Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психологические основы индивидуального подхода к обучению иностранному языку(англ яз)

  • 22 страницы
  • 25 источников
  • Добавлена 31.01.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ДЕТЯМ
1.1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
1.2 ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УЧЕТУ
2.2 ПРОЯВЛЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ УЧАЩИХСЯ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Перечислим некоторые методы, которые учитель может использовать в работе с инертными учениками:
Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями;
Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;
Не спрашивать их вначале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;
Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
В момент выполнения заданий не надо их отвлекать.
Для работы с подвижными учениками применительна следующая тактика:
Увеличение объема материала по частям: на первых порах ученику сокращают объем работы. После того как намеченная часть выполняется, ему либо предлагают следующую часть, либо ограничиваются сделанным: это зависит от отношения ребенка;
Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного их вида к другому;
Опрашивать их первыми, т.к. они не любят ждать [14].

2.2 Проявление типологических свойств учащихся

Теперь опишем проявления типологических свойств учащихся при осуществлении ими совместной деятельности – диалогической речи. Здесь мы воспользуемся традиционной классификацией четырех типов темперамента.
Сангвиник эмоционально стабильный экстраверт. Речевые реакции образуются быстро, речь громкая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, быстрая, уравновешенная и плавная. Наличие пауз-хезитаций минимально по сравнению с другими типами. Соотношение в речевой деятельности подготовительных, контрольных и исполнительных действий характеризуется преобладанием последних (исполнительных). Речь также характеризуется преобладанием инициативных реплик. Говорит чаще всего спонтанно, импровизирует. Не любит однотипные речевые ситуации. Направленность внимания на содержание речи выше, чем у холерика, но ниже, чем у флегматика и меланхолика.
Холерик. Реплики развернуты, но не всегда обладают завершенностью. Их логичность и последовательность относительно высокая, характеризуется высокой степенью убедительности и доказательности. Редко пользуются вербальными опорами.
Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Обладает быстрой страстной со сбивчивыми интонациями речью. Наличие пауз невелико, но нормативность речи низкая. Это объясняется часто необдуманностью реплик. Соотношение в речевой деятельности подготовительных, контрольных и исполнительных действий такое же, как у сангвиника, но более значительно. Так же как и сангвиник предпочитает инициативные реплики. Говорит чаще всего спонтанно, но не всегда последовательно. Предпочитает речевые ситуации, которые вызывают у него интерес, в противном случае может отказаться участвовать в них. Направленность внимания на содержание речи по сравнению с остальными типами невысокая. Реплики развернутые, но большей частью не завершенные, что объясняется непродуманностью этих реплик. Редко пользуется вербальными опорами.
Флегматик – эмоционально-стабильные интроверты. Речь медленная, спокойная, равномерная, без резко выраженных эмоций. Наличие пауз-хезитаций относительно невелико, что объясняется подготовленностью, продуманностью реплик, наличием стратегии в речевой деятельности. Соотношение подготовительных, контрольных и исполнительных действий характеризуется равновесием. Очень важное значение придает контрольным действиям. Это предполагает увеличение времени на составление диалога. Не инициативен, предпочитает ответные реплики. Направленность внимания на содержание диалога высокая. Реплики не всегда развернуты, но характеризуются завершенностью, логичностью, убедительностью. Предпочитают воспроизводить свои реплики на письме. Часто пользуются вербальными опорами.
Меланхолик – эмоционально-лабильные интроверты. Обладает слабой неритмичной речью, до шепота, стеснителен, необщителен, хотя его речь характеризуется подготовленностью и продуманностью, количество пауз-хезитаций больше, чем у флегматика. Речевая деятельность отличается преобладанием подготовительных действий, т.е. время, затрачиваемое на составление диалога, увеличивается. Ответные реплики в значительной степени преобладают над инициативными. Направленность внимания на содержание диалога высокая. Но, вследствие неуверенности меланхолика, его речевая деятельность свою логичность и убедительность в новых неожиданных ситуациях. Предпочитает материализовать устные реплики на письме (т.е. использует в качестве опор).
Таковы наиболее явные проявления типологических особенностей учащихся в организации совместной речевой деятельности. И именно с учетом этих проявлений необходимо подбирать индивидуализированные упражнения [23].





Выводы по главе 2

Для того, чтобы использовать ту или иную методику, направленную на индивидуализацию обучения языку, учитель должен индивидуально-типологические особенности своих учеников.
Психодинамические свойства учащихся проявляются и в их речевой деятельности. Речь каждого из представителей типов темперамента обладает определенными характеристиками, которые необходимо принимать во внимание при осуществлении индивидуализации обучения иностранному языку.
Наиболее оптимальным средством реализации индивидуализации в обучении иностранному языку является учебно-речевая ситуация.


Заключение

Индивидуальность школьника – сложное образование, органически связанное с его возрастным и половым развитием, формированием нравственных качеств, становлением целой личности. В связи с этим индивидуальная работа является частью учебно-воспитательного процесса. Она требует от педагога умения найти наиболее эффективные способы воздействия на отдельного ученика с целью всестороннего его развития.
Учет индивидуальных особенностей помогает педагогу свести к минимуму неудачи и ошибки, которые неизбежны в процессе обучения.
В данной работе, которая посвящена проблеме учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения иностранному языку, мы попытались осветить вопросы индивидуализации целей и форм индивидуального подхода, системы психодинамических свойств и их учета в организации учебного процесса.
Личность представляет собой сложное интегральное образование, включающее три взаимосвязанных и иерархических уровня. И темперамент занимает одно из самых важных мест в этой структуре. Этот факт признается практически всеми психологами, занимающимися исследованием темперамента и его свойств. Это проявляется в том, что он во многом определяет поведение личности, ее отношения, а также индивидуальный стиль деятельности. Причем свойства темперамента оказывают влияние не только на процессуальные характеристики деятельности (т.е. стиль), но и на результат. А это значит, что ориентация методик обучения иностранному языку на учет психодинамических свойств учащихся может существенно повысить эффективность учебного процесса, а также облегчить работу учителя.

Список литературы

Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.
Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. - 1981.
Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы.// ПЖ № 1. - 1996.
Вайсбург М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному устноречевому обучению// Иностранные языки в школе. - 1999 - № 1-2.
Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1983. -№3.
Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями //Психологический журнал. –1994. -№2.
Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал. –1995. -№5.
Ковальчук Е.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. –М., 1980.
Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации обучения речевой деятельности //ИЯШ. –1980. -№2.
Митина А.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся //Вопросы психологии –1991. -№5.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986.
Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению //ИЯШ, 1999. -№1.
Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.
Николаев С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения //ИЯШ, 1987. -№5.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М., Просвещение, 1981.
Пашукова Т.И. Психологические исследования. –М., 1996.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. –М., Педагогика, 1975.
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 1991.
Петровский А.В. Общая психология. –М.: Просвещение, 1976.
Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности //Психологический журнал, 1982. -№6.
Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека //Психологический журнал. –1989. -№1.
Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. –1992. -№2.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии ребенка. –М., 1982.
Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1963. -№5.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Просвещение, 1980.





22

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.
2. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. - 1981.
3. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы.// ПЖ № 1. - 1996.
4. Вайсбург М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному устноречевому обучению// Иностранные языки в школе. - 1999 - № 1-2.
5. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1983. -№3.
6. Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями //Психологический журнал. –1994. -№2.
7. Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал. –1995. -№5.
8. Ковальчук Е.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. –М., 1980.
9. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации обучения речевой деятельности //ИЯШ. –1980. -№2.
10. Митина А.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся //Вопросы психологии –1991. -№5.
11. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986.
12. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению //ИЯШ, 1999. -№1.
13. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.
14. Николаев С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения //ИЯШ, 1987. -№5.
15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М., Просвещение, 1981.
16. Пашукова Т.И. Психологические исследования. –М., 1996.
17. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. –М., Педагогика, 1975.
18. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 1991.
19. Петровский А.В. Общая психология. –М.: Просвещение, 1976.
20. Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности //Психологический журнал, 1982. -№6.
21. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека //Психологический журнал. –1989. -№1.
22. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. –1992. -№2.
23. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии ребенка. –М., 1982.
24. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1963. -№5.
25. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Просвещение, 1980.

2. What has just случилось? Look at the exclamations: Welcome! Yes, of course! What? Great! Think of event which might have caused someone to say it. Речи на иностранном языке формируется гораздо эффективнее и быстрее, если доминировать в процессе обучения, будет такой вид, как неподготовленное монологическое или диалогическое высказывание. И чтобы начать работу, необходимо на начальном уровне обучения. Например, работа в текстовых можно построить следующим образом:

1. Прочитайте текст и скажите, о каком времени года идет речь.

It ' s hot. The trees are green. The grass is green, too. The sky is blue. The days are long, the nights are short. We don't go to school and we can play outdoors all day long.

2. Следующий вопрос: Do you like summer? Why?

3. Дальше немного сложнее: i ' ve got a friend. He doesn't like summer. Can you tell me why he doesn't like summer? И учащиеся, показывает фото лыжник в комплекте оборудования.

Таким образом, учащиеся анализируют текст и говорить о жизни, начиная с простого текста. По мере усложнения текстов сложных и рабочих мест. Например: как вы думаете, в каком настроении был автор, когда писал это произведение? А если его состояние было противоположным, что изменилось бы в рассказе? Как думаете, что произойдет с героями сказки через год?

личностно-ориентированный подход в изучении английского языка показал, воспитывает и развивает возможности дисциплины "Английский язык", возрастает мотивация к изучению предмета и результативность обученности.

личностная деятельность учащихся, обеспечивают творческое отношение к знаниям, систематичность и настойчивость в учебном труде.

Когда студенты учат последовательности изложения, информативности и полноте выражения, взаимосвязь аргументов и следствий, переход от данного к нам, построение логически связанных диалогических единиц, у мальчиков развивается логика мышления.

личностно-ориентированный подход на уроке английского языка включает в себя разнообразные ролевое общение школьников, широкое применение дискуссионных приемов в виде обсуждения проблем, использование страноведческого материала, иллюстраций, фотографий, кино и телематериала, что развивает воображение учащихся.

Лично ориентированной на обучение, позволяет углубить фоновые знания школьников, учит их ориентироваться в потоке информации, отбирать нужный материал, стимулирует научно-исследовательской работы.

Узнать стоимость работы