Российские инвестиции и проблема "бегства" капиталов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 2121 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 05.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность бегства капитала
1.1. Понятие бегства капитала
1.2. Цели бегства капитала
2. Методы бегства капиталов
3. Последствия и методы борьбы с бегством капитала
3.1. Последствия бегства капитала
3.2. Меры борьбы
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Эффективное управление государственной собственностью.
Развитие рынка земли и других объектов недвижимости.
Развитие финансовой инфраструктуры и финансового посредничества.
В качестве самостоятельного направления государственной политики (помимо вышеупомянутых направлений) Правительство Российской Федерации выделяет политику поощрения инвестиций. В рамках этой политики ведется работа по совершенствованию правовой базы инвестиционной деятельности. Определенные шаги в этой области делаются. Например, приняты федеральные законы: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений»; «О государственном земельном кадастре»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О недрах»; законы по отдельным месторождениям в дополнение к Федеральному закону «Об участках недр, право пользования которыми может быть представлено на условиях раздела продукции».
При анализе основных причин и мотивов бегства капитала из России мы обратили особое внимание на такую фундаментальную причину, как отсутствие достаточно прибыльных объектов инвестирования в реальном секторе экономики, особенно в промышленности. Это объясняется высокими издержками производства — самостоятельной проблемой, отличной от проблемы инвестиционного климата. Какие меры можно было бы предпринять, чтобы данный фактор утечки капитала из России перестал действовать? С нашей точки зрения, этому могла бы способствовать политика структурной перестройки экономики и политика разумного протекционизма, защиты национального товаропроизводителя от международной конкуренции, которой он выдержать не в состоянии. Очевидно, что политика структурной перестройки российской экономики — стратегическое направление. Суть ее состоит в том, что ускоренными темпами должны развиваться те отрасли и производства, которые с учетом географических, культурно-исторических, природно-климатических, геополитических особенностей страны обладают наибольшими конкурентными преимуществами на мировом рынке. В долгосрочной и даже среднесрочной перспективе сегодняшние отечественные энергоемкие, материалоемкие и даже трудоемкие производства (за очень небольшими исключениями) обречены на исчезновение в силу того, что аналогичные производства во многих странах «третьего мира» более конкурентоспособны (со временем в силу законов развития мирового хозяйства все «нижние» и даже «средние» этажи материального производства окажутся в этих странах). Исходя из этого, необходимо принять все меры, чтобы уже в среднесрочной перспективе в структуре российской экономики заметное место занимали «верхние» этажи материального производства (наукоемкие, малоэнергоемкие и малоресурсоемкие производства), а также различные отрасли сферы услуг. О проблеме структурной перестройки российской экономики у нас опубликовано немало интересных работ, поэтому подробнее на ней мы останавливаться не будем.
В кратко- и среднесрочной перспективе обеспечение международной конкурентоспособности и соответственно инвестиционной привлекательности российской промышленности возможно только проведением политики разумного протекционизма, защиты национального товаропроизводителя. Употребляя слово «разумный», мы имеем в виду обеспечение национальному товаропроизводителю таких условий, которые ставили бы его в равное положение с конкурентами на мировом рынке. Российская экономика на протяжении длительного периода времени формировалась в условиях достаточной закрытости от мирового рынка и наличия больших запасов сравнительно дешевых (даже по самым жестким Меркам мирового рынка) природных ресурсов. Это способствовало созданию «утяжеленной» структуры отечественной экономики, доминированию в ней энерго- и материалоемких производств. Сегодня эпоха «дешевых» ресурсов для российской экономики закончилась, и она, сохраняя прежнюю «утяжеленную» структуру, катастрофически теряет свою конкурентоспособность. До тех пор, пока в российской экономике не проведена структурная перестройка, насильственное «втягивание» в мировое хозяйство отечественного товаропроизводителя грозит ему неминуемой гибелью. Интегрирование может быть только очень осторожным, с сохранением достаточно мощных протекционистских механизмов. Конкуренция с иностранными компаниями на российском рынке возможна. Но при этом национальный производитель должен иметь «фору», равную тем дополнительным издержкам, которые он сегодня несет в силу природно-климатических и территориально-пространственных особенностей производства в России. «Фора» может быть обеспечена с помощью специальных пошлин компенсационного характера. Очевидно, что для расчета уровня этих пошлин необходимы глубокие расчеты по отдельным отраслям и производствам. В случае последовательного проведения политики разумного протекционизма у российского товаропроизводителя исчезнет соблазн «уводить» получаемую им прибыль в другие страны, где вложения в аналогичные производства обеспечивают ему более высокую норму прибыли. В этом случае по-настоящему заработают стимулы для формирования рыночных отношений внутри страны и для осуществления масштабных инвестиций в национальное производство. Конечно, защитные механизмы не должны существовать вечно, иначе" «утяжелённая» структура российской экономики будет законсервирована. Политика разумного протекционизма должна увязываться с политикой структурной перестройки российской экономики. Это означает, что будет происходить поэтапное снижение компенсационных пошлин, а затем и их окончательная отмена.




Заключение
В заключение сделаем вывод, что стабилизация и улучшение экономического положения в России – не гарантия, что при тех или иных изменениях конъюнктура на российском и мировом рынках капитала из страны не будет периодически происходить бегство «горячих» денег (Россия пока не столкнулась с этой проблемой в такой степени, как с ней сталкиваются сегодня страны, имеющие развитые национальные финансовые рынки и окончательно либерализовавшие операции по движению капитала).
Исходя из этого можно заключить, что для эффективного противодействия бегству капитала меры в области макроэкономической стабилизации должны дополняться мерами административного контроля.


Список литературы
Голубков Д.Ю. Структура и эффективность частной собственности в России: внешнеэкономический и внутренние аспекты. - М., 2001.
Дорнбуш Р. Бегство капитала: теория, измерение и методы борьбы. М., 2000.
Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России. – М.: Издательство «Анкил», 2002.
Ясин Е. Как поднять экономику России. - М.: Вита-пресс, 2006.
Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики. №7, 1999.
Лебедева Т. Нефтяная промышленность России // Общество и экономика. 2001, №6.
Мовсесян А. Современные тенденциии становления информационного общества в мировой экономике и России./«Общество и экономика», 2001, №6.
Смородинская Н. Бегство капиталов как объект международных исследований // Вопросы экономики. №9, 1997.
Англо-русский экономический словарь./Под ред. А.В. Аникина. — М.: Русский язык, 2001.
Cuddington J. Capital Flight: Estimates, Issues and Explanations. Princeton Studies in International Finance, 1986, № 58.
Deppler M., Williamson M. Capital Flight: Concepts, Measurement and Issues.-Staff Studies for the World Economic Outlook. Wash., IMF, August 1987.
Duwendaq D. Capital Flight From Developing Countries: Estimates and Determinants for 25 Major Borrowers,— Societe Universitaire Europeenne de Recherches Financieres, 1987, Series №52A.


Cuddington J. Capital Flight: Estimates, Issues and Explanations. Princeton Studies in International Finance, 1986, № 58.
Duwendaq D. Capital Flight From Developing Countries: Estimates and Determinants for 25 Major Borrowers,— Societe Universitaire Europeenne de Recherches Financieres, 1987, Series №52A.
Deppler M., Williamson M. Capital Flight: Concepts, Measurement and Issues.-Staff Studies for the World Economic Outlook. Wash., IMF, August 1987.
Англо-русский экономический словарь./Под ред. А.В. Аникина. — М.: Русский язык, 2001. С. 431
Голубков Д.Ю. Структура и эффективность частной собственности в России: внешнеэкономический и внутренние аспекты. - М., 2001. С. 16.
Лебедева Т. Нефтяная промышленность России // Общество и экономика. 2001, №6. С. 142.
Инвестиции в России. 2000, №7. С. 23.
Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России. – М.: Издательство «Анкил», 2002. С. 60.
Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики. №7, 1999.
Ясин Е. Как поднять экономику России. - М.: Вита-пресс, 2006. С. 38.
Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики. №7, 1999.
Дорнбуш Р. Бегство капитала: теория, измерение и методы борьбы. М., 2000. С. 19.
Там же. С. 28.
Смородинская Н. Бегство капиталов как объект международных исследований // Вопросы экономики. №9, 1997. С. 137.
Мовсесян А. Современные тенденции становления информационного общества в мировой экономике и России./«Общество и экономика», 2001, №6.












22

Список литературы
1.Голубков Д.Ю. Структура и эффективность частной собственности в Рос¬сии: внешнеэкономический и внутренние аспекты. - М., 2001.
2.Дорнбуш Р. Бегство капитала: теория, измерение и методы борьбы. М., 2000.
3.Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России. – М.: Издательство «Анкил», 2002.
4.Ясин Е. Как поднять экономику России. - М.: Вита-пресс, 2006.
5.Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики. №7, 1999.
6.Лебедева Т. Нефтяная промышленность России // Общество и экономика. 2001, №6.
7.Мовсесян А. Современные тенденциии становления инфор¬мационного общества в мировой экономике и России./«Общество и экономика», 2001, №6.
8.Смородинская Н. Бегство капиталов как объект международных исследований // Вопросы экономики. №9, 1997.
9.Англо-русский экономический словарь./Под ред. А.В. Аникина. — М.: Рус¬ский язык, 2001.
10.Cuddington J. Capital Flight: Estimates, Issues and Explanations. Princeton Studies in International Finance, 1986, № 58.
11.Deppler M., Williamson M. Capital Flight: Concepts, Measurement and Issues.-Staff Studies for the World Economic Outlook. Wash., IMF, August 1987.
12.Duwendaq D. Capital Flight From Developing Countries: Estimates and Determinants for 25 Major Borrowers,— Societe Universitaire Europeenne de Recherches Financieres, 1987, Series №52A.

Вопрос-ответ:

Что такое бегство капитала?

Бегство капитала - это процесс незаконного вывода денежных средств и активов из страны с целью сохранения их ценности и избежания налогообложения.

Какие цели преследуются при бегстве капитала?

Основная цель бегства капитала - избежать налогообложения и сохранить ценность денежных средств и активов. Также, иногда бегство капитала связано с политической нестабильностью или риском экспроприации.

Какие методы используются для бегства капитала?

Существует несколько методов бегства капитала, включая открытие зарубежных банковских счетов, создание оффшорных компаний, использование недвижимости в других странах в качестве инвестиций, контрабанду наличных денег и использование криптовалют.

Какие последствия возникают в результате бегства капитала?

Бегство капитала может привести к сокращению инвестиций в экономику страны, ухудшению финансового положения государства, потере налоговых доходов и неравномерному развитию экономики. Также, бегство капитала может усугубить социальные проблемы, так как капитал уходит из страны, а не вкладывается в технологическое развитие и улучшение условий жизни.

Какие меры предпринимаются для борьбы с бегством капитала?

Для борьбы с бегством капитала применяются различные меры, такие как ужесточение контроля за движением капитала, более строгое регулирование банковской и финансовой сферы, заключение международных договоров о сотрудничестве в борьбе с уклонением от налогообложения, а также повышение прозрачности и открытости финансовых операций.

Что такое бегство капитала?

Бегство капитала - это нелегальный или неправомерный вывод капитала из страны, обычно с целью избежать налогообложения или обезопасить активы от политического или экономического риска.

Какие цели могут преследовать люди, выводящие капитал из страны?

Цели бегства капитала могут включать избежание налогообложения, защиту активов от возможного конфискации или замораживания, обеспечение финансовой стабильности и сохранение капитала в условиях экономической и политической нестабильности.

Какими методами осуществляется бегство капиталов?

Методы бегства капиталов могут включать создание оффшорных компаний и счетов, формирование финансовых конструкций, использование подделанных контрактов и сделок, а также передачу активов посредством overinvoicing или underinvoicing (завышение или занижение фактической стоимости товаров и услуг).

Какие последствия может иметь бегство капитала для страны?

Последствиями бегства капитала для страны могут быть потеря финансовой стабильности, падение налоговых доходов, ухудшение инвестиционного климата, сокращение доступных кредитных ресурсов и снижение экономического роста.

Какие меры могут быть предприняты для борьбы с бегством капиталов?

Для борьбы с бегством капиталов могут быть предприняты меры, такие как ужесточение налогообложения, усиление контроля за движением капитала, закрепление активов и имущества за страной, улучшение правового регулирования и сотрудничество с международными организациями.

Что такое бегство капитала?

Бегство капитала - это незаконное или неправомерное перемещение крупных сумм денег или других активов из страны с целью избежать налогообложения, контроля капитала или других юридических и финансовых ограничений.