23. МЕХАНИЗМЫ ОВЛАДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ. 34. ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Психология личности
  • 1313 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 02.03.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

23. МЕХАНИЗМЫ ОВЛАДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ.

34. ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ С.Л. РУБИНШТЕЙНА.

ЛИТЕРАТУРА
Фрагмент для ознакомления

Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами — и природными, а не только общественными — является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических связях и отношениях. В число таких наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того, — без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей. Будучи обусловлены внешними воздействиями, психические процессы определяют поведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий .
Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет фундаментальное значение для понимания психологического строения самой личности. В частности, вопрос о личности как психологическом субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова (как «я»)—это субъект сознательной, произвольной деятельности. Ядро его составляют осознанные побуждения — мотивы сознательных действий. Всякая личность это субъект в смысле «я», однако понятие личности и применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком, специфическом смысле. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосознанных тенденций — побуждений его непроизвольной деятельности. «Я» как субъект — это верхушечное образование, неотделимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности. В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, принимаемые человеком в качестве принципов, на основе которых им производится оценка своих и чужих поступков.
В итоге три основных положения приобретают принципиальное значение для понимания психологии личности:
Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются.
2. В психическом облике выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности.
3. Психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности. Эта последняя сама формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры.
Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический облик личности, которая в свою очередь накладывает свой отпечаток на образ жизни.
Согласно С.Л. Рубинштейну, "свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении представлено всеобщее".
 Согласно С.Л. Рубинштейну, психическое имеет свою специфику, но при этом не является чем-то, что по своей сути противостоит явлениям материального мира. Психическое и материальное тесно взаимосвязаны, образуя целостное бытие, где первое представляет собой один из высших уровней этого бытия, обладая собственной специфической природой, выступая "не только как обусловленное, но и как обуславливающее, т.е. определяет, регулирует, направляет деятельность человека. "Формула детерминации", предложенная Рубинштейном, "внешнее через внутреннее" была не только ответом и способом решения конкретных методологических проблем, стоявших перед психологией. Она была результатом глубочайшего обобщения разных типов детерминации в разных областях науки и философского знания: выявления специфики детерминации, вскрываемой теорией отражения, специфики детерминации естественно-научного уровня, представленной в рефлекторной теории, наконец, специфики социальной детерминации" (см. Хрестомат. 1.4).           Современная психология, и психология личности в частности, применяют принцип детерминизма для объяснения закономерностей психической жизни человека, для поиска связей и отношений, возникающих между сознанием и деятельностью. Центром этих отношений, по мнению С.Л. Рубинштейна, является личность.


ЛИТЕРАТУРА


.
Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 243 с.
Ананьев Б. Г. «Бытие и сознание» (О новой книге С. Л. Рубинштейна) // Вопросы психологии. 1959. № 1.
Андреева Г.М « Социальная психология»; М.,1980г.
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с
Кон И.С. « В поисках себя»; М.,1984г.
Парыгин Б.Д « Основы социально – психологической теории»; М.,1971г.
Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
Рубинштейн С.Л Предмет, задачи и методы психологии //Психология. М., 1956.
Рубинштейн С.Л Проблемы общей психологии. М., 1973.
Шувалов В.И. Социальная психология менеджмента. — М, 1997г.
Андреева Г.М « Социальная психология»; М.,1980г
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990
Там же
Кон И.С. « В поисках себя»; М.,1984г.
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990
Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
Ананьев Б. Г. «Бытие и сознание» (О новой книге С. Л. Рубинштейна) // Вопросы психологии. 1959. № 1.












13

ЛИТЕРАТУРА


.
1.Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 243 с.
2.Ананьев Б. Г. «Бытие и сознание» (О новой книге С. Л. Рубинштейна) // Вопросы психологии. 1959. № 1.
3.Андреева Г.М « Социальная психология»; М.,1980г.
4.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с
5.Кон И.С. « В поисках себя»; М.,1984г.
6.Парыгин Б.Д « Основы социально – психологической теории»; М.,1971г.
7.Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
8.Рубинштейн С.Л Предмет, задачи и методы психологии //Психология. М., 1956.
9.Рубинштейн С.Л Проблемы общей психологии. М., 1973.
10.Шувалов В.И. Социальная психология менеджмента. — М, 1997г.

Вопрос-ответ:

Какие механизмы овладения социальными нормами поведения существуют?

Есть несколько механизмов овладения социальными нормами поведения. Один из них - социализация, которая происходит через обучение в семье и общении с окружающими людьми. Другим механизмом может быть воспитание в школе, где ученикам прививаются определенные нормы и ценности. Кроме того, социальные нормы могут быть овладеваемы через медиа-воздействия, когда люди воспринимают определенные образцы поведения из кинофильмов, телевизионных шоу и интернета.

Какими свойствами обладает личность?

Личность обладает многообразными свойствами, как природными, так и общественными. Это означает, что личность формируется не только под влиянием окружающей среды, но и имеет свою индивидуальность. К природным свойствам личности относятся её физические характеристики, интеллектуальные способности, темперамент, а также генетические особенности. Однако общество также оказывает значительное влияние на формирование личности, через социализацию, воспитание и воздействие социальных норм и ценностей.

Что такое социализация и как она влияет на овладение социальными нормами поведения?

Социализация – это процесс обучения и формирования личности в социальной среде. Она включает в себя как активное погружение личности в культурное окружение, общение с другими людьми и взаимодействие с социальными институтами, такие как семья, школа и общество в целом. Через социализацию личность учится социальным нормам и стандартам поведения, усваивает ценности и представления о морали и этике. Таким образом, социализация играет важную роль в овладении социальными нормами поведения.

Какие механизмы позволяют овладеть социальными нормами поведения?

Механизмы овладения социальными нормами поведения включают в себя обучение, моделирование, внутреннюю мотивацию и саморегуляцию.

В чем заключается роль обучения в овладении социальными нормами поведения?

Обучение играет важную роль в овладении социальными нормами поведения, так как позволяет людям усвоить нормы и ценности своего общества с помощью формального и неформального образования.

Что такое моделирование и как оно влияет на овладение социальными нормами поведения?

Моделирование - это процесс, при котором люди наблюдают и имитируют поведение других людей. Оно влияет на овладение социальными нормами поведения, так как позволяет людям учиться на примере других и принять их нормы и ценности.

Как внутренняя мотивация помогает овладеть социальными нормами поведения?

Внутренняя мотивация помогает овладеть социальными нормами поведения, так как основывается на собственных ценностях и убеждениях человека, что делает его более склонным к соблюдению этих норм и поведению в соответствии с ними.

Что такое саморегуляция и как она связана с овладением социальными нормами поведения?

Саморегуляция - это способность человека контролировать и регулировать свое поведение в соответствии с социальными нормами. Она связана с овладением социальными нормами поведения, так как позволяет человеку осознавать и исполнять правила, принятые в его обществе.

Какие механизмы помогают овладеть социальными нормами поведения?

Овладение социальными нормами поведения осуществляется через различные механизмы, включая социализацию, воспитание, образование, подражание, воздействие социальной группы и перцептивное соответствие.

Какие принципы использовались С.Л. Рубинштейном в исследовании личности?

С.Л. Рубинштейн использовал философско-психологические принципы при исследовании личности, такие как принцип единства познания и практики, принцип целостности и деятельностного подхода, принцип системного исследования, принцип социально-исторического развития.