Психолого-педагогическое изучение детей старшего дошкольного возраста с О.Н.Р. 3 уровня

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 1818 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 14.07.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Особенности речевого и психического развития детей старшего дошкольного возраста в норме
Глава 2. Общее недоразвитие речи как речевое нарушение
2.1. Клинические виды общего недоразвития речи.
2.2. Характеристика III уровня речевого развития
2.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

[7, с. 30]
Совокупность пробелов в развитии фонетики, лексики и грамматике служит серьезным препятствием для овладения программой детского сада общего типа, а в дальнейшем более отчетливо проявляются в трудностях освоения письма, чтения и учебного материала.
2.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Не существует речевых расстройств, при которых, вследствие межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
нарушены восприятие, внимание и память;
— нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
— недостаточно сформировано словесно-логическое мышление;
— трудности речевого общения.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета (Е. М. Мастюкова). Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы [10, с. 38]. Затруднения появляются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления): увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Особенно устойчиво пространственные нарушения сохраняются в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений. Однако пространственные нарушения у детей с речевыми расстройствами характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Для детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией характерно нарушение зрительного восприятия и предметных зрительных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти.
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной.
Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для таких детей оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. [10, с. 56]
Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если дети с нормальным речевым развитием смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания».
Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто не сформированы или значительно нарушены, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (по результату), его отдельные элементы вступают в действие в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.
Таким образом, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе внимания.
Структура расстройств памяти зависит от типа доминантности. Объем зрительной памяти таких детей практически не отличается от нормы. В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, в целом наблюдается ее некоторое общее снижение. При этом уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития [10, с. 78].
Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность действий. Как правило, они не используют речевое общение с целью уточнения инструкции. Однако при существующих трудностях у детей с речевыми нарушениями остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
Крайняя ограниченность словарного запаса у детей с ОНР рассматривается как один из определяющих факторов, препятствующих их речевому общению. Однако такие дети в 6—7 лет владеют достаточным запасом общеупотребительных слов. Даже в том случае, когда они не могут правильно воспроизвести звуковой образ слов, дети достаточно уверенно узнают их в речевом потоке или воспроизводят в самостоятельной речи. Высказывания, используемые ими в бытовой речи, как правило, грамматически просты и лаконичны. Применение лексики с конкретным предметным значением не препятствует, а скорее, способствует осуществлению коммуникации.
Заключение
Изучение старших дошкольников с III уровнем речевого развития позволило выявить у них ряд особенностей:
Дети пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.
Лексика таких детей включает все части речи, речи часты лексические замены;
Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости.
Характерны недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замене и искажении звуков.
Появляются первые навыки словообразования.
Трудности в образовании прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности.
Трудности в употреблении приставочных глаголов с наиболее тонкими оттенками действий.
Аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными;
Сенсорное развитие ребенка с речевыми нарушениями значительно отстает по срокам формирования;
У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности.
Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи у детей с III уровнем речевого развития четко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи, несформированность неречевых функций, требующие многоаспектного комплексного логопедического воздействия.
Литература
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: 1985
Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,1999.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1988.
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Основы логопедической работы с детьми / Под общей ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М., 2002.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1967.
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под общей ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стреблевой. – М., 2005.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 1999..
Трошин О. В. Логопсихология. – М., 2005.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

1.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: 1985
2.Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,1999.
3.Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1988.
4.Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
5.Основы логопедической работы с детьми / Под общей ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М., 2002.
6.Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1967.
7.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под общей ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002.
8.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стреблевой. – М., 2005.
9.Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 1999..
10.Трошин О. В. Логопсихология. – М., 2005.
11.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Вопрос-ответ:

Какие особенности речевого и психического развития детей старшего дошкольного возраста в норме?

Речевое и психическое развитие детей старшего дошкольного возраста происходит активно. Они усваивают большой словарный запас, развивают связную речь, улучшают произношение и грамматику. Также в этом возрасте происходит развитие мышления, внимания и памяти, а также социальных навыков.

Что такое общее недоразвитие речи как речевое нарушение?

Общее недоразвитие речи — это нарушение, при котором ребенок не достигает возрастных норм в развитии речи. У него могут быть проблемы с произношением, словарным запасом, грамматикой и пониманием речи. В результате этих нарушений ребенок испытывает трудности в общении и учебе.

Какие клинические виды общего недоразвития речи существуют?

Клинические виды общего недоразвития речи могут включать афазию, аграмматию, лексическое недоразвитие и другие. Афазия характеризуется трудностями в выражении и понимании речи. Аграмматия — это нарушение грамматической структуры речи. Лексическое недоразвитие связано с ограниченным словарным запасом.

Как можно охарактеризовать III уровень речевого развития?

III уровень речевого развития характеризуется серьезными задержками в развитии речи. Дети на этом уровне могут иметь трудности с произношением, словарным запасом, грамматикой и пониманием речи. Они часто испытывают трудности в общении и интеллектуальном развитии.

Какие особенности психолого-педагогической характеристики детей с ОНР?

Дети с общим недоразвитием речи обычно нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Они требуют индивидуального подхода к обучению и помощи в развитии речи. Основной задачей педагогов и психологов является помощь детям преодолеть трудности и достичь возрастных норм в развитии речи.

Какие особенности речевого и психического развития детей старшего дошкольного возраста в норме?

Дети старшего дошкольного возраста в норме обладают более развитой речью, что проявляется в увеличении словарного запаса, усвоении сложных грамматических конструкций и развитии связной речи. Они также развивают мелкую моторику и координацию движений, что позволяет им более точно контролировать свою речь.

Что такое общее недоразвитие речи?

Общее недоразвитие речи - это речевое нарушение, которое характеризуется задержкой в развитии фонетики, лексики и грамматики. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в произношении звуков, понимании и использовании слов, а также структурировании своей речи.

Какие клинические виды общего недоразвития речи существуют?

Существует несколько клинических видов общего недоразвития речи, таких как дизартрия, дислалия, афазия и дисграмматика. Каждый из них характеризуется определенными особенностями и нарушениями в развитии речи у детей.

Как выглядит психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи?

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи включает такие аспекты, как уровень развития речи (фонетический, лексический, грамматический), особенности произношения звуков, словарный запас, понимание и использование слов, связная речь, а также моторику и координацию движений.