Русская православная церковь о путях взаимодействия христианских конфессий в современном мире.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 2929 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 16.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
«Русская Православная Церковь о путях взаимодействия христианских конфессий
в современном мире»

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СЕГОДНЯ
3. ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА, КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ МЕЖХРИСТИАНСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСТАВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
5. ХРИСТИАНСКИЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
Объективными основаниями ведения межконфессионального диалога являются:
6. ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МИТРОПОЛИТА СМОЛЕНСКОГО И КАЛИНИНГРАДСКОГО КИРИЛЛА
О православном мире и его приоритетах сегодня
О взаимоотношениях между Церковью и государством в православных странах
О роли Православия в международной политике
Взгляды Православной Церкви на расширение Европейского Союза
Отношение Православия к межхристианскому диалогу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Однако надо различать историческое учение о симфонии, которое целиком принадлежит прошлому, и ее методологические основания, которые могут применяться и сегодня. Историческое представление о симфонии связано с монархической формой правления и идеологической ролью Православия. Государство и Церковь понимались как два равновеликих института – два Божественных дара, осуществляющих разные виды заботы об одном социально-культурном организме – народе. Государство обязывалось защищать Церковь, а Церковь – поддерживать государство. Подобная модель никогда не была реализована, так же как никогда не будет осуществлена в чистом виде демократическая модель.
Для нынешнего дня модель симфонии скорее имеет важную методологическую ценность. Известно, что она была сформулирована как итог поиска оптимальной модели отношений Церкви и государства в течение почти двух столетий. До провозглашения христианства государственной религией в начале IV века между Церковью и государством была вражда. С ее прекращением возник серьезный вопрос о том, каковы должны быть отношения между Церковью и государством, чтобы эти два института пребывали в согласии, или, по-гречески, симфонии. В VI веке император Юстиниан дал свой вариант решения этой задачи, перечислив обязанности Церкви и государства по отношению друг к другу. Однако в разные исторические времена содержание этих обязанностей может меняться, а методологический принцип – поиск мирного сосуществования Церкви и государства – оставаться тем же. Можно сказать, что Русская Православная Церковь, принимая в 2000 году Основы социальной концепции, в разделе, посвященном отношениям со светским государством, руководствовалась методологией модели симфонии и по пунктам перечислила, при каких условиях и в каких областях возможно гармоническое сотрудничество Церкви и светского государства в настоящее время.
Сегодня есть и такие православные страны, как, например, Греция и Грузия, в конституциях которых закреплено особое положение Православной Церкви, поскольку подавляющее большинство населения этих государств является православным. Здесь нет ничего плохого и угрожающего свободе людей иных вер, если государство публично заявляет о своих особых отношениях с религиями большинства населения своей страны. В этом случае появляются четкие и всем понятные правила церковно-государственных взаимоотношений, которые лучше поддаются общественному контролю. В России было бы полезно определить подобные особые отношения с четырьмя традиционными религиями нашей страны: православием, исламом, иудаизмом и буддизмом. Это позволило бы сотрудничать государству и религиозным общинам в различных общественных сферах пропорционально количеству верующих, принадлежащих к той или иной традиционной религии.
О роли Православия в международной политике
На сегодня православного мира как чего-то единого в политическом отношении не существует. Единство духовно-культурной традиции позволяет говорить только о потенциале возникновения более тесного общения и взаимодействия между странами. Очевидно, что православный мир мог бы успешно консолидироваться на основе, позволяющей ему сохранить свою идентичность в современном мире. Это могло бы выражаться в активизации гуманитарных контактов в сферах образования, СМИ, культуры.
Главная идея, которую могли бы совместно отстаивать представители православного мира, состоит в утверждении значимости национальных и религиозных традиций в современной международной политике. В некоторых странах православного мира, например, в России в течение веков удалось выработать модель мирных межцивилизационных отношений. Поэтому роль Православия в международной политике могла бы заключаться в содействии строительству многополярного мира, в котором найдется место различным мировоззренческим системам.
Взгляды Православной Церкви на расширение Европейского Союза
Когда в странах Балтии, Православные Церкви которых входят в Московский Патриархат, проходили всенародные референдумы о присоединении к Европейскому Союзу, то Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Алексия II высказалась о поддержке устремлений народов этих государств жить в едином политико-экономическом сообществе с другими европейскими народами. В то же время всегда говорилось, что расширение Европейского Союза не должно создавать нового железного занавеса на Востоке Европы. Поэтому Русская Православная Церковь не хотела бы оставаться в роли стороннего наблюдателя за европейскими интеграционными процессами. Очевидно, что православная традиция призвана внести свой вклад в развитие единого европейского пространства.
В ответ на свою готовность соучаствовать в развитии европейской интеграции православные народы ожидают открытости западного мира к восприятию ценностей восточно-христианской традиции. Следует отметить, что с дальнейшим расширением Европейского Союза на страны православной традиции (Румынию, Болгарию) православные верующие составят значительное число европейских граждан. Если западные страны ЕС будут открыты к восприятию духовной самобытности этих стран, то европейскую интеграцию ждет исторический успех. Если же этого не произойдет, то неминуемо наступит провал этого грандиозного геополитического проекта.
Похожая проблема возникает и в связи с возможностью принятия Турции в ЕС. Все понимают, что это вопрос не только экономического и социального уровня развития Турции. Это, прежде всего, вопрос совместимости ценностей христианской и исламской цивилизаций. В настоящее время в турецком обществе наблюдаются отдельные процессы, которые свидетельствуют об отсутствии открытого и справедливого отношения к традиционным религиозным и этническим меньшинствам.
Некоторые европейские политики говорят: «ЕС – это не христианский клуб». Но за этими словами должны следовать реальные действия, связанные с рецепцией европейцами ценностей исламской цивилизации. Иммигранты из мусульманских стран и коренные европейцы пока плохо уживаются на территории самих стран ЕС, улучшение материального положения не решает проблему их культурной адаптации, а порой даже способствует росту их этнорелигиозной самобытности. Неизвестно готова ли к этому Европа. Необходимо, чтобы принятию решения о возможном членстве Турции в ЕС предшествовала широкая дискуссия в обществах европейских стран и окончательное решение этого вопроса происходило не исключительно на политическом уровне, а являлось четко выраженным желанием народов ЕС.
Русская Церковь не оставалась в стороне от развернувшейся в Европе дискуссии. Отдел внешних церковных связей, который возглавляет Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, сделал заявление на этот счет перед тем, как Комиссия ЕС приняла решение о начале переговоров с Турцией о присоединении к ЕС: «Безусловно, тесное соседство мусульманского и христианского миров может не только создавать разделения, но, преодолевая их, способствовать выработке модели мирного сосуществования этих двух цивилизаций. Вполне может оказаться так, что вхождение Турции в Европейский Союз заложит камень в основание моста между христианским и исламским мирами. Примеры России и республик Средней Азии, где христиане и мусульмане мирно уживаются на протяжении столетий, доказывают возможность цивилизационной совместимости в рамках одного политического образования».
В одном мы убеждены: мирное сосуществование с другой цивилизацией не должно означать отказа от собственной религиозной традиции. Возможность этого демонстрирует богатый опыт Русской Церкви в построении мирных отношений с исламской цивилизацией в рамках одного государства.
Отношение Православия к межхристианскому диалогу
В 2000 году Русская Православная Церковь приняла документ, который называется «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». В этом руководстве формулируются приемлемые для Православной Церкви цели и методы межхристианского диалога. Важнейшей целью диалога провозглашается восстановление единства христиан (Ин. 17. 21), о котором учил Иисус Христос. Признавая необходимость восстановления нарушенного единства, Православная Церковь утверждает, что оно возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, то есть в рамках той христианской традиции, которая существовала до разделения Церквей в XI веке.
Однако общение между представителями различных конфессий по вопросам общественной жизни возможны уже сегодня и даже востребованы временем. Угрозы современного мира создают предпосылки для активного взаимодействия христиан для разрешения проблем, вызывающих общую обеспокоенность. Пожалуй, больше всего христианские Церкви волнует роль религиозного мировоззрения в объединенной Европе. Большинство христиан континента прилагает значительные усилия, чтобы христианские традиции стали органической частью европейской идентичности. Во время работы над проектом Конституции Европейского Союза Церкви сообща способствовали включению в нее статьи, предусматривающей диалог органов власти ЕС с религиозными организациями. Это важнейшее свидетельство о важности межхристианского диалога и совместных действий по отстаиванию общего христианского свидетельства.
Борьба с терроризмом – еще один из пунктов общехристианской повестки дня. Чтобы лишить проповедников экстремизма возможности использовать религиозную мотивацию для обоснования террористических атак, следует объединять усилия христиан и мусульман, развивая межрелигиозный диалог. Помня об этом, Русская Православная Церковь инициировала создание Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств. В рамках этих органов Церковь стремимся совместно противостоять террору и другим вызовам современности.
Несколько слов хотелось бы сказать о препятствиях, возникающих на пути диалога христианских Церквей. Русская Православная Церковь обеспокоена повышенной активностью западных конфессий среди народов, принадлежащих к православной традиции. Такими действиями наших братьев, которые уже давно получили название «прозелитизма», нарушается древний принцип отношений между разными христианскими Церквями. Об этом принципе говорил еще апостол Павел в послании к Коринфянам, не желая «хвалиться готовым в чужом уделе» (2Кор. 10. 16). Этот принцип предполагает учет интересов местной Церкви при осуществлении любых миссионерских и вообще религиозных мероприятий в землях, в которых уже есть своя христианская Церковь.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы на исконной территории нашей Церкви резко усилилась прозелитическая деятельность инославных Церквей и религиозных объединений, нехристианских религий, а также различных сект, среди которых есть и так называемые тоталитарные, разрушающие психическое здоровье общества. Эта деятельность является деструктивной всегда, когда она направлена на людей, крещенных в Православии или связанных с ним историческими корнями. Здесь же необходимо сказать о том, что работа инославных, нехристианских и псевдорелигиозных миссий, прежде всего зарубежных, является одной из причин приоритетного возрождения и развития православной миссии в церковной жизни.
Следует отметить, что Русская Православная Церковь ведет диалоги с инославием не только на двусторонней, но и на многосторонней основе, в том числе и во всеправославном представительстве, а также участвует в работе межхристианских организаций. Также, Русская Православная Церковь поддерживает рабочие отношения на уровне членства или кооперации с самыми различными международными христианскими организациями, а также региональными и национальными советами церквей и христианскими организациями, специализирующимися в области диаконии, молодежной работы или миротворчества.
Таким образом, ушедшее тысячелетие было отмечено трагедией разделения, вражды и отчуждения. В XX веке разделенные христиане проявили стремление к обретению единства в Церкви Христовой. Русская Православная Церковь ответила готовностью вести диалог истины и любви с инославными христианами, диалог, вдохновленный призывом Христа и богозаповеданной целью христианского единства. И сегодня, переступя порог третьего тысячелетия, Православная Церковь вновь с любовью и настойчивостью призывает всех тех, для кого благословенное имя Иисуса Христа выше всякого другого имени под небом, к блаженному единству в Церкви.
Список использованной литературы
История религии в России // Под общ. Ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука.- М.: Изд. РАГС, 2004.- 696 с.
Оливер П. Мировые религиозные верования // Пер. с англ. О. Перфильева.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.- 240 с.
Православие и патриотизм // Отв. Ред. А.Н. Швечиков.- СПб.: Алетейя, 2005.- 248 с.
Православная вера и традиции благочестия у русских XVIII-XX веках: этнографические исследования и материалы // Под ред.О.В. Кириченко, Х.В. Поплавской.- М.: Наука, 2002.- 469 с.
Православная энциклопедия. Русская Православная церковь // Под общ. ред. Патриарха московского и всея Руси Алексия II.- М.: Церк.-науч. центр Православная энциклопедия, 2000.- 655 с.
Флоровский Г.В. Вера и культура // Сост., вступ. ст. И.И. Евлампиева.- СПб.: РХГИ, 2002.- 862 с.
Церковь в истории России // Сб. 1.- М.: Институт российской истории РАН, 1997.- 204 с.
Diplomatie №16,сентябрь-октябрь 2005.- с. 39
Православная энциклопедия. Русская Православная церковь // Под общ. ред. Патриарха московского и всея Руси Алексия II.- М.: Церк.-науч. центр Православная энциклопедия, 2000.- с. 378

Флоровский Г.В. Вера и культура // Сост., вступ. ст. И.И. Евлампиева.- СПб.: РХГИ, 2002.- с. 433
Православная энциклопедия. Русская Православная церковь // Под общ. ред. Патриарха московского и всея Руси Алексия II.- М.: Церк.-науч. центр Православная энциклопедия, 2000.- с. 380
Diplomatie №16,сентябрь-октябрь 2005.- с. 39












22

Список использованной литературы
1.История религии в России // Под общ. Ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука.- М.: Изд. РАГС, 2004.- 696 с.
2.Оливер П. Мировые религиозные верования // Пер. с англ. О. Перфильева.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.- 240 с.
3.Православие и патриотизм // Отв. Ред. А.Н. Швечиков.- СПб.: Алетейя, 2005.- 248 с.
4.Православная вера и традиции благочестия у русских XVIII-XX веках: этнографические исследования и материалы // Под ред.О.В. Кириченко, Х.В. Поплавской.- М.: Наука, 2002.- 469 с.
5.Православная энциклопедия. Русская Православная церковь // Под общ. ред. Патриарха московского и всея Руси Алексия II.- М.: Церк.-науч. центр Православная энциклопедия, 2000.- 655 с.
6.Флоровский Г.В. Вера и культура // Сост., вступ. ст. И.И. Евлампиева.- СПб.: РХГИ, 2002.- 862 с.
7.Церковь в истории России // Сб. 1.- М.: Институт российской истории РАН, 1997.- 204 с.
8.Diplomatie №16,сентябрь-октябрь 2005.- с. 39

Вопрос-ответ:

Какова история Русской православной церкви?

История Русской православной церкви берет начало с принятия Русью христианства в 988 году. Она прошла через множество испытаний, переживала периоды преследований и расколов, но всегда оставалась одной из ведущих православных церквей в мире.

Какая деятельность ведется Русской православной церковью сегодня?

Сегодня Русская православная церковь занимается многими видами деятельности, включая богослужение, проповедь, миссионерскую работу, благотворительность, социальную деятельность, образование и культурную жизнь. Она активно участвует в социально-политической жизни страны и международных отношениях.

Какую роль играет Отдел внешних церковных связей Московского патриархата в межхристианском взаимодействии?

Отдел внешних церковных связей Московского патриархата играет важную роль в организации и поддержке межхристианского взаимодействия. Он осуществляет контакты с другими православными церквями и христианскими конфессиями, участвует в межконфессиональных диалогах и переговорах.

Какие общие положения содержит Устав Русской православной церкви?

Устав Русской православной церкви содержит общие положения, касающиеся организации и управления церковными делами, богослужения, священства, монашества, образования, духовно-нравственного воспитания и других вопросов, относящихся к жизни православной общины.

Какие пути взаимодействия между христианскими конфессиями предлагает Русская православная церковь в современном мире?

Взаимодействие между христианскими конфессиями в современном мире предлагается осуществлять через диалог, сотрудничество, взаимное уважение и понимание. Русская православная церковь призывает к укреплению единства христианского мира и борьбе с разделенностью и разделением христиан.

Какая история у Русской православной церкви?

История Русской православной церкви восходит к первым векам христианства на Руси. Она была учреждена в 988 году, когда князь Владимир Киевский принял христианство. Русская православная церковь претерпела множество перемен и испытаний на протяжении своей истории, включая периоды преследований со стороны властей и преодоление разделения между Россией и Западной Европой в результате Великой русской революции. Сегодня она является одной из крупнейших и влиятельных церквей в мире.

Чем занимается Русская православная церковь сегодня?

Сегодня Русская православная церковь активно занимается религиозными, культурными, образовательными и благотворительными делами. Она осуществляет богослужения, связанные с приходской жизнью, проводит церковные праздники и обряды, исследует и пропагандирует православные верования и поддерживает тесные связи с другими христианскими конфессиями. Кроме того, она оказывает помощь нуждающимся, расширяет социальное влияние и занимается миссионерской работой как внутри страны, так и за ее пределами.

Какое место занимает Отдел внешних церковных связей Московского патриархата во взаимодействии христианских конфессий?

Отдел внешних церковных связей Московского патриархата является одним из путей межхристианского взаимодействия. В его компетенцию входит поддержание и развитие отношений с другими христианскими конфессиями, участие в международных диалогах и консультациях, а также координация деятельности Русской православной церкви на международной арене. Отдел внешних церковных связей активно работает над созданием и укреплением диалога между Русской православной церковью и другими церквями и общинами в целях преодоления конфессиональных разделений и достижения единства христианской общины.