РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДИКИ. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ В ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РИСУНКАХ ОПИСАТЬ И АПРОБИРОВАТЬ НА СФОРМИРОВАННОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Психология
  • 11 11 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 15.04.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
15. РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДИКИ. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ В ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РИСУНКАХ
45.ОПИСАТЬ И АПРОБИРОВАТЬ НА СФОРМИРОВАННОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Содержательные, т.е. способ изображения отдельных частей человеческого тела и лица. Учитываются также общее впечатление, производимое рисунком, поза и выражение лица изображенного персонажа.
Об особенностях общения человека с окружающими его людьми может многое сказать способ изображения кисти руки. В данном случае кисти резко уменьшены, почти отсутствуют, что является признаком нарушения общения. В рисунках весьма слабо представлены черты лица (особенно у девочки): рот уменьшенного размера, глаза почти полностью скрыты волосами. Это позволяет предположить, что у Маши не только интровертность, но и аутизация, т.е. выходящее за рамки психологической нормы снижение активности в контактах, избегание общения.
Бедность деталей сочетается с периодически сильно ослабевающим нажимом на карандаш, что указывает на астеническое состояние. Это не отменяет ранее сделанного замечания: сама по себе астения не определяет того, какие именно детали редуцируются; то, что редуцированы именно черты лица, – свидетельство аутизации.
Подчеркнуто экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены в стороны Кисти рук нормального размера, детально проработаны (признак благополучия в сфере общения).
В тесте «Несуществующее животное» экстравертность, т.е. направленность личности вовне, на контакты с другими людьми, проявляется в наличии у несуществующего животного разнообразных и подчас весьма многочисленных органов, обращенных в разные стороны. Это могут быть ноги, руки, щупальца, крылья, хвосты, головы.
Вариант «замкнутого» животного, характерного для интровертных личностей, Изображенное существо, представляет собой один только контур неопределенной формы. Оно построено по оригинальной модели и не снабжено никакими сколько-нибудь конкретными органами: не имеет ни рук, ни ног, ни головы, ни внутренней структуры. Подобные недетализированные рисунки обычны у замкнутых, выражено интровертных людей.[ Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003].
Большое значение и в повседневном общении имеет информация об «открытости» или «закрытости» собеседника. Открытость — это расположенность человека к общению, к непринужденному восприятию информации и взаимному обмену нужными сведениями. Закрытость собеседника ведет к затруднительному и малоэффективному общению с ним.
О закрытости собеседника, в первую очередь, говорят перекресты рук или ног. Если один из беседующих скрестил руки, то это чаще всего вызовет аналогичный жест и у собеседника и тот закроется тоже, если был открыт. Открытость или закрытость собеседника может проявляться и в том, застегнут или расстегнут пиджак у него. В строгой, официальной или просто напряженной ситуации он всегда застегнут на все пуговицы. Расстегнутый пиджак говорит о склонности человека к более открытому и непринужденному общению.. Многие жесты, которые производит человек, когда общение его не интересует, хорошо известны. Если человек сидит, то начинает подпирать голову, смотреть по сторонам, отвлекаться, постукивать пальцами по столу или ногой по полу. Часто в таких случаях люди посматривают на часы, передвигаются на кончик стула, всем своим видом давая понять, что они хотят уйти. Когда человек действительно внимательно слушает, взгляд его направлен только на собеседника, но глаза мигают, и голова обязательно наклонена вбок.[ Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994]
Если информация для человека звучит убедительно, глаза его широко раскрыты, иногда раскрыт рот, корпус подается вперед, голова тоже старается приблизиться к говорящему. Если же человек настроен критически, то при том же наклоне головы, глаза будут скорее прищурены, корпус откидывается назад, как будто человек хочет выйти из-под влияния говорящего. Руки и ноги часто скрещиваются, что свидетельствует о попытках закрыться и остаться при своем мнении. Иногда человек невольно качает головой вправо — влево, как бы говоря самому себе «Нет. Не так. Не согласен».
Если человек не уверен в себе или в том, что он говорит, то об этом говоря следующие признаки. Человек немного сутулится, мнется (поводит плечами), чаще обычного двигает руками: теребит лацкан пиджака, крутит ручку в руках или перебирает ненужные бумаги. Если человек еще и взволнован и пытается себя успокоить, его одна" рука крепко сжимает (или пощипывает, потирает) другую.
Те же признаки мы ищем и в рисунках и по ним судим о сформированности коммуникативных умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994
Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: "Академический проект", 1997.
Андреева Г.М. Социальная психология. ММ.,1998
Бодалев А.А. Психология общения. М.,1997г.
Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб, 2000г
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997
Психологические тесты и игры для деловых людей. М. Роспечать. 1996












12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994
2.Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: "Академический проект", 1997.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. ММ.,1998
4.Бодалев А.А. Психология общения. М.,1997г.
5.Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб, 2000г
6.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
7.Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997
8.Психологические тесты и игры для деловых людей. М. Роспечать. 1996

Вопрос-ответ:

Что такое рисуночные методики?

Рисуночные методики - это специальные методы и приемы, которые используются при проведении психологической диагностики с помощью рисунков. Они позволяют получить информацию о психическом состоянии человека, его эмоциональной сфере, интеллекте, а также о различных психологических характеристиках.

Что означает "отклоняющееся поведение" в диагностических рисунках?

Отклоняющееся поведение в диагностических рисунках - это поведение, которое отличается от типичного или ожидаемого. Во время рисования человек может проявить некоторые особенности, которые могут свидетельствовать о наличии эмоциональных или психических проблем. Например, это может быть наличие агрессивных, депрессивных или неадекватных элементов на рисунке.

Каким образом отклоняющееся поведение на рисунках может свидетельствовать о сформированности коммуникативных умений?

Отклоняющееся поведение на рисунках может указывать на наличие проблем в коммуникативной сфере, таких как неспособность адекватно выражать свои мысли и чувства, трудности в установлении контакта с другими людьми или отсутствие навыков эффективного общения. Например, если на рисунке человек изображает отрыв от реальности или агрессивные элементы, это может указывать на наличие проблем в коммуникации.

Какие аспекты учитываются при оценке рисунков?

При оценке рисунков учитывается не только способ изображения отдельных частей человеческого тела и лица, но и общее впечатление, производимое рисунком, поза и выражение лица изображенного персонажа. Оценка проводится с помощью различных шкал и критериев, которые учитывают множество факторов, таких как пропорции рисунка, детализация, цветовая схема и другие характеристики.

Что такое рисуночные методики?

Рисуночные методики - это способы использования рисунков для диагностики и изучения различных аспектов личности и поведения человека.

О чем статья "Рисуночные методики. Отклоняющееся поведение в диагностических рисунках. Описать и апробировать на сформированность коммуникативных умений"?

Статья рассказывает о том, как рисуночные методики могут быть использованы для диагностики отклоняющегося поведения и оценки сформированности коммуникативных умений.

Что включает в себя анализ рисунка с точки зрения рисуночных методик?

Анализ рисунка с точки зрения рисуночных методик включает в себя описание и апробацию таких аспектов, как способ изображения отдельных частей человеческого тела и лица, общее впечатление, производимое рисунком, поза и выражение лица изображенного персонажа.

Какие аспекты личности и поведения могут быть изучены с помощью рисуночных методик?

С помощью рисуночных методик можно изучить различные аспекты личности и поведения, такие как эмоциональная реакция, степень агрессивности, уровень адаптации в социуме, коммуникативные умения и многое другое.

Какие преимущества имеют рисуночные методики в диагностике?

Рисуночные методики обладают рядом преимуществ в диагностике, таких как высокая информативность и относительная легкость использования, возможность выявления непроизвольных и скрытых аспектов личности, а также возможность наблюдения за процессом рисования и самоанализа личностью.

Что такое рисуночные методики?

Рисуночные методики - это специальные методы и техники, используемые в психологии и психотерапии, основанные на интерпретации чертежей и рисунков, созданных людьми. Они позволяют выявить и проанализировать эмоциональное и психологическое состояние человека, его мотивы, страхи, проблемы и потенциалы.