Правовое регулирование качества продукции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 2323 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
§1. Общие положения законодательства о защите прав потребителей
§2. Стандартизация, поддержание соответствия и метрология в обеспечении качества продукции
§3. Нормативно-правовые основы регулирования отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Согласно ст.1 Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», качество пищевых продуктов представляет собой совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений*.
В соответствии со ст.3 данного закона, в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию.
Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством**:
применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий;
применения мер по пресечению нарушений данного закона.
К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов относятся*:
разработка и проведение в Российской Федерации единой государственной политики;
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
разработка и реализация федеральных целевых и научно-технических программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
организация и осуществление государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий;
организация и проведение обязательной сертификации отдельных видов пищевых продуктов, материалов и изделий, а также услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, систем качества;
организация и проведение государственного надзора и контроля;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации.
Согласно ст.5 данного закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
В соответствии с законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» наличие маркировки, содержащей сведения на русском языке, предусмотренные законом или государственным стандартом является одним из условий оборотоспособности пищевых продуктов, материалов и изделий, связанных с их обращением*.
Маркировка — наносимое на товар или упаковку условное обозначение, содержащее данные, необходимые для идентификации товара в процессе его производства, хранения, транспортировки и реализации.
Рассмотрим более подробно маркировку пищевых продуктов и непродовольственных товаров.
Продукты питания, продаваемые на территории России, должны сопровождаться следующими сведениями, размещаемыми на упаковке, этикетке, листе-вкладыше к каждой единице товара: наименование продукта и его вид; страна, фирма-производитель, вес или объем продукта; наименования основных ингредиентов, включая пищевые добавки; пищевая ценность (калорийность), условия хранения; срок годности, способ приготовления, рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок); условия применения, включая противопоказания при отдельных видах заболеваний и иные сведения*. 
Правительством РФ утвержден перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, который включает: биологически активные добавки; пищевые добавки и содержащие их пищевые продукты; пищевые продукты нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы**.
Перечень медицинских противопоказаний к применению товаров при отдельных видах заболеваний определен постановлением Главного государственного санитарного врача РФ. Другим решением была введена маркировка пищевой продукции и медицинских препаратов, полученных из генетически модифицированных источников (ГМИ), посредством нанесения на потребительскую упаковку товара (этикетку, лист-вкладыш, ярлык) соответствующей информации.
Информация о непродовольственных товарах должна содержать следующие сведения: наименование товара; страны, фирмы-изготовителя назначение (область использования), основные свойства и характеристики; правила и условия эффективного и безопасного использования и иные сведения. Указанная информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической документации, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом.
В настоящее время, когда страна испытывает потребность ускоренной интеграции в мировое торговое сообщество на правах равноправного партнера, особенно актуальной становиться гармонизация требований к товарам и их обороту, частью которых являются требования к их маркировке.


Заключение
Таким образом, развитие экономики страны можно обеспечить лишь в том случае, если решение проблемы качества для россиян станет приоритетным. Опыт многих стран свидетельствует о том, что благодаря возведению проблемы качества на уровень национальной идеи там смогли не только преодолеть социально-экономический кризис, но и занять ведущие позиции на мировом рынке. Наиболее показателен опыт Японии, где повышение качества национальной продукции раньше всех стали осуществлять в соответствии с государственной политикой, предусматривающей, в частности, внедрение на предприятиях системного подхода к управлению качеством. В европейских странах превращению проблемы качества в одну из самых приоритетных в значительной мере способствует принятая Европейской комиссией политика в области качества, а также ежегодные конкурсы на соискание Европейской премии по качеству и Европейская неделя качества. Государственная политика в области качества отечественных товаров и услуг должна быть направлена прежде всего на поддержку развития экономики страны, на помощь предпринимателям. Решение проблемы качества должно осуществляться во взаимосвязи с решением всего комплекса проблем успешного развития страны.









Список использованной литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51 – ФЗ// Собрание Законодательства РФ. – 1994. -№32. –Ст.3301.
О защите прав потребителей: Федеральный закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 30.12.2001)//Собрание Законодательства РФ.-1996.-№3.-Ст.140.
О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон РФ от 02.01.00 №29-ФЗ//Российская газета.-2000.-№5.-10 января.
Об обеспечении единства измерений: Федеральный закон РФ от 27.04.1993 № 4871-1 (ред. от 10.01.2003) // Российская газета. – 1993. - N 109. – 9 июня.
О техническом регулировании: Федеральный закон РФ от 27.12.02 №184-ФЗ// Российская газета .- 2002.- №245.-31 декабря.
Аронов И. Качество продукции и безопасность: что первично? // Стандарты и качество. – 2006. - №1. – С.34-37.
Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 300 с.
Литвинов О. Маркировка товаров в России и за рубежом// Стандарты и качество.-2001.-№4.-С.38-40
Степанов А., Храменков А. Обеспечение единства измерений // Стандарты и качество. – 2005. - №4. – С.62-67.
Экономика предприятия: Учебник / под ред. А.Е.Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 432 с.







* О защите прав потребителей: Федеральный закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 30.12.2001)//Собрание Законодательства РФ.-1996.-№3.-Ст.140.-
Ст.4.
* О защите прав потребителей: Федеральный закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 30.12.2001)//Собрание Законодательства РФ.-1996.-№3.-Ст.140. - Ст. 10
** О защите прав потребителей: Федеральный закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 30.12.2001)//Собрание Законодательства РФ.-1996.-№3.-Ст.140. - Ст.17
* О техническом регулировании: Федеральный закон РФ от 27.12.02 №184-ФЗ// Российская газета .- 2002.- №245.-31 декабря. - Ст.1
* О техническом регулировании: Федеральный закон РФ от 27.12.02 №184-ФЗ// Российская газета .- 2002.- №245.-31 декабря. - Ст.2
* Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 300 с. – С.215-220

* О техническом регулировании: Федеральный закон РФ от 27.12.02 №184-ФЗ// Российская газета .- 2002.- №245.-31 декабря. - Ст. 18.
* Об обеспечении единства измерений: Федеральный закон РФ от 27.04.1993 № 4871-1 (ред. от 10.01.2003) // Российская газета. – 1993. - N 109. – 9 июня. - Ст.1.
* Об обеспечении единства измерений: Федеральный закон РФ от 27.04.1993 № 4871-1 (ред. от 10.01.2003) // Российская газета. – 1993. - N 109. – 9 июня. - Ст.10
* Степанов А., Храменков А. Обеспечение единства измерений // Стандарты и качество. – 2005. - №4. – С.62-67
** Об обеспечении единства измерений: Федеральный закон РФ от 27.04.1993 № 4871-1 (ред. от 10.01.2003) // Российская газета. – 1993. - N 109. – 9 июня. – Ст.12

* Экономика предприятия: Учебник / под ред. А.Е.Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 432 с. - С. 222-225
* О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон РФ от 02.01.00 №29-ФЗ//Российская газета.-2000.-№5.-10 января. - Ст.1
** О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон РФ от 02.01.00 №29-ФЗ//Российская газета.-2000.-№5.-10 января.- Ст.4

* О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон РФ от 02.01.00 №29-ФЗ//Российская газета.-2000.-№5.-10 января. – Ст.6

* Аронов И. Качество продукции и безопасность: что первично? // Стандарты и качество. – 2006. - №1. – С.34-37.
* Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 300 с. –С.225-226
** Литвинов О. Маркировка товаров в России и за рубежом// Стандарты и качество.-2001.-№4.-С.38-40










2

1)Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51 – ФЗ// Собрание Законодательства РФ. – 1994. -№32. –Ст.3301.
2)О защите прав потребителей: Федеральный закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 30.12.2001)//Собрание Законодательства РФ.-1996.-№3.-Ст.140.
3)О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон РФ от 02.01.00 №29-ФЗ//Российская газета.-2000.-№5.-10 января.
4)Об обеспечении единства измерений: Федеральный закон РФ от 27.04.1993 № 4871-1 (ред. от 10.01.2003) // Российская газета. – 1993. - N 109. – 9 июня.
5)О техническом регулировании: Федеральный закон РФ от 27.12.02 №184-ФЗ// Российская газета .- 2002.- №245.-31 декабря.
6)Аронов И. Качество продукции и безопасность: что первично? // Стандарты и качество. – 2006. - №1. – С.34-37.
7)Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 300 с.
8)Литвинов О. Маркировка товаров в России и за рубежом// Стандарты и качество.-2001.-№4.-С.38-40
9)Степанов А., Храменков А. Обеспечение единства измерений // Стандарты и качество. – 2005. - №4. – С.62-67.
10)Экономика предприятия: Учебник / под ред. А.Е.Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 432 с.

Вопрос-ответ:

Какое законодательство регулирует качество продукции?

Законодательство о защите прав потребителей устанавливает общие положения о правовом регулировании качества продукции.

Что такое качество продукции?

Качество продукции представляет собой совокупность характеристик товаров или услуг, которые делают их пригодными для удовлетворения потребностей потребителя.

Каким образом осуществляется стандартизация и поддержание соответствия продукции?

Стандартизация и поддержание соответствия продукции осуществляются через разработку и принятие соответствующих нормативных документов, а также проведение контроля за соблюдением этих документов.

Какие нормативно-правовые акты регулируют отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов?

Отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов регулируются рядом нормативно-правовых актов, включая Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и соответствующие подзаконные акты.

Какие характеристики пищевых продуктов учитываются при определении их качества?

При определении качества пищевых продуктов учитываются такие характеристики, как внешний вид, состав, пищевая ценность, безопасность и другие параметры, которые могут влиять на их потребительские свойства.

Какое значение имеет качество продукции с точки зрения законодательства?

Согласно общим положениям законодательства о защите прав потребителей, качество продукции играет важную роль в обеспечении безопасности и комфорта потребителя. Законодательство предусматривает обязательство производителей и продавцов обеспечивать качество продукции, а также права потребителей на получение продукции надлежащего качества.

Что включает в себя понятие качества продукции?

Понятие качества продукции, согласно законодательным актам, включает в себя набор характеристик, которые должны соответствовать определенным требованиям. Качество продукции может включать такие характеристики, как физические, химические, органолептические и другие свойства продукта, а также его безопасность и соответствие установленным стандартам.

Какое законодательство регулирует отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов?

Отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов регулируются нормативно-правовыми актами, в том числе Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Этот закон устанавливает основные требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, а также порядок их сертификации и контроля со стороны государственных органов.