Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Государственное регулирование рыночной экономики: содержание, средства и методы.

  • 31 страница
  • 16 источников
  • Добавлена 27.03.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Необходимость регулирования рыночной экономики
2. Формы и инструменты государственного регулирования рыночной экономики
3. Методы государственного регулирования рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Нетарифные методы регулирования являются менее открытыми, чем таможенные налоги, а потому предоставляют государственным органам больше власти при осуществлении экономической политики, их приложение отображает возможность прямого влияния со стороны государства на деятельность предприятий, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность и корректировать потоки экспорта и импорта товаров и услуг.
Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является контингент или квота - ограничение в количественном или стоимостном выражение объема продукции, которую разрешено ввозить в страну (импортная квота) или вывозить из страны (экспортная квота) за определенный период. Лицензирование - это выдача государством лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции.
Таким образом, каждой стране присущая собственная система выбора средств и приоритетов в соответствии со спецификой экономической ситуации, целей социально-экономического развития, принятой концепции государственного вмешательства в экономику.






3. Методы государственного регулирования рыночной экономики

Под методами государственного регулирования экономики понимают характер влияния государства через исполнителей мероприятий государственного регулирования на все сферы в национальной экономической системе.
Методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные.
К прямому регулированию относятся методы административного воздействия. Это управление ограниченными государственными ресурсами: распределение природных ресурсов, производственных, инвестиционных ресурсов и регулирование использования государственной собственности. К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий в виде субвенций бюджету другого уровня (региону, муниципалитету или юридическому лицу на безвозмездной или возвратной основе), или прямых субсидий, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней и льготных кредитов.
К косвенным методам экономического регулирования относятся проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных. Внешнеэкономических (в т.ч. таможенных) отношений, налоговых систем, кредита, амортизируемого имущества. Косвенные методы реализуются экономическими средствами.
Методы государственного регулирования экономики чрезвычайно разнообразны, их можно сгруппировать в четыре таких блоки: экономические; административные; правовые; донорские.
Наиболее присущими и привлекательными для стран с ориентацией на рыночные отношения есть экономические методы государственного регулирования экономики. Применение этих методов предусматривает не прямое вмешательство со стороны субъектов регулирования, а опосредствовано, через создание определенной экономической среды. Регулирование с помощью экономических методов дает возможность субъектам рынка хранить право на свободный выбор экономического поведения.
Экономические методы государственного регулирования - это комплекс мероприятий со стороны государства, которое носит характер непрямого влияния на общественно хозяйственное развитие страны с соблюдением требований основных экономических законов, ради создания условий, которые обеспечивают достижение высоких экономических результатов. К экономическим методам государственного регулирования принадлежат прогнозирование, планирование, программирование, материальное стимулирование, льготное финансирование, льготное налогообложение и кредитование. Применение этих методов является наиболее органическим для условий рыночной экономики, поскольку государство не ограничивает выбор и действия экономических субъектов, а только корректирует и заинтересовывает его в принятии определенных решений.
Административные методы государственного регулирования рыночной экономики выражают, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривают использование системы государственных заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынках.
Административные методы базируются на силе государственной власти и не связанные с созданием дополнительного материального стимула или угрозой финансовых убытков. Они разделяются на средства запрещения, разрешения и принуждения. В условиях рыночной экономики отмеченные методы должны использоваться осторожно и является обоснованным в ситуациях, когда никем не ограниченная свобода отдельных субъектов предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.
Среди основных направлений применения административных регуляторов в условиях рыночной экономики выделяют:
- государственный контроль за монопольными рынками путем государственного регулирования цен;
- охрана окружающей среды и потребления невоспроизводительных ресурсов;
- обеспечение минимального уровня благосостояния и социальной защиты населения;
- соблюдение национальных стандартов производства (санитарные, экологические нормы, качество продукции, запрещение недобросовестной рекламы и тому подобное);
- защита национального рынка (таможенные ограничения, тарифы, квоты на экспорт и импорт, лицензирование товаров и тому подобное).
Важным методом регулирования экономики, формой целеустремленного влияния государства на развитие той, или другой отрасли есть государственный заказ, который предусматривает изготовление и поставку определенного объема продукции или выполнения работ на договорной основе с целью удовлетворения первоочередных потребностей общества. Это вариант сотрудничества государства и предприятия с целью решения определенных заданий. С целью экономического стимулирования выполнения государственного заказа исполнителям могут быть предоставленные льготы относительно уплаты налогов, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, таможенные и другие льготы.
Правовые методы регулирования развития рыночной экономики предусматривают принятие нормативно правовых актов, а также выработки механизма их реализации и контроля. Применение правовых методов в деятельности государства предусматривает установление общих, обязательных для выполнения правил поведения экономических субъектов. Создавая правовую, законодательную базу государство разрабатывает принципы экономических отношений, придерживаться которых обязаны все субъекты экономической деятельности - производители, потребители, государство. К этой группе методов государственного регулирования принадлежат законы, законодательные и нормативные акты, которые защищают права собственности, определяют формы предпринимательства, условия функционирования предприятий, их связки между собой и государством.
Донорские методы государственного регулирования рыночной экономики это льготы или преференции в денежной или не денежной формах, которые создают для производителя привилегии, обеспечивают ему улучшение конкурентоспособности на рынке. Целью их приложения является направление экономических ресурсов в те отрасли, которые действительно являются приоритетными для общества. Основными среди этой группы методов являются:
- субсидии - помощь (преимущественно в денежной форме) которую предоставляет государство за счет государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам и другим государствам;
- субвенции - вид пособия, что предоставляет государство местным органам власти для целевого финансирования реализации определенных мероприятий (программ, проектов);
- преференции - это льготы, привилегии, преимущества, что предоставляет государство учреждениям, предприятиям с целью создания благоприятных условий для их деятельности;
- дотации - это метод регулирования деятельности предприятий промышленности, производителей сельскохозяйственной продукции и других отраслей. Он заключается в выделении государством денежных средств с целью поддержания объемов производства продукции, которые являются убыточными для производства, однако необходимой для населения или государства.
При всей своей противоположности названные методы и инструменты имеют определенную всхожесть и их разграничение достаточно условно, ведь любой экономический регулятор имеет в себе элементы администрирования. Он контролируется соответствующей правительственной службой, которая использует его после принятия соответствующего политического решения. Например, экономическая система испытывает влияние такого экономического фактора, как ставка налога или налоговая льгота, не раньше, чем будет принято административное решение относительно ее повышения (или снижение).
Каждый из методов включает у себя большое количество инструментов (регуляторов, рычагов) влияния на конкретные объекты государственного регулирования, их также можно разделить на административные и экономические.










Заключение

Опыт подавляющего большинства стран мира удостоверяет, что рыночный механизм не обеспечивает ликвидации безработицы и инфляции, устранения монополизма в производстве и ценообразовании. Без вмешательства государства невозможно эффективное развитие экономики, системы образования, медицины, а также решения экологических и других проблем. Лишь обеспечение органического сочетания механизмов рыночного саморегулирования и государственного регулирования является залогом экономического и социального развития страны. Уровень оптимума такого сочетания зависит от многих факторов, в первую очередь - определения места и роли государства как экономического субъекта в обеспечении этого развития.
В условиях рынка государственное регулирование экономики является системой мероприятий законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к условиям ведения хозяйства, которые изменяются.
Среди основных форм государственного регулирования рыночной экономики необходимо выделить:
- финансово-налоговое регулирование;
- денежно-кредитное регулирование;
- структурное регулирование;
- регулирование внешнеэкономической деятельности.
Среди методов государственного регулирования экономики выделяют: экономические; административные; правовые; донорские.



Список использованной литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Действующая редакция. – М.: Инфра, 2010. – 216 с.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Действующая редакция. – М.: Инфра, 2010. – Ч.І. – 305 с.
Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / А. Артемов // Экономист. – 2008. - №2. – С. 3-14.
Балуца С.В. Необходимость государственного регулирования экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com.
Брыкин А. Логистическая концепция государственного регулирования / А.Брыкин, В.Шумаев // Экономист. – 2009. - №2. - С. 56-62.
Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. 2 –е изд. перераб. и доп. – Из-во «Дело и сервис». – 2008. – 144 с.
Гаврилова Ж.Л. Государственное регулирование венчурного инвестирования: мировой и российский опыт // Ж.Л. Гаврилова // Проблемы современной экономики. – 2011 - №3(39). – С. 5-10.
Экономика: Учебник для юристов / Под ред. д.э.н., проф. Д.В. Валового. – М., 2009. – 368 с.
Конуэй П. Регулирование рынков товаров и услуг в России / П. Конуэй, Т. Лысенко, Дж. Барнард // Журнал новой Экономической ассоциации. – 2011. - №10. – С.95 – 125.
Пак В.Н. Государственное регулирование национальной экономики: курс лекций / В.Н. Пак. – Екатеринбург. – 2007. – 180 с.
Полозюк А.Г. Методы государственного регулирования экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com.
Райзберг Б. Государственное управление инновационными процесами / Б. Райзберг // Экономист. – 2008. - №1. – С. 35-38.
Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб.пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 384 с.
Сайфиева С.Н. Государственное регулирование налоговой нагрузки на ключевые секторы российской экономики / Под ред. д-ра экон. наук В.Г. Гребенникова, канд. экон. наук И.Н. Щепиной, канд. экон. наук В.Н. Эйтингтона. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. - С. 283-284.
Филимонова Е.Г. Вопросы государственного регулирования экономики посредством налоговой политики / Е.Г. Филимонова // Известия Государственного Педагогического Университета им. А.И Герцена Аспирантские тетради. - 2008. - №2. - С.316 – 320.
Economic Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.empitry.com.



Пак В.Н. Государственное регулирование национальной экономики: курс лекций / В.Н. Пак. – Екатеринбург. – 2007. – 180 с.

Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб.пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 384 с.

Филимонова Е.Г. Вопросы государственного регулирования экономики посредством налоговой политики / Е.Г. Филимонова // Известия Государственного Педагогического Университета им. А.И Герцена Аспирантские тетради. - 2008. - №2. - С.316 – 320.
Пак В.Н. Государственное регулирование национальной экономики: курс лекций / В.Н. Пак. – Екатеринбург. – 2007. – 180 с.

Полозюк А.Г. Методы государственного регулирования экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com.













2



Механизм государственного регулирования рыночной экономики

Методы государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования экономики

Формы государственного регулирования экономики

Финансово-налоговое регулирование

Денежно-кредитное регулирование

Структурное регулирование

Регулирование внешнеэкономической деятельности

Бюджетное регулирование

Налоговое регулирование

Регулирование денежного рынка

Регулирование рынка кредитных ресурсов

Регулирование восстановления структуры экономики

Регулирование отраслевой структуры

Регулирование территориальной структуры экономики

Валютное регулирование

Регулирование внешнеэкономической деятельности

Регулирование движения капитала

Список использованной литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Действующая редакция. – М.: Инфра, 2010. – 216 с.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Действующая редакция. – М.: Инфра, 2010. – Ч.І. – 305 с.
3.Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / А. Артемов // Экономист. – 2008. - №2. – С. 3-14.
4.Балуца С.В. Необходимость государственного регулирования экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com.
5.Брыкин А. Логистическая концепция государственного регулирования / А.Брыкин, В.Шумаев // Экономист. – 2009. - №2. - С. 56-62.
6.Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. 2 –е изд. перераб. и доп. – Из-во «Дело и сервис». – 2008. – 144 с.
7.Гаврилова Ж.Л. Государственное регулирование венчурного инвестирования: мировой и российский опыт // Ж.Л. Гаврилова // Проблемы современной экономики. – 2011 - №3(39). – С. 5-10.
8.Экономика: Учебник для юристов / Под ред. д.э.н., проф. Д.В. Валового. – М., 2009. – 368 с.
9.Конуэй П. Регулирование рынков товаров и услуг в России / П. Конуэй, Т. Лысенко, Дж. Барнард // Журнал новой Экономической ассоциации. – 2011. - №10. – С.95 – 125.
10.Пак В.Н. Государственное регулирование национальной экономики: курс лекций / В.Н. Пак. – Екатеринбург. – 2007. – 180 с.
11.Полозюк А.Г. Методы государственного регулирования экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com.
12.Райзберг Б. Государственное управление инновационными процесами / Б. Райзберг // Экономист. – 2008. - №1. – С. 35-38.
13.Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб.пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 384 с.
14.Сайфиева С.Н. Государственное регулирование налоговой нагрузки на ключевые секторы российской экономики / Под ред. д-ра экон. наук В.Г. Гребенникова, канд. экон. наук И.Н. Щепиной, канд. экон. наук В.Н. Эйтингтона. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. - С. 283-284.
15.Филимонова Е.Г. Вопросы государственного регулирования экономики посредством налоговой политики / Е.Г. Филимонова // Известия Государственного Педагогического Университета им. А.И Герцена Аспирантские тетради. - 2008. - №2. - С.316 – 320.
16.Economic Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.empitry.com.

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Сущность государственного регулирования цен 5
1.2. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка 6

1.2.1. Механизм установления верхнего предела цены 6
1.3. Влияние нижнего предела цены на функционирование рынка 8

1.3.1. Механизм установления нижнего предела цены 8
1.4. Оценка государственного регулирования рыночных цен 10
1.5. Регулирование цен на продукцию монополий 14

1.5.1. Установление предельных цен по 14
1.6. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов 15
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
2.1. Контроль цен налоговыми органами: отечественный и зарубежный опыт
19
2.2. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий 26

2.2.1. Рынке традиционный подходы к регулированию цен 27
ВЫВОД 30
СПИСОК использованной литературы 32

Введение

Согласованное функционирование разных частей экономики realizeazăprin регулирования, под которым понимается изменение темпов роста aindividuale структурных подразделений, призванное перестроить производство всоответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях piațăreglementarea экономики обеспечивается путем перераспределения financiarede ресурсов. Это такого перераспределения создаются necesarefinanciare предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

В современной России серьезной проблемой является stabilimetode эффективного экономического регулирования. Между тем, в începutreformele экономические стали применяться такие методы statde регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики. Amștim, что спрос и предложение определяют цену товара и количество decomercializat товаров, как влияют на спрос и предложение и,следовательно, изменяют равновесную цену и количество равновесия diferiteevenimente.

В этой работе рассмотрена политика регулирования цен. В этом aspectvreau заранее отметить, что анализ покажет и negativepartea ценовой политики правительства, ведь правительству так часто не может предусмотреть неожиданные или нежелательные consecințede экономической политики. Другой вид регулирования цен – reglementareaprețurilor на продукцию монополии. На рынке конкурентом statreglementarea цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, nuchiar так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот,регулирование цен может устранить полностью чистый убыток, который rezultădin монопольной власти. Одним словом, регулирование монополии послал пэо снижение цен и увеличение выработки в интересах потребителей, а также получения монополии справедливой прибыли.

Узнать стоимость работы