Вам нужна курсовая работа?
Интересует Языкознание?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Женщина в Древне-русской литературе (домострой)

  • 24 страницы
  • 9 источников
  • Добавлена 01.02.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:



ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Краткая история создания литературного памятника.
Глава 2. Главные позиции в «Домострое»
2.1. Женщина по «Домострою»
2.2. Слуга и работники в доме.
2.3. Воспитание детей по «Домострою»
2.4. Ведение хозяйства по «Домострою»
2.5. Нормы милосердия и гостеприимства.
Глава 3. Для кого писали «Домострой»?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

А если другие дочери есть, таким же образом и о них заботиться».

2.4. Ведение хозяйства по «Домострою»

Если принять «Домострой » за энциклопедию жизни Древней Руси . то станет понятным обилие глав, связанных с правильным ведением хозяйства, с работой на огороде и в саду, с приготовлением пищи и заготовками на зиму.
В каждой такой главе очень подробно описывается конкретная ситуация и даются практические советы по рациональному ведению домашней работы.
Читая эти главы, ловишь себя на мысли, будто перед тобой «Энциклопедия домашнего хозяйства», выпущенная в XVI веке.
«Всякий порядок домашний содержать», «Если кто живет, ничего не рассчитав», «Как порядок в избе навести хорошо и чисто», «Как огород и сад разводить» - вот названия отдельных глава, содержание которых понятно без дополнительных разъяснений.
Однако, отдельные выдержки настолько интересны, что автор их частично приводит в тексте:
«А для всякого рукоделья и у мужа и у жены всякое бы орудие в порядке было на подворье: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное, а у жены для всякого ее рукоделья и домашнего обихода всегда бы порядок был свой, и держалось бы все то бережно, где что нужно: и что себе не сделал - никто ничего не слыхал, в чужой двор не идешь, берешь свое без лишнего слова. А поварские принадлежности и хлебопекарные все бы были у самого сполна: и медное, и оловянное, и железное, и деревянное, - какое найдется».
«Стол, и блюда, и поставцы, и ложки, и всякие сосуды, и ковши, и братины, воды согрев, с утра перемыть и вытереть и высушить, и после обеда также, и вечером; а ведра и ночвы, и квашни и корыта, и сита и решета, и горшки и кувшины, и корчаги также вымыть всегда, и выскресть, и вытереть, и высушить, и положить в чистом месте, где будет удобно хранить. Всегда бы все сосуды и посуда вымыты и чисты были, а на лавке, и по двору, и по комнатам посуда не валялась бы, поставцы, и блюда, и братины, и ковши, и ложки на лавке не валялись бы, но там, где положено, в чистом месте лежали бы, опрокинуты вниз;
 а в какой посуде что лежит из еды или питья, так то покрыто было бы чистоты ради и вся посуда с едой или с питьем или с водою; если квашню творить, всегда бы было покрыто, а в избе и завязано от тараканов и от всякой нечисти. Избу, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и двери, и в сенях, и на крыльце - все вымыть и вытереть, и вымести и выскрести, и всегда бы было чисто; и лестницы, и нижнее крыльцо - все бы было вымыто, и выскоблено, и вытерто, и выметено, а перед нижним крыльцом положить сена, чтобы грязные ноги вытирать, тогда и лестница не загрязнится; и в сенях перед дверями рогожку или ветхий войлок положить или тряпку - вытирать грязные ноги, чтобы в плохую погоду полов не пачкать; у нижнего крыльца сено или солому переменять, а у дверей рогожку или войлок переменять или тряпку чистую положить, а загрязненное прополоскать и высушить и снова туда же под ноги сгодится».

2.5. Нормы милосердия и гостеприимства.

6 и 11 главы «Домостроя» посвящены вопросам оказания помощи бедствующим, нищим, людям, оказавшимся в сложных житейских ситуациях.
Следует вообще заметить, что каждая глава «Домостроя» пронизана духом православия, милосердия, любви.
Не являются исключением и названные выше главы.
В 6 главе говорится: «В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, приветь с любовью и с чистою совестью: и этим милость Бога заслужишь и прощение грехов получишь; также и родителей своих покойных поминай приношением в церковь Божию, и дома поминки устраивай, а нищим раздай милостыню, тогда и сам будешь помянут Богом».
11 глава учит гостеприимству и радушию при принятии в доме гостя, а также нормы поведения самого гостя в доме хозяина: «Перед началом трапезы прежде всего священники Отца и Сына и святого Духа восславляют, потом деву Богородицу; едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу, и тогда им ангелы невидимо предстоят и записывают дела добрые, и еда и питье в сладость бывают; если же вначале выставленную еду и питье похулят, тогда словно в отбросы превращается то, что и сами едят; а если при этом бесстыдные речи и непристойное срамословие, и смех, и всяческие забавы или игра на гуслях, и пляски, и хлопанье в ладоши, и прыжки. и всякие игры и песни бесовские, - тогда, как дым отгоняет пчел, так отойдут и ангелы Божьи от этой трапезы и непристойной беседы;…».
Глава 3. Для кого писали «Домострой»?

Насколько «Домострой» отражает реальность – это, пожалуй, самый сложный вопрос. Он рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома.
По сути, это мечта, пример того, что могло бы быть. «Домострой» для своего времени – то же, что и советские фильмы о счастливой жизни в 1930-е годы. В реальности все было совершенно иначе, но такое кино смотрели с восторгом, потому что в нем рассказывали о том, что каждый хотел бы видеть и в своей жизни. Кино утешало и тешило надеждами.
«Домострой» – такая же виртуальная идиллия, к которой нужно стремиться каждой семье. У кого-то получается лучше, ближе к идеалу, у кого-то хуже. Бесспорно одно – что «Домострой» читали, к нему прислушивались, он был своего рода бытовой совестью.
Кроме того, не стоит забывать о практической стороне текста. Множество полезных советов по домохозяйству, необходимых в повседневной жизни, пользовались большим успехом у самой широкой аудитории.
Вообще «Домострой» рассчитан на "средний класс". Это среднее и мелкое дворянство – в документе есть упоминание о людях, владеющих деревнями. Это купечество – когда речь идет о собственном деле, о лавке. Это и состоятельные крестьяне, и городское сословие – когда упоминается о дворах, об уплате подворовых податей. Каждому «Домострой» предлагает рациональный подход в нужной сфере.
Интересно, что ко всем – дворянину, купцу, горожанину, крестьянину – «Домострой» обращается на равных. Значит, в те времена не существовало сильной разницы между элитой общества и низами. Все говорили на одном и том же языке, имели одни и те же идеалы, ходили в одежде одного покроя, сшитой по одной моде – может быть, у кого-то ткань побогаче, у кого-то попроще. Менталитет же был единым, и «Домострой», конечно, влиял на умы.
Иными словами, этот сборник не просто собрание правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни, причем в обществе с иррациональной системой взглядов. В каком-то смысле «Домострой» даже опередил свое время. Ведь многие советы или пожелания остались актуальными и в наши дни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Домострой» – это исторический памятник середины XVI века. Содержит свод правил, относящихся к разным сферам жизни: духовной, гражданской, социальной. 40 списков документа (то есть рукописно переписанных экземпляров), сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют, что в свое время «Домострой» пользовался огромной популярностью.
Для своего времени этот сборник был очень гуманным произведением, очень толково написанным, и что важно – очень рациональным.
«Домострой» не является чисто русским произведением. У таких сборников были свои предшественники – византийские своды правил, написанные в православной традиции. Они были переведены на русский язык и потому хорошо известны грамотному населению (например, Изборник Святослава, 1073 год). Была и католическая традиция, например, в Польше ("Жизнь добропорядочного человека").
Наконец, советы о порядке ведения домашнего хозяйства — целая  энциклопедия домашнего быта и хозяйства на Руси XVI в. Известно, каким пугалом в глазах «общественности» стремились представить «Домострой» прогрессисты и радикалы XIX в. и последующих времен.
В “Домострое” есть все. Есть трогательные указания, “како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем”. Есть рассуждения о том, что “аще кому Бог дарует жену добру — дражайше есть камения многоценного”. Есть практические советы: “како платье всяко жене носити и устроити”, “како огород и сады водити”, “како во весь год в стол ествы подают” (подробно о том, что — в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи — “как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу”. И все это — с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.
Та же часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, “как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь... и во всем самому стражу над ними быть и о них пещись аки о своем уде... Вси бо есьми связаны единою верою к Богу...”.
За «домостроевщину» как знак невежественной старины, всего косного, темного в ней выдавалась древнерусская семья, где муж — непременно самодур, а жена — безмолвная рабыня. Между тем из «Домостроя» видно, какую высокую роль играла женщина-хозяйка дома, дополняя дело мужа как главы семьи своим влиянием на атмосферу семейной жизни как любящая мать и жена, как труженица, распорядительница порядка в доме.




 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Большой Российский энциклопедический словарь. М.2003
Верт Н. История советского государства М.2002
История Росcии с древности до наших дней Под ред. М.Н.Зуева, М.: 1994.
История России», под ред. А.Д.Сахарова: т.I М.,1996.
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове: В 5 книгах книга 3: Бытие и быт. СПб 2004
Ключевский В.О. «Курс русской истории» М. 1992
Лихачев Д.С. Статьи о древнерусской литературе. М.1984
Сб. Памятники литературы Древней Руси. «Домострой» М.1992
Черникова Т.В.. «Домострой и современное общество» Журнал Фома. № 4 за 2001



 









































Ключевский В.О. «Курс русской истории» М. 1992 С 159
Лихачев Д.С. Статьи о древнерусской литературе. М.1984 С.69
Черникова Т.В.. «Домострой и современное общество» Журнал Фома. № 4 за 2001
Сб. Памятники литературы Древней Руси «Домострой». М.1992 С.70-173
Там же Гл. 12

Сб. Памятники литературы Древней Руси. «Домострой» М.1992 Гл.16
Сб. Памятники литературы Древней Руси «Домострой». М.1992 Гл.23

Сб. Памятники литературы Древней Руси. «Домострой» М.1992 Гл.38
Черникова Т.В.. «Домострой и современное общество» Журнал Фома. № 4 за 2001
Сб. Памятники литературы Древней Руси. «Домострой» М.1992 Гл. 23

Сб. Памятники литературы Древней Руси. «Домострой» М.1992 Гл. 1

Там же. Гл.21
Там же. Гл.19

Сб. Памятники литературы Древней Руси. «Домострой» М.1992 Гл.18

Сб. Памятники литературы Древней Руси. «Домострой» М.1992 Гл.16



Сб. Памятники литературы Древней Руси. «Домострой» М.1992 Гл.32

Там же Гл.38
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове: В 5 книгах книга 3: Бытие и быт. СПб 2004 С.61

Верт Н. История советского государства М.2002. С.83












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Большой Российский энциклопедический словарь. М.2003
2.Верт Н. История советского государства М.2002
3.История Росcии с древности до наших дней Под ред. М.Н.Зуева, М.: 1994.
4.История России», под ред. А.Д.Сахарова: т.I М.,1996.
5.Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове: В 5 книгах книга 3: Бытие и быт. СПб 2004
6.Ключевский В.О. «Курс русской истории» М. 1992
7.Лихачев Д.С. Статьи о древнерусской литературе. М.1984
8.Сб. Памятники литературы Древней Руси. «Домострой» М.1992
9.Черникова Т.В.. «Домострой и современное общество» Журнал Фома. № 4 за 2001

Один

"домострой" - ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПЛАН

Введение. Общие сведения

1. Редакции памятника

2.О языке "Домостроя"

3.Жанры

4.Состав

5.Особенности повествования

6. О роли женщины в средневековой семье

7."Домострой" о воспитании

8. Памятники народной культуры в "Домострое"

Вывод. Влияние традиций "Домостроя" на современного читателя

Список литературы

Вход. общие положения

"домострой", то есть "домашнее устроение", - литературно-публицистический памятник ХVI века. Он разделен по главам кодекс норм религиозного и общественного поведения человека, правил воспитания и быта зажиточного города, набор правил, которым должен был руководствоваться каждый гражданин.

Это типичный для средневековой литературы памятник нравоучительного характера. Повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям, каждое положение аргументируется здесь ссылками на тексты Священного писания, главным образом. Но он отличается от других памятников средневековья, что доказательство истины, или любой другой ситуации изречения народной мудрости.

Непосредственность чувства, искренность и неустанно к утверждению нравственного идеала одухотворяет "домострой".

Составленный известным человеком из ближайшего окружения Ивана Грозного, протопопом Сильвестром, "домострой" является не только произведения нравоучительного и семейно-тип техники, но и своего рода сводом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.

В "Домострое" подробно излагаются инструкции приготовления пищи, приема гостей, свадебные и другие обряды, ухода и воспитания детей, ведения хозяйства, торговли, уплаты налогов, вплоть до советов по лечению больных.

1. Содержание памятника

Памятник сохранился в трех редакциях и многочисленных списках 16-18-го века и неоднократно издавался.

Текст в первой редакции (до середины 16в.) под редакцией И. Е. Забелиным в 1882г.

Текст второй редакции по Коншинскому списку конца 16 - начала 17-го века, подготовил к печати и издал А. Орлов в 1908 году.

Третья редакция текста "Домостроя" - сплав первых двух, если они согласованы их характеристики. В 17 веке появились даже стихотворные переложения.

Узнать стоимость работы