АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ЖУРНАЛА « СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 1212 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 01.02.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ЖУРНАЛА « СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Фрагмент для ознакомления

В наибольшей степени кризис ударил по верхнему слою СК - только 40,0% тех, кто относил себя к нему до кризиса, смогли после него сохранить свой социальный статус. При этом половина (49,0%) "спустилась" до уровня собственно среднего, а 12,0% -даже до уровня нижнего слоя СК или бедных. В основной массе среднего класса две трети сумели сохранить свои позиции и после осеннего кризиса, но треть их все же понизила. В нижнем слое СК доля понизивших свой социальный статус составляла всего 21,0%.
Как видим, сначала реформы, а затем и осенний кризис 1998 г. ударили по разным группам и отдельным представителям среднего класса по-разному.
В том же журнале приводятся любопытные данные по имуществным характеристикам среднего класса. К сожалению, я не нашла более свежих материалов по этому показателю. Т.к. имущественные предпочтения за последние 2-3 года, по моему мнению, принципиально изменились.
Имущественные характеристики среднего класса приводится в результатах конкретных социологических исследований:
1. Наличие предметов длительного пользования служит гораздо лучшим индикатором имущественного и социального положения их владельцев - хотя бы потому, что, в отличие от жилья, относится к категории собственности, которая гораздо быстрее "наживается" и в подавляющем большинстве случаев является результатом приобретений последнего времени и данного поколения семьи. Если двадцать-тридцать лет назад наличие в доме холодильника или телевизора служило признаком достаточно высокого благосостояния семьи, то сегодня это уже не так лишь 1,1% опрошенных, включая бедных, не имеют холодильника, столько же не имеют цветного телевизора, а 6,1% не имеют стиральной машины. Далее, больше половины представителей среднего класса имеют автомобиль (60,1%), который, как уже отмечалось выше, в России все еще остается статусным символом.
С другой стороны, нельзя не заметить, что по ряду позиций наблюдается значительное различие в обеспеченности различными видами предметов длительного пользования среди представителей разных слоев среднего класса российского общества.
Некоторые предметы длительного пользования - такие, как мебельный гарнитур, видеокамера, музыкальный центр - зависят прежде всего от определенных образовательных и возрастных характеристик их владельцев. Так, лица с высшим образованием, и тем более ученой степенью в среднем на 8-12% чаще располагают этими предметами. Но наиболее характерным индикатором образовательного уровня является наличие персонального компьютера. Среди респондентов со средним образованием компьютер имеется лишь у 6,1%, лиц с высшим образованием компьютер – у 35%.
Из приведенного выше анализа можно сделать следующие выводы:
1. Основной сферой жизненной активности среднего класса является работа. В понимании ценности и негативных обстоятельств, сопряженных с работой, наблюдается различие между представителями высшего среднего слоя и всеми остальными группами.
Если первый ценит возможность самореализации, карьерного роста, хотя в силу этого вынужден мириться с утомительным характером труда, то все остальные группы демонстрируют скорее традиционный для советской интеллигенции набор оценок своей работы: она интересна и сопровождается хорошим психологическим климатом в коллективе.
2. Значительная часть среднего класса в своей повседневной экономической деятельности выступает в качестве руководителя-организатора. При этом наиболее распространенными стилями поведения в отношении подчиненных являются партнерство и фратернализм, в том числе и среди предпринимательских когорт.
Бюрократический стиль управления не является широко распространенным, хотя среди представителей верхнего слоя СК, руководителей и предпринимателей он пользуется несколько большей популярностью, все же в основном средний класс транслирует на микроуровень общества демократические типы управленческой культуры.
3. Предпринимательская деятельность стала для многих представителей средних слоев повседневной реальностью. Причем и те, кто не вовлечен в предпринимательскую деятельность, в основном относятся к ней как к легитимному способу реализации жизненных ценностей и решения своих материальных проблем. Впрочем, довольно часто встречаются упрощенные взгляды на бизнес как всего лишь на возможность дополнительного (или просто более высокого) заработка, особенно среди групп с невысоким уровнем образования, квалифицированных рабочих, служащих и специалистов.


ЛИТЕРАТУРА


Бызов Л.Г. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса.// Социс.,2000. №4
Заславская Т.И.,Громова Р.Г. К вопросу о «среднем классе»российского общества \\ Мир России. 1998. №4
Московский комсомолец. 1999. 16 апреля
Тихонова Н.Е. Российский средний класс.// Социс. 2000.,№ 4
Томпсон ДжЛ., Пристли Дж. Социология. М.; Львов: Инициатива, 1998.

Заславская Т.И.,Громова Р.Г. К вопросу о «среднем классе»российского общества \\ Мир России. 1998. №4
Томпсон ДжЛ., Пристли Дж. Социология. М.; Львов: Инициатива, 1998
Московский комсомолец. 1999. 16 апреля
Тихонова Н.Е. Российский средний класс.// Социс. 2000.,№ 4
Заславская Т.И.,Громова Р.Г. К вопросу о «среднем классе»российского общества \\ Мир России. 1998. №4
Бызов Л.Г. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса.// Социс.,2000. №4












11

ЛИТЕРАТУРА


1.Бызов Л.Г. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса.// Социс.,2000. №4
2.Заславская Т.И.,Громова Р.Г. К вопросу о «среднем классе»российского общества \\ Мир России. 1998. №4
3.Московский комсомолец. 1999. 16 апреля
4.Тихонова Н.Е. Российский средний класс.// Социс. 2000.,№ 4
5.Томпсон ДжЛ., Пристли Дж. Социология. М.; Львов: Инициатива, 1998.

Вопрос-ответ:

Какие слои СК пострадали больше всего от кризиса?

Наибольший удар от кризиса получил верхний слой среднего класса, только 40,0% из них смогли сохранить свой социальный статус.

Какие результаты показывает исследование относительно среднего класса?

Около половины среднего класса (49,0%) "спустилась" до уровня собственно среднего после кризиса, а 12,0% даже до уровня нижнего слоя среднего класса или бедных.

Смогли ли основная масса среднего класса сохранить свои позиции после кризиса?

Да, две трети основной массы среднего класса сумели сохранить свои позиции после осеннего кризиса.

Какой процент верхнего слоя СК смог сохранить свой социальный статус после кризиса?

Верхний слой СК смог сохранить свой социальный статус только 40,0% людей.

Какой процент среднего класса смог сохранить свои позиции после кризиса?

После осеннего кризиса две трети среднего класса, то есть примерно 66,0%, сумели сохранить свои позиции.

Какое количество людей из верхнего слоя СК упали до уровня среднего класса после кризиса?

Половина (49,0%) людей из верхнего слоя СК "спустилась" до уровня собственно среднего после кризиса.

Сколько процентов людей из верхнего слоя СК опустились до уровня нижнего слоя СК или бедных после кризиса?

После кризиса 12,0% людей из верхнего слоя СК опустились до уровня нижнего слоя СК или бедных.

Какой результат кризиса был наиболее распространенным среди верхнего слоя СК?

Наибольшим результатом кризиса для верхнего слоя СК стало падение социального статуса - такой исход был для 40,0% людей из этого слоя.

Какие результаты показывает анализ материалов журнала "Социологические исследования"?

Анализ показывает, что в наибольшей степени кризис ударил по верхнему слою социального класса. Только 40,0% людей, относящих себя к этому слою до кризиса, смогли сохранить свой социальный статус. Половина из них "спустилась" до уровня среднего класса, 12,0% даже до уровня нижнего слоя или бедных.

Какие доли социальных классов смогли сохранить свои позиции после осеннего кризиса?

В основной массе среднего класса две трети сумели сохранить свои позиции после осеннего кризиса.

Какой социальный слой пострадал больше всего от кризиса?

Верхний слой социального класса пострадал больше всего от кризиса. Только 40,0% людей, относящих себя к этому слою до кризиса, смогли сохранить свой социальный статус.