Порядок выборов Президента РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 2727 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 26.12.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Активное и пассивное избирательное право на выборах президента Российской Федерации
2. Назначение выборов Президента РФ, выдвижение и регистрация кандидатов
3. Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации
3.1 Избирательные комиссии
3.2 Информирование избирателей и предварительная агитация
3.3 Финансирование выборов
4. Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы

Фрагмент для ознакомления

В свою очередь, это может быть обеспечено лишь наличием в государстве такого избирательного законодательства, которое бы полностью соответствовало требованиям представительной демократии, а также знанием гражданами законодательства о выборах.
Однако «как законодательство, так и правоприменительная практика по вопросам выборов в отдельных государствах очевидно далеки от их следования принципам права, что подтверждается на национальном и, к сожалению, на международно-правовом уровнях. С середины XX века международно-правовые документы, по существу, повторяют одни и те же общие положения избирательного права, почти не развивая их».
То, что в Конституции и законодательстве Российской Федерации закреплены самые демократичные понятия и принципы избирательного права, конечно же, большой шаг вперед по сравнению с ранее существовавшей системой «выборов».
В Российской Федерации за короткий период создано современное избирательное законодательство и законодательство о референдуме, соответствующее международным избирательным стандартам и отвечающее основным гражданским и политическим правам и свободам человека.
Однако декларация не означает реального существования этих положений. Нужно использовать в полной мере указанный в законодательстве потенциал.


Список нормативно-правовых актов и литературы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. С изменениями на 25.03.2004 г. // Российская газета № 197 от 25.12.1993 г.
Федеральный Закон РФ от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями на 25.07.2006 г.) // Российская газета №6 от 16.01.2003 г.
Федеральный Закон РФ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации#M12293 0 901820138 4294967274 579028153 3270468021 322855385 4294967294 658433188 13 4099621455#S» (с изменениями на 14 ноября 2005 г.); редакция, действующая с 1 января 2005 года // Российская газета №106 от 15.06.2002 г.
Авакьян С.А. Конституционное право России: уч.курс. – В 2 т. Т.2. – М.: Юристъ, 2005. – 749 с.
Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристъ, 2005. – 237 с.
Ерыгин А.А., Корнев В.Н., Федулов В.И. Избирательное право России: Уч.пособие. – Белгород: ООНИ и РНД БелЮИ МВД России, 2004. –182 с.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Отв. Ред. Вешняков А.А. - М.: Норма, 2003.- 807 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб и доп. – М.:Юристъ, 2005. – 585 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Рук.редкол. Л.А.Окуньков. – М.: Юристъ, 2002. – 1005 с.
Конституционное право: уч. / Отв.ред В.В.Лазарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. С.417
Конституционное право России: уч. / Под ред. А.С.Прудникова, В.И.Авсеенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 687 с.
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. – 3-е изд. / Под ред. Б.Н.Топорнина. – М.:Юристъ, 2003. – 831 с.
Малиновская В.М. Комментарий к Конституции РФ (постатейный). – М.: ТК Велби, 2005. – 846 с
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. Ред В.В.Лазарев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:Спарк, 2001. – 670 с.
Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 561 с.
Чиркин В.Е. Конституционное право России: учеб. – 2-е изд., перераб и доп. – М.:Юристъ, 2003. – 447 с.

Комаров В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика, 2005 г. №6 С.15-21
Слива А. О Конституционном судопроизводстве и стандартах избирательного права // Законодательство и экономика №6 2005 г.






От латинского praesidens (означает «сидящий» впереди)
Авакьян С.А. Конституционное право России: уч.курс. В 2 т. – М.: Юристъ, 2005. Т.2 С.298
Малиновская В.М. Комментарий к Конституции РФ (постатейный). – М.: ТК Велби, 2005. – 846 с.
Федеральный Закон РФ от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями на 25.07.2006 г.) // Российская газета №6 от 16.01.2003 г.
Ерыгин А.А., Корнев В.Н., Федулов В.И. Избирательное право России: Учеб.пособие. Белгород, 2004. С.4
Федеральный Закон РФ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации#M12293 0 901820138 4294967274 579028153 3270468021 322855385 4294967294 658433188 13 4099621455#S» (с изменениями на 14 ноября 2005 г.); редакция, действующая с 1 января 2005 года // Российская газета №106 от 15.06.2002 г.
Соответственно п.26 и 27 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации#M12293 0 901820138 4294967274 579028153 3270468021 322855385 4294967294 658433188 13 4099621455#S»
Такой молодой возраст для кандидата в Президенты достаточно невысок по сравнению с другими странами: даже в парламентских республиках этот возраст выше – например, в Италии – 50 лет // Конституционное право: уч. / Отв.ред В.В.Лазарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. С.417
Понятие «постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат должен постоянно жить в России не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность президента; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. кандидат не может «набирать десятилетний период по частям, не допуская интервалов, во время которых он живет в другой стране // Конституционное право России: уч. / Под ред. А.С.Прудникова, В.И.Авсеенко. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.С.481
Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристъ, 2005. С.89
Исключение составляют: список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части (сведения предоставляются командиров воинской части) и список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания) – данные предоставляются дирекцией такой организации
Авакьян С.А. Конституционное право России: уч.курс. В 2 т. – М.: Юристъ, 2005. Т.2 С.270
В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных #M12291 9004937Конституцией Российской Федерации#S, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации (п.4 ст.5 Федерального закона РФ «О выборах Президента Российской Федерации»)
хотя участие в выборах входит в список прав политической партии, это не столько право, сколько обязанность, так как политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации.
При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации указанный срок не применяется
При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации указанный срок не применяется.
При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации.
При этом отсутствие денежных средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации кандидата
Система, статус, порядок формирования и организация деятельности избирательных комиссий всех уровней регламентированы в главе 2 Федерального закона РФ «О выборах Президента Российской Федерации»
п.21 ст. 2 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации#M12293 0 901820138 4294967274 579028153 3270468021 322855385 4294967294 658433188 13 4099621455#S»
п.22-24 ст.2 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации#M12293 0 901820138 4294967274 579028153 3270468021 322855385 4294967294 658433188 13 4099621455#S»
ч. 1 ст.20 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации#M12293 0 901820138 4294967274 579028153 3270468021 322855385 4294967294 658433188 13 4099621455#S»
Под предвыборной агитацией в п.2 ст.8 Закона о выборах понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов)
П.1 ст.50 Федерального закона РФ «О выборах Президента Российской Федерации»

Согласно п3 и п.4 ст.58 Закона о выборах Президента, Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 миллионов рублей, а в случае повторного голосования - 500 миллионов рублей
Под анонимным жертвователем понимается гражданин, если им не указано в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства - или если им указаны недостоверные сведения, либо юридическое лицо, если им не указано в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или если указаны недостоверные сведения
П.3 ст. 66 Федерального закона РФ «О выборах Президента Российской Федерации» подробно регламентирует содержание такой информации

избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю (п.10 ст.69 Федерального закона РФ «О выборах Президента Российской Федерации» подробно регламентирует содержание такой информации)
Слива А. О Конституционном судопроизводстве и стандартах избирательного права // Законодательство и экономика, 2005 г. №6 с.16


См.: Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. - М.: Весь мир, 1997 // Комаров В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика, 2005 г. №6 С.17


1


2

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. С изменениями на 25.03.2004 г. // Российская газета № 197 от 25.12.1993 г.
2.Федеральный Закон РФ от 10.01.2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями на 25.07.2006 г.) // Российская газета №6 от 16.01.2003 г.
3.Федеральный Закон РФ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями на 14 ноября 2005 г.); редакция, действующая с 1 января 2005 года // Российская газета №106 от 15.06.2002 г.
4.Авакьян С.А. Конституционное право России: уч.курс. – В 2 т. Т.2. – М.: Юристъ, 2005. – 749 с.
5.Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристъ, 2005. – 237 с.
6.Ерыгин А.А., Корнев В.Н., Федулов В.И. Избирательное право России: Уч.пособие. – Белгород: ООНИ и РНД БелЮИ МВД России, 2004. –182 с.
7.Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Отв. Ред. Вешняков А.А. - М.: Норма, 2003.- 807 с.
8.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб и доп. – М.:Юристъ, 2005. – 585 с.
9.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Рук.редкол. Л.А.Окуньков. – М.: Юристъ, 2002. – 1005 с.
10.Конституционное право: уч. / Отв.ред В.В.Лазарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. С.417
11.Конституционное право России: уч. / Под ред. А.С.Прудникова, В.И.Авсеенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 687 с.
12.Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. – 3-е изд. / Под ред. Б.Н.Топорнина. – М.:Юристъ, 2003. – 831 с.
13.Малиновская В.М. Комментарий к Конституции РФ (постатейный). – М.: ТК Велби, 2005. – 846 с
14.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. Ред В.В.Лазарев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:Спарк, 2001. – 670 с.
15.Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 561 с.
16.Чиркин В.Е. Конституционное право России: учеб. – 2-е изд., перераб и доп. – М.:Юристъ, 2003. – 447 с.

17.Комаров В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика, 2005 г. №6 С.15-21
18.Слива А. О Конституционном судопроизводстве и стандартах избирательного права // Законодательство и экономика №6 2005 г.

Вопрос-ответ:

Каков порядок выборов Президента РФ?

Порядок выборов Президента РФ определен Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации". Согласно этому закону, выборы Президента РФ проводятся ежесемейно в последнее воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок полномочий действующего Президента. В случае досрочного прекращения полномочий Президента, выборы проводятся в течение трех месяцев со дня прекращения его полномочий.

Какое активное и пассивное избирательное право на выборах Президента РФ?

Активное избирательное право на выборах Президента РФ имеют все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Пассивное избирательное право предоставляет право баллотироваться на должность Президента РФ. Кандидат должен отвечать определенным требованиям, включающим достижение возраста не ниже 35 лет, гражданство РФ и проживание в стране в течение последних 10 лет.

Как назначаются выборы Президента РФ и как происходит выдвижение и регистрация кандидатов?

Выборы Президента РФ назначаются Указом Президента РФ. Кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями, зарегистрированными в соответствии с законом, либо группой избирателей, набравших не менее 100 тысяч подписей в свою поддержку. Регистрация кандидатов проводится Центральной избирательной комиссией после проверки представленных документов и соблюдения установленных требований.

Как организовано обеспечение выборов Президента РФ?

На организацию выборов Президента РФ назначаются избирательные комиссии на различных уровнях: Центральная избирательная комиссия, краевые (областные) и территориальные избирательные комиссии. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства о выборах, регистрацией кандидатов, информированием избирателей и предварительной агитацией.

Какие права имеют избиратели на выборах Президента Российской Федерации?

Избиратели на выборах Президента Российской Федерации имеют активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право предоставляет им возможность голосовать за одного из кандидатов, а пассивное избирательное право дает возможность быть выдвинутым в качестве кандидата на должность Президента.

Как назначаются выборы Президента Российской Федерации и как происходит выдвижение и регистрация кандидатов?

Выборы Президента Российской Федерации назначаются на указ Президента. Выдвижение кандидатов производится политическими партиями и самовыдвиженцами. Кандидаты должны собрать определенное количество подписей избирателей, чтобы быть зарегистрированными в качестве участников выборов.

Как организовано и обеспечивается проведение выборов Президента Российской Федерации?

Организацией и подготовкой выборов Президента Российской Федерации занимаются избирательные комиссии на разных уровнях. Они обеспечивают проведение голосования, подсчет проголосовавших, определение результатов выборов и др. Также проводится информирование избирателей и предварительная агитация перед днем голосования. Финансирование выборов осуществляется из федерального бюджета и других источников.

Какие нормативно-правовые акты регулируют порядок выборов Президента Российской Федерации?

Порядок выборов Президента Российской Федерации регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации "О выборах Президента Российской Федерации", и другими законодательными актами, приказами и постановлениями.

Какое активное и пассивное избирательное право существует на выборах Президента Российской Федерации?

Активное избирательное право на выборах Президента РФ предоставляется гражданам Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста. Пассивное избирательное право имеют граждане РФ, достигшие 35 лет и имеющие постоянную прописку в стране не менее 10 лет.

Каким образом назначаются выборы Президента РФ, а также проводится выдвижение и регистрация кандидатов?

Выборы Президента РФ назначаются Законодательным собранием или Государственной Думой по предложению Президента. Кандидаты могут выдвигаться политическими партиями, а также самовыдвиженцами. Для регистрации кандидатов необходимо собрать определенное количество подписей избирателей или получить поддержку от политической партии.

Как осуществляется организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации?

Организационное обеспечение выборов осуществляется избирательными комиссиями, которые формируются на различных уровнях – от центральных до местных. Информирование избирателей и предварительная агитация проводятся с помощью средств массовой информации, интернета, а также через проведение информационных кампаний и встреч с кандидатами. Финансирование выборов осуществляется за счет государственного бюджета и пожертвований от граждан и организаций.

Как происходит процесс голосования и определение результатов выборов Президента Российской Федерации?

Голосование на выборах Президента РФ проходит в специально оборудованных избирательных участках, где избирателям выдается бюллетень с перечнем кандидатов. Избиратели выбирают одного из кандидатов и помещают бюллетень в урну. После окончания голосования производится подсчет голосов и определение победителя. В случае, если ни один из кандидатов не получает необходимого количества голосов, проводится второй тур выборов.