достаточно призрачными. Что же касается людей, спланировавших теракт, то они, вероятнее всего, покинули пределы Великобритании еще до его осуществления.
Единственным прямым указанием на цели лондонского теракта является уже упоминавшееся заявление "Тайной организации "Аль-Каеды" в Европе", утверждающее, что это - месть за действия британских войск в Ираке и в Афганистане. Террористы с успехом продемонстрировали, что они могут нанести удар в самом сердце страны, с энтузиазмом борющейся с терроризмом по всему свету. Правда, несмотря на то, что взрывы произошли, казалось бы, в самой гуще крупных международных событий, вряд ли они окажут на них хоть какое-нибудь влияние.
Разумеется, по времени серия лондонских терактов была приурочена к открытию саммита "большой восьмерки" в шотландском Глениглсе. Первые взрывы раздались именно тогда, когда к главам государств G8 обращался премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Но дело в том, что саммит был посвящен, прежде всего, вопросам экономическим, в частности - вопросам помощи беднейшим странам мира, которые, вроде бы, не должны слишком интересовать террористов.
Скорее всего, саммит просто предоставил террористам удобную возможность для действия, так как все спецслужбы страны были брошены на обеспечение безопасности высоких гостей в Шотландии и на борьбу с антиглобалистами, террористическая же угроза в Лондоне временно отошла на второй план.
Еще одно событие, к которому теоретически могли быть приурочены теракты, это решение Международного Олимпийского комитета, в среду постановившего провести в Лондоне Олимпиаду 2012 года. Однако и здесь террористы то ли запоздали - решение уже принято и в пятницу МОК подтвердил, что не намерен переносить Олимпиаду - то ли поторопились - сорвать Олимпиаду 2012 года можно терактами в 2012 или, в крайнем случае, 2011 году, но уж никак не в 2005 году.
Вряд ли теракт как-то особенно повлияет и на внутреннюю политическую ситуацию Великобритании. В отличие от мадридского теракта, ставшего одной из главных причин поражения на выборах сторонников военной операции США в Ираке и, фактически, приведшего к выводу из Ирака испанских войск, лондонские взрывы произошли уже после того, как в стране состоялись все возможные выборы и Тони Блэр, убежденный сторонник военной операции в Ираке, вновь возглавил правительство страны.
Немедленно после терактов Блэр дал понять, что они никак не повлияют на его решимость продолжать ранее избранную политику, и можно предположить, что так оно и будет. Разумеется, теракты нанесли удар по репутации премьер-министра, но Блэр без большого ущерба выдерживает самые разные удары, уже третий срок оставаясь премьер-министром Великобритании. По всей вероятности, выдержит и этот.
Не смогут теракты способствовать и выводу британских войск из Ирака и Афганистана. Более того, после взрывов в Лондоне любые попытки противников участия Британии в американской военной операции будут выглядеть, как попытка пойти навстречу террористам, вызвавшая, в случае Испании, единодушную критику мирового сообщества.
29 июля 2005 года английская армия приступила к эвакуации и закрытию военных объектов, расположенных в Ольстере, сообщает газета New York Post. Солдаты, расквартированные в округе Арма, считающимся "цитаделью ИРА", начали разбирать укрепления, готовясь к выводу баз. Решение о выводе последовало после заявления ИРА о прекращении вооруженной борьбы.
По плану, три военных объекта в южном Арма должны быть оставлены британской армией. Великобритания согласилась закрыть военную базу в деревне Форкхилл, в южной части Арма. Также будут закрыты два наблюдательных поста - вышка около горы Камло и башня в Ньютонхэмилтоне. С помощью этих наблюдательных постов английские силы безопасности ведут визуальное наблюдение за деятельностью местных жителей, а также перехватывают разговоры с помощью высокотехнологичного оборудования.
Округ Арма, который неофициально называется "бандитской территорией", известен тем, что более 90 процентов населения там составляют сторонники ИРА. Великобритания вынуждена держать в округе, расположенном рядом с границей Республики Ирландия, большое количество солдат. Из-за постоянной угрозы нападения, военнослужащие передвигаются по Арма в основном на вертолетах.
Объявление о выводе баз прозвучало на следующий день после заявления руководства ИРА о прекращении вооруженной борьбы и сдаче оружия. Этому предшествовали многолетние переговоры между ИРА и ее политическим крылом партией "Шинн Фейн" с одной стороны и правительствами Великобритании, Ирландии и США с другой.
Генерал-лейтенант, сэр Редди Уотт, командующий 12-тысячной группировкой британской армии в Северной Ирландии, подтвердил информацию о закрытии военных объектов. По его словам, после консультаций с Главным констеблем полиции Северной Ирландии Хью Ордом, "мы решили, что можно уменьшить уровень присутствия сил безопасности".
С 1998 года британская армия вывела из Ольстера более 7 тысяч солдат и закрыла более 30 военных объектов. После объявления о закрытии базы и двух наблюдательных вышек, на границе с Ирландией останутся только семь постов - вдвое меньше чем было в 2001 году.
2 сентября 2005 года судья Белфаста Десмонд Перри вынес решение о предании суду боевика экстремистской организации IRA Шона Хоуи за организацию теракта в Оме, Северная Ирландия. В результате взрыва заминированного автомобиля в 1998 году 29 человек погибли и десятки были ранены. Этот теракт стал самым кровавым террористическим актом в Северной Ирландии. За организацию этого теракта Шон Хоуи будет обвинен в 29 убийствах.
Постоянные вспышки насилия в Ольстере подрывают мирный процесс и ставят под сомнение способность и британского, и североирландского правительства поддерживать порядок в этом регионе. Отношения между католической и протестантской общинами Ольстера вконец испорчены взаимной подозрительностью и недоверием друг к другу. Конфликт в Северной Ирландии стал одним из самых кровопролитных и продолжительных в современной Европе.
В результате последних выборов ноября 2003 года в североирландскую Законодательную Ассамблею, принёсших победу радикалам и среди протестантов (30 против 27 умеренных), и среди католиков (24 против 18 умеренных), «Соглашение Страстной пятницы», по сути, потерпело поражение, а жители Ольстера вновь оказались в политическом тупике, выход из которого в ближайшие годы представляется весьма проблематичным. Умеренные политические силы так и не смогли убедить ИРА в необходимости полного отказа от вооружённой борьбы и насилия, что признал после выборов и сам Дэвид Тримбл. Правда, боевики ИРА пока не намерены продолжать кровопролитную войну, а лидер Шинн фейн Джерри Адамс по-прежнему уверен в возможности диалога и полного прекращения кровопролития. Тем не менее, результаты выборов упрочили позиции радикалов среди обеих общин и показали решительность настроений большинства продолжать противостояние.
Однако, кроме «Временной ИРА» в Ольстере действуют ещё десятки экстремистских организаций типа «Ирландской рабочей партии» и «Ирландской национально-освободительной армии». Более экстремистская ПИРА не поддержала решение «Временной ИРА»; с началом разоружения её ряды пополнились новыми членами. Подпольные протестантские военизированные организации «Борцов за свободу Ольстера», «Армии лоялистских ворлонтёров», «Армии волонтёров Ольстера», которые насчитывают в общей сложности 950 членов, заявили, что не сложат оружие, пока существует ИРА.
В настоящее время ни в Англии, ни в Ирландии уже практически никто не верит, что кризис в Ольстере может быть разрешён в обозримом будущем. На многих участках линии разделения в Белфасте идут не прекращающиеся ни на день вооружённые столкновения, а глава местного правительства Д. Тримбл, получивший Нобелевскую премию за установление мира в Ольстере, подвергается давлению, как со стороны католиков, так и со стороны непримиримых членов Юнионистской партии.
В ближайшей перспективе приемлемых для всех сторон методов решения Ольстерской проблемы не существует. Изменения Ирландской конституции, произведённые в 1999 году, привели к обратному эффекту – росту национализма в самой Ирландской Республике. Несмотря на твёрдую позицию ирландского премьера, считающего сотрудничество с Великобританией и всеми политическими силами Северной Ирландии единственно возможным вариантом решения кризиса, в самой Ирландии всё чаще раздаются голоса о неэффективности как региональных, так и наднациональных органов исполнительной власти.
Дипломатические методы решения ольстерского кризиса практически исчерпаны; несмотря на многочисленные соглашения и договоры, в которых в последнее десятилетие в качестве одной из сторон принимала участие и Шинн фейн, всегда находилась (и, похоже, будет находиться) часть радикалов, которой выгодно продолжение противостояния и которая очередной серией терактов денонсирует любое достигнутое сторонами соглашение. Лишь понимание большей частью населения необходимости политического диалога внутри Ольстера и отдача предпочтения на выборах умеренным партиям обеих враждующих сторон может дать надежду на хоть и небыстрое, но эффективное, а главное – долговременное решение одной из самых острых проблем современной Европы.
4. Позиция Соединенных Штатов в ходе событий 2005 года
Празднование Дня святого Патрика в Белом доме прошло в 2005 году без лидера политического крыла Ирландской республиканской армии - партии "Шинн Фейн" - Джерри Адамса (Gerry Adams). По данным Reuters, на "Церемонию трилистника" не пригласили ни одного представителя политических партий Северной Ирландии.
При этом Буш не забыл отправить приглашение премьер-министру Ирландии Берти Ахерну (Bertie Ahern). Кроме того, после торжества президент США встретился с выдающимися общественными деятелями из Северной Ирландии, которые, по словам высокопоставленных представителей администрации, "посвятили себя пропаганде мира и терпения в обществе".
По словам источников, политические деятели Северной Ирландии не были приглашены на церемонию сознательно. Причина в том, что США разочарованы провалом переговоров по мирному урегулированию в Северной Ирландии между представителями радикально-католической "Шинн Фейн" и Демократической Юнионистской Партии Северной Ирландии, которые состоялись в декабре 2004 года.
Между тем известно, что Джерри Адамс планировал проехать в начале марта 2005 года в связи с праздником по городам Америки, и в том числе заехать в Вашингтон, чтобы выступить в Национальном пресс-клубе. По словам официальных лиц США, в настоящее время рассматривается заявление Адамса на получение американской визы. Особенно подчеркивается, что человек, который мог в прошлом быть причастным к терроризму, должен быть тщательно проверен множеством ведомств.
Вашингтон призвал североирландскую партию "Шинн Фейн" порвать все контакты с Ирландской республиканской армией. Одновременно власти США запретили "Шинн Фейн" сбор средств в стране. Партия считается политическим крылом ИРА. Письменный запрет был передан лидеру партии Джерри Адамсу по каналам Госдепартамента США в марте 2005 года.
Этот призыв озвучил главный лоббист интересов "Шинн-Фейн" в конгрессе США конгрессмена Питера Кинга.
"Сейчас действия ИРА не только не способствуют наступлению мира в Ольстере, но, напротив, торпедируют все положительные начинания в этом направлении", - сказал Кинг. "Американцам трудно объяснить тот факт, что ИРА продолжает существовать в настоящее время, после соглашений Страстной пятницы, заключенных в 1998 году",- добавил он.
Высказывание конгрессмена прозвучало во время визита Джерри Адамса с соратниками в США с 12 по 18 марта 2005 года. Эта традиционная поездка направлена на агитацию в поддержку ирландского освободительного движения и сбор денежных пожертвований среди американских ирландцев.
С аналогичным заявлением выступил и специальный посол США в Северной Ирландии Митчелл Райсс. "Тяжело понять, как в европейской стране в 2005 году у политической партии может быть частная армия", - заявил он. Ранее он неоднократно заявлял, что ИРА должна быть расформирована.
По мнению Вашингтона, сотрудничество "Шинн Фейн" с вооруженной группировкой, выступающей за отделение Северной Ирландии от Великобритании и воссоединение с остальной частью острова, несовместимо со статусом демократической партии.
В 2005 году впервые за 10 лет Джерри Адамсу запретили принимать участие в официальных мероприятиях в США по случаю национального праздника ирландцев Дня святого Патрика, отмечаемого 17 марта. Его даже не пригласили на праздничный ужин в Белый дом.
Таким образом, Вашингтон выражает недовольство действиями ИРА, политическим крылом которого считается "Шинн-Фейн". Лидеров "Шинн Фейн" также обвиняют и власти Республики Ирландия. По их словам, лидеры партии одновременно являются высокопоставленными командирами ИРА. "Шинн Фейн" отрицает подобные обвинения.
Только за последние месяцы боевики ИРА совершили крупнейшее ограбление банка в Великобритании и несколько убийств.
Белый дом приветствовал сделанное Независимой международной комиссией по разоружению (НМКР) 26 сентября 2005 года заявление о полном и поддающемся проверке разоружении временной Ирландской республиканской армии (ИРА), назвав это "историческим днем для Северной Ирландии".
Разоружение ИРА является "чрезвычайно обнадеживающим знаком для всех тех, кто поддерживает мирный процесс, власть закона и свободу Северной Ирландии от сектантского насилия. Оно также открывает всем сторонам возможность для возобновления усилий по достижению стабильного политического урегулирования в Северной Ирландии", говорится в заявлении Белого дома.
В тот же день официальный представитель Государственного департамента США Шон Маккормак заявил, что "разоружение всегда являлось одним из важнейших шагов к достижению целей Соглашения страстной пятницы. И сегодняшнее сообщение НМКР констатирует, что этот шаг был сделан".
"Предпринятое ИРА действие является важным шагом вперед на пути к стабильному политическому урегулированию в Северной Ирландии", - сказал Маккормак.
США призвали "все прочие военизированные группы в Северной Ирландии, будь то лоялисты или республиканцы, сотрудничать с НМКР для скорейшего обеспечения полного разоружения". "За похвальным разоружением ИРА должны последовать действия, демонстрирующие четкую приверженность республиканского движения власти закона и отказу от всей военизированной и преступной деятельности", - говорится в заявлении Белого дома.
Временная ИРА была сформирована в 1969 году как тайное вооруженное крыло политического движения "Шин фейн". Она открыто преследовала вывод британских войск из Северной Ирландии и интеграции Ирландии и Северной Ирландии, которая в настоящее время входит в состав Великобритании.
ИРА традиционно прибегала к насилию при преследовании своих политических целей и несет ответственность за ряд террористических актов и взрывов, совершенных в Великобритании с семидесятых годов XX века.

Реакция США на заявление о разоружении мира
Мы приветствуем сегодняшнее заявление Независимой международной комиссии по разоружению (НМКР) о полном и поддающемся проверке разоружении временной Ирландской республиканской армии (ИРА). Это заявление знаменует собой исторический день для Северной Ирландии и является чрезвычайно обнадеживающим знаком для всех тех, кто поддерживает мирный процесс, власть закона и свободу Северной Ирландии от сектантского насилия. Оно также открывает всем сторонам возможность для возобновления усилий по достижению стабильного политического урегулирования в Северной Ирландии.
Президент Буш одобряет деятельность генерала Джона де Кастелейна и его коллег по НМКР и приветствует усилия партии "Шин фейн" по приближению этого момента для республиканской общины.
США призывают все прочие военизированные группировки в Северной Ирландии, будь то лоялисты или республиканцы, сотрудничать с НМКР для скорейшего обеспечения полного разоружения.
Разоружение ИРА является первым важным шагом к выполнению положений заявления ИРА от 28 июля о том, что она намерена преследовать свои цели исключительно мирными и демократическими средствами. За похвальным разоружением ИРА должны последовать действия, демонстрирующие четкую приверженность республиканского движения власти закона и отказу от всей военизированной и преступной деятельности. США также призывают партию "Шин фейн", ИРА и всех республиканцев оказать полную поддержку полиции.
США продолжают твердо поддерживать мирный процесс и усилия правительств Великобритании и Ирландии по достижению прочного мира и перемирия для народа Северной Ирландии в соответствии с принципами Соглашения страстной пятницы.
Мартин Макгиннесс - один из лидеров партии "Шинн Фейн", являющейся политическим крылом Ирландской республиканской армии (ИРА), 27 июля отправился в поездку по США. Как сообщает Sky News, он провел пресс-конференции в Вашингтоне и Нью-Йорке, на которых рассказал о текущем состоянии процесса мирного урегулирования конфликта в Ольстере.
В США проживает большое количество потомков эмигрантов из Ирландии, и подобные визиты часто становятся предвестником важных политических инициатив со стороны ирландских сепаратистов. Так было в 1994 году, когда ИРА объявила о перемирии, и позднее, когда республиканцы соглашались на частичное разоружение.
На этот раз сразу после возращения лидера последовало заявление ИРА об окончательном отказе от вооруженной борьбы за объединение Ирландии.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт в Северной Ирландии зачастую пытаются представить как чисто религиозный. Однако католики и протестанты конфликтуют не по вопросам веры и теологии. Проблема Северной Ирландии – это колониальная проблема, и «расовое» различие между колонистами (англичанами и шотландцами) и коренным населением (ирландцами) лишь принимает религиозную форму. Чтобы сохранить колонию, которой, по сути, и является Северная Ирландия, в нынешнем её качестве необходимо сохранять и поддерживать это различие, и потому оно выходит за религиозные рамки.
Колонизация северной Ирландии началась многие столетия назад, и имел место такой период, когда казалось, что различия между потомками поселенцев и коренных ирландцев могут стереться, что те и другие объединятся на общее благо в единый этнос. Однако около двухсот лет назад в силу ряда исторических причин произошел переворот и развитие пошло противоположным путем.
Современное противостояние в Северной Ирландии – это не только и не столько террористическая война, в результате которой уже погибло около 5000 граждан обеих вероисповеданий и британских солдат. Это в первую очередь борьба коренного (ирландского) населения Северной Ирландии за гражданские права – борьба против репрессивного законодательства, против политической, религиозной, расовой дискриминации.
Именно с этих позиций, в отличие от Великобритании, сводящей всё к религиозному конфликту, подходит к данной проблеме ирландское правительство. На протяжении всего своего существования, вплоть до «Соглашения Страстной пятницы», оно убедительно отстаивало идею территориального и национального единства. Однако его подход явно эволюционировал. Начав с категорического непризнания границ между Ирландским свободным государством и Ольстером, пройдя пик противостояния в конце 30-х гг., ирландское правительство уже в начале 60-х гг. пришло к пониманию необходимости отказа от жёсткой позиции по данному вопросу.
Шестидесятые – восьмидесятые годы стали эпохой, когда при сохранении взгляда на Северную Ирландию как на составную часть Ирландской Республики правительство отказалось от поддержки радикальных групп и организаций, в том числе политических, отдавая приоритет дипломатическому пути решения конфликта. Однако подобная позиция ирландского правительства, подписывавшего соглашения с Лондоном, оставалась безрезультатной в силу отсутствия реального механизма воздействия на экстремистские националистические группировки, как в Ольстере, так и в самой Ирландии: соглашения оставались на бумаге и срывались после очередных террористических актов ИРА.
Девяностые годы стали периодом кардинального поворота в подходах к урегулированию Ольстерского кризиса. Если с британской стороны он ознаменовался отказом от постулата безусловного пребывания Северной Ирландии в составе Великобритании, то с ирландской – от такого же закреплённого в конституции страны постулата безусловного её вхождения в состав Ирландской Республики. Ирландия и Великобритания поняли важность сближения своих позиций в целях скорейшего и безболезненного разрешения северо-ирландской проблемы. Кроме того, оба государства окончательно осознали необходимость вовлечения в переговорный процесс самих противоборствующих сторон.
Тем не менее, шаги ирландского правительства, сблизившие его позиции с позициями британских властей, не только не решили проблему, но и привели к новому её обострению, к тому же добавив популярности Шинн фейн как «последовательным защитникам интересов католического населения Ольстера и всех ирландцев», что проявилось на выборах 2002 года в Ирландии и 2003 года в Северной Ирландии.
В результате, несмотря на эволюцию подхода правительства Ирландии к проблеме Северной Ирландии, бескомпромиссность наиболее радикально настроенной части Шинн Фейн, пользующейся поддержкой большинства католического населения Ольстера и всё усиливающейся позицией на ирландской политической сцене, сводит на нет усилия дипломатов и политиков. Именно экстремизм, причём проявляемый обеими сторонами конфликта практически в равной мере, является причиной того, что перспективы выхода из кризиса туманны, а итог усилия тех, кто пытается решить проблемы за столом переговоров, пока что тщетны.
После долгого и трудного процесса переговоров (результат которого, если вспомнить, в финале едва не был поставлен под угрозу) Ольстер получил передышку – терактов подобно печально известному взрыву в городе Ома в августе 1998 года (Armagh) более не наблюдалось. Но при этом нельзя сказать, что террористическая деятельность в Северной Ирландии и в Великобритании в целом сошла на нет – и мало вероятно, что даже через двадцать-тридцать лет она окончательно станет приметой прошлого, в котором было предостаточно крови, вражды и жестокости. Так, периодически британские СМИ сообщают об очередных «пропагандистских акциях» боевиков, не принявших условия Стормонта и ушедших в еще более глубокое подполье.
Безусловно, ситуация в Северной Ирландии за последние несколько лет заметно дрейфует в лучшую сторону, но дела провинции, как и прежде, вызывают озабоченность со стороны британского правительства, национальных и международных организаций. Самой известной из них, конечно же, является ООН, в структуре которой существует специально сформированная группа, проводящая «конфликтный» мониторинг.
Однако она – даже если наделить ее экстра-полномочиями – тоже не в состоянии гарантировать мир и стабильность – в это нет ее вины. Все дело в глубоком расколе – религиозном, социально-экономическом, политическом и, наконец, психологическом – всего населения провинции, где в роли разделяющего фактора выступают не колючая проволока и не заминированные нейтральные полосы, а отношения между людьми. Причем, как это часто бывает – даже из одной и той же конфессии. Совершенно правильно еще десятилетия назад конфликту приклеили ярлык неразрешимого.
Действительно, каким образом можно решить эту наболевшую проблему, если учесть, что в большинстве своем католики и протестанты не допускают даже и мысли о том, что пора в конце концов отбросить все страхи и сомнения и решительно сделать шаг на встречу и что важно – без всяких посредников. Увы, здесь говорить о прогрессе пока не приходится и ожидания перемен в психологическом настрое и мотивации в лучшую сторону слишком преждевременны. Но в любом случае, как гласит известная поговорка, худой мир воистину лучше доброй ссоры, когда начинают рваться уже не «игрушечные», а настоящие бомбы и раздаются выстрелы.
Относительное затишье в Северной Ирландии, как уже неоднократно бывало, ни в коем случае не должно вводить в заблуждение, ибо вполне может получиться так, что это всего лишь затишье перед бурей. Почва для опасений есть – пока есть тянущиеся с англо-ирландской кампании 1919-1921 годов спорные вопросы, разрешить которые и в будущем вряд ли удастся – так как самый простой вариант – переход шести северо-восточных графств под юрисдикцию Ирландской Республики будет, есть опасения, началом распада Великобритании. А Ирландия? Неужели ей нужна новая, ранее незнакомая этническая проблема – с протестантами, не желающими покидать место, где они родились и изменять гражданство? Так стоит ли тратить время на его обсуждение?
Выше уже было сказано о том, что конфликт вполне может быть охарактеризован как международный в силу «участия» иностранных акторов. Все это верно, но существует и другой показатель его «интернационализации», который преимущественно находится в тени. Речь идет о чрезвычайно широких связях террористов из ИРА с товарищами по оружию из других стран. Наверняка, узкому кругу профессионалов из британских спец. служб и полиции есть что рассказать об этом сюжете. И если однажды обыкновенному рядовому исследователю будет открыть доступ с рассекреченным материалам, его, скорее всего, ожидает немало сенсаций. Ажиотаж будет огромен.
Почему? Просто тогда на поверхность, несомненно, будут подняты факты, обличающие весьма известных и высокопоставленных персон - и не только из стран, считающихся сегодня спонсорами, покровителями и экспортерами терроризм. Не исключено, что они и по сей день остаются в строю и продолжают поддерживать своих коллег не только на словах, но и на деле. И очень может быть, что в их числе были и даже есть и «непримиримые» боевики из ИРА. Но чтобы узнать об этом, придется подождать. А пока остается только одно – рассчитывать на появление новых сенсаций, многие из которых, к слову, больше похожи на специально закамуфлированную «утечку» из недр секретных служб. Так или иначе, все тайное когда-нибудь станет явным.
Предположение о том, что список имен покровителей ИРА выглядит внушительно не лишено смысла. Кто знает, может и сам Усама Бен Ладен, чье имя после трагических событий 11 сентября уже успело стать нарицательным для обозначения террористов всех мастей и масштабов, присутствует в нем на одной из первых строк. А его «спонсорская помощь» сегодня может обернуться немалыми бедами для и без того достаточно натерпевшейся провинции. Что если он и возглавляемая им «Аль-Каида» вдруг изменят свою тактику и перейдут от прямых точечных ударов по городам и объектам к разжиганию новых противоречий в зоне старых международных конфликтов? Где гарантия того, что Северная Ирландия вновь не заявит о себе «фронтовыми сводками»? Однозначного ответа здесь нет. Доподлинно ясно лишь то, что в полной трагизме судьбе провинции пока при всем желании не удается поставить столь долгожданную и желанную для многих точку.















СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
The Good Friday Agreement Keesing’s. Record of world events, 1998.
The Anglo-Irish Agreement Keesing’s. Record of world events, 1985.
Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian/
United States Welcomes Report on IRA Disarmament. US Department of State // http://usinfo.state.gov/eur/Archive/2005/Sep/26-546409.html
President's Remarks to the Press Pool // http://www.whitehouse.gov/news/releases/2004/11/20041126.html
Official Website of Sinnfein Party // http://www.sinnfein.ie/news/detail/13738
Minister Ahern meets US Special Envoy Mitchell Reiss. Department of Foreign Affairs of Ireland // http://foreignaffairs.gov.ie/Press_Releases/20050519/1752.htm
Remarks by President George Bush, Prime Minister of Ireland Bertie Ahern, and President of the European Commission Romano Prodi in Press Availability // http://www.whitehouse.gov/news/releases/2004/06/images/20040626-16_d062604-1-515h.html
Democratic Unionist Party of Northern Ireland // http://www.dup.org.uk/
Social Democratic and Labour Party // http://www.sdlp.ie/
The Ulster Unionist Party Website // http://www.uup.org/
The Alliance Party of Northern Ireland // http://www.allianceparty.org/
Литература
Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. – М.: СЛОВО: ЭКСМО, 2004.
Новейшая история зарубежных стран: ХХ век: Учебное пособие. – М.: Владос, 2001.
Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век: Учебник для студентов вузов. В 3-х ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарёва. – М.: Владос, 2003.
Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: Конец ХХ – начало
XXI века: Учебное пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2004.
Западная Европа на пороге третьего тысячелетия: безопасность, политика, экономика. / Отв. ред. Хесин Е.С., Щенин Р.К.– М.: РИСИ, 1995.
Артоболевский С.С. Региональное развитие в Великобритании. - М.: Мысль, 1983.
Бирюков И.Д. Ольстер: Кризис британской имперской политики. 1968-1984. – М.: ИПЛ, 1985.
Великобритания: политика, экономика, история. – СПб: СПбГУ, 1995
Всемирная история. В 24-х тт. – Мн.: Харвест: М.: АСТ, 2001.
Джексон Т.А. Борьба Ирландии за независимость. / Пер. с англ. - М.: ОГИЗ, 1949.
Капитонова Н.К. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990-1997 гг.) – М.: РОССПЭН, 1999.
Каутский К. Ирландия (культурно-исторический очерк). – Пг.: б.и., 1918.
Керженцев П.М. Революционная Ирландия. / 2-е изд. - М.: ПК, 1922.
Керженцев П.М. Ирландия в борьбе за независимость. / 3-е изд. - М.: ОГИЗ, 1936.
Колпаков А.Д. Ирландия — остров мятежный. - М.: ИПЛ, 1965.
Конноли Дж. Рабочий класс в истории Ирландии. Отвоевание Ирландии. / Пер. с англ. - М.: ИПЛ, 1969.
Консерваторы у власти: опыт Великобритании. – М.: Экономика, 1992.
Ларкин Дж. (младший) и Мэррей С. Жизнь и борьба рабочего класса и крестьянства в Ирландии. / Пер. с англ. - М.: ОГИЗ, 1930.
Лиэм де Пеа. Расколотый Ольстер. – М.: Прогресс, 1974.
Осипова Т. С. Освободительная борьба ирландского народа против английской колонизации (вторая пол. XVI — нач. XVII в.). - М.: Наука, 1962.
Перегудов С.П. Тони Блэр – архитектор нового лейборизма. – М.: РОССПЭН, 1999.
Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. – М.: Правда, 1996.
Поль-Дюбуа Л. Ирландская драма: Борьба Ирландии за независимость [1914-22]. – М.-Пг.: ПК, 1922
Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. – М.: Наука, 1982.
Полякова Е.Ю. Северная Ирландия: истоки конфликта. – 1990.
Редер К.Г. Политическая система Великобритании. – М.: РОССПЭН, 1997.
Ремерова О.И. Ирландское восстание 1916 г. / Автореф. дис. канд. ист. наук. – Л.: ЛГУ, 1954.
Россия и Британия: Сборник. / Под ред. Л.Ф. Туполевой и др. – М.: Наука, 2000.
Роуз К. Король Георг V. / Пер. с англ. – М.: АСТ: Люкс, 2005.
Роуз Н. Черчилль. Бурная жизнь. / Пер. с англ. – М.: АСТ: Ермак, 2004.
Сапрыкин Ю.М. Английская колонизация Ирландии в XVI — нач. XVII вв. - М.: ГИЗ, 1958.
Сапрыкин Ю.М. Ирландское восстание XVII в. - М.: Наука, 1967.
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2003.
Трухановский В.Г. Новейшая история Англии. – М.: СоцэкГИЗ, 1958.
Херасков И. Англия до и во время войны. – Пг: ПК, 1923.
Черняк Е.Б. Массовое движение в Англии и Ирландии в кон. XVIII — нач. XIX в. - М.: Наука, 1962.
Шпиндлер Сквозь блокаду. – Л.: ЛО ГИЗ, 1925.
Этнические проблемы и политика государств Европы. – М.: ИЭА РАН, 1998.
Колпаков А.Д. «Красная пасха» // Вопросы истории. - 1966, № 4.
Шахназанов О. «Ольстер: есть ли выход из тупика?» // МЭиМО. - 1986, № 2. Загладина Х. // МЭиМО. - 1987, № 3.
Метресс С. «Стремится ли Англия к установлению мира в Северной Ирландии?» // Международная жизнь. - 1986, № 3.
Орлова М.Е. «Модернизация и мирный процесс в Северной Ирландии» // ПОЛИС. - 1998, № 2.
Барлова Ю.Е. // Вопросы истории. – 1999, № 6.
Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. В 30-ти тт. – М.: СЭ, 1969-78.
Большой Энциклопедический словарь. – М.:СЭ, 1994
Малая Советская Энциклопедия. 2-е изд. В 11-ти тт. – М.: ОГИЗ, 1933-47.
Новая Российская Энциклопедия. – М.: Энциклопедия, 2004.
Периодические издания
U.S. Bans Sinn Fein from Fundraising in States - Reuters, 14.03.2005

Michael A. Fletcher Sinn Fein Leader Snubbed by Bush, Kennedy // Washington Post, Thursday, March 17, 20
David Trimble and Northern Ireland peace process // Economist, October 23th, 2003
Disarmament in Northern Ireland // New Your Post, 29th of July, 2005
Ресурсы информационной сети Интернет
Shon Mccormack Political Solution // http://www.makfax.com.mk/look/agencija/art-printer.tpl?IdLanguage=1&IdPublication=1&NrArticle=15029&NrIssue=324&NrSection=30
Peter King. Elections must be held as scheduled // http://www.noraid.com/Congress%20for%20NI.htm

IRA says armed campaign is over // http://news.bbc.co.uk/1/hi/northern_ireland/4720863.stm
We are against all accusations // http://www.anphoblacht.com/
Martin McGuinness says some shocking facts on IRA // http://sinnfein.ie/elections/candidate/3
Northern Ireland: It is the second night the capital has been covered with mass disorders. Chechen Press Info // http://www.chechenpress.co.uk/english/news/2005/09/14/10.shtml
Peter Hain makes sensational announcements // http://www.nio.gov.uk/index/about-the-nio/biographies/peter-hain-bio.htm
Murder will not derail peace process // http://www.nio.gov.uk/media-detail.htm?newsID=12943
Chief Superintendent David Boultwood is in charge of Operations // http://www.psni.police.uk/dcu_west_belfast_home_page.htm
Senior officers back new police chief // http://news.bbc.co.uk/1/hi/northern_ireland/2018183.stm
Gerry Adams Announcement // http://news.bbc.co.uk/1/hi/uk_politics/vote_2005/basics/4401207.stm
Ian Paisley for disarmament // http://news.bbc.co.uk/hi/english/static/northern_ireland/understanding/profiles/ian_paisley.stm
Блер: до самоуправления Ольстера один шаг // http://news8.thdo.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4080000/4080467.stm
Ian Paisley mentioned conditions // http://www.theyworkforyou.com/mp/ian_paisley/north_antrim

http://www.bbс.news.co.uk
http://www.labour.org.uk
http://www.conservatives.com
http://www.commonwealth.org.uk
http://www.rbc.ru
http://www.niassembly.gov.uk
http://www.oireachtas.ie

Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2003.
Перегудов С.П. Тони Блэр – архитектор нового лейборизма. – М.: РОССПЭН, 1999.
Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. – М.: Правда, 1996.
Капитонова Н.К. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990-1997 гг.) – М.: РОССПЭН, 1999.
Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: Конец ХХ – начало XXI века: Учебное пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2004.
Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. В 30-ти тт. – М.: СЭ, 1969-78. – Электронная версия. – Т. 10. Ст. «Ирландия».
Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. – М.: СЛОВО: ЭКСМО, 2004. с. 15.
Там же.
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2003. с. 181.
Требин М.П. Ук. соч., с. 181.
Маныкин А.С. Ук. соч., с. 177.
Там же.
Там же.
Малая Советская Энциклопедия. 2-е изд. В 11-ти тт. – М.: ОГИЗ, 1933-47. Т. 4. Стб. 859.
Требин М.П. Ук. соч., с. 181.
Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд., Т. 10. Ст. «Ирландия».
Малая Советская Энциклопедия. 2-е изд., Т. 7. Стб. 716.
Там же. Т. 4. Стб. 860.
Маныкин А.С. Ук. соч., с. 207-208.
Малая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Т. 4. Стб. 859.
Шпиндлер. Сквозь блокаду. – Л.: ЛО ГИЗ, 1925. с. 8-11.
Колпаков А.Д. «Красная пасха» // Вопросы истории. - 1966, № 4.
Требин М.П. Ук. соч., с. 181-182
Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 29. Ст. «Шинфейнеры».
Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век: Учебник для студентов вузов. В 3-х ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарёва. – М.: Владос, 2003. с. 186.
Там же.
Трухановский В.Г. Новейшая история Англии. – М.: СоцэкГИЗ, 1958. с. 70.
Малая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Т. 3. Стб. 672.
Там же. Т. 4. Стб. 863.
Джексон Т.А. Борьба Ирландии за независимость. / Пер. с англ. - М.: ОГИЗ, 1949. с. 343.
Трухановский В.Г. Ук. соч., с. 71.
Требин М.П. Ук. соч., с. 182.
Трухановский В.Г. Ук. соч., с. 71.
Там же. с. 71-72.
Там же. с. 72.
Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век: с. 186.
Малая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Т. 11. Стб. 780.
Трухановский В.Г. Ук. соч., с. 73.
Там же.
Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 10. Ст. «Ирландия».
Малая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Т. 4. Стб. 863.
Малая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Т. 4. Стб. 860.
Малая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Т. 7. Стб. 756-757.
Там же. Т. 11. Стб. 780.
Там же. Т. 4. Стб. 863.
Требин М.П. Ук. соч., с. 182.
Трухановский В.Г. Ук. соч., с. 281.
Требин М.П. Те Ук. соч., с. 182-183.
Там же. с. 183.
Трухановский В.Г. Ук. соч., с. 499.
Требин М.П. Ук. соч., с. 183.
Заболотный В.М. Ук. соч., с. 196.
Маныкин А.С. Ук. соч., с. 493.
Требин М.П. Ук. соч., с. 184.
Требин М.П. Ук. соч., с. 184.
Там же.
Требин М.П. Ук. соч., с. 184-185.
Маныкин А.С. Ук. соч., с. 494.
Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 23. Ст. «Северная Ирландия».
Маныкин А.С. Ук. соч., с. 494.
Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век: Учебник для студентов вузов. В 3-х ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарёва. – М.: Владос, 2003-2004. Ч.2. с. 143.
Требин М.П. Ук. соч., с. 185.
Там же. с. 186-187.
Маныкин А.С. Ук. соч., с. 526.
Требин М.П. Ук. соч., с. 189.
Заболотный В.М. Ук. соч., с. 399.
Требин М.П. Ук. соч., с. 189.
Заболотный В.М. Ук. соч., с. 412.
Требин М.П. Ук. соч., с. 190-191.
Кальвокоресси П. Мировая политика. 1945-2000. В 2-х кн. – М.: Международные отношения, 2003. Кн. 1. с. 427-428.
Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: Конец ХХ – начало XXI века: Учебное пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2004. с. 414.
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2003. с. 192.
Требин М.П. Ук. соч., с. 192.
Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: Конец ХХ – начало XXI века: Учебное пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2004. с. 416.
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2003. с. 192.
Кальвокоресси П. Мировая политика. 1945-2000. В 2-х кн. – М.: Международные отношения, 2003. Кн. 1. с. 428.
Там же. Кн. 1. с. 427.
Энциклопедия «Кругосвет» : CD-версия. Ст. «Ирландская Республика»
Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: Конец ХХ – начало XXI века: Учебное пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2004. с. 419.
Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век: Учебник для студентов вузов. В 3-х ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарёва. – М.: Владос, 2003-2004. Ч.2. с. 170.
Кальвокоресси П. Мировая политика. 1945-2000. В 2-х кн. – М.: Международные отношения, 2003. Кн. 1. с. 428-429.
Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: Конец ХХ – начало XXI века: Учебное пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2004. с. 421.
Там же. с. 425.
Там же. с. 93.
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2003. с. 192.
Энциклопедия «Кругосвет» : CD-версия. Ст. «Ирландская Республика»
Энциклопедия «Кругосвет» : CD-версия. Ст. «Ирландская Республика»
Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век: Учебник для студентов вузов. В 3-х ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарёва. – М.: Владос, 2003-2004. Ч.2. с. 170-171.
Кальвокоресси П. Мировая политика. 1945-2000. В 2-х кн. – М.: Международные отношения, 2003. Кн. 1. с. 429.
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2003. с. 193.
Кальвокоресси П. Мировая политика. 1945-2000. В 2-х кн. – М.: Международные отношения, 2003. Кн. 1. с. 429-430.
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2003. с. 193.
Кальвокоресси П. Мировая политика. 1945-2000. В 2-х кн. – М.: Международные отношения, 2003. Кн. 1. с. 430.
Кальвокоресси П. Мировая политика. 1945-2000. В 2-х кн. – М.: Международные отношения, 2003. Кн. 1. с. 431.
Энциклопедия «Кругосвет» Ст. «Ирландская Республика»
Требин М.П. Ук. Соч., с. 193.
Кальвокоресси П. Ук.соч., с. 431.
Требин М.П. Ук.соч., с. 193.
Там же. с. 93-94.
Фокина К. Ольстер зажил самостоятельно. // Независимая газета. – 1999, 3 декабря.
Требин М.П. Ук.соч., с. 194.
Кальвокоресси П. Ук.соч., с. 432.
Заболотный В.М. Ук.соч., с. 94.
Требин М.П. Ук.соч., с. 194.
http://ntvru.com : 12 декабря 2000 г.
http://infoart.iip.net : 13 декабря 2000 г.
http://www.utro.ru : 05 апреля 2001 г.
Требин М.П. Ук.соч., с. 194-195.
Ольстер подходит к новому тупику. - / http://www.inosmi.ru : 2005, 28 февраля.
Артоболевский С.С. Региональное развитие в Великобритании. - М.: Мысль, 1983. с. 8.
Заболотный В.М. Ук. соч., с. 95, 482.
Заболотный В.М. Ук. соч., с. 198.
Там же.
Speech by Enda Kenny TD, Leader of Fine Gael, 15th December 2004 // URL: www.finegael.ie/fine-gael-News.cfm?NewsID=25124&action=detail&year=2004&month=12&Category_Key=10
Партия «Фианна файл» // URL: http://e-politics.com.ua/Parties/Partija_Fianna_fajl_Irlandija.html
The Joint Declaration of December 1993 // URL: http://foreignaffairs.gov.ie/angloirish/jointdeclaration/default.asp
The Good Friday Agreement // URL: http://foreignaffairs.gov.ie/angloirish/goodfriday/default.asp
Speech by Minister Ahern at North/South Conference, Derry, 7 October 2005 // URL: http://www.fiannafail.ie/policy_page.php4?topic=257&id=4995
Белфаст должен восстановить самоуправление // URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_4883000/4883816.stm
Speech by Minister Ahern at North/South Conference, Derry, 7 October 2005 // URL: http://www.fiannafail.ie/policy_page.php4?topic=257&id=4995
The Alliance Party of Northern Ireland // http://www.allianceparty.org/
Democratic Unionist Party of Northern Ireland // http://www.dup.org.uk/
Official Website of Sinnfein Party // http://www.sinnfein.ie/news/detail/13738
Green Paper on Irish Unity // URL: http://www.sinnfein.ie/pdf/GreenPaper_23Feb05.pdf
The Ulster Unionist Party Website // http://www.uup.org/
Social Democratic and Labour Party // http://www.sdlp.ie/
Блер: до самоуправления Ольстера один шаг // http://news8.thdo.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4080000/4080467.stm
Democratic Unionist Party of Northern Ireland // http://www.dup.org.uk/
Gerry Adams Announcement // http://news.bbc.co.uk/1/hi/uk_politics/vote_2005/basics/4401207.stm
Ian Paisley for disarmament // http://news.bbc.co.uk/hi/english/static/northern_ireland/understanding/profiles/ian_paisley.stm
Бекетов А. Блер: до самоуправления Ольстера один шаг // http://news8.thdo.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4080000/4080467.stm
Ian Paisley mentioned conditions // http://www.theyworkforyou.com/mp/ian_paisley/north_antrim
Official Website of Sinnfein Party // http://www.sinnfein.ie/news/detail/13738
Chief Superintendent David Boultwood is in charge of Operations // http://www.psni.police.uk/dcu_west_belfast_home_page.htm
Senior officers back new police chief // http://news.bbc.co.uk/1/hi/northern_ireland/2018183.stm
Martin McGuinness says some shocking facts on IRA // http://sinnfein.ie/elections/candidate/3
Peter Hain makes sensational announcements // http://www.nio.gov.uk/index/about-the-nio/biographies/peter-hain-bio.htm
Murder will not derail peace process // http://www.nio.gov.uk/media-detail.htm?newsID=12943
Northern Ireland: It is the second night the capital has been covered with mass disorders. Chechen Press Info // http://www.chechenpress.co.uk/english/news/2005/09/14/10.shtml
We are against all accusations // http://www.anphoblacht.com/news/detail/9294/ (21 April, 2005)
Official Website of Sinnfein Party // http://www.sinnfein.ie/news/detail/13738
IRA says armed campaign is over // http://news.bbc.co.uk/1/hi/northern_ireland/4720863.stm


IRA says armed campaign is over // http://news.bbc.co.uk/1/hi/northern_ireland/4720863.stm
Disarmament in Northern Ireland // New Your Post, 29th of July, 2005
IRA says armed campaign is over // http://news.bbc.co.uk/1/hi/northern_ireland/4720863.stm
David Trimble and Northern Ireland peace process // Economist, October 23th, 2003, P. 12.
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2003. с. 194.
Заболотный В.М. Ук. соч., с. 95.
Remarks by President George Bush, Prime Minister of Ireland Bertie Ahern, and President of the European Commission Romano Prodi in Press Availability // http://www.whitehouse.gov/news/releases/2004/06/images/20040626-16_d062604-1-515h.html
Michael A. Fletcher Sinn Fein Leader Snubbed by Bush, Kennedy // Washington Post, Thursday, March 17, 20, P. 8.
President's Remarks to the Press Pool // http://www.whitehouse.gov/news/releases/2004/11/20041126.html
Peter King. Elections must be held as scheduled // http://www.noraid.com/Congress%20for%20NI.htm
Minister Ahern meets US Special Envoy Mitchell Reiss. Department of Foreign Affairs of Ireland // http://foreignaffairs.gov.ie/Press_Releases/20050519/1752.htm
U.S. Bans Sinn Fein from Fundraising in States - Reuters, 14.03.2005
Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian/
Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian/
Shon Mccormack Political Solution // http://www.makfax.com.mk/look/agencija/art-printer.tpl?IdLanguage=1&IdPublication=1&NrArticle=15029&NrIssue=324&NrSection=30
United States Welcomes Report on IRA Disarmament. US Department of State // http://usinfo.state.gov/eur/Archive/2005/Sep/26-546409.html
Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian/












90

Источники
The Good Friday Agreement Keesing’s. Record of world events, 1998.
The Anglo-Irish Agreement Keesing’s. Record of world events, 1985.
Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian/
United States Welcomes Report on IRA Disarmament. US Department of State // http://usinfo.state.gov/eur/Archive/2005/Sep/26-546409.html
President's Remarks to the Press Pool // http://www.whitehouse.gov/news/releases/2004/11/20041126.html
Official Website of Sinnfein Party // http://www.sinnfein.ie/news/detail/13738
Minister Ahern meets US Special Envoy Mitchell Reiss. Department of Foreign Affairs of Ireland // http://foreignaffairs.gov.ie/Press_Releases/20050519/1752.htm
Remarks by President George Bush, Prime Minister of Ireland Bertie Ahern, and President of the European Commission Romano Prodi in Press Availability // http://www.whitehouse.gov/news/releases/2004/06/images/20040626-16_d062604-1-515h.html
Democratic Unionist Party of Northern Ireland // http://www.dup.org.uk/
Social Democratic and Labour Party // http://www.sdlp.ie/
The Ulster Unionist Party Website // http://www.uup.org/
The Alliance Party of Northern Ireland // http://www.allianceparty.org/
Литература
Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. – М.: СЛОВО: ЭКСМО, 2004.
Новейшая история зарубежных стран: ХХ век: Учебное пособие. – М.: Владос, 2001.
Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век: Учебник для студентов вузов. В 3-х ч. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарёва. – М.: Владос, 2003.
Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: Конец ХХ – начало
XXI века: Учебное пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2004.
Западная Европа на пороге третьего тысячелетия: безопасность, политика, экономика. / Отв. ред. Хесин Е.С., Щенин Р.К.– М.: РИСИ, 1995.
Артоболевский С.С. Региональное развитие в Великобритании. - М.: Мысль, 1983.
Бирюков И.Д. Ольстер: Кризис британской имперской политики. 1968-1984. – М.: ИПЛ, 1985.
Великобритания: политика, экономика, история. – СПб: СПбГУ, 1995
Всемирная история. В 24-х тт. – Мн.: Харвест: М.: АСТ, 2001.
Джексон Т.А. Борьба Ирландии за независимость. / Пер. с англ. - М.: ОГИЗ, 1949.
Капитонова Н.К. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990-1997 гг.) – М.: РОССПЭН, 1999.
Каутский К. Ирландия (культурно-исторический очерк). – Пг.: б.и., 1918.
Керженцев П.М. Революционная Ирландия. / 2-е изд. - М.: ПК, 1922.
Керженцев П.М. Ирландия в борьбе за независимость. / 3-е изд. - М.: ОГИЗ, 1936.
Колпаков А.Д. Ирландия — остров мятежный. - М.: ИПЛ, 1965.
Конноли Дж. Рабочий класс в истории Ирландии. Отвоевание Ирландии. / Пер. с англ. - М.: ИПЛ, 1969.
Консерваторы у власти: опыт Великобритании. – М.: Экономика, 1992.
Ларкин Дж. (младший) и Мэррей С. Жизнь и борьба рабочего класса и крестьянства в Ирландии. / Пер. с англ. - М.: ОГИЗ, 1930.
Лиэм де Пеа. Расколотый Ольстер. – М.: Прогресс, 1974.
Осипова Т. С. Освободительная борьба ирландского народа против английской колонизации (вторая пол. XVI — нач. XVII в.). - М.: Наука, 1962.
Перегудов С.П. Тони Блэр – архитектор нового лейборизма. – М.: РОССПЭН, 1999.
Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. – М.: Правда, 1996.
Поль-Дюбуа Л. Ирландская драма: Борьба Ирландии за независимость [1914-22]. – М.-Пг.: ПК, 1922
Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. – М.: Наука, 1982.
Полякова Е.Ю. Северная Ирландия: истоки конфликта. – 1990.
Редер К.Г. Политическая система Великобритании. – М.: РОССПЭН, 1997.
Ремерова О.И. Ирландское восстание 1916 г. / Автореф. дис. канд. ист. наук. – Л.: ЛГУ, 1954.
Россия и Британия: Сборник. / Под ред. Л.Ф. Туполевой и др. – М.: Наука, 2000.
Роуз К. Король Георг V. / Пер. с англ. – М.: АСТ: Люкс, 2005.
Роуз Н. Черчилль. Бурная жизнь. / Пер. с англ. – М.: АСТ: Ермак, 2004.
Сапрыкин Ю.М. Английская колонизация Ирландии в XVI — нач. XVII вв. - М.: ГИЗ, 1958.
Сапрыкин Ю.М. Ирландское восстание XVII в. - М.: Наука, 1967.
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2003.
Трухановский В.Г. Новейшая история Англии. – М.: СоцэкГИЗ, 1958.
Херасков И. Англия до и во время войны. – Пг: ПК, 1923.
Черняк Е.Б. Массовое движение в Англии и Ирландии в кон. XVIII — нач. XIX в. - М.: Наука, 1962.
Шпиндлер Сквозь блокаду. – Л.: ЛО ГИЗ, 1925.
Этнические проблемы и политика государств Европы. – М.: ИЭА РАН, 1998.
Колпаков А.Д. «Красная пасха» // Вопросы истории. - 1966, № 4.
Шахназанов О. «Ольстер: есть ли выход из тупика?» // МЭиМО. - 1986, № 2.
Загладина Х. // МЭиМО. - 1987, № 3.
Метресс С. «Стремится ли Англия к установлению мира в Северной Ирландии?» // Международная жизнь. - 1986, № 3.
Орлова М.Е. «Модернизация и мирный процесс в Северной Ирландии» // ПОЛИС. - 1998, № 2.
Барлова Ю.Е. // Вопросы истории. – 1999, № 6.
Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. В 30-ти тт. – М.: СЭ, 1969-78.
Большой Энциклопедический словарь. – М.:СЭ, 1994
Малая Советская Энциклопедия. 2-е изд. В 11-ти тт. – М.: ОГИЗ, 1933-47.
Новая Российская Энциклопедия. – М.: Энциклопедия, 2004.
Периодические издания
U.S. Bans Sinn Fein from Fundraising in States - Reuters, 14.03.2005

Michael A. Fletcher Sinn Fein Leader Snubbed by Bush, Kennedy // Washington Post, Thursday, March 17, 20
David Trimble and Northern Ireland peace process // Economist, October 23th, 2003
Disarmament in Northern Ireland // New Your Post, 29th of July, 2005
Ресурсы информационной сети Интернет
Shon Mccormack Political Solution // http://www.makfax.com.mk/look/agencija/art-printer.tpl?IdLanguage=1&IdPublication=1&NrArticle=15029&NrIssue=324&NrSection=30
Peter King. Elections must be held as scheduled // http://www.noraid.com/Congress%20for%20NI.htm

IRA says armed campaign is over // http://news.bbc.co.uk/1/hi/northern_ireland/4720863.stm
We are against all accusations // http://www.anphoblacht.com/
Martin McGuinness says some shocking facts on IRA // http://sinnfein.ie/elections/candidate/3
Northern Ireland: It is the second night the capital has been covered with mass disorders. Chechen Press Info // http://www.chechenpress.co.uk/english/news/2005/09/14/10.shtml
Peter Hain makes sensational announcements // http://www.nio.gov.uk/index/about-the-nio/biographies/peter-hain-bio.htm
Murder will not derail peace process // http://www.nio.gov.uk/media-detail.htm?newsID=12943
Chief Superintendent David Boultwood is in charge of Operations // http://www.psni.police.uk/dcu_west_belfast_home_page.htm
Senior officers back new police chief // http://news.bbc.co.uk/1/hi/northern_ireland/2018183.stm
Gerry Adams Announcement // http://news.bbc.co.uk/1/hi/uk_politics/vote_2005/basics/4401207.stm
Ian Paisley for disarmament // http://news.bbc.co.uk/hi/english/static/northern_ireland/understanding/profiles/ian_paisley.stm
Блер: до самоуправления Ольстера один шаг // http://news8.thdo.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4080000/4080467.stm
Ian Paisley mentioned conditions // http://www.theyworkforyou.com/mp/ian_paisley/north_antrim

http://www.bbс.news.co.uk
http://www.labour.org.uk
http://www.conservatives.com
http://www.commonwealth.org.uk
http://www.rbc.ru
http://www.niassembly.gov.uk
http://www.oireachtas.ie

Содержание

Введение

Глава 1 Религиозный фактор политических конфликтов

Глава 2 Конфликт в Северной Ирландии,

2.1 История конфликта

2.2 Белфастское соглашение 1998 г. Урегулирование конфликта

2.3 Особенности и характеристики Североирландского конфликта

Глава 3 Международное значение конфликта в Северной Ирландии,

3.1 Террористический фактор

3.2 Международное значение ирландского опыта урегулирования конфликта. Ирландская модель урегулирования и возможности ее применения

Вывод

библиография

Приложения

Введение

В современном мире существует множество религий и религиозных конфессий. На протяжении всей истории, религия остается неотъемлемой частью жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстро меняющемся мире, приводит к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора в рост. Ланцов С. А. Политическая конфликтология: учебное пособие. - Спб: Питер, 2008. - C. 56. Это связано в значительной степени с тем, что религия - самый важный социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандарты поведения. Религия в общественной жизни никогда не выступала в так называемом "чистом виде". В частности, это относится к современности. Религия-это глубоко интегрированная во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, пол, в том числе в политике. 
Необходимость изучения религиозного конфликта продиктовано сложностью и многогранностью этого явления, наличие большого количества внутренних и внешних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения.

Конфликт в Северной Ирландии отличается чрезвычайной сложностью и своеобразием. Здесь переплелись социальные, национальные и религиозные противоречия, и если первый из них лежат в основе событий, последние - в конкретных условиях Северной Ирландии - резко усилить и драматизируют конфликт, придав ему цвет.

Таким образом, актуальность работы продиктована широкой распространенностью религиозно-политических конфликтов в мире, а также сложности их урегулирования, как и суеверия религиозные - одни из самых устойчивых. В современном мире существует несколько десятков конфликтов, которые имеют религиозную окраску. Наиболее значительные из них: конфликт на Ближнем востоке (Арабо-израильский конфликт), религиозные войны в Африке, противостояние индуизма и исламизма в Индии и Пакистане, а также на него можно назначить действия представителей исламского фундаментализма во всем мире.

Узнать стоимость работы