Психологические основы индивидуального подхода к обучению иностранному языку(англ яз)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 2222 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 31.01.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ДЕТЯМ
1.1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
1.2 ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УЧЕТУ
2.2 ПРОЯВЛЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ УЧАЩИХСЯ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Перечислим некоторые методы, которые учитель может использовать в работе с инертными учениками:
Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями;
Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;
Не спрашивать их вначале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;
Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
В момент выполнения заданий не надо их отвлекать.
Для работы с подвижными учениками применительна следующая тактика:
Увеличение объема материала по частям: на первых порах ученику сокращают объем работы. После того как намеченная часть выполняется, ему либо предлагают следующую часть, либо ограничиваются сделанным: это зависит от отношения ребенка;
Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного их вида к другому;
Опрашивать их первыми, т.к. они не любят ждать [14].

2.2 Проявление типологических свойств учащихся

Теперь опишем проявления типологических свойств учащихся при осуществлении ими совместной деятельности – диалогической речи. Здесь мы воспользуемся традиционной классификацией четырех типов темперамента.
Сангвиник эмоционально стабильный экстраверт. Речевые реакции образуются быстро, речь громкая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, быстрая, уравновешенная и плавная. Наличие пауз-хезитаций минимально по сравнению с другими типами. Соотношение в речевой деятельности подготовительных, контрольных и исполнительных действий характеризуется преобладанием последних (исполнительных). Речь также характеризуется преобладанием инициативных реплик. Говорит чаще всего спонтанно, импровизирует. Не любит однотипные речевые ситуации. Направленность внимания на содержание речи выше, чем у холерика, но ниже, чем у флегматика и меланхолика.
Холерик. Реплики развернуты, но не всегда обладают завершенностью. Их логичность и последовательность относительно высокая, характеризуется высокой степенью убедительности и доказательности. Редко пользуются вербальными опорами.
Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Обладает быстрой страстной со сбивчивыми интонациями речью. Наличие пауз невелико, но нормативность речи низкая. Это объясняется часто необдуманностью реплик. Соотношение в речевой деятельности подготовительных, контрольных и исполнительных действий такое же, как у сангвиника, но более значительно. Так же как и сангвиник предпочитает инициативные реплики. Говорит чаще всего спонтанно, но не всегда последовательно. Предпочитает речевые ситуации, которые вызывают у него интерес, в противном случае может отказаться участвовать в них. Направленность внимания на содержание речи по сравнению с остальными типами невысокая. Реплики развернутые, но большей частью не завершенные, что объясняется непродуманностью этих реплик. Редко пользуется вербальными опорами.
Флегматик – эмоционально-стабильные интроверты. Речь медленная, спокойная, равномерная, без резко выраженных эмоций. Наличие пауз-хезитаций относительно невелико, что объясняется подготовленностью, продуманностью реплик, наличием стратегии в речевой деятельности. Соотношение подготовительных, контрольных и исполнительных действий характеризуется равновесием. Очень важное значение придает контрольным действиям. Это предполагает увеличение времени на составление диалога. Не инициативен, предпочитает ответные реплики. Направленность внимания на содержание диалога высокая. Реплики не всегда развернуты, но характеризуются завершенностью, логичностью, убедительностью. Предпочитают воспроизводить свои реплики на письме. Часто пользуются вербальными опорами.
Меланхолик – эмоционально-лабильные интроверты. Обладает слабой неритмичной речью, до шепота, стеснителен, необщителен, хотя его речь характеризуется подготовленностью и продуманностью, количество пауз-хезитаций больше, чем у флегматика. Речевая деятельность отличается преобладанием подготовительных действий, т.е. время, затрачиваемое на составление диалога, увеличивается. Ответные реплики в значительной степени преобладают над инициативными. Направленность внимания на содержание диалога высокая. Но, вследствие неуверенности меланхолика, его речевая деятельность свою логичность и убедительность в новых неожиданных ситуациях. Предпочитает материализовать устные реплики на письме (т.е. использует в качестве опор).
Таковы наиболее явные проявления типологических особенностей учащихся в организации совместной речевой деятельности. И именно с учетом этих проявлений необходимо подбирать индивидуализированные упражнения [23].





Выводы по главе 2

Для того, чтобы использовать ту или иную методику, направленную на индивидуализацию обучения языку, учитель должен индивидуально-типологические особенности своих учеников.
Психодинамические свойства учащихся проявляются и в их речевой деятельности. Речь каждого из представителей типов темперамента обладает определенными характеристиками, которые необходимо принимать во внимание при осуществлении индивидуализации обучения иностранному языку.
Наиболее оптимальным средством реализации индивидуализации в обучении иностранному языку является учебно-речевая ситуация.


Заключение

Индивидуальность школьника – сложное образование, органически связанное с его возрастным и половым развитием, формированием нравственных качеств, становлением целой личности. В связи с этим индивидуальная работа является частью учебно-воспитательного процесса. Она требует от педагога умения найти наиболее эффективные способы воздействия на отдельного ученика с целью всестороннего его развития.
Учет индивидуальных особенностей помогает педагогу свести к минимуму неудачи и ошибки, которые неизбежны в процессе обучения.
В данной работе, которая посвящена проблеме учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения иностранному языку, мы попытались осветить вопросы индивидуализации целей и форм индивидуального подхода, системы психодинамических свойств и их учета в организации учебного процесса.
Личность представляет собой сложное интегральное образование, включающее три взаимосвязанных и иерархических уровня. И темперамент занимает одно из самых важных мест в этой структуре. Этот факт признается практически всеми психологами, занимающимися исследованием темперамента и его свойств. Это проявляется в том, что он во многом определяет поведение личности, ее отношения, а также индивидуальный стиль деятельности. Причем свойства темперамента оказывают влияние не только на процессуальные характеристики деятельности (т.е. стиль), но и на результат. А это значит, что ориентация методик обучения иностранному языку на учет психодинамических свойств учащихся может существенно повысить эффективность учебного процесса, а также облегчить работу учителя.

Список литературы

Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.
Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. - 1981.
Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы.// ПЖ № 1. - 1996.
Вайсбург М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному устноречевому обучению// Иностранные языки в школе. - 1999 - № 1-2.
Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1983. -№3.
Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями //Психологический журнал. –1994. -№2.
Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал. –1995. -№5.
Ковальчук Е.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. –М., 1980.
Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации обучения речевой деятельности //ИЯШ. –1980. -№2.
Митина А.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся //Вопросы психологии –1991. -№5.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986.
Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению //ИЯШ, 1999. -№1.
Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.
Николаев С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения //ИЯШ, 1987. -№5.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М., Просвещение, 1981.
Пашукова Т.И. Психологические исследования. –М., 1996.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. –М., Педагогика, 1975.
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 1991.
Петровский А.В. Общая психология. –М.: Просвещение, 1976.
Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности //Психологический журнал, 1982. -№6.
Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека //Психологический журнал. –1989. -№1.
Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. –1992. -№2.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии ребенка. –М., 1982.
Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1963. -№5.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Просвещение, 1980.





22

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.
2. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. - 1981.
3. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы.// ПЖ № 1. - 1996.
4. Вайсбург М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному устноречевому обучению// Иностранные языки в школе. - 1999 - № 1-2.
5. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1983. -№3.
6. Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями //Психологический журнал. –1994. -№2.
7. Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал. –1995. -№5.
8. Ковальчук Е.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. –М., 1980.
9. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации обучения речевой деятельности //ИЯШ. –1980. -№2.
10. Митина А.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся //Вопросы психологии –1991. -№5.
11. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986.
12. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению //ИЯШ, 1999. -№1.
13. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.
14. Николаев С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения //ИЯШ, 1987. -№5.
15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М., Просвещение, 1981.
16. Пашукова Т.И. Психологические исследования. –М., 1996.
17. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. –М., Педагогика, 1975.
18. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 1991.
19. Петровский А.В. Общая психология. –М.: Просвещение, 1976.
20. Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности //Психологический журнал, 1982. -№6.
21. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека //Психологический журнал. –1989. -№1.
22. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. –1992. -№2.
23. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии ребенка. –М., 1982.
24. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1963. -№5.
25. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Просвещение, 1980.

Вопрос-ответ:

Чем отличается индивидуальный подход к обучению иностранному языку от группового?

Индивидуальный подход к обучению иностранному языку предполагает индивидуальные занятия только с одним учеником, где преподаватель может полностью сосредоточиться на индивидуальных потребностях и целях ученика. В групповом обучении преподаватель работает с несколькими учениками одновременно, что ограничивает время и возможности для индивидуальной работы с каждым.

Почему важна проблема индивидуализации образования при изучении иностранного языка?

Индивидуализация образования при изучении иностранного языка позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его темпы обучения, уровень знаний и способы восприятия информации. Это помогает ученику более эффективно усваивать материал, укреплять свои сильные стороны и преодолевать слабые. Также индивидуализация позволяет преподавателю адаптировать учебный процесс под конкретного ученика и создать комфортную обстановку для успешного обучения.

Какие психодинамические особенности младших школьников влияют на их обучение иностранному языку?

Младшие школьники обладают быстрой нервной системой, активностью и интересом к новому. Однако они еще не имеют полноценно развитых мыслительных операций и ограничены в своей психической гибкости. Они склонны к игре, фантазии и эмоциональным проявлениям. Поэтому важно применять игровые методики и создавать интересные ситуации для их обучения иностранному языку.

Какие типологические свойства учащихся проявляются при изучении иностранного языка?

Учащиеся проявляют разные типы личности, такие как экстраверты, интроверты, кинестетики и визуалы, аудиальные и тактильные восприимчивые. Некоторые учащиеся лучше усваивают информацию через слуховые или зрительные каналы, других больше привлекает физическая активность и движение. Преподаватель должен принять во внимание эти свойства учеников и использовать разные методики обучения, чтобы каждый ученик мог наилучшим образом понять и усвоить материал.

Какие основные принципы лежат в основе индивидуального подхода к обучению иностранному языку?

Основными принципами индивидуального подхода к обучению иностранному языку являются учет индивидуальных потребностей и способностей ученика, создание комфортной обстановки для обучения, использование разнообразных методов и подходов, а также учет психологических особенностей ученика.

Почему проблема индивидуализации образования так актуальна?

Проблема индивидуализации образования актуальна, потому что каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности, потребности, темп обучения и способности. Индивидуальный подход позволяет учитывать эти особенности и предоставлять каждому ученику оптимальные условия для обучения и развития.

Какие психодинамические особенности младших школьников необходимо учитывать при обучении им иностранному языку?

Младшие школьники имеют свои особенности в психическом развитии, такие как сменчивость интересов, погружение в мир фантазии, склонность к имитации и т.д. При обучении им иностранному языку необходимо учитывать эти особенности и создавать увлекательные, интерактивные уроки, используя игровые, творческие и коммуникативные методы.

Как проявляются типологические свойства учащихся при обучении иностранному языку?

Типологические свойства учащихся могут проявляться в их индивидуальных предпочтениях и способностях к различным видам деятельности. Например, некоторые ученики могут больше предпочитать аудирование, другие - чтение, третьи - разговорную практику. Учителя должны учитывать эти предпочтения и создавать разнообразные задания и активности, чтобы ученики могли развивать свои сильные стороны и преодолевать слабые.

Какие методы и подходы могут быть использованы при индивидуальном обучении иностранному языку?

При индивидуальном обучении иностранному языку могут быть использованы различные методы и подходы, такие как коммуникативный подход, методы игры и творчества, индивидуализированные упражнения и задания, использование аутентичных материалов, интенсивные курсы и т.д. Сочетание этих методов и подходов позволяет создать эффективную и интересную образовательную программу.

Что такое индивидуальный подход в обучении иностранному языку?

Индивидуальный подход в обучении иностранному языку предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Он основывается на понимании того, что каждый человек имеет свои уникальные способы восприятия и усвоения информации, а также свои сильные и слабые стороны. При использовании индивидуального подхода в обучении иностранному языку, преподаватель старается адаптировать учебный материал и методики под нужды каждого конкретного ученика, учитывая его интересы, стремления и уровень языковой подготовки.

Какие проблемы возникают при индивидуализации образования?

При индивидуализации образования возникает ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации учебного материала, разработкой индивидуальных заданий и контрольных работ, а также с нахождением оптимального баланса между индивидуализацией и общими образовательными стандартами. Кроме того, преподаватели могут столкнуться с проблемой оценки и сравнения успехов учеников, если каждый ученик обучается по своей индивидуальной программе. Однако, несмотря на эти сложности, индивидуальный подход в обучении иностранному языку оказывает положительное влияние на эффективность обучения и мотивацию учащихся.

Какие психодинамические особенности младших школьников влияют на их обучение иностранному языку?

Младшие школьники имеют свои психологические особенности, которые могут влиять на их обучение иностранному языку. Например, в этом возрасте дети еще только формируют свою личность и имеют ограниченные навыки анализа и синтеза информации. Они также часто испытывают трудности с саморегуляцией и организацией своей деятельности. Поэтому при обучении иностранному языку младшим школьникам рекомендуется использовать игровые и интерактивные методики, а также давать им достаточно времени для освоения нового материала и практики языковых навыков.