Особенности содержания литературного образования старшеклассников в аспекте духовного воспитания.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 3737 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 02.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Православные традиции как компонент
литературного образования старшеклассников
Глава 2. Формирование христианского мировоззрения
старшеклассников на примере творчества
И. Шмелева (“Лето Господне”)
2. 1. Биография И. Шмелева
2.2. “Лето Господне” и традиции православия
2.4. Знакомство старшеклассников с христианскими праздниками.
Пасха в изображении Шмелева в повести “Лето Господне”
2.5. Образ дома в повести Шмелева “Лето Господне”
2.6. Задания и вопросы для самостоятельной работы по теме:
творчество И. Шмелева (на примере повести “Лето Господне”)
2.7. Вопросы к семинару по творчеству И. Шмелева
Глава 3. Образ православной Руси как образ уходящей России в
творчестве И. Шмелева, Б. Зайцева, Н. Клюева
3.1. Творчество Б. Зайцева: “Голубая звезда”,
“Преподобный Сергий Радонежский”
3.2. Образ “избяной Руси” как образ уходящей Руси
в поэзии Н. Клюева
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Анализ повести “Голубая звезда”.
С творчеством Бориса Константиновича Зайцева связывают утверждение идеалов и нравственных ценностей православия в литературе русского зарубежья. В этом контексте обычная земная любовь все чаще воспринимается как любовь вечная. Именная такова трактовка темы любви в повести Б. Зайцева “Голубая звезда” (1918 год) [Русская литература ХХ века, 2003: 101].

Задания для учащихся:
Проанализируйте, как в повести Б. Зайцева “Голубая звезда” тема любви связывает человека с миром природы.
Какова роль природы и православия в формировании нравственных ценностей главного героя Христофорова?
Подумайте, как реализована православная идея очищения через страдания в повести Б. Зайцева “Голубая звезда”.
Можно ли сказать, что авторская концепция выражена в образе Христофорова?
Обратите внимание на связь библейского символа звезды с названием повести.

Лекция. Знакомство учеников с повестью “Сергий Радонежский”.
Продолжая развивать тему утраченной России, Зайцев пытается воссоздать прежние духовные ценности в повести “Преподобный Сергий Радонежский” (1925 год).
“Преподобный Сергий Радонежский” был написан в Париже в 1924 году. Зайцеву исполнилось 42 года. Творчество Зайцева многообразно в тематическом и жанровом отношении. Им написаны автобиографическая тетралогия “Путешествие Глеба”, книг странствий “Италия”, “Афон”, “Валаам”, беллетризованные биографии “Жуковский”, “Тургенев”, “Чехов”, книги мемуаров и литературных портретов “Москва”, “Далекое”, а также сотни очерков, статей, дневниковых заметок, десятки новелл, сотни эссе [Степанова, 2001: 24].
Особое место в этом ряду занимает книга “Преподобный Сергий Радонежский”, которая сочетает в себе признаки религиозного жанра - жития - и светского жанра - беллетризованной биографии. Помимо того книгу можно рассматривать как роман воспитания. В книге представлен процесс формирования, воспитания души, личности истинно православного человека. В этом процессе важную роль играет память как одно из важнейший свойств бытия. Писатель выделяет главные факторы формирования этой личности: род, родители, семья, труд и творчество, труд души, родная земля [Степанова, 2001: 24].
Автором вдумчиво подан образ Сергия как высокий пример нравственного подвига - скромности, аскетизма, самоотречения. Постепенно из малоприметного отрока Варфоломея (Церковное имя Сергия) вырастает великий святой земли русской, об этом у Зайцева написано так: “Так прожил он в полном одиночестве некоторое время... Внешних событий никаких. Духовный рост и созревание, новый закал перед новою, не менее святой, но усложненной жизнью главы монастыря и дальше - старца, к голосу которого будет прислушиваться Русь” [Степанова, 2001: 25].
Вполне очевидно, что для Зайцева, святой Сергий - не только литературный персонаж, даже не только святой, это нечто больше, очень личное. Это образец жизненного поведения, подвижничества [Степанова, 2001: 26].

3.2. Образ “избяной Руси” как образ уходящей Руси
в поэзии Н. Клюева
Третий урок.
Лекция. Новокрестьянские поэты и творчество Н. Клюева.
Имя Николая Алексеевича Клюева (1884-1937) оставило свой яркий, необычайно оригинальный след в истории русской литературы ХХ века. Выходец из олонецких крестьян, Клюев рассматривается как представитель новокрестьянской поэзии, которая была тесно взаимосвязана с православными традициями. [Русская литература ХХ века, 2003: 347].
Сложившаяся в годы отчетливой дифференциации в литературе символизма, акмеизма и футуризма группа новокрестьянских поэтов не представляла собой четко выраженного определенного литературного направления со стройной идейно-теоретической программой, каковыми являлись многочисленные литературные группы - их предшественники и современники: крестьянские поэты не выпускали поэтических деклараций и не обосновывали теоретически свои литературно-художественные принципы. Однако именно их группу как раз и отличают яркая литературная самобытность и социально-мировоззренческое единство, что дает возможность выделить ее из общего потока неонароднической литературы ХХ века. Сама православно-крестьянская среда формировала особенности художественного мышления представителей этой группы, органически близкого к народному. Никогда раннее мир крестьянской жизни, отображенный с учетом местных особенностей быта, говора, фольклорных традиций, не находил столь адекватного выражения в русской литературе [Русская литература ХХ века, 2001: 50].
Деревенская Русь - главный источник поэтического мироощущения крестьянских поэтов. С обстоятельствами рождения поэты связывали и особенности своего характера. Отсюда и мотив “возвращения на родину”, характерный для творчества новокрестьян. “Тоскую в городе, вот уже целых три года, по заячьим тропам, по голубам-вербам, по маминой чудотворной прялке”, - признается Клюев [Русская литература ХХ века, 2001: 50].
В творчестве Клюева ярко выражена поэтизация крестьянского труда (“Поклон вам, труд и пот!”) и деревенского быта, зоо- и антропоморфизм (антропоморфизация природных явлений составляет одну из характерных особенностей мышления фольклорными категориями), чуткое ощущение своей неразрывной связи с миром живого:
Плач дитяти через поле и реку,
Петушиный крик, как боль, за версты,
И паучью поступь, как тоску,
Слышу я сквозь наросты красоты.
(Н.Клюев Плач дитяти через поле и реку... )
Клюев, как и другие новокрестьянские поэты, стремился возвести деревенский быт на недосягаемый прежде уровень философского осмысления общенациональных основ бытия, а простую деревенскую избу - в высшую степень красоты и гармонии, опоэтизировал ее живую душу:
Изба-богатырица,
Кокошник вырезной,
Оконце, как глазница,
Подведено сурьмой.
(Н. Клюев Изба-богатырица)
Для крестьянина-землепашца и крестьянского поэта такие понятие, как мать-землица, изба, хозяйство - понятия одного этического и эстетического ряда, одного нравственного корня, а высшая нравственная ценность жизни - крестьянский труд, неторопливое, естественное течение нехитрой деревенской жизни [Русская литература ХХ века, 2001: 53].
Весьма сложным и к настоящему времени далеко не изученным является вопрос о нравственно-религиозных исканиях Н. Клюева. Огромное влияние н его творчество оказало хлыстовство, в религиозных обрядах которого - сложный сплав элементов христианской религии, дохристианского русского язычества и “дионисийского” начала [Русская литература ХХ века, 2001: 51].

Анализ “Святой были” как отражение православных
традиций в поэзии Клюева
В религиозном аспекте предлагается проанализировать на уроке поэтическое произведение Клюева “Святая былина” (1912 год), где рассказывается об Ангеле, слетевшем на землю “дышать земным бренным воздухом”. “Другам-воинам”, спустившимся его проведать, он жалуется на несовершенство мира, в котором оказался. Суждения Ангела о земных явлениях наводят на мысль о вине и самого народа в настоящей и будущей трагедии России:
Святорусский люд темен разумом,
Страшен косностью, лют обычаем;
Он на зелен бор топоры вострит,
Замуруд степей губи полымем.

Перед сильным червь, он про слабого
За сивухи ковш яму выроет,
Он на цвет полей тучей хмурится,
На красу небес не оглянется...
Посланник неба, “святозарный гость”, выслушав “навет”, поступает подобно пушкинскому шестикрылому Серафиму (недаром Н. Гумилев называл Клюева “продолжателем пушкинской традиции”): “Тут взмахнул мечом святозарный гость, / Рассекал мою клеть телесную... ” За казнью-подвигом открываются “падшему” Ангелу новые горизонты в озарении ясновидящего взора - Глубина Глубин. С русской жизнью связываются чаяния высших начал бытия: неустанно витает над древней любимой землей “в бесконечности духа бессмертия пир”. В стихах Клюева послеоктябрьского периода с одинаковой энергией отражается и надежда на творческое возрождение, и тяжкие опасения за судьбу веры и красоты [Русская литература ХХ века, 2003: 352].

Задание для учащихся:
Прочитать “Святую былину” и проанализировать с точки зрения идейно-художественного своеобразия.
Сопоставить время написания “Святой былины” с историческим событиями начала ХХ века.
Провести сопоставительный анализ “Святой былины” Н. Клюева и поэмы “Двенадцать” А. Блока.

Анализ поэмы “Соловки”
В 1989 году была впервые опубликована поэма Клюева “Соловки”, которую поэт создал в течение 1926-1928 гг. В этой поэме нашли отражения репрессии против духовенства, против людей, одухотворенных верой. Испытания, выпавшие на их долю, сравнимы с подвигами судеб многих героев житийной литературы [Русская литература ХХ века, 2003: 357].

Задания для учащихся:
Проанализируйте систему образов в поэме. Как они обрисованы поэтом? Обратите внимание на подбор лексических средств в описании.
Определите лейтмотив поэмы. Сопоставьте ее с “Святой былиной”.
Какова идея поэмы, проблема.

Вопросы и задания по теме: поэзия Н. Клюева
Как Н. Клюев воссоздает в своей поэзии колорит бытовых и обрядовых символом православной крестьянской Руси?
При анализе поэтических произведений Клюева обратите внимание на переплетение языческих (древнеславянское язычество) и религиозных (православие) начал.
К какому литературному направлению относится творчество Н. Клюева? Охарактеризуйте основные особенности этого направления.









Заключение
Программа литературы для 10-11 классов в последнее время претерпевает изменения. Так, постепенно в общеобразовательную программу для 11 класса вошло изучение творчества И. Шмелева, Б. Зайцева, Н. Клюева с ориентацией на православные и духовные традиции в их произведениях.
В курсовой работе последовательно и логично расписано содержание уроков для старшеклассников по творчеству И. Шмелева, Б. Зайцева, Н. Клюева.
Итак, в курсовой работе выполнено поурочное планирование по темам:
православные и духовные традиции в творчестве И. Шмелева “Лето Господне”.
образ уходящей Руси в произведениях Б. Зайцева (на примере повестей “Голубая звезда”, “Сергий Радонежский”).
поэзия Н. Клюева как средство формирования православных начал в старших классах.
Каждая из выше перечисленных тем расписана по отдельным урокам с указанием методических приемов (формулировка вопросов и заданий), которые задействованы на данном уроке, с обозначением формы урока (лекция, семинар).
Таким образом, в целом в курсовой работе раскрыто содержание литературного образования старшеклассников в аспекте духовного воспитания на примере творчества И. Шмелева, Б. Зайцева, Н. Клюева.







Библиография
Карсалова Е.В. Русский дом: жизнь и судьба - сквозь годы испытаний (И.С. Шмелев “Лето Господне”, М.А. Булгаков “Белая гвардия”, Ф.А. Абрамов “Дом”, В.Г. Распутин “Изба”) // Литература в школе. - 2004. - №9. - С.32-39.
Лаврова С.В. Образ красоты в повести Ивана Шмелева “Лето Господне” // Литература в школе. - 1997. - №3. - С.111-115.
Локшина Б.С. Программа по литературе для 10-11 классов. - СПб., 1995.
Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева “Лето Господне” // Литература в школе. - 2000. - №3. - С.26-31.
Русская литература ХХ века В 2 т. Т.1. / Под ред. Л.П. Кременцова. - М., 2003.
Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В.В. Агеносова. - 6-е изд., стереотип. - М., 2001.
Пак Н.И. Пути обретения России в произведениях Б.К. Зайцева и И.С. Шмелева // Литература в школе. - 2000. - №2. - С.34-39.
Степанова Т.М. Учить, не учительствуя. “Преподобный Сергий Радонежский” Б.К. Зайцева // Литература в школе. - 2001. - №6. - С. 23-26.
Черкезова М.В. Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические материалы // Литература в школе. - 1997. - № 2. - С.142-149.
Шешунова С. Не позвать ли к детям “Няню”? О включении романа И.С. Шмелева в школьную программу // Литература в школе. - 2003. - №1. - С.45-46.







План работы:

обоснование цели, задач курсовой работы, методических приемов, задействованных в поурочном планировании.
Обоснование необходимости знакомства старшеклассников с православными и духовными традициями русской литературы.
Изучение творчества И. Шмелева, Б. Зайцева, Н. Клюева как компонент духовного воспитания на уроках литературы в старших классах.
Формирование христианского мировоззрения старшеклассников на примере творчества И. Шмелева (“Лето Господне”). Знакомство учащихся с биографией И. Шмелева, с христианскими православными праздниками, анализ фрагментов из повести “Лето Господне”.
Образ Руси уходящей в творчестве Б. Зайцева на примере повестей “Голубая звезда” и “Сергий Радонежский”, анализ фрагментов.
Поэзия Н Клюева как средство формирования православных начал в старших классах. Анализ “Святой были” и поэмы “Соловки”.




2

Библиография
1.Карсалова Е.В. Русский дом: жизнь и судьба - сквозь годы испытаний (И.С. Шмелев “Лето Господне”, М.А. Булгаков “Белая гвардия”, Ф.А. Абрамов “Дом”, В.Г. Распутин “Изба”) // Литература в школе. - 2004. - №9. - С.32-39.
2. Лаврова С.В. Образ красоты в повести Ивана Шмелева “Лето Господне” // Литература в школе. - 1997. - №3. - С.111-115.
3. Локшина Б.С. Программа по литературе для 10-11 классов. - СПб., 1995.
4. Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева “Лето Господне” // Литература в школе. - 2000. - №3. - С.26-31.
5.Русская литература ХХ века В 2 т. Т.1. / Под ред. Л.П. Кременцова. - М., 2003.
6.Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В.В. Агеносова. - 6-е изд., стереотип. - М., 2001.
7. Пак Н.И. Пути обретения России в произведениях Б.К. Зайцева и И.С. Шмелева // Литература в школе. - 2000. - №2. - С.34-39.
8. Степанова Т.М. Учить, не учительствуя. “Преподобный Сергий Радонежский” Б.К. Зайцева // Литература в школе. - 2001. - №6. - С. 23-26.
9. Черкезова М.В. Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические материалы // Литература в школе. - 1997. - № 2. - С.142-149.
10. Шешунова С. Не позвать ли к детям “Няню”? О включении романа И.С. Шмелева в школьную программу // Литература в школе. - 2003. - №1. - С.45-46.

Вопрос-ответ:

Какие особенности содержания литературного образования старшеклассников связаны с аспектом духовного воспитания?

Содержание литературного образования старшеклассников в аспекте духовного воспитания включает в себя формирование религиозной компетентности, знакомство с религиозными традициями, воспитание этических ценностей и развитие мировоззрения.

Как православные традиции влияют на литературное образование старшеклассников?

Православные традиции являются важным компонентом литературного образования старшеклассников. Они помогают формировать этические ценности, развивать религиозную компетентность и понимание исторического и культурного контекста.

Какая биография у И. Шмелева?

И. Шмелев был русским писателем XX века. Он родился в 1873 году в Москве. Был страстным поклонником православной веры и положил большой отпечаток на свое творчество.

Какие традиции православия присутствуют в повести "Лето Господне" И. Шмелева?

В повести "Лето Господне" И. Шмелева прослеживается влияние православных традиций, таких как празднование Пасхи, символика христианских обрядов и молитвенные чтения.

Как праздник Пасхи изображен в повести "Лето Господне" И. Шмелева?

Праздник Пасхи в повести "Лето Господне" И. Шмелева описывается как особое время радости и обновления. Главные герои повести принимают участие в пасхальном богослужении, утренней службе и пасхальном обеде, отмечая традиционные ритуалы и символику праздника.

Какие особенности содержания литературного образования старшеклассников в аспекте духовного воспитания рассматриваются в статье?

Статья рассматривает особенности содержания литературного образования старшеклассников с точки зрения духовного воспитания. В частности, она исследует роль православных традиций в литературном образовании, формирование христианского мировоззрения старшеклассников через творчество И. Шмелева и знакомство со священными праздниками, особенно с Пасхой на примере повести "Лето Господне".

Какие компоненты литературного образования старшеклассников рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются православные традиции как один из компонентов литературного образования старшеклассников. Особое внимание уделяется формированию христианского мировоззрения через изучение творчества И. Шмелева и знакомство со священными праздниками, в особенности с Пасхой в повести "Лето Господне".

Какую роль в литературном образовании старшеклассников играют православные традиции?

Православные традиции играют важную роль в литературном образовании старшеклассников. Они помогают формировать духовные ценности и принципы, развивать этическое сознание и моральные качества учащихся. Также, изучение творчества писателей, вдохновленных православной верой, способствует расширению культурной грамотности старшеклассников и развитию их литературного вкуса.

Какие аспекты творчества И. Шмелева исследуются в статье?

Статья исследует несколько аспектов творчества И. Шмелева в контексте формирования христианского мировоззрения старшеклассников. В частности, рассматривается биография писателя, его связь с православием и влияние веры на его творчество. Также, анализируется роль повести "Лето Господне" в формировании духовного развития старшеклассников.

Какие особенности содержания литературного образования старшеклассников в аспекте духовного воспитания обсуждаются в статье?

Статья обсуждает особенности содержания литературного образования старшеклассников с точки зрения духовного воспитания. В ней рассматривается роль православных традиций как компонента литературного образования, формирование христианского мировоззрения через анализ творчества И. Шмелева и знакомство с христианскими праздниками на примере повести "Лето Господне".